Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Нарушения когнитивного развития детей дошкольного возраста | Осипова Татьяна Игоревна. Работа №303778

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация:

Проблемы психического развития у ребенка с интеллектуальными нарушениями отличаются большим разнообразием в зависимости от причин и характера поражения центральной нервной системы. Вместе с тем, многие формы интеллектуальных, сенсорных, двигательных нарушений проявляются в виде отставания в развитии речи. 

В статье отмечается важность оказания медико-психолого-педагогической помощи с первых месяцев жизни, которая позволяет достичь принципиально иных результатов, чем при начале коррекционной работы в дошкольном и, тем более в школьном возрасте.

Осипова Татьяна Игоревна, воспитатель ГБДОУ д/с № 105 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Нарушения когнитивного развития детей
дошкольного возраста
Раннее детство — особый период становления органов и систем и, прежде всего, функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обуславливающих все дальнейшее развитие организма ребенка.
Проблемы психического развития у ребенка с интеллектуальными нарушениями отличаются большим разнообразием в зависимости от причин и характера поражения центральной нервной системы. Вместе с тем, многие формы интеллектуальных, сенсорных, двигательных нарушений проявляются в виде отставания в развитии речи. Диагностика нарушений речевого развития у дошкольников с данной патологией представляет большие сложности, так как индивидуальные сроки начального развития речи широко варьируют. Следует учесть, что любое неблагоприятное воздействие на организм ребенка в сензитивный для формирования речи период приводит к вербальному недоразвитию, поэтому любой ребенок требует комплексного клинико-психолого-педагогического обследования, а также оценки состояния слуха.
Особенно важно обратить внимание на наличие регрессивных расстройств, которые могут наблюдаться при различных наследственных синдромальных формах нервно-психических заболеваний. Они характерны, прежде всего, для синдрома раннего детского аутизма. У дошкольников становятся более отчетливыми следующие проявления:
- отгороженность ребенка от внешнего мира, слабость эмоционального реагирования по отношению к близким людям;
- однообразное, стереотипное поведение;
- непереносимость взгляда в глаза;
- своеобразные расстройства речи;
- игры с предметами неигрового назначения;
- страхи и т.п.
На первом месте по частоте встречаемости в детском возрасте стоят различные формы задержек психоречевого развития. Они могут быть обусловлены отсутствием значимых моторных нарушений (ребенок своевременно начинает переворачиваться, садиться, ходить и т.д.), а так же ранней сочетанной патологией беременности и родов (хронические инфекции у матери во время беременности, злоупотребление табаком, алкоголем, токсическими и наркотическими средствами, родовые травмы различной степени выраженности, недоношенность, врожденные хромосомные аномалии).
В настоящее время ранняя коррекция нарушений в развитии признана основополагающим направлением специальной педагогики и психологии. Известно, что оказание медико-психолого-педагогической помощи с первых месяцев жизни позволяет достичь принципиально иных результатов, чем при начале коррекционной работы в дошкольном и, тем более в школьном возрасте.
Литература:
Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Цветкова Л. С., Семенович А. В., Котянина С. Н. и др.; Под ред. Цветковой Л. С. – М.: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: Изд-во НПО МОДЕК, 2011.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×