Наставничество в системе методического сопровождения педагогов ДОУ, современные подходы и перспективы. | Мозгова Ирина Александровна. Работа №347099
Наставничество – разновидность целенаправленной индивидуальной деятельности руководителей и наиболее опытных сотрудников учреждения по подготовке молодых специалистов и специалистов, не имеющих трудового стажа педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Цель - создание эффективной системы методического сопровождения начинающих педагогов в условиях образовательного пространства, а также формирование в ДОУ кадрового потенциала.
Главная задача – помощь молодым специалистам в организации эффективного взаимодействия со всеми субъектами педагогического процесса (с коллегами, воспитанниками, а также их родителями (законными представителями)).
Наставничество в системе методического сопровождения педагогов ДОУ, современные подходы и перспективы.
В настоящее время в системе образования происходят большие изменения. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию был утвержден национальный проект «Образование» (протокол от 03.09.2018 №10). Одним из основных направлений развития системы образования является подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации.
Качество образования подрастающего поколения напрямую зависит от квалификации педагогов, постоянного роста их профессионального мастерства. Сегодня востребован педагог с творческим проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом, способный к реализации своего потенциала в современной системе образования дошкольника.
Именно поэтому в МБДОУ № 12 сделан акцент на эффективную работу, профессиональное становление и создание условий, побуждающих молодого педагога к деятельности. Начинающие педагоги имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. И наша задача, как администрации МБДОУ № 12, – помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе.
В детском саду сложилась система взаимодействия с молодыми кадрами. В своей работе стараемся использовать такие формы и методы, которые помогают дальнейшему профессиональному становлению начинающего педагога и повышению его профессиональной компетентности. Одной из таких форм является осуществление практики наставничества.
Наставничество – разновидность целенаправленной индивидуальной деятельности руководителей и наиболее опытных сотрудников учреждения по подготовке молодых специалистов и специалистов, не имеющих трудового стажа педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Цель - создание эффективной системы методического сопровождения начинающих педагогов в условиях образовательного пространства, а также формирование в ДОУ кадрового потенциала.
Главная задача – помощь молодым специалистам в организации эффективного взаимодействия со всеми субъектами педагогического процесса (с коллегами, воспитанниками, а также их родителями (законными представителями)).
Основными принципами движения наставничества являются:
- добровольность;
о
ткрытость
;
компетентность
;
- соблюдение норм профессиональной этики.
Документы, регламентирующие наставничество:
положение о наставничестве в ДОУ;
приказ заведующей учреждением об организации наставничества;
приказ о закреплении наставника;
планы работы по наставничеству;
годовой план работы ДОУ.
Наставником является опытный педагогический работник, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении.
Ожидаемые результаты:
1. Адаптация начинающих педагогов в образовательном учреждении.
2. Повышение профессиональной компетентности педагогов.
3. Использование в работе начинающих педагогов новых современных педагогических технологий.
4. Активизация деятельности начинающих педагогов в части участия в работе профессиональных сообществ педагогов города.
В нашем ДОУ система наставничества существует и имеет большой опыт: у молодого специалиста есть дневник с планом работы, тетрадь по самообразованию. План работы молодого специалиста включает в себя анализ учебной программы, выявление трудных тем; систему работы с правилами ведения документации, составление планов проведения различных этапов занятий, заполнение листа самооценки молодого специалиста, в котором выявляется, что знает и умеет молодой специалист и на каком уровне, а также с какими затруднениями сталкивается в своей работе молодой воспитатель. В тетрадях по самообразованию занесены посещения занятий, мероприятий наставника, педагогические идеи. Это дает возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого педагога в процессе наставнической деятельности.
Можно выделить следующие этапы взаимодействия наставника и молодого специалиста:
1.Диагностический: выявление профессиональных затруднений начинающих педагогов, разработка основных направлений работы. Создание нормативно-правовой базы.
2. Практический: разработка и реализация программы адаптации, корректировка профессиональных умений молодого специалиста.
3. Аналитический: определение уровня профессиональной адаптации молодого специалиста и степени его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствует освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости, развитию интереса к профессии. Педагог-наставник делится опытом в вопросах методики проведения занятий, наставник совместно с молодым педагогом готовят планы занятий, проговаривают каждый этап и элемент занятий, затем педагог проводит его в присутствии педагога- наставника, после занятий идет детальная проработка достигнутого, реализованного, возникающих проблем, интересных решений, выстраивание линий поведения на будущее.
Вместе с тем молодому специалисту рекомендовано обратить внимание на овладение современными педагогическими приемами и технологиями, и применение их в работе с детьми, на проектирование образовательного процесса, составление календарного и перспективного планов работы, на ознакомление с организацией предметно-развивающей среды в группах, а так же отработка эффективных приемов и методов в организации учебной деятельности, больше уделять внимание работе над самообразованием.
Выбор формы работы с молодым специалистом начинаем с анкетирования и собеседования, где педагог указывает свои трудности, проблемы в работе. Условно молодых специалистов можно разделить на 2 группы:
м
олодые специалисты – выпускники ВУЗов и колледжей.
н
ачинающие педагоги – специалисты с педагогическим образованием, без опыта работы (по профилю).
По итогам анкетирования и собеседований определяем основные задачи деятельности и совместный план работы начинающего педагога с наставником. Также подбираем формы работы.
Наиболее продуктивными формами работы для молодого специалиста являются наблюдения педагогического процесса у опытных педагогов, взаимопосещения, просмотры открытых мероприятий, которые позволяют всем увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты. Кроме того, молодой педагог учится проводить анализ особенностей образовательного процесса в целом.
Одна из форм деятельности с молодыми педагогами, которая помогает достичь наибольших результатов - мастер-класс. Основная цель мастер-класса – передача педагогического опыта и авторских находок.
Используем такие формы работы, как семинары и семинары-практикумы. Семинары помогают повысить теоретическую подготовку молодых педагогов. Обычно их проводят воспитатели, имеющие опыт работы по данной проблеме. Семинары - практикумы, направлены на повышение уровня практического опыта молодого специалиста, совершенствование практических навыков, необходимых в работе с воспитанниками. Тематика семинаров-практикумов строится на запросах воспитателей и также связана с задачами годового плана.
С целью стимулирования творческих проявлений молодых педагогов проводятся конкурсы методических разработок (конкурс «Лучшая дидактическая игра по патриотическому воспитанию», «Лучшее методическое пособие, изготовленное руками родителей» и др.), смотры (-конкурс центров патриотического воспитания «Растим патриотов вместе», «ПДД» и др.), творческие конкурсы, разнообразные выставки детского творчества и т. д. Молодые воспитатели постоянно привлекаются к участию в работе дошкольной образовательной организации. Такие формы работы позволяют молодым специалистам учиться самим и непосредственно перенимать опыт у профессионалов.
Разнообразные формы деятельности с молодыми специалистами способствуют развитию познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с воспитанниками и их родителями, оказывает положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности.
В методическом сопровождении деятельности начинающих педагогов очень важна система, направленная на совершенствование профессиональной подготовки путем освоения целостной работы воспитателя дошкольной образовательной организации.
Таким образом, использование системного подхода в работе с молодыми и малоопытными педагогами позволяет им быстро адаптироваться к работе в дошкольной образовательной организации, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность.