Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Наш дом Кубань!» | Базулина Ольга Ифантьевна. Работа №271027

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Базулина Ольга Ифантьевна
Проектная деятельность в детском саду

Паспорт проекта

«Важно переломить разъединительные тенденции в нашем обществе…

мы вместе должны добиться, чтобы одним из ключевых понятий

в жизни нашего общества стала толерантность, уважительное

отношение к культуре и образу жизни разных людей.

Ни вера, ни национальность не должны разделять нас,

давать какие-то преференции, никто не должен

быть поражен в правах».

 

Президент РФ В. В. Путин

Тема: «Наш дом Кубань!».

Тип проекта: социально-значимый

Место проведения: МБДОУ МО г. Краснодар «Центр – детский сад № 101»

Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы, родители воспитанников, педагоги детского сада (воспитатель, музыкальный руководитель, педагог-психолог).

Актуальность

В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:

этика и стратегия ненасилия;

идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;

необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.

Это обусловлено социальными проблемами в обществе, конфликтами на национальной и религиозной почве, которые являются прямой угрозой безопасности страны.

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур.

Дошкольное детство – это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

Социально-значимый проект «Наш дом Кубань» позволит организовать практическую работу по толерантному воспитанию детей дошкольного возраста и разработать систему мероприятий с родителями в данном направлении.

«Межнациональная толерантность» - отношение к представителям различных наций, способность не переносить недостатки и негативные действия отдельных представителей национальности на других людей, относиться к любому человеку с позиции "презумпции национальной невиновности». Исключение крайних проявлений межнациональной интолерантности: агрессивный национализм - мнение, что одна нация превосходит в правах другую.

 

Проблема: В нашей группе, как и во многих других, вместе воспитываются дети разных национальностей. В беседе с детьми о том к какой национальности они себя относят, на каком языке разговаривают они дома, какие традиции есть в их семьях многие затруднялись в ответах, а некоторые воспитанники, зная, стеснялись рассказывать об этом. Межличностные отношения детей в группе не напряжены, но существует проблема культуры общения, проблема межнациональной толерантности.

Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у детей была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников. Поэтому было принято решение применить для решения проблемы проектную деятельность.

Новизна разработки:

Заключается в том, что главной задача педагога является - осуществить вместе с детьми выбор темы проекта. Один из способов введения в тему связан с использованием образовательной технологии «Модель трех вопросов», которая выступает как способ разработки проектов. Суть этой образовательной технологии заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:

Что

мы знаем?

Что

мы хотим узнать?

Как узнаем об этом?

Педагог самостоятельно принимает решениях о сроках организации проектной деятельности и о форме итогового мероприятия.

Цель социально-значимого проекта: создание условий для формирования основ толерантной культуры у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Задачи проекта:

Познакомить детей с их обычаями, традициями, фольклором, кухней, особенностями культур разных народов, проживающих на Кубани.

Способствовать развитию у детей таких качеств как отзывчивость, справедливость, дружелюбие,

эмпатия

, сопереживание, сочувствие, содействие посредством различных видов деятельности (изобразительной, двигательной, коммуникативной и др.).

Познакомить детей с разнообразием подвижных игр разных национальностей, проживающих на Кубани и России и содействовать их использованию в самостоятельной деятельности.

Организовать выставку «Национальный костюм» с привлечением родителей воспитанников и педагогов детского сада.

Предполагаемый результат:

дети

познакомятся с традициями, обычаями и культурой людей разных национальностей, проживающих в городе Краснодаре, на Кубани и в России;

с интересом будут рассказывать о своей этнической принадлежности, традициях своей нации и разных народов.

