Научная статья «Мотивация младших школьников» | Мой кабинет. Работа №343612
В структуре учебной мотивации важную роль играют не познавательные мотивы. Дети в 4-х классах почти не проявляют интерес к самообразованию и процессу обучения, что не способствует их успешному обучению в средней школе. Многие из них относятся к учению положительно, но не понимают, что именно им нравится в школе. Это наблюдается у 33,3 % первоклассников, 51,7% второклассников, 58,3% третьеклассников и 36,7 % четвероклассников, источник - А. К. Маркова и М. В. Матюхина.
Научная статья «Мотивация младших школьников»
Автор: Лаптева Екатерина Николаевна
Научная школа Л. И. Божович и М.В. Матюхиной провели исследования в середине и конце прошлого века, касающиеся младшего школьного возраста. Эти работы стали классическими в отечественной психологии. Они представили широкий спектр учебных мотивов, которые характерны для младших школьников. Несмотря на то, что этот возрастной период менее изучен, чем дошкольное детство и отрочество, мы имеем наиболее полные данные об интеллектуальном развитии младших школьников и его зависимости от системы обучения в начальных классах. Однако информации о личностном развитии и развитии мотивации в этом возрасте намного меньше.
Середина прошлого века была временем, когда проводились исследования под руководством Л. Учебная мотивация была разделена на три группы мотивов: познавательные, социальные и мотивы достижения. Первая группа связана с содержанием и процессом учебы, вторая - с широкими и узколичными социальными мотивами. Возникновение этих мотивов связано с системой отношений, в которую вовлечен ребенок.
Исследования И. Божович и М.В. Матюхиной в 70-80-е годы выявили различные виды мотивации учения у младших школьников, включая широкие социальные мотивы. Согласно данным, учебно-познавательные мотивы не являются главными в учебной мотивации детей начальной школы. Первые два года обучения характеризуются интенсивным развитием учебной мотивации, но со временем, начиная с третьего класса, происходит изменение отношения к учению. Исследование Н.И. Гуткинойпоказало, что уровень учебной мотивации у современных младших школьников начинает снижаться уже со второго класса.
Взаимодействие между учителями и учениками, отношения учителей к детям и правильное использование оценок играют важную роль в формировании отношения к учебе. Связь между уровнем мотивации к учебной деятельности и низким социальным статусом младших школьников была выявлена. У неуспевающих детей узкий круг учебных мотивов, отсутствие широких социальных стимулов для учения, менее содержательная мотивация по сравнению с их успешными сверстниками, а также ярко выраженный страх неудачи, что создает негативную эмоциональную обстановку в учебной деятельности [7]; [8].
Исследования, проведенные под руководством П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, сфокусировались на формировании мотивации учения через организацию деятельности. По результатам исследования установлено, что третий тип обучения по П. Я. Гальперину обладает высоким мотивирующим эффектом. Анализ преимуществ развития познавательной мотивации при обучении по системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова проводили А. К. Дусавицкий и другие исследователи. Д. Б. Эльконин придавал значительное значение учебно-познавательным мотивам как важному компоненту учебной деятельности, который определяется познавательной потребностью и потребностью в саморазвитии.
В ходе исследования были изучены характер и тенденции мотивации у детей в младшем школьном возрасте. Особое внимание уделялось двум уровням мотивации - уровню деятельности (то есть, учебной мотивации) и надситуативному уровню (связанному с доминирующими мотивами). В школе Л. И. Божович были обнаружены многочисленные факторы, влияющие на направленность личности, такие как личные, коллективистические и деловые мотивы. Согласно исследованию, в начальной школе формируется коллективистическая мотивация, которая часто взаимодействует с деловой мотивацией на неосознанном уровне.
В Москве и г. Подольске Московской области было проведено исследование в средних общеобразовательных школах, в котором участвовали 240 учащихся начальной школы. Группы, состоящие из 20 учеников каждой параллели, были сопоставлены по полу. В него вошли 60 первоклассников, 60 второклассников, 60 третьеклассников и 60 четвероклассников. В учебном году было проведено повторное исследование с участием 60 учеников третьих классов, которые изначально проходили обследование в первом классе. Для оценки мотивации к учению использовался блок методик под названием "Определение мотивов учения".
