Научно – методические основы подготовки борцов | Рыбаков Сергей Алксеевич. Работа №352378
Для достижения высоких и стабильных результатов в спортивной борьбе первостепенное значение имеет уровень физической подготовленности борца, развития двигательных качеств, под которыми принято понимать отдельные стороны двигательных возможностей человека – силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Это определение было дано более 30 лет назад, и с тех пор сколько-нибудь существенных изменений в представлениях исследователей не произошло.
Физическая подготовка борца проводится в единстве с процессом оздоровительной физкультуры, с изучением и совершенствованием техники и тактики борьбы. Эти стороны тренировочного процесса органически сочетаются и обуславливают друг друга.
Каждому виду спорта присущи свои особенности двигательных действий, определяемые его целевой направленностью, внешними условиями и правилами соревнований. Поэтому, поняв, как организовано и как реализуется конкретное спортивное действие, можно принять правильное решение в отношении того, как его совершенствовать, в том числе и с помощью средств физической подготовки.
Методическое пособие
по спортивной борьбе
Тема: «Научно – методические основы подготовки борцов»
Тренер-преподаватель МБУ ДО «СШОР « АТЛЕТ»
по спортивной борьбе
дисциплина (спортивная борьба)
Рыбаков С.А.
г. Магнитогорск 2024 г.
РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
Для достижения высоких и стабильных результатов в спортивной борьбе первостепенное значение имеет уровень физической подготовленности борца, развития двигательных качеств, под которыми принято понимать отдельные стороны двигательных возможностей человека – силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Это определение было дано более 30 лет назад, и с тех пор сколько-нибудь существенных изменений в представлениях исследователей не произошло.
Физическая подготовка борца проводится в единстве с процессом оздоровительной физкультуры, с изучением и совершенствованием техники и тактики борьбы. Эти стороны тренировочного процесса органически сочетаются и обуславливают друг друга.
Каждому виду спорта присущи свои особенности двигательных действий, определяемые его целевой направленностью, внешними условиями и правилами соревнований. Поэтому, поняв, как организовано и как реализуется конкретное спортивное действие, можно принять правильное решение в отношении того, как его совершенствовать, в том числе и с помощью средств физической подготовки.
Общеизвестно, что физические качества органически взаимосвязаны между собой: совершенствование способствует лучшему проявлению других. Трудно выделить какое – либо физическое качество как ведущее для борца. Но вместе с тем, учитывая современные тенденции спортивной борьбы, можно утверждать, что наиболее высокие требования предъявляются сейчас к силовой выносливости учащегося.
Стремясь демонстрировать высокую активность на протяжении пяти, а часто восьми минут непрерывного единоборства, преодолевая силовые сопротивления противника, борец должен на фоне возрастающего утомления эффективно выполнять разнообразные технико – тактические действия. Поэтому тренер должен постоянно совершенствовать разнообразные физические качества борца, обуславливающие создание той функциональной базы, которая позволит ему овладеть надежной и эффективной техникой и тактикой борьбы.
Вместе с тем нужно помнить о том, что двигательный потенциал – это совокупность качеств, поэтому борцы должны уделять внимания всем его составляющим, но особенно совершенствованию тех из них, которые развиты сильнее.
КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ
Процесс организации педагогического воздействия на формирование и развитие необходимых борцу качеств требует последовательности и постепенности в построении тренировочной работы с подростками. Эта старая педагогическая истина нашла свое подтверждение в моей работе, связанных с классификацией физических упражнений в борьбе.
Следует отметить, что классификации физических упражнений, полностью разработанной и удовлетворяющей всем требованиям, пока не создано. По моему мнению, главными разделами классификации являются общеразвивающие, специальные и соревновательные упражнения.
В качестве основного классификационного признака мною была выбрана форма упражнений (со снарядами, на тренажерах, с партнером и т.д.), которая обусловливает методику проведения занятий.
КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖЕНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ПО СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ
Общеразвивающие упражнения
Специальные подготовительные упражнения
Соревновательные упражнения
Строевы е
упражне ния
Гимнастиче ские
упражнения
Вспомогател ьные
упражнения из др. видов спорта
Координацио нные (подводящие упражнения)
Координацио нные (развивающие упражнения)
Отдельны е операции и их совокупн ости
Схватки
Со
Баскетбола,
Без снарядов
Без снарядов
С
Учебная
снарядами:
волейбола,
Со снарядами,
С манекеном
партнером
Учебно –
гантелями,
регби,
манекеном,
На тренажерах
тренировочна
палками,
футбола
щтангой,
С партнером
я
гирями и т.д.
