Наставничество как форма повышения компетентности педагогов | Ирина Анатольевна Литенко. Работа №346081
В настоящее время о важности наставничества говорится в ряде стратегических документов федерального уровня. Указом Президента Российской Федерации учрежден знак отличия «За наставничество», а также 29.06.2023 Решением президиума РАО( Росси́йская акаде́мия образова́ния) была одобрена Концепция развития наставничества в РФ. Это означает, что развитие наставничества коснётся не только сферы, образования, но и науку, производство военно-техническое оснащение.
Одним из четырех основных направлений развития системы образования в соответствии с Национальным проектом «Образование» является подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, способных решать поставленные задачи, используя современные методы и формы. Важная роль в решении этой задачи отводится наставничеству.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ- детский сад № 2 г. Татарска
____________________ (МКДОУ- детский сад № 2 )_________________________
632125, НСО, г. Татарск, ул.Володарского,1 тел.(383-64)64-163,Е-mail:detskiisad2m@yandex.ru
Наставничество
как форма повышения компетентности педагогов, совершенствование их деятельности в соответствии с требованиями федерального проекта «Учитель будущего»
Автор:
Заведующий МКДОУ- детского сада №2
Литенко Ирина Анатольевна
г.Татарск
2024 г.
Введение
В настоящее время о важности наставничества говорится в ряде стратегических документов федерального уровня. Указом Президента Российской Федерации учрежден знак отличия «За наставничество», а также 29.06.2023 Решением президиума РАО( Росси́йская акаде́мия образова́ния) была одобрена Концепция развития наставничества в РФ. Это означает, что развитие наставничества коснётся не только сферы, образования, но и науку, производство военно-техническое оснащение.
Одним из четырех основных направлений развития системы образования в соответствии с Национальным проектом «Образование» является подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, способных решать поставленные задачи, используя современные методы и формы. Важная роль в решении этой задачи отводится наставничеству.
Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Современный ритм жизни требует от педагога непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи, а что уж говорить о студентах, которые поступили в учебные заведения и пришли на практику в детский сад.
Перед администрацией ДОУ одной из первостепенных является задача не просто привлечения молодых специалистов, но и удержания их на педагогическом поприще. Задача руководителя, старшего воспитателя – помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути.(слайд 2)
Система наставничества применима для решения данной проблемы, с которой сталкиваются студенты педагогического колледжа и молодые специалисты в новом коллективе.
Использование системы наставничества в дошкольном образовательном учреждении позволяет:
-молодым педагогам быстро адаптироваться к работе в детском саду, придать уверенности в собственных силах, убедиться в верности профессионального выбора, научиться плодотворно, взаимодействовать со всеми участниками педагогического процесса, проявить себя, получить мотивацию к дальнейшему самообразованию.
- а педагогу наставнику позволяет передать свой педагогический опыт, поделиться персональными приемами непосредственно с начинающим специалистом, повысить свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения. Помогая молодым воспитателям наставники видят новые перспективы в своей педагогической деятельности и конечно же, ощущают свой вклад в профессиональный рост молодых педагогов..
В нашем детском саду разработана Программа развития на 2021-2025гг, которая состоит из пяти направлений и реализуется она в рамках отдельных проектов. Один из проектов «Педагог-мастер» , в котором решаются цели и задачи по организации наставничества для профессионального становления молодых специалистов. представленные на экране (слайд 3)
Новизна нашего проекта заключается в комплексном подходе к преодолению возможных трудностей адаптации молодого воспитателя к трудовой деятельности в новом коллективе, открытом диалоге с наставляемым по всем профессиональным вопросам, формировании мотивации у молодых воспитателей к дальнейшему самообразованию, раскрытию своей индивидуальности через собственный пример и позитивное, честное и бережное отношение к профессии.
Для реализации проекта в учреждении разработано положение о наставничестве, согласованное на педагогическом совете и утвержденное руководителем ДОУ(слайд 4)
В Положение о наставничестве включены разделы :
- цель наставничества
- задачи наставничества
- принципы обучения
- правила назначения наставника
- оценка деятельности наставника
- права и обязанности сторон
Цель и задачи показаны на слайде № 5
В нашей модели наставничества выделяются следующие формы :
- «наставник-студент»
- «наставник - молодой педагог»
Каждая из указанных форм предполагает определенный круг задач с использованием технологии наставничества.
Наставник-студент
Студенты Татарского педагогического колледжа проходят педагогическую практику на базе нашего учреждения. Данная форма наставничества является подготовкой и развитием кадров. При реализации данной формы происходит взаимодействие организаций МКДОУ- детского сада №2 и Татарского педагогического колледжа, с целью получения студентами актуальных знаний и навыков, необходимых для дальнейшей самореализации, профессиональной реализации и трудоустройства, а мы получаем подготовленные и мотивированные кадры (слайд 6)
На этапе реализации наставничества используются следующие формы работы:
организация рабочего места студента (наставляемого) в одной групповой комнате с воспитателем (наставником);
«обучение действием» – групповая работа над обучающими заданиями, по
плану учебной и производственной практики студентов;
индивидуальные занятия, которые предполагают обязательное совместное
выполнение обязанностей наставника и наставляемого.
