«Наш дом Кубань!» | Базулина Ольга Ифантьевна. Работа №271027
Автор: Базулина Ольга Ифантьевна
Проектная деятельность в детском саду
Паспорт проекта
«Важно переломить разъединительные тенденции в нашем обществе…
мы вместе должны добиться, чтобы одним из ключевых понятий
в жизни нашего общества стала толерантность, уважительное
отношение к культуре и образу жизни разных людей.
Ни вера, ни национальность не должны разделять нас,
давать какие-то преференции, никто не должен
быть поражен в правах».
Президент РФ В. В. Путин
Тема: «Наш дом Кубань!».
Тип проекта: социально-значимый
Место проведения: МБДОУ МО г. Краснодар «Центр – детский сад № 101»
Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы, родители воспитанников, педагоги детского сада (воспитатель, музыкальный руководитель, педагог-психолог).
Актуальность
В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:
этика и стратегия ненасилия;
идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;
необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.
Это обусловлено социальными проблемами в обществе, конфликтами на национальной и религиозной почве, которые являются прямой угрозой безопасности страны.
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур.
Дошкольное детство – это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
Социально-значимый проект «Наш дом Кубань» позволит организовать практическую работу по толерантному воспитанию детей дошкольного возраста и разработать систему мероприятий с родителями в данном направлении.
«Межнациональная толерантность» - отношение к представителям различных наций, способность не переносить недостатки и негативные действия отдельных представителей национальности на других людей, относиться к любому человеку с позиции "презумпции национальной невиновности». Исключение крайних проявлений межнациональной интолерантности: агрессивный национализм - мнение, что одна нация превосходит в правах другую.
Проблема: В нашей группе, как и во многих других, вместе воспитываются дети разных национальностей. В беседе с детьми о том к какой национальности они себя относят, на каком языке разговаривают они дома, какие традиции есть в их семьях многие затруднялись в ответах, а некоторые воспитанники, зная, стеснялись рассказывать об этом. Межличностные отношения детей в группе не напряжены, но существует проблема культуры общения, проблема межнациональной толерантности.
Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у детей была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников. Поэтому было принято решение применить для решения проблемы проектную деятельность.
Новизна разработки:
Заключается в том, что главной задача педагога является - осуществить вместе с детьми выбор темы проекта. Один из способов введения в тему связан с использованием образовательной технологии «Модель трех вопросов», которая выступает как способ разработки проектов. Суть этой образовательной технологии заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:
Что
мы знаем?
Что
мы хотим узнать?
Как узнаем об этом?
Педагог самостоятельно принимает решениях о сроках организации проектной деятельности и о форме итогового мероприятия.
Цель социально-значимого проекта: создание условий для формирования основ толерантной культуры у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Задачи проекта:
Познакомить детей с их обычаями, традициями, фольклором, кухней, особенностями культур разных народов, проживающих на Кубани.
Способствовать развитию у детей таких качеств как отзывчивость, справедливость, дружелюбие,
эмпатия
, сопереживание, сочувствие, содействие посредством различных видов деятельности (изобразительной, двигательной, коммуникативной и др.).
Познакомить детей с разнообразием подвижных игр разных национальностей, проживающих на Кубани и России и содействовать их использованию в самостоятельной деятельности.
Организовать выставку «Национальный костюм» с привлечением родителей воспитанников и педагогов детского сада.
Предполагаемый результат:
дети
познакомятся с традициями, обычаями и культурой людей разных национальностей, проживающих в городе Краснодаре, на Кубани и в России;
с интересом будут рассказывать о своей этнической принадлежности, традициях своей нации и разных народов.