Тяжелой
гирями и т.д.
Тренировочна
Без снарядов
атлетики
На тренажерах
я
Акробатики
С партнером
Соревновател
Плавания
ьная
Спортивной
гимнастики
Легкой
атлетики:
метание
Влияние физических качеств и телосложения на результативность по виду спорта спортивная борьба
Физические качества и телосложение
Уровень влияния
Скоростные способности
3
Мышечная сила
3
Вестибулярная устойчивость
3
Выносливость
3
Гибкость
2
Координационные способности
2
Телосложение
1
Условные обозначения:
3 - значительное влияние; 2 - среднее влияние;
1 - незначительное влияние
Общеразвивающие упражнения
К этой группе относятся строевые, гимнастические и акробатические упражнения, а также вспомогательные упражнения из других видов спорта.
Общеразвивающие упражнения улучшают физическое развитие борца, расширяют диапазон его двигательных навыков и функциональных возможностей, способствуют повышению работоспособности организма.
Из всего разнообразия общеразвивающих упражнений следует отдавать предпочтение прежде всего тем, которые имеют некоторое сходство по характеру нервно – мышечных усилий и режиму работы организма с упражнениями в борьбе. Общеразвивающие упражнения используются в основном в первой половине подготовительной и в заключительной части занятий. Кроме того, они выполняются в утренней зарядке и в специально организуемых занятиях по физической подготовке.
Гимнастические и акробатические упражнения являются основным средством физического воспитания борцов вольного стиля. Их назначение – развить у занимающихся такие качества, как сила, выносливость, быстрота, гибкость и ловкость. Естественно, что при выполнении гимнастических и акробатических упражнений эти качества формируются взаимосвязанно друг с другом, т.е. комплексно. Только в этом случае можно обеспечить хорошее состояние здоровья учащихся и их высокие функциональные возможности.
Общеразвивающие упражнения:
Гимнастические упражнения со снарядами:
гантелями, палками, гирями и т.д.
Гимнастические упражнения без снарядов
Вспомогательные упражнения из других видов спорта:
Акробатика
Тяжелая атлетика
Волейбол
Спортивная гимнастика
Специально подготовительные упражнения
Специальные упражнения подразделяются обычно на 2 группы: специально подготовительные (подводящие) и кондиционные (развивающие). Их отличия от общеразвивающих упражнений состоит в большей приближенности к условиям реального борцовского поединка.
Специальные упражнения очень разнообразны. Их структура зависит от целевой направленности тренировки и уровня подготовленности занимающихся. Эти упражнения носят, как правило локальный для групп рабочих мышц характер, а потому требуют при выполнении не только физической силы и ловкости, но и проявления воли.
Координационные (подводящие) упражнения направлены преимущественно на совершенствования координации движений борца при освоении их форм.
Кондиционные (развивающие) упражнения направлены преимущественно на развитие и совершенствование физических качеств, специфических для спортивной борьбы. Эти упражнения в зависимости от преимущественного воздействия на те или иные физические качества подразделяются на: собственно силовые; скоростно – силовые; направленные на развитие силовой и скоростно – силовой выносливости; гибкости.
К координационным упражнениями следует отнести упражнения в самостраховке при падениях, в страховке и оказании помощи партнеру при проведении технических действий, акробатические упражнения, упражнения на
«мосту», упражнения с партнером, с манекеном и на тренажерах. В первую очередь следует уделить особое внимание освоению стойки на борцовском
«мосту». «Мост» должен быть освоен борцом в самом начале занятий и выполняться уверенно, поскольку он органически включается в соревновательный поединок на всех без исключения этапах спортивного мастерства.
Координационные (подводящие упражнения) без снарядов:
Забегание
Перевороты
Координационные (развивающие упражнения):
С партнером
Со снарядами
С гантелями, гирями, штангой
Соревновательные упражнения
К соревновательным упражнениям относятся упражнения, состоящие из технико – тактических действий с партнером (и их элементов) и различного характера схватки.