познакомятся с разнообразием подвижных игр разных национальностей сверстников, Краснодарского края и России и будут использовать их в самостоятельной деятельности;

с интересом примут участие вместе с родителями и воспитателем в праздниках, развлечениях, организованных на разных уровнях

будут демонстрировать следующие проявления толерантности:

способны преодолеть барьеры раздражения (даже в том случае, если не испытывают к сверстнику симпатии), сдерживают импульсивное действие;

умеют ставить и достигать свои цели с учетом желаний сверстников;

проявляют терпение по отношению к сверстникам, увлеченно занимаются одним делом; участвуют во всех видах деятельности в независимости от национальности принадлежности;

проявляют такие качества как отзывчивость, справедливость, дружелюбие,

эмпатию

, сопереживание, сочувствие, содействие.

родители

между семьями воспитанников и детским садом усилилась взаимосвязь в вопросах воспитания у детей толерантных отношений;

активно участвуют в совместных мероприятиях;

проявляют терпение в общении с ребенком;

помогают ребенку в

среде

сверстников

и взрослых рассказывать о своей дружной семье и о своей национальности, ее традициях, обычаях и культуре, культурах разных народов;

проявляют такие качества как отзывчивость, проявляют содействие;

владеют знаниями в области воспитания толерантности у детей дошкольного

возраста,

вступают в дискуссию по данному вопросу

Совместная работа всех участников образовательного процесса над проектом:

урегулирует взаимоотношения детей, будет способствовать воспитанию нравственного отношения к другому, формированию гуманных способов проявления сочувствия, понимания, принятия, сопереживания сверстнику, что является одним из основополагающим аспектов формирования толерантности;

будет обогащена и пополнена среда, способствующая освоению навыков толерантного отношения к представителям различных национальностей и культур.

Содержание проекта разработано с учетом образовательной программы дошкольного образования МБДОУ МО г. Краснодар «Центр – детский сад № 101».

В разделе Программы «Часть, формируемая участниками образовательных отношений» в подразделе «Региональный компонент» представлена «Система работы ДОО по формированию основ толерантности дошкольника».

Проект включает в себя реализацию содержания всех основных направлений развития ребенка (ФГОС ДО), регионального компонента, задачи по воспитанию толерантности в различных видах деятельности.

Приоритетная образовательная область: Социально-коммуникативное развитие.

Взаимодополняющие образовательные области:

Познавательное развитие (игровая деятельность, познавательно-исследовательская деятельность - исследование объектов окружающего мира (национальный костюм)).

Речевое развитие (коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), восприятие художественной литературы фольклора)

Художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), музыкальная деятельность (музыкально-ритмические движения, слушание);

Физическое развитие (игровая и двигательная деятельность).

Формы работы:

НОД

- совместная деятельность педагога и детей по формированию у них основ толерантности и воспитания таких качеств личности как доброта, милосердие, сострадание, доброжелательность, межличностное общение, искусство жить в мире непохожих людей, воспитание нравственных чувств. Знакомство детей с традициями народов разных стран;

беседы- углубляют, уточняют и систематизируют представления ребенка, при условии соответствия их содержания интересам детей;

наблюдения – цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным путем и самостоятельно приобрести систему конкретных представлений об окружающем;

игра – основной целью которой является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия; в процессе которой формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, с миром сверстников разных национальностей, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом;

психогимнастика

, направленная на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы («Мое настроение», «Веселый - грустный»);

проведение концерта и других массовых мероприятий, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира;

театрализованная деятельность дошкольников – драматизация по сценариям, в основе которых сказки народов мира; игры-упражнения, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

экскурсии в мини-музей (созданный в ходе проекта);

-просмотр видеороликов, видеофильмов, мультфильмов с целью формирования у детей основ толерантности и воспитания таких качеств личности как доброта, милосердие, сострадание, доброжелательность, межличностное общение, искусство жить в мире непохожих людей, воспитание нравственных чувств. Знакомство детей с традициями народов разных стран

Методы способствующие активизации процесса формирования основ толерантности у детей:

Игровые методы вызывают у детей повышенный интерес и положительные эмоции, содействуют концентрации внимания на поставленной задаче, которая становится не навязанной, а своей личной целью. Используя различные игры дидактические, ролевые, подвижные, конструктивные мы органично и целенаправленно вводим детей в мир народной культуры, этики человеческих отношений. К таким играм относятся: народные подвижные и шуточные игры со сверстниками и взрослыми, фольклорные прибаутки и считалки.

