Наш край родной в стихах и прозе | Мусиенко Нина Николаевна. Работа №310069
СТема урока: правписание суффиксов имен существительных: -ик-, -ек-.
Задачи урока: предметные УДД: содействовать формированию грамотно писать слова с суффиксами -ик-, -ек- (организовывать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверкиЮ содействовать развитию каллиграфического письма и орфогравической зоркости, способствовать развитию умения осознонно и произвольно строить речевые высказывания.
метапредметные:способствовать формированию УУД:
регулятивных: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;
познавательных: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;
коммуникативных: развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;
личностные УУД: способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная.
Оборудование: учебник "Русский язык" С.Иванов, для 2 кл. ч.1, рабочая тетрадь "Пишем грамотно" №1, карточки для групповой работы, презентация к уроку.
Класс: 2 «А» класс
Учитель:Мусиенко Н.Н.
Предмет: Русский язык
Дата проведения: 28.11.22г.
Тема урока: Правописание суффиксов имён существительных: -ик-, -ек-.
Тип урока: открытие новых знаний
Используемое оборудование:
мультимедийный проектор, экран, ПК
Цель урока: создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных
-ик-, -ек-.
Задачи урока: предметные УУД:содействовать формированию грамотно писать слова с суффиксами -ик-, -ек- (организовать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверки), содействовать развитию навыка каллиграфического письма и орфографической зоркости, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;
метапредметные:способствовать формированию УУД:
регулятивных: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;
познавательных: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;
коммуникативных: развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;
личностные УУД: способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная.
Оборудование: учебник "Русский язык" С.Иванов, для 2 кл. ч.1, рабочая тетрадь "Пишем грамотно" №1, карточки для групповой работы, презентация к уроку.
Ход урока.
Этап урока
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
1.Самоопределение
к деятельности Орг. момент
Формировать умение оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке. Проверить готовность к уроку, дать положительный настрой на урок.
Здравствуйте, ребята. Вы готовы к деятельности по открытию нового знания? На столах лежат пенал, учебник и тетрадь.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок, Постарайтесь все понять
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать.
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!
Откройте тетради. Запишите число, классная работа.
Выполнили самооценку готовности по критериям:
• правильность выбора учебных принадлежностей,
• правильность и аккуратность расположения предметов на парте,
• самостоятельность подготовки,
настрой на урок.
Личностные, регулятивные
Мотивация к учебной деятельности
2.
Актуализация знаний, мотивация
3. Постановка учебной задачи
Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний: повторение звуков, корзина идей, повторение ранее изученных суффиксов ушк, онок, ёнок,ник.
Создание ситуации успеха.
Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему: еще не знакомы с правилом написания суффиксов –ек и -ик., познавательную цель: открытиеспособа гласной в суффиксах –ек или –ик на основе сравнения и умения применять данный способ алгоритма и тему для изучения: написание суффиксов –ек, -ик. (в совместной деятельности с учителем).
Ребята, посмотрите пожалуйста на доску.
Слайд 1
Сейчас мы поиграем в игру
« Третий лишний». В каждом ряду найдите лишнюю букву, докажите почему она лишняя и запишите в тетрадь.
м л
с
а
и
ы
к
ж ш
з
ф
б
я ё
у
Ребята, допишите ещё одну букву с и ф. Переставьте буквы так, чтобы получилось слово.
А что вы знаете о суффиксах?
Может кто- то хочет еще добавить к нашим ответам?
Спасибо за ваши ответы.
Слайд 3
-Распределите данные слова на три группы. Подумайте, по какому признаку это можно сделать?
Берёза, столбы, фамилия, внучек, домик, волна.
Как вы думаете, есть ли орфограмма в словах третьего столбика? Докажите.
-Какую учебную задачу мы поставим перед собой на уроке? (познакомиться с новой орфограммой)
Слайд 4
Вопросы:
Как называется орфограмма?
Можно ли её проверить?
Как можно проверить эту орфограмму?
-Давайте попробуем ответить на все вопросы по порядку.