познакомятся с разнообразием подвижных игр разных национальностей сверстников, Краснодарского края и России и будут использовать их в самостоятельной деятельности;
с интересом примут участие вместе с родителями и воспитателем в праздниках, развлечениях, организованных на разных уровнях
будут демонстрировать следующие проявления толерантности:
способны преодолеть барьеры раздражения (даже в том случае, если не испытывают к сверстнику симпатии), сдерживают импульсивное действие;
умеют ставить и достигать свои цели с учетом желаний сверстников;
проявляют терпение по отношению к сверстникам, увлеченно занимаются одним делом; участвуют во всех видах деятельности в независимости от национальности принадлежности;
проявляют такие качества как отзывчивость, справедливость, дружелюбие,
эмпатию
, сопереживание, сочувствие, содействие.
родители
между семьями воспитанников и детским садом усилилась взаимосвязь в вопросах воспитания у детей толерантных отношений;
активно участвуют в совместных мероприятиях;
проявляют терпение в общении с ребенком;
помогают ребенку в
среде
сверстников
и взрослых рассказывать о своей дружной семье и о своей национальности, ее традициях, обычаях и культуре, культурах разных народов;
проявляют такие качества как отзывчивость, проявляют содействие;
владеют знаниями в области воспитания толерантности у детей дошкольного
возраста,
вступают в дискуссию по данному вопросу
Совместная работа всех участников образовательного процесса над проектом:
урегулирует взаимоотношения детей, будет способствовать воспитанию нравственного отношения к другому, формированию гуманных способов проявления сочувствия, понимания, принятия, сопереживания сверстнику, что является одним из основополагающим аспектов формирования толерантности;
будет обогащена и пополнена среда, способствующая освоению навыков толерантного отношения к представителям различных национальностей и культур.
Содержание проекта разработано с учетом образовательной программы дошкольного образования МБДОУ МО г. Краснодар «Центр – детский сад № 101».
В разделе Программы «Часть, формируемая участниками образовательных отношений» в подразделе «Региональный компонент» представлена «Система работы ДОО по формированию основ толерантности дошкольника».
Проект включает в себя реализацию содержания всех основных направлений развития ребенка (ФГОС ДО), регионального компонента, задачи по воспитанию толерантности в различных видах деятельности.
Приоритетная образовательная область: Социально-коммуникативное развитие.
Взаимодополняющие образовательные области:
Познавательное развитие (игровая деятельность, познавательно-исследовательская деятельность - исследование объектов окружающего мира (национальный костюм)).
Речевое развитие (коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), восприятие художественной литературы фольклора)
Художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), музыкальная деятельность (музыкально-ритмические движения, слушание);
Физическое развитие (игровая и двигательная деятельность).
Формы работы:
НОД
- совместная деятельность педагога и детей по формированию у них основ толерантности и воспитания таких качеств личности как доброта, милосердие, сострадание, доброжелательность, межличностное общение, искусство жить в мире непохожих людей, воспитание нравственных чувств. Знакомство детей с традициями народов разных стран;
беседы- углубляют, уточняют и систематизируют представления ребенка, при условии соответствия их содержания интересам детей;
наблюдения – цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным путем и самостоятельно приобрести систему конкретных представлений об окружающем;
игра – основной целью которой является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия; в процессе которой формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, с миром сверстников разных национальностей, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом;
психогимнастика
, направленная на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы («Мое настроение», «Веселый - грустный»);
проведение концерта и других массовых мероприятий, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира;
театрализованная деятельность дошкольников – драматизация по сценариям, в основе которых сказки народов мира; игры-упражнения, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
экскурсии в мини-музей (созданный в ходе проекта);
-просмотр видеороликов, видеофильмов, мультфильмов с целью формирования у детей основ толерантности и воспитания таких качеств личности как доброта, милосердие, сострадание, доброжелательность, межличностное общение, искусство жить в мире непохожих людей, воспитание нравственных чувств. Знакомство детей с традициями народов разных стран
Методы способствующие активизации процесса формирования основ толерантности у детей:
Игровые методы вызывают у детей повышенный интерес и положительные эмоции, содействуют концентрации внимания на поставленной задаче, которая становится не навязанной, а своей личной целью. Используя различные игры дидактические, ролевые, подвижные, конструктивные мы органично и целенаправленно вводим детей в мир народной культуры, этики человеческих отношений. К таким играм относятся: народные подвижные и шуточные игры со сверстниками и взрослыми, фольклорные прибаутки и считалки.
