Научная статья "Настроение - путь к успеху" | Анисимова Надежда Сергеевна. Работа №309917
«Желаю вам хорошего настроения», «Какое у вас настроение?», «Испортилось настроение», «Поднялось настроение» - подобные выражения мы слышим и произносим на каждом шагу. И это не случайно.
Идея о том, что эмоции и усвоение учебного материала - «две вещи несовместные», происходит из давней философской и научной традиции. Предполагалось, что если эмоции связаны с чувствами и телесными ощущениями, они должны быть совершенно отдельны от механизма приобретения знаний, связанного с логикой и рассудком.
Итак, становится очевидной актуальность проблемы моего исследования: работы, в которых настроение рассматривалось бы как фактор успешной учебной деятельности наряду со способностями и мотивацией, в настоящее время встречаются сравнительно редко.
Автор: Анисимова Надежда Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ Туванская ООШ Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики
Желаю вам хорошего настроения, Какое у вас настроение?, Испортилось настроение, Поднялось настроение - подобные выражения мы слышим и произносим на каждом шагу. И это не случайно.
Идея о том, что эмоции и усвоение учебного материала - две вещи несовместные, происходит из давней философской и научной традиции. Предполагалось, что если эмоции связаны с чувствами и телесными ощущениями, они должны быть совершенно отдельны от механизма приобретения знаний, связанного с логикой и рассудком.
Итак, становится очевидной актуальность проблемы моего исследования: работы, в которых настроение рассматривалось бы как фактор успешной учебной деятельности наряду со способностями и мотивацией, в настоящее время встречаются сравнительно редко.
Цель исследования: показать влияние настроения на успешность учебной деятельности.
Объект исследования – настроение учащихся 4 класса в течение учебного дня, учебной недели.
В соответствии с целью и объектом исследования были поставлены следующие задачи:
- подобрать методику для исследования настроений;
- изучить динамику психологической атмосферы в классе в различных ситуациях;
- определить причины, влияющие на настроение ребят;
- предложить способы улучшения настроения;
Для решения задач исследования использовались следующие методы:
- анализ психолого-педагогической литературы;
- беседа;
- игра Раскрась свое настроение;
- анкетирование.
Практическая значимость работы: полученные результаты, иллюстрирующие взаимосвязь настроения и успешности, могут заинтересовать учителей, работающих с пятиклассниками, психологов школ, а также всех учащихся, желающих осуществлять самоконтроль за своим настроением и учением.
В ходе работы я познакомилась с большим количеством психолого-педагогической литературы.
Познавательные процессы, разворачивающиеся в ходе учебной деятельности, почти всегда сопровождаются положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями. Это объясняется тем, что эмоциональные состояния и чувства способны оказывать регулирующее влияние как на процессы восприятия, памяти, мышления, воображения, так и на личностные проявления (интересы, потребности, мотивы и др.).
Настроение – это эмоциональное состояние, которое в течение определенного времени окрашивает всю психическую жизнь человека. Это как бы эмоциональный фон его жизни и деятельности. Активный человек всегда находится под каким-то эмоциональным знаком: это может быть легкая грусть или тихая радость, жажда деятельности или переживания покоя, состояние ожидания чего-то приятного или беспокойство.
От чего зависит наше настроение? Порой самому человеку его настроение кажется необъяснимым. Сам не пойму, почему вдруг настроение испортилось?, Сегодня прямо петь хочется – с чего бы это?. Но на самом деле настроение всегда чем-то вызвано, имеет внутренние или внешние причины.
Причины, влияющие на наше настроение:
Физическое состояние человека. Оно порождает общее настроение, которое называют самочувствием. Иногда плохое самочувствие может сигнализировать о каких-то нарушениях в организме, о начинающейся болезни. К своему самочувствию следует относиться очень внимательно.
Крупные и мелкие жизненные факты (забыл дома книгу, опоздал на автобус).
Деятельность человека. Успех, положительная оценка повышают настроение. Неудача, отрицательная оценка – понижают его. Психологи заметили, что есть и обратное влияние: в добром, веселом настроении любая работа спорится.
Другие люди. Их отношение к нам, их внимание и забота, слова и поступки, даже взгляд и улыбка формируют наше настроение. Мы пребываем в прекрасном настроении оттого, что услышали доброе слово, вызвали добрую улыбку у товарища.
В ходе работы мною было проведено ряд мероприятий, в частности и игра Раскрась свое настроение. Ребятам выдавался силуэт человека, и предлагалось раскрасить его теми цветами, которые соответствуют их настроению в данный момент. На обратной стороне человечка предлагалось написать словами, какое у каждого настроение. Результаты обследования показали, что учащиеся 4 класса испытывают различное настроение: отличное, хорошее, нормальное, плохое, но преобладает у них отличное и хорошее настроение.
