Название статьи:
Наставничество в школе (из опыта работы) | Тонкова Таскира Мухаметовна. Работа №347340
Дата публикации:
16.10.2024
Автор:
Тонкова Таскира Мухаметовна
Описание:
Опыт работы по организации наставничества в школе. Ученическое наставничество как путь активизации образования и творческого отношения к труду.
Наставники -ученики и наставники - учителя. организация работы пар наставничествников. Участие в конкурсах и работа по самосовершенствованию.
Мотивация к деятельности
Наставник — это тот, кто позволяет вам увидеть надежду внутри себя
Из опыта работы Тонковой Т.М.
Новое – это хорошо забытое старое. Идея наставничества как социального феномена не нова, первым наставником был древнегреческий герой Ментор, друг Одиссея. С тех пор наставничество применялось по отношению к подрастающему поколению. (одним из самых известных менторов стал Аристотель, воспитавший Александра Македонского).
Каждый из нас сталкивался в своей жизни с передачей опыта (как сдать экзамен, как этот учитель (преподаватель в вузе) спрашивает на экзамене. Мы как теперь и наши ученики старались не наступать на старые грабли ошибок.
Наша сила — в силе мысли, в силе правды, в силе слова, поэтому мы видим, как в нашей школе дети прекрасно общаются в параллели классов и между параллелями. Подчас передают негативный опыт, но в наших силах направить их энергию в мирное русло.
В настоящий момент Россия движется в сторону радикальных изменений образовательной и социокультурной сферы, необходимость которых продиктована сменой модели мышления. Есть прекрасная восточная мудрость: Если твои планы рассчитаны на год — сей просо, если твои планы рассчитаны на десятилетия — сажай деревья, если же твои планы рассчитаны на века — воспитывай людей.
Вот этим и занимается школа – будущим! Мы с вами, коллеги, приходим на работу и смотрим на наш завтрашний день.
Новое дыхание сейчас обретает давно забытая система работы в школе - наставничество.
В моей практике наставничества при работе с индивидуальными проектами или при подготовке работ к НПК, Рождественским чтениям сложились определенные правила:
- дать попробовать выполнить самому;
- дать возможность совершить ошибку, чтобы получить опыт (я не совершил 10 000 ошибок, я узнал 10 000 способов, которые не работают. Мне просто осталось узнать один единственный, который сработает)
- никогда не научатся, если не сделают сами
- поверить в сообразительность детей
- не критика, а уточнение
Я соглашаюсь быть наставником в проектах, тема которых мне интересна, только тогда и возникает неподдельный интерес, любопытство как двигатель познания.
Пример в этом году мы совместно с моим учеником из 10 а работали над проектом по Бреттон-вудской системе оплаты, в областном конкурсе День рубля, проводимом НИРО. Дмитрий получил сертификат участника, может это и не победа, но багаж знаний точно пополнен.
Не просто подчас идет работа над индивидуальным проектом. Я курировала пять уже завершенных проектов и два индивидуальных проекта в работе сейчас, каждый проект был интересен. Всегда возникают сложности с мотивацией учащихся, но здесь я вижу выход в определение темы, вызывающей интерес у ученика.
На своем опыте могу сказать, что обычно в каждом классе есть ученик или учащиеся, которые хотят проявить свои таланты, а главное хотят быть замечены. Замечая таких ребят, предлагаю им проявить себя в творчестве, в конкурсах, любой внеурочной деятельности, и если у него получается обязательно отмечаю этого ученика в классе. Пример, 9а активно занималась моя ученица Ирина, участвовала в конкурсах и побеждала, вслед за ней захотели проявить творческие способности и ее подруга Алеся, следом подтянулись и еще ребята. Пусть не все из присоединившихся стали постоянными участниками конкурсов, но опыт у них появился, а те, кто приложил усилия могут похвастаться и опытом побед. Кроме этого в процессе неформального общения ребята меняются, происходит взаимообогащение интересов и опыта друг друга. Ключевое слово здесь НЕФОРМАЛЬНОЕ общение.
Наставник ничего не навязывает и не заставляет, он делится тем, что у него есть.
Прекрасный пример, работы в наставнической паре моих учениц Ира – Вика.
Может быть в связи с тем, что девочки – двоюродные сестры, но тем не менее результат был. Виктория участвовала в конкурсах, может быть не так активно, как Ирина, но это связано скорей с темпераментом последней.
Интересно работать с активными учениками, готовыми поддержать любую идею. Такая пара была у Аделины и Маши, они обе участвовали в конкурсе фотографий Русская краса и очень удачно.