Метод воображаемых ситуаций (местом, ролями, оборудованием, действиями) повышает степень усвоения познавательного материала.
Метод игра - путешествие используется для уточнения знаний детей.
Метод сюрпризный момент способствует активизации эмоциональности детей.
Словесный метод.
Прием сравнение, позволяющее выявлять общее и особенное в историческом развитии и культурах разных народов мира, причины этих сходств и различий.
Прием развивающие вопросы. В ходе такой беседы ставим вопросы, побуждаем детей - на основе наблюдений, личного опыта, представлений, ранее приобретенных знаний - сравнивать, сопоставлять отдельные факты, явления, присущие этническим культурам, а затем путем рассуждений делать выводы, выделяя что-то общее, особенное или единичное в культурах разных народов.
Метод моделирования и конструирования, сочетающий словесное объяснение, практическую реализацию и игровую мотивацию. Данный метод будет использован при работе с глобусом, картами.
Этапы работы над проектом:
Первый этап - «Выбор темы. Подготовка к проекту» (2-4 неделя сентября).
Задача воспитателя №1 - осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием образовательной технологии «Модель трех вопросов», которая выступает как способ разработки проектов. Суть этой образовательной технологии заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать?
Как узнаем об этом?
Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата.
Задача воспитателя №2 - создать условия для реализации содержания проектной деятельности.
Изучить нормативно-правовую базу по формированию основ толерантности у детей дошкольного возраста;
Определить список методической литературы
по теме проекта для самообразования;
Разработать поэтапный план работы с
детьми,
родителями и
специалистами детского сада;
Отобрать содержание психолого-педагогической деятельности в соответствии с образовательной программой дошкольного образования МБДОУ
МО г. Краснодар «Центр – детский сад № 101».
Отобрать педагогические технологии, ориентированные на развитие толерантности у детей дошкольного возраста и родителей;
Подготовить развивающую предметно-пространственную среду:
экспонаты для выставки «Национальный костюм» (собранные и изготовленные руками педагогов детского сада и родителями воспитанников);
оборудование для различных видов деятельности (двигательной, изобразительной и др.);
иллюстративный материал и демонстрационный материал знакомящий с народами, населяющими Россию;
музыкальный ряд, используя Интернет-ресурсы;
детскую художественную литературу;
картотеки пословиц о дружбе и семье, считалок,
закличек
;
цикл тематических бесед;
подвижные игры разных народов, проживающих на территории города, Краснодарского края, России;
семейные фотоальбомы;
серию мультипликационных фильмов, презентаций по теме проекта.
7. Создать благоприятный социально-психологический климат как основу формирования толерантного пространства.
Задача воспитателя №3
Провести родительское собрание по проблеме «Формирование основ толерантности у детей дошкольного возраста» с целью освещения проблемы культуры общения детей в группе и ознакомления с моделью трех вопросов для того, чтобы родители имели представление:
о направлении интересов детей в группе и интересов
своего ребенка;
о том, что дети уже знают и что хотят узнать;
чем, в целом, дети будут заниматься в ближайшее время;
каких результатов можно ожидать;
о чем можно поговорить с ребенком дома;
какие материалы могут понадобиться.
т.е. с целью вовлечение родителей воспитанников в проектную деятельность.
План работы с детьми и родителями
Месяц
Содержание психолого - педагогической работы с детьми
Содержание работы с родителями
Сентябрь/март 2-я - 4-я неделя
Беседа «Что такое толерантность?»
Просмотр видеороликов «О толерантности».
Проигрывание ситуаций
(проблемных ситуаций) «Ты кто?», «Ты не такой как я» и др.