Метод воображаемых ситуаций (местом, ролями, оборудованием, действиями) повышает степень усвоения познавательного материала.

Метод игра - путешествие используется для уточнения знаний детей.

Метод сюрпризный момент способствует активизации эмоциональности детей.

Словесный метод.

Прием сравнение, позволяющее выявлять общее и особенное в историческом развитии и культурах разных народов мира, причины этих сходств и различий.

Прием развивающие вопросы. В ходе такой беседы ставим вопросы, побуждаем детей - на основе наблюдений, личного опыта, представлений, ранее приобретенных знаний - сравнивать, сопоставлять отдельные факты, явления, присущие этническим культурам, а затем путем рассуждений делать выводы, выделяя что-то общее, особенное или единичное в культурах разных народов.

Метод моделирования и конструирования, сочетающий словесное объяснение, практическую реализацию и игровую мотивацию. Данный метод будет использован при работе с глобусом, картами.

Этапы работы над проектом:

Первый этап - «Выбор темы. Подготовка к проекту» (2-4 неделя сентября).

Задача воспитателя №1 - осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием образовательной технологии «Модель трех вопросов», которая выступает как способ разработки проектов. Суть этой образовательной технологии заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Как узнаем об этом?

Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата.

Задача воспитателя №2 - создать условия для реализации содержания проектной деятельности.

Изучить нормативно-правовую базу по формированию основ толерантности у детей дошкольного возраста;

Определить список методической литературы

по теме проекта для самообразования;

Разработать поэтапный план работы с

детьми,

родителями и

специалистами детского сада;

Отобрать содержание психолого-педагогической деятельности в соответствии с образовательной программой дошкольного образования МБДОУ

МО г. Краснодар «Центр – детский сад № 101».

Отобрать педагогические технологии, ориентированные на развитие толерантности у детей дошкольного возраста и родителей;

Подготовить развивающую предметно-пространственную среду:

экспонаты для выставки «Национальный костюм» (собранные и изготовленные руками педагогов детского сада и родителями воспитанников);

оборудование для различных видов деятельности (двигательной, изобразительной и др.);

иллюстративный материал и демонстрационный материал знакомящий с народами, населяющими Россию;

музыкальный ряд, используя Интернет-ресурсы;

детскую художественную литературу;

картотеки пословиц о дружбе и семье, считалок,

закличек

;

цикл тематических бесед;

подвижные игры разных народов, проживающих на территории города, Краснодарского края, России;

семейные фотоальбомы;

серию мультипликационных фильмов, презентаций по теме проекта.

7. Создать благоприятный социально-психологический климат как основу формирования толерантного пространства.

Задача воспитателя №3

Провести родительское собрание по проблеме «Формирование основ толерантности у детей дошкольного возраста» с целью освещения проблемы культуры общения детей в группе и ознакомления с моделью трех вопросов для того, чтобы родители имели представление:

о направлении интересов детей в группе и интересов

своего ребенка;

о том, что дети уже знают и что хотят узнать;

чем, в целом, дети будут заниматься в ближайшее время;

каких результатов можно ожидать;

о чем можно поговорить с ребенком дома;

какие материалы могут понадобиться.

т.е. с целью вовлечение родителей воспитанников в проектную деятельность.

План работы с детьми и родителями

Месяц

Содержание психолого - педагогической работы с детьми

Содержание работы с родителями

Сентябрь/март 2-я - 4-я неделя

Беседа «Что такое толерантность?»

Просмотр видеороликов «О толерантности».

Проигрывание ситуаций

(проблемных ситуаций) «Ты кто?», «Ты не такой как я» и др.