В работе с учениками 4-го класса использовались различные методики, такие как «Неоконченные предложения» и «Окончание рассказов» П. Гинзбурга, «Доминирующая мотивация» И. Ю. Кулагиной и В. Н. Колюцкого (вариант для младшего школьного возраста), а также «Ценностные ориентации» М. Рокича (модификация для младшего школьного возраста). Индивидуально и устно были представлены методики «Направленность на приобретение знаний» и «Направленность на отметку» Е. П. Ильина и Н. А. Курдюковой. Все эти методики были использованы в работе с учениками 4-го класса.
Важно осознать, что учебная мотивация влияет на успешность обучения в школе и является ключевым аспектом личностного развития в младшем школьном возрасте. Изучив мотивы учебной деятельности младших школьников, можно выявить изменения в их мотивации в течение начальной школы и общие тенденции развития (см. рис. 1). Поэтому важно учитывать эти факторы при анализе мотивационных процессов у детей в школьном возрасте.
В структуре учебной мотивации важную роль играют не познавательные мотивы. Дети в 4-х классах почти не проявляют интерес к самообразованию и процессу обучения, что не способствует их успешному обучению в средней школе. Многие из них относятся к учению положительно, но не понимают, что именно им нравится в школе. Это наблюдается у 33,3 % первоклассников, 51,7% второклассников, 58,3% третьеклассников и 36,7 % четвероклассников, источник - А. К. Маркова и М. В. Матюхина.
В параллелях 1-го и 4-го классов не наблюдается значимой зависимости между общей учебной направленностью и познавательным мотивом. В 2-м и 3-м классах, наоборот, выявлена положительная корреляция между ними (г=0,452, p=0,01; г=0,308, p=0,01 соответственно). Различные мотивы, включая познавательный, оказывают влияние на общую учебную направленность. В середине младшего школьного возраста познавательный мотив становится доминирующим, в то время как в начальной школе он не занимает первостепенное значение из-за недостаточного развития этой мотивации. В 4-м классе познавательный мотив уступает место новым мотивационным тенденциям, которые будут актуализированы на следующем этапе - в подростковом возрасте.
В 4-м классе познавательная мотивация начинает падать, и у детей возникают различные мотивации для положительного отношения к школе. Некоторые связывают это с общением с друзьями, другие – с получением высоких отметок и так далее.
С постепенным прохождением первых четырех классов у детей возникает новое отношение к оценкам. Они понимают, что отметки не даются просто так, а являются результатом уровня знаний. Особенно заметен высокий процент учеников, стремящихся избежать низких оценок, особенно это проявляется в четвертом классе, где этот показатель достигает 68,3%. Согласно А.И. Липкиной, важным показателем усилий в учебе на младшем школьном возрасте является время, потраченное на учебную работу.
В начале учебного года дети могут проявлять разные мотивации к учению, но к концу первого года обучения в школе эти мотивации начинают проявляться более отчетливо. Некоторые дети ставят впереди свои стремления к знаниям, в то время как другие ориентируются на получение высоких отметок, особенно если у них слабая познавательная мотивация. Эта тенденция усиливается на втором году обучения. В 3-х классах мы видим, что познавательный мотив имеет сильную негативную связь с мотивом получения высоких отметок, но в параллели 4-х классов эта зависимость отсутствует. Это может быть объяснено тем, что даже у детей, у которых сформировалась познавательная мотивация, значимость учебной успеваемости резко повышается к окончанию начальной школы, что влияет на их мотивацию к получению высоких отметок.
В современном образовании учителя все реже выражают свою оценку и поддержку ученикам, предпочитая формализованные методы оценки. Это отличает их подход от того, что было 50-70 лет назад. Мотивация учебы в раннем возрасте теперь зависит от чувства обязательства перед учителем и стремления к будущему успеху. Важным фактором становится самоопределение и выбор будущей карьеры, что заменяет роль похвалы и оценок в начальной школе.
Сегодняшние дети отличаются в своей учебной мотивации от детей, родившихся в 70-80-е годы, как показывают исследования М.В. Матюхиной и А. К. Марковой. Они не испытывают долга перед обществом или Родиной, не стремятся к самосовершенствованию и самообразованию. Социальные мотивы у них ограничены из-за изменения ценностей в обществе. Книги и познавательные программы им не интересны, они не стремятся быть культурными и образованными.
Вопреки активному развитию учебных интересов, у младших школьников все еще присутствует сильное желание играть (игровые мотивы были обнаружены у 60% первоклассников, 60% второклассников, 53,3% третьеклассников и 55% четвероклассников). В начале своей учебной карьеры они предпочитают традиционные детские игры, но в конце младшей школы (в 4-м классе) переключают свое внимание на компьютерные игры.