Игры и игровые упражнения,
«Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»; «Ласковое имя», «Комплименты»; «Море волнуется»: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»; «Стоящие и сидящие»; «Что можно сделать для друга»; «Выдержанный человек»; «Солнышко милосердия», «Добрый лесник».
Подвижные игры разных национальностей.
Заучивание произведений наизусть
(пословицы, дразнилок, поговорки, песенки, стихи).
Распространение
видеороликов
«О толерантности», презентации «Примеры толерантного поведения» для домашнего просмотра с детьми и совместного обсуждения.
Второй этап - реализация социально-значимого проекта
Цель: Реализация содержания проекта всеми участниками проектной деятельности.
Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проекта происходит через различные виды деятельности (ФГОС ДО). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что этот этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией коллекционирования.
Взаимодействие педагогов и детей в проектной деятельности изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе - организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.
План работы с детьми и родителями
Октябрь/Апрель 1-я неделя
Экскурсия на выставку «Страна в миниатюре» (куклы в национальных костюмах»).
Сюжетно-ролевая игра «Школа меленького экскурсовода» и др.; Просмотр мульт - сериала «Мы живем в России» (видеоэнциклопедия нашей страны).
Подвижные игры разных национальностей (см. приложение к проекту «Картотека народных подвижных игр).
Заучивание произведений наизусть
(пословицы, дразнилок, поговорки, песенки, стихи).
Дидактические игры: «Семья», «Детский сад».
Рисование: «Мир национальных узоров».
Организация и посещение выставки «Страна в миниатюре» (куклы в национальных костюмах»).
Октябрь/Апрель 2-я неделя
Подвижные игры разных национальностей (см. приложение к проекту «Картотека народных подвижных игр).
Просмотр мульт - сериала «Мы живем в России» (видеоэнциклопедия нашей страны).
Беседа «Откуда ты родом» «Моя национальность», «Моя семья» с использование наглядных - демонстрационного материала:
сюжетных картин, фотографий, иллюстраций, рисунков, карт.
Создание фотоальбома «Наша многонациональная группа». Рассматривание семейных альбомов,
Оказание помощи в создании фотоальбома «Наша многонациональная группа».
иллюстраций о разных странах и их жителях, традициях, национальных костюмах.
Составление рассказов:
«Национальность моей семьи», «Мой друг».
Рисование: «Украшение русского кокошника».
Октябрь/Апрель 3-я неделя
Подвижные игры разных национальностей (см. приложение к проекту «Картотека народных подвижных игр).
Просмотр мульт - сериала «Мы живем в России» (видеоэнциклопедия нашей страны).
Игры и игровые упражнения,
«Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»; «Ласковое имя», «Комплименты»; «Море волнуется»: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»; «Стоящие и сидящие»; «Что можно сделать для друга»; «Выдержанный человек»; «Солнышко милосердия», «Добрый лесник».
Рисование: «Декоративная роспись рубашек».
Сюжетно-ролевые игра «Семья».
Мульт - сериал «Мы живем в России» (видеоэнциклопедия нашей страны) для домашнего просмотра с детьми и совместного обсуждения.
Октябрь/Апрель 4-я неделя
Просмотр мульт - сериала «Мы живем в России» (видеоэнциклопедия нашей страны).
Подвижные игры разных национальностей (см. приложение к проекту «Картотека народных подвижных игр).
Заучивание произведений наизусть
(пословицы, дразнилок, поговорки, песенки, стихи).
Чтение: «Российская семья» В. Степанов, «Лучшее богатство» О. Александрова.
Разучивание русских, казачьих народных песен.
Лепка: «Посуда разных национальностей».
Разучивание русских, казачьих народных песен.
Ноябрь/май 1-ая неделя
Беседы: «Моя Россия»,
«Какие народы живут в России».
Чтение (дополнительная литература): стихотворений, рассказов и сказок разных национальностей.
