Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Наставничество как форма повышения компетентности педагогов | Ирина Анатольевна Литенко. Работа №346081

Дата публикации:
Автор:
Описание:

         

В настоящее время о важности наставничества говорится в ряде стратегических документов федерального уровня. Указом Президента Российской Федерации учрежден знак отличия «За наставничество», а также 29.06.2023 Решением президиума РАО( Росси́йская акаде́мия образова́ния) была одобрена Концепция развития наставничества в РФ. Это означает, что развитие наставничества коснётся не только сферы, образования, но и науку, производство военно-техническое оснащение.

Одним из четырех основных  направлений развития системы образования в соответствии с Национальным проектом «Образование» является подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, способных решать поставленные задачи, используя современные методы и формы. Важная роль в решении этой задачи отводится наставничеству.

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ- детский сад № 2 г. Татарска

____________________ (МКДОУ- детский сад № 2 )_________________________

632125, НСО, г. Татарск, ул.Володарского,1 тел.(383-64)64-163,Е-mail:detskiisad2m@yandex.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Наставничество

как форма повышения компетентности педагогов, совершенствование их деятельности в соответствии с требованиями федерального проекта «Учитель будущего»

 

 

 

 

Автор:

Заведующий МКДОУ- детского сада №2

Литенко Ирина Анатольевна

 

 

 

 

 

г.Татарск

2024 г.

Введение

В настоящее время о важности наставничества говорится в ряде стратегических документов федерального уровня. Указом Президента Российской Федерации учрежден знак отличия «За наставничество», а также 29.06.2023 Решением президиума РАО( Росси́йская акаде́мия образова́ния) была одобрена Концепция развития наставничества в РФ. Это означает, что развитие наставничества коснётся не только сферы, образования, но и науку, производство военно-техническое оснащение.

Одним из четырех основных направлений развития системы образования в соответствии с Национальным проектом «Образование» является подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, способных решать поставленные задачи, используя современные методы и формы. Важная роль в решении этой задачи отводится наставничеству.

Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Современный ритм жизни требует от педагога непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи, а что уж говорить о студентах, которые поступили в учебные заведения и пришли на практику в детский сад.

Перед администрацией ДОУ одной из первостепенных является задача не просто привлечения молодых специалистов, но и удержания их на педагогическом поприще. Задача руководителя, старшего воспитателя – помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути.(слайд 2)

Система наставничества применима для решения данной проблемы, с которой сталкиваются студенты педагогического колледжа и молодые специалисты в новом коллективе.

Использование системы наставничества в дошкольном образовательном учреждении позволяет:

-молодым педагогам быстро адаптироваться к работе в детском саду, придать уверенности в собственных силах, убедиться в верности профессионального выбора, научиться плодотворно, взаимодействовать со всеми участниками педагогического процесса, проявить себя, получить мотивацию к дальнейшему самообразованию.

- а педагогу наставнику позволяет передать свой педагогический опыт, поделиться персональными приемами непосредственно с начинающим специалистом, повысить свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения. Помогая молодым воспитателям наставники видят новые перспективы в своей педагогической деятельности и конечно же, ощущают свой вклад в профессиональный рост молодых педагогов..

В нашем детском саду разработана Программа развития на 2021-2025гг, которая состоит из пяти направлений и реализуется она в рамках отдельных проектов. Один из проектов «Педагог-мастер» , в котором решаются цели и задачи по организации наставничества для профессионального становления молодых специалистов. представленные на экране (слайд 3)

Новизна нашего проекта  заключается в комплексном подходе к преодолению возможных трудностей адаптации молодого воспитателя к трудовой деятельности в новом коллективе, открытом диалоге с наставляемым по всем профессиональным вопросам, формировании мотивации у молодых воспитателей к дальнейшему самообразованию, раскрытию своей индивидуальности через собственный пример и позитивное, честное и бережное отношение к профессии.

Для реализации проекта в учреждении разработано положение о наставничестве, согласованное на педагогическом совете и утвержденное руководителем ДОУ(слайд 4)

В Положение о наставничестве включены разделы :

- цель наставничества

- задачи наставничества

- принципы обучения

- правила назначения наставника

- оценка деятельности наставника

- права и обязанности сторон

Цель и задачи показаны на слайде № 5

В нашей модели наставничества выделяются следующие формы :

- «наставник-студент»

- «наставник - молодой педагог»

Каждая из указанных форм предполагает определенный круг задач с использованием технологии наставничества.

Наставник-студент

Студенты Татарского педагогического колледжа проходят педагогическую практику на базе нашего учреждения. Данная форма наставничества является подготовкой и развитием кадров. При реализации данной формы происходит взаимодействие организаций МКДОУ- детского сада №2 и Татарского педагогического колледжа, с целью получения студентами актуальных знаний и навыков, необходимых для дальнейшей самореализации, профессиональной реализации и трудоустройства, а мы получаем подготовленные и мотивированные кадры (слайд 6)

На этапе реализации наставничества используются следующие формы работы:

организация рабочего места студента (наставляемого) в одной групповой комнате с воспитателем (наставником);

«обучение действием» – групповая работа над обучающими заданиями, по

плану учебной и производственной практики студентов;

индивидуальные занятия, которые предполагают обязательное совместное

выполнение обязанностей наставника и наставляемого.