Игры и игровые упражнения,

«Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»; «Ласковое имя», «Комплименты»; «Море волнуется»: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»; «Стоящие и сидящие»; «Что можно сделать для друга»; «Выдержанный человек»; «Солнышко милосердия», «Добрый лесник».

Подвижные игры разных национальностей.

Заучивание произведений наизусть

(пословицы, дразнилок, поговорки, песенки, стихи).

Распространение

видеороликов

«О толерантности», презентации «Примеры толерантного поведения» для домашнего просмотра с детьми и совместного обсуждения.

 

Второй этап - реализация социально-значимого проекта

Цель: Реализация содержания проекта всеми участниками проектной деятельности.

Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проекта происходит через различные виды деятельности (ФГОС ДО). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что этот этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией коллекционирования.

Взаимодействие педагогов и детей в проектной деятельности изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе - организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.

План работы с детьми и родителями

Октябрь/Апрель 1-я неделя

Экскурсия на выставку «Страна в миниатюре» (куклы в национальных костюмах»).

Сюжетно-ролевая игра «Школа меленького экскурсовода» и др.; Просмотр мульт - сериала «Мы живем в России» (видеоэнциклопедия нашей страны).

Подвижные игры разных национальностей (см. приложение к проекту «Картотека народных подвижных игр).

Заучивание произведений наизусть

(пословицы, дразнилок, поговорки, песенки, стихи).

Дидактические игры: «Семья», «Детский сад».

Рисование: «Мир национальных узоров».

Организация и посещение выставки «Страна в миниатюре» (куклы в национальных костюмах»).

Октябрь/Апрель 2-я неделя

Подвижные игры разных национальностей (см. приложение к проекту «Картотека народных подвижных игр).

Просмотр мульт - сериала «Мы живем в России» (видеоэнциклопедия нашей страны).

Беседа «Откуда ты родом» «Моя национальность», «Моя семья» с использование наглядных - демонстрационного материала:

сюжетных картин, фотографий, иллюстраций, рисунков, карт.

Создание фотоальбома «Наша многонациональная группа». Рассматривание семейных альбомов,

Оказание помощи в создании фотоальбома «Наша многонациональная группа».

 

 

иллюстраций о разных странах и их жителях, традициях, национальных костюмах.

Составление рассказов:

«Национальность моей семьи», «Мой друг».

Рисование: «Украшение русского кокошника».

 

Октябрь/Апрель 3-я неделя

Подвижные игры разных национальностей (см. приложение к проекту «Картотека народных подвижных игр).

Просмотр мульт - сериала «Мы живем в России» (видеоэнциклопедия нашей страны).

Игры и игровые упражнения,

«Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»; «Ласковое имя», «Комплименты»; «Море волнуется»: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»; «Стоящие и сидящие»; «Что можно сделать для друга»; «Выдержанный человек»; «Солнышко милосердия», «Добрый лесник».

Рисование: «Декоративная роспись рубашек».

Сюжетно-ролевые игра «Семья».

Мульт - сериал «Мы живем в России» (видеоэнциклопедия нашей страны) для домашнего просмотра с детьми и совместного обсуждения.

Октябрь/Апрель 4-я неделя

Просмотр мульт - сериала «Мы живем в России» (видеоэнциклопедия нашей страны).

Подвижные игры разных национальностей (см. приложение к проекту «Картотека народных подвижных игр).

Заучивание произведений наизусть

(пословицы, дразнилок, поговорки, песенки, стихи).

Чтение: «Российская семья» В. Степанов, «Лучшее богатство» О. Александрова.

Разучивание русских, казачьих народных песен.

Лепка: «Посуда разных национальностей».

Разучивание русских, казачьих народных песен.

Ноябрь/май 1-ая неделя

Беседы: «Моя Россия»,

«Какие народы живут в России».

Чтение (дополнительная литература): стихотворений, рассказов и сказок разных национальностей.