Аппликация: «Хоровод дружбы», Музыкально-ритмические движения:
подскоки, боковой галоп.
Слушание детских песен, национальной музыки. Этюды и упражнения «Подарок»; «Спиной друг к другу».
Организация и посещение выставки «Национальный костюм».
Экскурсия на выставку «Национальный костюм».
Ноябрь/май 2-я неделя
Культурно-досуговая деятельность:
«День народного единства»;
«День доброты»
Рисование: «Подарок другу».
Участием родителей воспитанников культурнодосуговая деятельности
Ноябрь/май 3-я неделя
1. Культурно-досуговая деятельность:
«День Толерантности»
Участием родителей воспитанников культурнодосуговая деятельности.
План мероприятий в рамках Дня толерантности в детском саду
Важно проводить День толерантности в детском саду потому, что дети до поступления в школу проходят важный этап социализации и образец для подражания - значимый взрослый. Если у дошкольников формировать толерантные качества, то в школе они смогут критически относиться к интолерантным формам поведения и нетерпимым высказываниям.
Вторая основная задача мероприятий в рамках Дня толерантности - просвещение дошкольников по вопросам толерантности. Задача педагогов и родителей помочь детям научиться понимать, что стоит за понятием терпимости, и на конкретных примерах поведения показать.
Мероприятие
Цель
Ответственные, категория детей
Беседа «Что такое толерантность?»
Просмотр видеороликов «О толерантности».
Презентация «Примеры толерантного поведения».
Сформировать адекватное представление о понятии толерантности.
Развить художественные взгляды на понятие толерантности.
Воспитатели, дети всех групп
Просмотр мульт - сериала «Мы живем в России» (видеоэнциклопедия нашей страны).
Подвижные игры разных национальностей, проживающих на Дону и в России.
Познакомить с разнообразием народов, проживающих на территории страны, с их традициями, культурой, народными подвижными играми.
Воспитатели, дети всех групп
Мини-тренинги, социальнопсихологические тренинги
с играми и упражнениями на тему толерантности.
Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация) «Подарок другу».
Сформировать адекватное представление о понятии толерантности, толерантные качества личности
Педагог-психолог, дети всех групп
Общий концерт ко Дню толерантности
Выставка коллажей на тему «Толерантный мир»
Развить художественные взгляды на понятие толерантности в обществе
Воспитатели, дети всех групп, родители
Третий этап - «Презентация итогов проектной деятельности»
В основу презентации положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал детей, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта:
выставка детско-родительского творчества;
совместные со сверстниками подвижных игр разных национальностей;
сюжетно-ролевые игры «Семья», «Школа меленького экскурсовода» и др.;
участие в итоговых мероприятиях (концерт) для детей детского сада и родителей.
В процессе своего выступления перед сверстниками, совместных игр дети приобретают навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).
План работы с детьми и родителями
Выставка коллажей на тему «Толерантный мир».
Подвижные игры разных национальностей.
Сюжетно-ролевая
игра «
Моя многонациональная семья».
Представление семейных коллажей для выставки «Толерантный
мир».
Презентация результатов проекта на
групповом родительском собрании.
Воспитатель во взаимодействии с специалистами детского сада:
Проводят анализ деятельности.
Обобщают результаты работы (составляют фотоальбом совместно с детьми «Как это было»). Организовывают итоговое мероприятие (концерт, участие в фестивале семей воспитанников).
Подводят итоги и организуют презентацию проекта (выступают на педсовете ДОО, родительском собрании). Отмечают семьи воспитанников, принявших участие в проектной деятельности, дипломами и благодарственными письмами.
Четвёртый этап - «Рефлексия».
План работы с детьми
Рефлексия настроения и эмоционального состояния – оценка отношения, настроения воспитанников. «Погода настроения».