Во время учебной практики студенты знакомятся с организацией

работы в группах разного возраста (ранний, младший дошкольный, средний и старший дошкольный возраст).

Наблюдают за:

особенностями адаптации детей раннего возраста и изменениями в

самочувствии детей;

выполнением режимных моментов в разных возрастных группах.

проведением различных видов игр (дидактической, со строительным

материалом, сюжетно-ролевой, театрализованной).

организацией и проведением занятий по всем образовательным областям.

Студенты анализируют планы воспитательно-образовательной работы

различным направлениям деятельности, указанным в плане учебной практики. Во время производственной практики студенты самостоятельно планируют ситуации личностного общения, проводят игры, занятия; организуют проектную деятельность. В ДОУ завершение наставничества включает составление наставником характеристики на студента, студент, в свою очередь, заполняет дневник практики (слайд 7)

Наставник - молодой педагог

В связи с появлением молодых специалистов в коллективе, наиболее активно начали использовать педагоги нашего детского сада форму наставничества «наставник- молодой педагог» с 2021г.

Наставники в нашем ДОУ, назначенные для работы с молодыми педагогами, закрепляются сроком на 1 год (может быть и дольше, в случае необходимости). Наставник назначается из числа педагогов, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении. Наставник должен иметь опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, способность и готовность делиться профессиональным опытом. Стаж педагогической деятельности наставника должен быть не менее 5-ти лет.

Старший воспитатель, воспитатель-наставник, закрепленные приказом заведующего детского сада, совместно с молодыми педагогами  проходят этапы становления.

Этапы работы с молодым специалистом

1 этап Выявление затруднений и планирование (слайд 8)

Формы работы:

- Анкетирование;

- Собеседования;

- Посещение;

- Анализ затруднений, способов их решений.

Совместно с молодым специалистом определяются пути формирования

профессиональных компетенций:

- разработка программы собственного профессионального роста;

- освоения современных образовательных технологий;

- подготовка к первичному повышению квалификации.

2этап Сотрудничество (слайд 9)

Этот этап - самый сложный и продолжительный:

- Осуществляется методическая работа по формированию профессиональных

компетенций молодого специалиста;

- Вырабатывается индивидуальный стиль его деятельности, осуществляется

корректировка профессиональных умений.

Применяются формы повышения профессионального потенциала наставляемого:

- Встречи – беседы, консультации, презентации.

-Практикумы, мастер-классы, взаимопосещение деятельности (показ занятий)(слайд10,11,12)

- Участие в педсоветах, в обучающих вебинарах, семинарах (слайд 13)

- Курсы повышения квалификации.

Наставники учат молодых специалистов уделять особое внимание:

–на требования к организации работы с родителями ( законными представителями) воспитанников;

– на требования к ведению рабочей документации;

на формы и методы организации воспитанниками;

– на механизм использования дидактического, наглядного и других

материалов;

– на использование ИКТ (инструктирование по правилам пользования,

технике безопасности, возможности использования в практической деятельности).

Не секрет, что в начале деятельности у молодых специалистов все хорошо,

они не видят своих ошибок, не в состоянии оценить себя. Поэтому, наставнику, при анализе их занятий необходимо говорить об ошибочных и неправильных действиях молодого педагога, пробуждая у него критическое отношение к себе.

Беседуя с молодым специалистом, необходимо его научить правильно:

- ставить цель и задачи;

- анализировать деятельность педагога и воспитанников в ходе мероприятия;

- планировать свою деятельность.

3 этап контрольно - оценочный

Именно на третьем этапе происходит самосовершенствование и

саморазвитие молодого педагога, повышение его квалификации: освоение

новых педагогических методик, технологий, активное применение приёмов работы с детьми, развитие навыков самооценки, самоконтроля, желание повышать своё образование.

Они самостоятельно составляют:

- Календарно-тематическое планирование;

- Диагностику обучающихся;

- « План профессионального роста педагога»;

- Оформляют портфолио педагога;

- Занимаются оформлением документации и отчета о проделанной работе (слайд 14)

Учебный год подходит к концу, и мы видим результаты нашей работы по наставничеству молодого педагога, который умеет заинтересовать и организовать детский коллектив, провести интересное занятие, утренник, развлечение и любое другое мероприятие. А самое главное то, что за короткий период они смогли завоевать любовь детей, уважение коллег и доверие родителей.
Результат нашей работы мы видим в максимальной творческой самореализации и участии молодых педагогов в конкурсах различного уровня (  муниципальные, областные и всероссийские)(слайд 15,19). А так же активно принимают участие в фестивалях, семинарах разного уровня, районных спортивных мероприятиях. спартакиадах ( слайд 16,17)

Таким образом, хочется отметить, что 100 %  начинающих педагогов  успешно прошли адаптацию в ДОУ. Стали активными членами профсоюза в ДОУ и приняли участие в профсоюзной заимке, чем пополнили свою профессиональную копилку (слайд № 18). Активно принимают участие в благоустройстве города и территории детского сада.

    Все молодые специалисты закрепились на рабочих местах.

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×