Стоит отметить, что окончание младшего школьного возраста и приближение к подростковому возрасту в 4-м классе оказывают влияние на мотивационную сферу детей: усиливается желание общаться с одноклассниками, а также меняется характер игровых мотивов.
В процессе развития младшего школьного возраста происходят изменения в учебной мотивации, которые можно выразить следующим образом:
- Сначала дети начинают различать между ориентацией на учебный процесс и его результаты, особенно это проявляется в высоких оценках.
- Познавательная мотивация, направленная на содержание и процесс обучения, усиливается с первого по второй класс, после чего остается на стабильном уровне. Вначале первого класса дети недостаточно осознают это, что часто влияет на общее учебное направление, но второклассники лучше понимают это. Со второго класса появляется относительно стабильное предпочтение учебным предметам.
- В конце обучения в начальных классах учебная направленность становится менее положительной, чем в начале учебы от 1-го до 2-го класса.
- Современные младшие школьники выделяют различные социальные мотивы учения. Наиболее важными считают получение высокой отметки, чувство долга перед учителем и ориентацию на будущее. Динамика данных мотивов различна: желание получить высокую отметку снижается с каждым классом, чувство долга сохраняется на протяжении всего учебного периода, а ориентация на будущее укрепляется в конце начальной школы. Влияние похвалы учителя на общую систему учебных мотивов остается незначительным.
- В современном обучении у детей начальных классов наблюдается явная тенденция к избеганию неудач, особенно в начале и в конце учебного процесса, что часто связано с стремлением к престижу.
- Сравнивая учебные мотивации младших школьников сегодняшнего времени с мотивациями детей, выросших в 70-80-х годах прошлого века, можно отметить значительные различия: современные дети ориентированы на узкий круг социальных мотивов учения, исчезли такие аспекты, как чувство долга перед обществом, стремление к самосовершенствованию и желание саморазвития.
Мотивационные тенденции, определяющие поведение в различных ситуациях и при включении в различные виды деятельности, представляют собой мотивацию надситуативного уровня или доминирующую мотивацию. Они соответствуют отношению личности к миру (людям, делу) и к себе, обусловливают направленность личности на онтогенетическом этапе личностной стабилизации. Мотивация этого уровня может быть гедонистической (ориентация на удовольствия, развлечения), эгоцентрической (достижение узколичных целей - высокого статуса, престижа, награды и т. п.) и духовно-нравственной (опора на привязанности к значимым людям и объектам, глубокие интересы).
В ходе исследования выявлены основные направления развития мотивации на надситуативном уровне. У большинства детей в младшем школьном возрасте, при обучении во 2-м классе, формируется иерархия доминирующих мотивов, что отмечено как соподчинение мотивов. Интенсивное развитие духовно-нравственной мотивации наблюдается на протяжении всего периода. Гедонистическая мотивация, подчиняющаяся принципу удовольствия, не характерна для младшего школьного возраста на осознанном или произвольном уровне, так как она проявляется достаточно ярко в подростковом возрасте [6].
В новых условиях выявляется модификация 70-х годов тенденции развития коллективистической мотивации, которая, как правило, сочетается с деловой активностью. Духовно-нравственная мотивация имеет преимущественное развитие в данной работе, в то время как эгоцентрическая мотивация остается в тени. Корреляции между мотивационными и ценностно-смысловыми показателями отсутствуют, что подтверждает исследования Д. Макклелланда. Однако процесс усвоения ценностей и развитие ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте схож с мотивационным развитием, что показывает принципиальное сходство в этих процессах.
Возраст младшей школы сопровождается формированием системы основных мотивов, которые развиваются вместе с ценностными ориентациями. Отмечается, что младший школьный возраст - это время, когда дети усваивают ценности с духовно-нравственным контекстом (согласно Л.Колбергу, это период развития конвенциональной морали), но окончательное различение ценностных ориентаций происходит не в начале этого возрастного периода, а в конце, когда они учатся в 4-м классе. Следовательно, формирование духовно-нравственной мотивации и усвоение соответствующих ценностей в этот период являются стабильной тенденцией.
Данные повторного исследования, проведенного через 2 года, показывают, что все дети, имевшие духовно-нравственную мотивацию в 1-м классе, сохранили ее в 3-м классе. Большинство детей с исходно иными выраженными мотивационными тенденциями приобрели мотивы духовно-нравственного плана. В конце младшего школьного возраста (в 4-м классе) появилась корреляция между духовно-нравственной мотивацией и общей учебной направленностью.