Дошкольники выбирают изображения и прикрепляют их к голубому фону. Моё настроение похоже на:
солнышко;
солнышко с тучкой;
тучку;
тучку с дождиком;
тучку с молнией
«Рисуем настроение».
На общем листе ватмана с помощью красок каждый ребёнок рисует своё настроение в виде полоски, облачка, пятнышка (в течение минуты). Затем лист передаются по кругу. Задача каждого определить настроение друга и дополнить его, дорисовать. После этого обсуждают получившийся рисунок. Чтобы определить настроение по использованному в рисунке цвету, можно применить характеристику цветов Макса Люшера https://psvfactor.org/lib/lusher.htm
Рефлексия содержания.
Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности.
Начало фразы:
было интересно узнать...
было трудно выполнять...
я научился...
у меня получилось...
я смог...
я попробую сам...
Перспектива проекта:
Содержание проекта будет дополняться методическими разработками
НОД
, досугов, тематических бесед и корректироваться в соответствии с национальным составом воспитанников детского сада.
Представление результатов работы на различных уровнях (федеральном, региональном).
Активное участие в сетевом взаимодействии с детскими садами города Краснодара, работающими в этом направлении и социальными партнерами.
Разработка содержания проекта с учетом новых задач по формированию основ толерантности у детей дошкольного возраста в системе инклюзивного образования.
Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе образовательной деятельности, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности. А также – это огромная каждодневная работа педагогов. Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей.
Необходимость разрешения выявленных проблем в системе дошкольного образования обусловили выбор темы социально-значимого проекта: «Воспитание толерантности у дошкольников в условиях межнационального общения».
В результате реализации данного проекта в группе будет создана среда, способствующая освоению навыков толерантного отношения к окружающей действительности, представителям разных культур, национальностей, социального статуса и т.д.
Научная и методическая литература:
Александрова, З.В. Планета толерантности / методические разработки //сборник по материалам Всероссийского образовательного форума «Селигер - 2009». - М., 2010. - с. 97-115.
Асмолов, А.Г. На пути к толерантному сознанию/ А.Г.Асмолов. - М., 2000. С.7.
Вульфов Б.З., Галяпина, В.Н., Гуров, В.Н., Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде / Гуров В.Н., Вульфов Б.З., Галяпина В.Н. - Москва: Пед. общ. России, 2004.
Гершунский, Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования/ Б.С.Гершунский // Педагогика. 2002. №7, с. 33-37
Макарова Т.В., Ларионова Г.Ф. Толерантность и правовая культура дошкольников. Методические рекомендации -М.: ТЦ Сфера, 2008. 80 с.
Моторина Н.А., Кайгородова А.В. Формирование толерантности дошкольников как педагогическая проблема // В сборнике: Дошкольное образование в современном изменяющемся мире: теория и практика III Международная научно-практическая конферения: сборник статей. Под редакцией А.И. Улзытуевой. 2015. С. 116-119.
Николаева, Л.В. Этнопедагогические основы воспитания детей дошкольного возраста учебное пособие / Л.В. Николаева. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2013, С. 164.
Николаева М.А. Становление толерантности в условиях модернизации образования // Воспитание толерантности: взаимодействие различий: Сб. науч. И метод. Тр. Под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко и др. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004.
9.Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников// Дошкольное воспитание. — 2003. - №11. -С. 51.
10. Белова С. В. Личностно-ориентированные технологии. Технология диалогового обучения г - основа профессии педагога: Учебно-методическое пособие. М.: АПКиПРО, 2002.
Ресурсы Интернет:
Мульт - сериал «Мы живем в России» (видеоэнциклопедия нашей страны) https://www.voutube.com/watch7time continue=2&v=KIP2EpFA5Z0 часть 1 https://www.voutube.com/watch7time continue=5&v=optfYlZqs5U часть 2 https://www.voutube.com/watch7time continue=1&v=sMrHv 1 F-o часть 3
Официальный сайт МБДОУ МО г. Краснодар «Центр – детский сад № 101»