-Как называется эта орфограмма?
-Чтобы ответить на этот вопрос, выделите в словах корень, окончание и суффикс. В каком месте находится орфограмма? (в суффиксе), Попробуйте назвать эту орфограмму.
Какую поставим цель на нашем уроке?(научиться писать суффиксы ек и ик)
Ребята определяют какая буква лишняя в каждом ряду. Записывают в тетрадь буквы. Переставляют буквы и получают слово СУФФИКС
КЛАСТЕР (корзина идей):
часть слова
служит для образования -
новых слов
стоит за корнем
имеет значение… обозначается /\
Чтобы найти суффикс, надо
сначала отметить в слове
окончание и корень.
Часть слова между окончанием
и корнем и будет суффикс.
1 ученик работает у доски.
Распределяют слова по группам (по виду орфограмм).
Берёза, фамилия
Столбы, волна
Домик, внучек
Называют критерий классификации.
Сталкиваются с затруднением
(не могут назвать орфограмму в словах третьего столбика).
Ставят учебные задачи.
Называют орфограмму.
Предметные, коммуникативные, познавательные, коммуникативные, личностные.
Умение классифицировать и определять критерий для классификации.
Умение принимать и сохранять учебную задачу.
Планирование деятельности
4. Решение учебной задачи
Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового способа деятельности (правила) Осмысление новой информации детьми.
Слайд 5 и 6.
-Я предлагаю вам заглянуть сейчас в сказку «В стране невыученных уроков», где главный герой Витя Перестукин попал в затруднительную ситуацию. Какое проблема встала перед Витей? (он не знает, как записать слова)
-Можем ли мы ему помочь?
-Запишите эти слова. (Мы не знаем, как их записать)
-Давайте всё-таки поможем Вите решить его проблему. Для этого я предлагаю вам провести наблюдение за словами с данными суффиксами.
- У вас на партах лежат конверты со словами. Достаньте их.
- Прочитайте слова и определите, какой частью речи они являются.
(существительное)
- На какие две группы можно разделить слова? (ед. и мн. число)
- Разделите слова в два столбика.
- В каждой паре слов выделите суффикс.
- Внимательно посмотрите на каждую пару слов. На какие еще группы можно
их разделить?(слова с гласной -и в суффиксе и слова с гласной -е в
суффиксе).
Расположите слова в 2 группы.
Назовите слова 1 группы. Назовите слова 2группы.
Слайд 7
Кузнечик кузнечики Орешек орешки
Птенчик птенчики Горошек горошки
- Что вы заметили? Что происходит с гласной суффикса? (при изменении
формы слова гласная суффикса или остается в нем или исчезает).
- Действительно, посмотрите на группу слов с гласной -и.
Гласная -иесть в суффиксе слова ед. числа, сохранилась она и в суффиксе слов во мн. числе.
А в словах 2 группы что происходит? (гласная -еесть в словах
ед.числа, но исчезла в словах мн. числа).
- Ребята кто попробует сформулировать правило о суффиксах -ек, -ик?
Слайд8.
Суффикс –ИК- сохраняет
гласную при изменении формы слова:
кирпичИК – кирпичИКи
В суффиксе –ЕК- при изменении формы слова гласная «убегает»:
замочЕК - замочКи
- Давайте проверим, правы ли мы с вами. Откройте учебники на с. 115.
- Прочитаем правило. . Совпадают ли они?
-Значит, мы совершили верное открытие.
Ребята, послушайте сказку про суффиксы.
Жили – были в сказочной школе суффиксы ик и ек. Суффикс -ик- был прилежным учеником, а его друг суффикс -ек- самым настоящим прогульщиком - вернее: К всегда оставался на месте, а Е умудрялся улизнуть. Один раз, когда Е опять убежал, учитель, суффикс -тель-, решил с того дня считать Е беглым гласным в суффиксе -ек-. И сейчас, когда мы начинаем изменять форму слова с суффиксом -ек-, гласный Е всегда выпадает, становится беглым.
-Давайте вернёмся к нашим словам. Можем ли мы теперь их записать без ошибки.