Во время учебной практики студенты знакомятся с организацией
работы в группах разного возраста (ранний, младший дошкольный, средний и старший дошкольный возраст).
Наблюдают за:
особенностями адаптации детей раннего возраста и изменениями в
самочувствии детей;
выполнением режимных моментов в разных возрастных группах.
проведением различных видов игр (дидактической, со строительным
материалом, сюжетно-ролевой, театрализованной).
организацией и проведением занятий по всем образовательным областям.
Студенты анализируют планы воспитательно-образовательной работы
различным направлениям деятельности, указанным в плане учебной практики. Во время производственной практики студенты самостоятельно планируют ситуации личностного общения, проводят игры, занятия; организуют проектную деятельность. В ДОУ завершение наставничества включает составление наставником характеристики на студента, студент, в свою очередь, заполняет дневник практики (слайд 7)
Наставник - молодой педагог
В связи с появлением молодых специалистов в коллективе, наиболее активно начали использовать педагоги нашего детского сада форму наставничества «наставник- молодой педагог» с 2021г.
Наставники в нашем ДОУ, назначенные для работы с молодыми педагогами, закрепляются сроком на 1 год (может быть и дольше, в случае необходимости). Наставник назначается из числа педагогов, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении. Наставник должен иметь опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, способность и готовность делиться профессиональным опытом. Стаж педагогической деятельности наставника должен быть не менее 5-ти лет.
Старший воспитатель, воспитатель-наставник, закрепленные приказом заведующего детского сада, совместно с молодыми педагогами проходят этапы становления.
Этапы работы с молодым специалистом
1 этап Выявление затруднений и планирование (слайд 8)
Формы работы:
- Анкетирование;
- Собеседования;
- Посещение;
- Анализ затруднений, способов их решений.
Совместно с молодым специалистом определяются пути формирования
профессиональных компетенций:
- разработка программы собственного профессионального роста;
- освоения современных образовательных технологий;
- подготовка к первичному повышению квалификации.
2этап Сотрудничество (слайд 9)
Этот этап - самый сложный и продолжительный:
- Осуществляется методическая работа по формированию профессиональных
компетенций молодого специалиста;
- Вырабатывается индивидуальный стиль его деятельности, осуществляется
корректировка профессиональных умений.
Применяются формы повышения профессионального потенциала наставляемого:
- Встречи – беседы, консультации, презентации.
-Практикумы, мастер-классы, взаимопосещение деятельности (показ занятий)(слайд10,11,12)
- Участие в педсоветах, в обучающих вебинарах, семинарах (слайд 13)
- Курсы повышения квалификации.
Наставники учат молодых специалистов уделять особое внимание:
–на требования к организации работы с родителями ( законными представителями) воспитанников;
– на требования к ведению рабочей документации;
– на формы и методы организации воспитанниками;
– на механизм использования дидактического, наглядного и других
материалов;
– на использование ИКТ (инструктирование по правилам пользования,
технике безопасности, возможности использования в практической деятельности).
Не секрет, что в начале деятельности у молодых специалистов все хорошо,
они не видят своих ошибок, не в состоянии оценить себя. Поэтому, наставнику, при анализе их занятий необходимо говорить об ошибочных и неправильных действиях молодого педагога, пробуждая у него критическое отношение к себе.
Беседуя с молодым специалистом, необходимо его научить правильно:
- ставить цель и задачи;
- анализировать деятельность педагога и воспитанников в ходе мероприятия;
- планировать свою деятельность.
3 этап контрольно - оценочный
Именно на третьем этапе происходит самосовершенствование и
саморазвитие молодого педагога, повышение его квалификации: освоение
новых педагогических методик, технологий, активное применение приёмов работы с детьми, развитие навыков самооценки, самоконтроля, желание повышать своё образование.
Они самостоятельно составляют:
- Календарно-тематическое планирование;
- Диагностику обучающихся;
- « План профессионального роста педагога»;
- Оформляют портфолио педагога;
- Занимаются оформлением документации и отчета о проделанной работе (слайд 14)
Учебный год подходит к концу, и мы видим результаты нашей работы по наставничеству молодого педагога, который умеет заинтересовать и организовать детский коллектив, провести интересное занятие, утренник, развлечение и любое другое мероприятие. А самое главное то, что за короткий период они смогли завоевать любовь детей, уважение коллег и доверие родителей.
Результат нашей работы мы видим в максимальной творческой самореализации и участии молодых педагогов в конкурсах различного уровня ( муниципальные, областные и всероссийские)(слайд 15,19). А так же активно принимают участие в фестивалях, семинарах разного уровня, районных спортивных мероприятиях. спартакиадах ( слайд 16,17)
Таким образом, хочется отметить, что 100 % начинающих педагогов успешно прошли адаптацию в ДОУ. Стали активными членами профсоюза в ДОУ и приняли участие в профсоюзной заимке, чем пополнили свою профессиональную копилку (слайд № 18). Активно принимают участие в благоустройстве города и территории детского сада.
Все молодые специалисты закрепились на рабочих местах.