Анализ цветов показал, что у ребят с хорошим настроением человечки раскрашены светлыми, яркими цветами, а у ребят с плохим – темными, мрачными.
Исследование также подразумевало анкетирование среди учащихся 4 класса, в котором участвовало 50 человек. Используя методику Моё настроение, я проверил, какое настроение у пятиклассников бывает в различных ситуациях:
перед выполнением самостоятельной работы;
после объявления итогов самостоятельной работы;
после урока физкультуры;
после уроков.
Оказалось:
Во всех ситуациях у учащихся преобладает отличное настроение, что может говорить о положительном жизненном настрое ребят и большой энергичности.
После урока физкультуры у школьников нет плохого настроения, хотя повышается равнодушие, возможно от усталости.
Учащиеся испытывают большой страх перед самостоятельными работами.
После уроков у всех ребят улучшается настроение.
отличное
хорошее
спокойное
равнодушное
плохое
Перед самостоятельной работой
40%
30%
10%
5%
15%
После урока физкультуры
35%
25%
15%
25%
-
После уроков
65%
35%
-
-
-
5
4
3
2
отличное
60%
50%
-
-
хорошее
20%
20%
5%
-
спокойное
15%
20%
10%
5%
равнодушное
5%
10%
35%
10%
плохое
-
-
50%
85%
5. От получения хорошей отметки настроение учащихся улучшается, от плохой – портится.
Чтобы изучить мнения ребят о том, что влияет на их настроение, им было предложено закончить фразы:
Мне весело, когда _________________________________________________
Мне грустно, когда ________________________________________________
В результате получил, что учащимся 4 класса весело, когда:
- они общаются с друзьями;
- получают хорошие отметки;
- выигрывают в спортивных играх;
- на улице хорошая погода;
- играют в компьютерные игры.
Пятиклассники грустят, когда:
- поссорятся с другом;
- получают плохую отметку;
- их не отпускают гулять;
- задают много уроков.
Отсюда видно, что результаты деятельности влияют на настроение, но, с другой стороны, и настроение может влиять на деятельность. Ведь в хорошем, веселом настроении спорится любая работа. Поэтому я решила выяснить, как можно улучшить своё настроение.
Способы улучшения настроения от учащихся 4 класса:
- пообщаться с друзьями;
- почитать любимую книгу, посмотреть фильм;
- заняться спортом;
- улыбнуться.
Из этого следует, что приятные известия, двигательная активность, отдых – повышают настроение учащихся, неприятные – понижают. Так же повысить настроение можно с помощью любимой деятельности, отвлечения от проблем.
Положительные эмоции обеспечивают не только более высокие результаты учебной деятельности, но и определенный эмоциональный тонус. Без них легко наступает вялость, агрессивность, а иногда и более выраженные эмоциональные состояния: аффекты, депрессии. Созвучие эмоциональных состояний обеспечивает и родителям, и учителям, и ученикам широкий спектр положительных эмоций, обусловливает стремление радовать друг друга своими успехами, способствует установлению доверительных межличностных отношений, сохраняет высокую учебную мотивацию в течение достаточно длительного времени.
Проведенное исследование позволило прийти к следующему выводу: настроение является наряду со способностями и мотивацией важным фактором учебной деятельности, влияющим на её успешность. Чтобы быть успешным в учебной деятельности, необходимо владеть способами саморегуляции, вырабатывать в себе волевые черты характера. Эмоции и усвоение учебного материала не просто взаимосвязаны, но их взаимодействие необходимо для адаптивного обучения.
Мои рекомендации. Проведя эксперимент, я убедилась, что настроение влияет на жизнь человека, его успешность. Психологи считают, что хорошее настроение – это привычка, которую необходимо вырабатывать ежедневно. Алгоритм действий здесь прост: каждый день уделяйте немного времени тому, чтобы улучшить настроение, выбросить из головы пессимистические прогнозы на ближайшее будущее и увидеть мир в радужном цвете. Нужно стараться идти по жизни с хорошим настроением, а если уж плохое настроение настигло вас стараться от него избавиться.
Литература
Березанская Н. Б., Нуркова В. В. Психология. – Юрайт-Издат, 2003.
Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. – Чебоксары, 1958.
Коломинский Я. Л. Человек: психология. – М: Просвещение, 1986.
Мардер Л. Мир цветов и чувств, журнал Школьный психолог №20 2006.
Петрова Т.Н. Чувашская педагогика как феномен мировой цивилизации. – М.: Прометей,
2000.
Селезнева Е. В. Я познаю мир. – М: ООО Издательство АСТ, 2001.
Березанская Н.Б., Нуркова В.В. Психология — Юрайт-Издат, 2003.
HYPER13PAGE HYPER15
1