Научная статья по результатам опытно-экспериментальной работы | Турганбай Аяжан Канаткызы. Работа №353452
Выполненная опытно-экспериментальная работа позволила проверить гипотезу исследования. В результате были сделаны следующие выводы.
Констатирующий эксперимент показал, что формирование развития социальной активности подростков в учреждении дополнительного образования детей осуществляется недостаточно эффективно, что обусловило необходимость разработки модели данного процесса и педагогических условий ее эффективного функционирования и доказывают необходимость целенаправленной и систематической работы по развитию социальной активности подростков.
Научная статья по результатам опытно-экспериментальной работы
Выполненная опытно-экспериментальная работа позволила проверить гипотезу исследования. В результате были сделаны следующие выводы.
Констатирующий эксперимент показал, что формирование развития социальной активности подростков в учреждении дополнительного образования детей осуществляется недостаточно эффективно, что обусловило необходимость разработки модели данного процесса и педагогических условий ее эффективного функционирования и доказывают необходимость целенаправленной и систематической работы по развитию социальной активности подростков.
Основными критериями развития социальной активности подростков являются: самооценка (сформированная у подростка «Я-концепция», определение своего положения в социуме в фокусе постоянного развития и саморазвития), устойчивая личность (сформированная установка на общечеловеческие ценности и социально-нравственные мотивы поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных социальных общностей), социальная мобильность (способность к быстрой смене стратегии или тактики с учетом складывающихся обстоятельств), креативность (проявляется в творческой направленности, стремлении к созиданию нового, развитых творческих умениях), коммуникативность (положительный эмоциональный настрой в процессе взаимодействия с другими людьми, толерантность, эмпатийность общения), саморегуляция поведения (осмысление деятельности и коррекция). Различная степень их проявления характеризует уровни развития социальной активности подростков в учреждении дополнительного образования: низкий (допустимый), средний (исполнительский), высокий (инициативный).
В основу организации и проведения экспериментальной работы положены принципы целостности, объективности и эффективности, которые в своей совокупности позволили получить объективные данные о процессе развития социальной активности подростков в учреждении дополнительного образования детей.
Проведенный эксперимент показал, что модель развития социальной активности подростков в учреждении дополнительного образования эффективно функционирует при выделении комплекса педагогических условий: 1) включение подростков в социокультурное воспитательное пространство учреждения дополнительного образования детей; 2) разработка и реализация программы «Развитие социальной активности подростков»; 3) формирование направленности подростков на самопознание, самореализацию и самосовершенствование в социокультурной деятельности.
Комплексная реализация педагогических условий повышает степень воздействия, оказываемого каждым из них в отдельности на исследуемое явление.
Таким образом, цель опытно-экспериментальной работы достигнута, поставленные задачи решены.
Результаты полученные в процессе теоретического и экспериментального исследования по проблеме развития социальной активности подростков в учреждении дополнительного образования детей, позволили сделать следующие выводы:
В процессе исследования был осуществлен научно-теоретический анализ философской, психолого-педагогической и социологической литературы по проблеме развития социальной активности подростков в учреждении дополнительного образования детей. Установлено, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике и требует дальнейшего теоретического осмысления.
В результате теоретического анализа выявлены основные направления для решения проблемы развития социальной активности подростков и уточнены признаки понятий «социальная активность подростка», «социокультурная деятельность учреждения дополнительного образования».
Проведенный педагогический эксперимент доказал целесообразность построения модели развития социальной активности подростков в учреждении дополнительного образования на основе системного, личностно- ориентированного,
культурологического, деятельностного и аксиологического подходов.
Выявленные в ходе исследования особенности развития социальной активности подростков в учреждении дополнительного образования детей позволили определить необходимость реализации комплекса педагогических условий: 1) включение подростков в социокультурное воспитательное пространство учреждения дополнительного образования; 2) разработка и реализация программы «Развитие социальной активности подростков»; 3) формирование направленности подростков на самопознание, самореализацию и самосовершенствование в социокультурной деятельности.
Разработано и апробировано научно-методическое обеспечение развития социальной активности подростков и может быть использовано в работе педагогов учреждения дополнительного образования.
Проведенное исследование затрагивает лишь один из аспектов сложной и многоплановой проблемы развития социальной активности подростков. Определяя перспективу исследования, мы считаем наиболее приоритетным следующие направления: разработку вариативных авторских краткосрочных и долгосрочных программ развития социальной активности подростков в учреждении дополнительного образования; поиск, определение и внедрение новых методов и условий развития социальной активности подростков; подготовку педагогов дополнительного образования детей к эффективному взаимодействию с подростками в социокультурной деятельности.