В этих парах ученического наставничества нет формального подчинения каким-то планам и указаниям, все происходит на добровольной основе, но желание у ребят возникает и поделиться опытом, и показать на, что способны.
Дух соперничества и даже здорового честолюбия может являться двигателем и толчком в прогрессе интеллектуальном и творческом.
В ключевой модели наставничества ученик – ученик обязательно участие учителя-координатора, именно он берет на себя ответственность за формальную работу по созданию плана, дневника наставничества. Эта работа необходима для отчетов вышестоящим органам и учащиеся не должны быть этим обременены.
В нашей школе учащиеся являются достаточно сплоченным коллективом и обмениваются информацией из класса в класс. Подчас нам приходится влиять на включение вновь прибывших учеников в коллектив класса.
У нас в школе есть прекрасные примеры наставничества – это проведение мастер-классов, иногда дети только сами научились на мастер-классе и сами захотели быть наставниками.
Необходимо продумать механизмы мотивации и поощрения наставников.
К числу лучших мотивирующих наставника факторов можно отнести поддержку системы наставничества на школьном, общественном, муниципальном уровнях; создание среды, в которой наставничество воспринимается как почетная миссия, где формируется ощущение причастности к большому и важному делу, в котором наставнику отводится ведущая роль.
Мероприятия по популяризации роли наставника: организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном уровне.
Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Создание специальной рубрики Наши наставники на школьном сайте.
Создание на школьном сайте методической копилки с программами наставничества.
Награждение школьными грамотами Лучший наставник.
Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании предложений, касающихся развития школы.
Награждения грамотами школы за активное развитие наставнического движения.
Что один человек дает другому? Он дает себя, самое драгоценное из того, что имеет, — частицу своей жизни. Но это не надо понимать в буквальном смысле. Он дает ему свою жизненную энергию, свою радость, свой интерес, свое понимание, свое знание, свой юмор, свою печаль — все переживания и все проявления того, что есть его духовное богатство. И так он обогащает другого человека, увеличивая его творческие силы, чувство жизнеспособности. Он отдает не для того, чтобы получить взамен, бескорыстие дарения само по себе для дарящего — наслаждение.
В дарении себя и есть та сила, которая рождает любовь, а бессилие — это невозможность порождать любовь.
Давайте воспитывать любовь к знаниям!
Эрих Фромм
Верблюд выносливее человека;
слон крупнее;
лев превосходит его в храбрости;
корова может съесть больше, чем он;
птицы приносят более многочисленное потомство.
Человек был создан для того, чтобы учиться.
Скачать работу
Из опыта работы Тонковой Т.М.
Новое – это хорошо забытое старое. Идея наставничества как социального феномена не нова, первым наставником был древнегреческий герой Ментор, друг Одиссея. С тех пор наставничество применялось по отношению к подрастающему поколению. (одним из самых известных менторов стал Аристотель, воспитавший Александра Македонского).
Каждый из нас сталкивался в своей жизни с передачей опыта (как сдать экзамен, как этот учитель (преподаватель в вузе) спрашивает на экзамене. Мы как теперь и наши ученики старались не наступать на старые грабли ошибок.
Наша сила — в силе мысли, в силе правды, в силе слова, поэтому мы видим, как в нашей школе дети прекрасно общаются в параллели классов и между параллелями. Подчас передают негативный опыт, но в наших силах направить их энергию в мирное русло.
В настоящий момент Россия движется в сторону радикальных изменений образовательной и социокультурной сферы, необходимость которых продиктована сменой модели мышления. Есть прекрасная восточная мудрость: Если твои планы рассчитаны на год — сей просо, если твои планы рассчитаны на десятилетия — сажай деревья, если же твои планы рассчитаны на века — воспитывай людей.
Вот этим и занимается школа – будущим! Мы с вами, коллеги, приходим на работу и смотрим на наш завтрашний день.
Новое дыхание сейчас обретает давно забытая система работы в школе - наставничество.
В моей практике наставничества при работе с индивидуальными проектами или при подготовке работ к НПК, Рождественским чтениям сложились определенные правила:
- дать попробовать выполнить самому;
- дать возможность совершить ошибку, чтобы получить опыт (я не совершил 10 000 ошибок, я узнал 10 000 способов, которые не работают. Мне просто осталось узнать один единственный, который сработает)
- никогда не научатся, если не сделают сами
- поверить в сообразительность детей
- не критика, а уточнение
Я соглашаюсь быть наставником в проектах, тема которых мне интересна, только тогда и возникает неподдельный интерес, любопытство как двигатель познания.