Аппликация: «Хоровод дружбы», Музыкально-ритмические движения:

подскоки, боковой галоп.

Слушание детских песен, национальной музыки. Этюды и упражнения «Подарок»; «Спиной друг к другу».

Организация и посещение выставки «Национальный костюм».

 

 

Экскурсия на выставку «Национальный костюм».

 

Ноябрь/май 2-я неделя

Культурно-досуговая деятельность:

«День народного единства»;

«День доброты»

Рисование: «Подарок другу».

Участием родителей воспитанников культурнодосуговая деятельности

Ноябрь/май 3-я неделя

1. Культурно-досуговая деятельность:

«День Толерантности»

Участием родителей воспитанников культурнодосуговая деятельности.

План мероприятий в рамках Дня толерантности в детском саду

Важно проводить День толерантности в детском саду потому, что дети до поступления в школу проходят важный этап социализации и образец для подражания - значимый взрослый. Если у дошкольников формировать толерантные качества, то в школе они смогут критически относиться к интолерантным формам поведения и нетерпимым высказываниям.

Вторая основная задача мероприятий в рамках Дня толерантности - просвещение дошкольников по вопросам толерантности. Задача педагогов и родителей помочь детям научиться понимать, что стоит за понятием терпимости, и на конкретных примерах поведения показать.

Мероприятие

Цель

Ответственные, категория детей

Беседа «Что такое толерантность?»

Просмотр видеороликов «О толерантности».

Презентация «Примеры толерантного поведения».

Сформировать адекватное представление о понятии толерантности.

Развить художественные взгляды на понятие толерантности.

Воспитатели, дети всех групп

Просмотр мульт - сериала «Мы живем в России» (видеоэнциклопедия нашей страны).

Подвижные игры разных национальностей, проживающих на Дону и в России.

Познакомить с разнообразием народов, проживающих на территории страны, с их традициями, культурой, народными подвижными играми.

Воспитатели, дети всех групп

Мини-тренинги, социальнопсихологические тренинги

с играми и упражнениями на тему толерантности.

Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация) «Подарок другу».

Сформировать адекватное представление о понятии толерантности, толерантные качества личности

Педагог-психолог, дети всех групп

Общий концерт ко Дню толерантности

Выставка коллажей на тему «Толерантный мир»

Развить художественные взгляды на понятие толерантности в обществе

Воспитатели, дети всех групп, родители

 

 

Третий этап - «Презентация итогов проектной деятельности»

В основу презентации положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал детей, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта:

выставка детско-родительского творчества;

совместные со сверстниками подвижных игр разных национальностей;

сюжетно-ролевые игры «Семья», «Школа меленького экскурсовода» и др.;

участие в итоговых мероприятиях (концерт) для детей детского сада и родителей.

В процессе своего выступления перед сверстниками, совместных игр дети приобретают навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).

План работы с детьми и родителями

Выставка коллажей на тему «Толерантный мир».

Подвижные игры разных национальностей.

Сюжетно-ролевая

игра «

Моя многонациональная семья».

Представление семейных коллажей для выставки «Толерантный

мир».

Презентация результатов проекта на

групповом родительском собрании.

Воспитатель во взаимодействии с специалистами детского сада:

Проводят анализ деятельности.

Обобщают результаты работы (составляют фотоальбом совместно с детьми «Как это было»). Организовывают итоговое мероприятие (концерт, участие в фестивале семей воспитанников).

Подводят итоги и организуют презентацию проекта (выступают на педсовете ДОО, родительском собрании). Отмечают семьи воспитанников, принявших участие в проектной деятельности, дипломами и благодарственными письмами.

Четвёртый этап - «Рефлексия».

План работы с детьми

Рефлексия настроения и эмоционального состояния – оценка отношения, настроения воспитанников. «Погода настроения».