Слайд 9 и 10
-Давайте посмотрим, смог ли Витя Перестукин справиться со свой проблемой
Наблюдают за словами
( изменяют форму слова – выделяют суффиксы).
Обсуждают свои наблюдения.
Делают вывод, сравнивают собственный вывод с правилом в учебнике.
Записывают слова: ключика – ключик, замочка – замочек.
Предметные, коммуникативные, познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные
Умение сотрудничать со сверстниками.
Умение наблюдать, анализировать, сравнивать и делать выводы.
Умение составлять алгоритмы
Физ. минутка
Цель этапа
Сохранение здоровья детей.
Предлагаю прервать активную мыслительную деятельность, заменив ее активной физической.
1. «Буратино»
2. Если я назову слова с -ик- приседают мальчики, а если с -ек- приседают девочки:песик, дубочек, звоночек, кирпичик, дворик, лесочек.
Выполнение динамической паузы
Регулятивные, личностные
5.Первичное закрепление
Цель этапа
Формирование умения выполнять задание по алгоритму: написание гласной в суффиксе ек или ик.
Взаимодействие в образовательном процессе
-Для того, чтобы мы смогли писать слова с суффиксами –ик, -ек, я предлагаю вам составить алгоритм.
Слайд 9.
Выделяем корень слова. Если слышим после корня [
ИК
], сразу слово не пишем.
Изменяем форму слова, подставляя к нему слова
нет
,
много
.
Если гласный звук остался, пишем суффикс –
ИК
-, если гласный звук исчез, пишем суффикс –
ЕК
-.
Есть у нас слова - помощники
Это знаем точно мы
Нам они помогут лучше
Букву в суффиксе узнать,
Чтобы правильно писать.
Слово НЕТ иль слово МНОГО
К слову ты подставь сперва
Чтобы слово изменилось
И буква сильная проявилась.
Проследи за гласной
Если ты согласен.
Если гласная исчезла,
Помнить должен человек:
В каждом слове повсеместно
Пишем только суффикс -ЕК-
Если гласная осталась,
Должен помнить ученик,
Что в словах (такая малость)
Пишем только суффикс –ИК-
-Итак, мы ответили на все вопросы. А сейчас я предлагаю вам потренироваться.
Дифференцированная работа.
1-я группа (слабоуспевающие) Задание выводится на экран.
Слайд 10 с записью в тетрадь
(Задание выполняется комментировано под руководством учителя)
Платоч…, стол…, листоч…, билет…, песоч…к, зуб…к.
После окончания этой работы, подводим итог:
Когда в слове пишется суффикс –ик , а когда –ек –?
2-я группа
Учебник с. 118 упр. 1(старый)
Учебник (новый)
Составляют алгоритм.
Работают над закреплением правила. Учатся работать по алгоритму.
Решают типовое задание на новый способ действия с проговариванием алгоритма во внешней речи.
6.Итог занятий. Рефлексия деятельности
Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.
-Какую учебную задачу мы поставили перед собой на уроке?
-Смогли мы её достичь?
- У вас на партах лежат маленькие замочки и ключики. Если сегодня на уроке вы открыли для себя новое знание по русскому языку, возьмите ключик и поднимите его вверх. Если вы считаете, что не до конца разобрались с правилом, что остались вопросы по этой орфограмме, возьмите замочек.
*Дополните предложения:
Сегодня на уроке я познакомился (познакомилась) с … .
Я научился (научилась) … .
На следующем уроке я хотел(а) бы …
Спасибо за урок.
Анализируют собственную деятельность на уроке, ставят цели на будущие уроки.
Предметные, познавательные,регулятивные,личностные,коммуникативные
7.Домашнее задание
Формирование умения в домашних условиях применять правило, изученное на уроке
Взаимодействие в образовательном процессе
Ребята, закрепить знания о правописании суффиксов вы сможете при выполнении домашнего задания.
Откройте дневники,запишите домашнее задание. Т. С. 71 упр. 3
Предметные, познавательные, личностные, коммуникативные.