Пример в этом году мы совместно с моим учеником из 10 а работали над проектом по Бреттон-вудской системе оплаты, в областном конкурсе День рубля, проводимом НИРО. Дмитрий получил сертификат участника, может это и не победа, но багаж знаний точно пополнен.
Не просто подчас идет работа над индивидуальным проектом. Я курировала пять уже завершенных проектов и два индивидуальных проекта в работе сейчас, каждый проект был интересен. Всегда возникают сложности с мотивацией учащихся, но здесь я вижу выход в определение темы, вызывающей интерес у ученика.
На своем опыте могу сказать, что обычно в каждом классе есть ученик или учащиеся, которые хотят проявить свои таланты, а главное хотят быть замечены. Замечая таких ребят, предлагаю им проявить себя в творчестве, в конкурсах, любой внеурочной деятельности, и если у него получается обязательно отмечаю этого ученика в классе. Пример, 9а активно занималась моя ученица Ирина, участвовала в конкурсах и побеждала, вслед за ней захотели проявить творческие способности и ее подруга Алеся, следом подтянулись и еще ребята. Пусть не все из присоединившихся стали постоянными участниками конкурсов, но опыт у них появился, а те, кто приложил усилия могут похвастаться и опытом побед. Кроме этого в процессе неформального общения ребята меняются, происходит взаимообогащение интересов и опыта друг друга. Ключевое слово здесь НЕФОРМАЛЬНОЕ общение.
Наставник ничего не навязывает и не заставляет, он делится тем, что у него есть.
Прекрасный пример, работы в наставнической паре моих учениц Ира – Вика.
Может быть в связи с тем, что девочки – двоюродные сестры, но тем не менее результат был. Виктория участвовала в конкурсах, может быть не так активно, как Ирина, но это связано скорей с темпераментом последней.
Интересно работать с активными учениками, готовыми поддержать любую идею. Такая пара была у Аделины и Маши, они обе участвовали в конкурсе фотографий Русская краса и очень удачно.
В этих парах ученического наставничества нет формального подчинения каким-то планам и указаниям, все происходит на добровольной основе, но желание у ребят возникает и поделиться опытом, и показать на, что способны.
Дух соперничества и даже здорового честолюбия может являться двигателем и толчком в прогрессе интеллектуальном и творческом.
В ключевой модели наставничества ученик – ученик обязательно участие учителя-координатора, именно он берет на себя ответственность за формальную работу по созданию плана, дневника наставничества. Эта работа необходима для отчетов вышестоящим органам и учащиеся не должны быть этим обременены.
В нашей школе учащиеся являются достаточно сплоченным коллективом и обмениваются информацией из класса в класс. Подчас нам приходится влиять на включение вновь прибывших учеников в коллектив класса.
У нас в школе есть прекрасные примеры наставничества – это проведение мастер-классов, иногда дети только сами научились на мастер-классе и сами захотели быть наставниками.
Необходимо продумать механизмы мотивации и поощрения наставников.
К числу лучших мотивирующих наставника факторов можно отнести поддержку системы наставничества на школьном, общественном, муниципальном уровнях; создание среды, в которой наставничество воспринимается как почетная миссия, где формируется ощущение причастности к большому и важному делу, в котором наставнику отводится ведущая роль.
Мероприятия по популяризации роли наставника: организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном уровне.
Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Создание специальной рубрики Наши наставники на школьном сайте.
Создание на школьном сайте методической копилки с программами наставничества.
Награждение школьными грамотами Лучший наставник.
Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании предложений, касающихся развития школы.
Награждения грамотами школы за активное развитие наставнического движения.
Что один человек дает другому? Он дает себя, самое драгоценное из того, что имеет, — частицу своей жизни. Но это не надо понимать в буквальном смысле. Он дает ему свою жизненную энергию, свою радость, свой интерес, свое понимание, свое знание, свой юмор, свою печаль — все переживания и все проявления того, что есть его духовное богатство. И так он обогащает другого человека, увеличивая его творческие силы, чувство жизнеспособности. Он отдает не для того, чтобы получить взамен, бескорыстие дарения само по себе для дарящего — наслаждение.
В дарении себя и есть та сила, которая рождает любовь, а бессилие — это невозможность порождать любовь.
Давайте воспитывать любовь к знаниям!
Эрих Фромм
Верблюд выносливее человека;
слон крупнее;
лев превосходит его в храбрости;
корова может съесть больше, чем он;
птицы приносят более многочисленное потомство.
Человек был создан для того, чтобы учиться.