Дошкольники выбирают изображения и прикрепляют их к голубому фону. Моё настроение похоже на:

солнышко;

солнышко с тучкой;

тучку;

тучку с дождиком;

тучку с молнией

«Рисуем настроение».

На общем листе ватмана с помощью красок каждый ребёнок рисует своё настроение в виде полоски, облачка, пятнышка (в течение минуты). Затем лист передаются по кругу. Задача каждого определить настроение друга и дополнить его, дорисовать. После этого обсуждают получившийся рисунок. Чтобы определить настроение по использованному в рисунке цвету, можно применить характеристику цветов Макса Люшера https://psvfactor.org/lib/lusher.htm

Рефлексия содержания.

Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности.

Начало фразы:

было интересно узнать...

было трудно выполнять...

я научился...

у меня получилось...

я смог...

я попробую сам...

 

Перспектива проекта:

Содержание проекта будет дополняться методическими разработками

НОД

, досугов, тематических бесед и корректироваться в соответствии с национальным составом воспитанников детского сада.

Представление результатов работы на различных уровнях (федеральном, региональном).

Активное участие в сетевом взаимодействии с детскими садами города Краснодара, работающими в этом направлении и социальными партнерами.

Разработка содержания проекта с учетом новых задач по формированию основ толерантности у детей дошкольного возраста в системе инклюзивного образования.

Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе образовательной деятельности, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности. А также – это огромная каждодневная работа педагогов. Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей.

Необходимость разрешения выявленных проблем в системе дошкольного образования обусловили выбор темы социально-значимого проекта: «Воспитание толерантности у дошкольников в условиях межнационального общения».

В результате реализации данного проекта в группе будет создана среда, способствующая освоению навыков толерантного отношения к окружающей действительности, представителям разных культур, национальностей, социального статуса и т.д.

 


Научная и методическая литература:

Александрова, З.В. Планета толерантности / методические разработки //сборник по материалам Всероссийского образовательного форума «Селигер - 2009». - М., 2010. - с. 97-115.

Асмолов, А.Г. На пути к толерантному сознанию/ А.Г.Асмолов. - М., 2000. С.7.

Вульфов Б.З., Галяпина, В.Н., Гуров, В.Н., Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде / Гуров В.Н., Вульфов Б.З., Галяпина В.Н. - Москва: Пед. общ. России, 2004.

Гершунский, Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования/ Б.С.Гершунский // Педагогика. 2002. №7, с. 33-37

Макарова Т.В., Ларионова Г.Ф. Толерантность и правовая культура дошкольников. Методические рекомендации -М.: ТЦ Сфера, 2008. 80 с.

Моторина Н.А., Кайгородова А.В. Формирование толерантности дошкольников как педагогическая проблема // В сборнике: Дошкольное образование в современном изменяющемся мире: теория и практика III Международная научно-практическая конферения: сборник статей. Под редакцией А.И. Улзытуевой. 2015. С. 116-119.

Николаева, Л.В. Этнопедагогические основы воспитания детей дошкольного возраста учебное пособие / Л.В. Николаева. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2013, С. 164.

Николаева М.А. Становление толерантности в условиях модернизации образования // Воспитание толерантности: взаимодействие различий: Сб. науч. И метод. Тр. Под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко и др. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004.

9.Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников// Дошкольное воспитание. — 2003. - №11. -С. 51.

10. Белова С. В. Личностно-ориентированные технологии. Технология диалогового обучения г - основа профессии педагога: Учебно-методическое пособие. М.: АПКиПРО, 2002.

Ресурсы Интернет:

Мульт - сериал «Мы живем в России» (видеоэнциклопедия нашей страны) https://www.voutube.com/watch7time continue=2&v=KIP2EpFA5Z0 часть 1 https://www.voutube.com/watch7time continue=5&v=optfYlZqs5U часть 2 https://www.voutube.com/watch7time continue=1&v=sMrHv 1 F-o часть 3

Официальный сайт МБДОУ МО г. Краснодар «Центр – детский сад № 101»

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×