«Наставничество как метод психолого-педагогического сопровождения профессионального образования и обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью в условиях СПО» | Королева Татьяна Игоревна. Работа №352696
Наставничество как метод псиголого-педагогического сопровождения профессионального образования и обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью в условиях СПО.
Для успешной адаптации обучающихся лиц с ОВЗ в условиях образовательного учреждения необходима помощь всех участников образовательного процесса, активное включение их в жизнь учебного заведения.
«Наставничество как метод психолого-педагогического сопровождения профессионального образования и обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью в условиях СПО»
Одним из приоритетных направлений Правительства Российской Федерации является выделение рабочих мест для людей с инвалидностью, разработка мероприятий, направленных на трудоустройство и самозанятость лиц с ОВЗ и инвалидностью
Образование является одним из наиболее эффективных путей устройства жизни. Для системы образования определяющим фактором успешной социализации лиц с ОВЗ и инвалидностью является необходимость обеспечения для них особых образовательных потребностей.
Для успешной адаптации обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в условиях образовательного учреждения необходима помощь всех участников образовательного процесса, активное включение их в жизнь учебного заведения и т.д.
Психолого-педагогическая работа с обучающимися данной категории является частью жизнедеятельности коллектива, обучающихся, родителей на основе сотрудничества, где они становятся и партнёрами, и помощниками. Специфика работы заключается в характере, содержании сопровождения, которое требует определенных специальных знаний.
Инклюзивная образовательная среда в области наставничества в образовательном учреждении формируется командой педагогов, специалистов и студенческим сообществом.
В течение всего периода обучения группа сопровождения осуществляет работу по выбору адекватных методов и приемов сопровождения, успешной адаптации на основе оценки состояния каждого обучающегося с особыми образовательными потребностями и оценки динамики его развития.
В колледже реализуются следующие формы наставничества, с учетом вариаций ролевых моделей по каждой форме:
1. Реализация формы наставничества «педагог - обучающийся с инвалидностью и/или ограниченными возможностями здоровья».
Особую роль в сопровождении обучающихся с инвалидностью и/или ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании занимают кураторы групп.
В рамках социально-педагогического сопровождения за обучающимися с инвалидностью и/или ограниченными возможностями здоровья закреплены кураторы
Согласно приказу директора образовательного учреждения педагогом-психологом, кураторами в течение учебного года осуществляется индивидуальное сопровождение данной категории обучающихся по следующим направлениям:
- учебная деятельность через осуществление контроля за успеваемостью обучающихся, посещаемостью учебных занятий, через совместную деятельность с заведующими отделениями по предоставлению индивидуальных графиков посещения занятий, сдачи академических задолженностей, через взаимную деятельность с преподавателями по освоению учебных дисциплин;
- внеучебная деятельность через вовлечение обучающихся в мероприятия группы, колледжа, позволяющие социально адаптироваться в группе и учебном заведении, через занятия в кружках и секциях колледжа и вне его стен для раскрытия и развития личности обучающихся;
- работа с родителями / законными представителями через личные индивидуальные беседы, беседы по телефону, родительские собрания, взаимодействие по решению проблем учебных, личностных, межличностных; - организация волонтеров по сопровождению обучающихся во время учебно-воспитательного процесса в целях оказания необходимой практической помощи по передвижению в помещениях колледжа;
- социально-бытовая адаптация в общежитии колледжа через проведение рейдов для обследования социально-бытовых условий обучающихся, оказания необходимой помощи совместно с комендантом и воспитателем общежития; - взаимодействие со специалистами социально-психологической службы по выявленным проблемам по мере необходимости.
2. Реализация формы наставничества «обучающийся – обучающийся с инвалидностью и/или ограниченными возможностями здоровья»:
- наставником обучающегося с инвалидностью и/или ограниченными возможностями здоровья может быть назначен волонтер из числа учебной группы или волонтерского отряда колледжа с учетом результатов психологического тестирования; - наставник выбирается на добровольной основе
- взаимодействие наставника и наставляемого осуществляется на основании индивидуального графика сопровождения в учебно – воспитательном процессе (на учебных занятиях, во время внеучебных групповых и внутриколледжных мероприятий);
- главной задачей наставника по отношению к наставляемому с инвалидностью и/или ограниченными возможностями здоровья является оказание необходимой практической помощи в передвижении, приеме пищи, в технической помощи (применение технических средств обучения) во время учебных занятий и т.д.;
- за одним обучающимся в соответствии с графиком могут быть закреплены от двух и более волонтеров в зависимости от степени тяжести дефекта, обучающегося с инвалидностью и/или ограниченными возможностями здоровья;
- куратором данной формы наставничества является куратор, который наблюдает за взаимодействием между обучающимися, культурой общения и оказывает необходимую помощь при возникновении трудных ситуаций во время сопровождения.
В области наставничества как педагогический, так и студенческий коллектив нашего образовательного учреждения ведёт активный поиск новых, более эффективных путей взаимодействия с обучающимися и их родителями по вопросам индивидуального сопровождения.