Упражнения с партнером дают возможность тонко прочувствовать все детали технико – тактического действия, добиться четкого и оптимального быстрого его выполнения. Однако это удается только при правильном подборе партнера, когда он точно воспроизводит заданную ситуацию и оказывает необходимое в данный момент времени сопротивление. В зависимости от поставленной задачи партнер может сопротивляться слабо, вполсилы или в полную силу. Выполнение упражнений при абсолютном отсутствии сопротивления не проносит пользы в освоении борьбы в целом, так как приводит порой к искажению рациональной структуры сложного технико – тактического действия.
Каждая из поставленных задач находит свое наиболее полное разрешение в определенных по характеру схватках: учебных, учебно – тренировочных, тренировочных и соревновательных.
Учебная схватка направлена на усвоение нового материала по технике и тактике борьбы. Проводится она по заданию. Партнер сопротивляется не в полную силу и в ходе схватки периодически создает упражняющемуся благоприятные (согласно заданию) условия для выполнения определенного приема, контрприема или тактического действия.
Учебно – тренировочная схватка проводится с различными заданиями, направленными на дальнейшее освоение и закрепление технико – тактических действий, воспитание физических, волевых качеств и на выработку тех или иных тактических маневров ведения борьбы с конкретными противниками. Задание на схватку можно давать одновременно обоим борцам. Например, одному из них – совершенствовать переводы в партер, а другому – совершенствовать броски захватом за руки.
Тренировочная схватка способствует совершенствованию техники и тактики, воспитанию физических и волевых качеств в условиях, близких к соревновательным. Выполнение всех действий и операций проходит с повышенной ответственностью за их правильный исход, однако это не означает, что борец должен боятся проигрыша. Проведение схватки, когда борец находится только в защите, наносит ущерб совершенствованию излюбленных приемов, контрприемов и тактических комбинаций.
Соревновательная схватка нацелена на дальнейшее совершенствование технического и тактического мастерства и боевых качеств борца в наиболее трудных условиях. В ней каждый из борцов, используя свои технические, тактические, физические и волевые возможности, стремиться добиться преимущества перед соперником. Соревновательные схватки проводятся в соревновательном периоде (на этапе участия в соревнованиях). Они могут быть использованы и в качестве условий для подготовки к соревнованиям более высокой значимости как эффективное средство тренировки.
Учебно – тренировочные схватки
Организация учебно-тренировочного процесса по спортивной борьбе и его содержание на первых двух годах обучения принципиальных различий не имеет. Естественное постепенное повышение тренировочных требований решает задачи укрепления здоровья, развития специфических качеств, необходимых в единоборстве, ознакомления с техническим арсеналом, привития любви к спорту и устойчивого интереса к дальнейшим занятиям борьбой. При расчете времени на каждый из основных видов заданий на тренировках продолжительностью 45, 90, 135 мин.
рекомендуется придерживаться следующей схемы его распределения:
Обязательный
комплекс
упражнений
(в
разминке)-2-5
мин;
Игры
в
касания-4-7
мин;
Организация учебно-тренировочного процесса по спортивной борьбе и его содержание на первых двух годах обучения принципиальных различий не имеет. Естественное постепенное повышение тренировочных требований решает задачи укрепления здоровья, развития специфических качеств, необходимых в единоборстве, ознакомления с техническим арсеналом, привития любви к спорту и устойчивого интереса к дальнейшим занятиям борьбой. При расчете времени на каждый из основных видов заданий на тренировках продолжительностью 45, 90, 135 мин.
рекомендуется придерживаться следующей схемы его распределения:
Обязательный
комплекс
упражнений
(в
разминке)-2-5
мин;
Игры
в
касания-4-7
мин;
Освоение
захватов-6-10
мин;
Упражнения
на
мосту-6-18
мин.
Оставшееся время урока может быть использовано на изучение и совершенствование элементов техники борьбы - оценочных приемов в стойке и партере в пропорции 3:1.
На занятиях различной продолжительности время на изучение приемов в минутах распределяется следующим образом
Примерное распределение учебного времени на занятиях по борьбе
тренировка
стойка
партер
45мин
14-15 мин
5-6 мин
90мин
38-50 мин
12-16 мин
135 мин
70-83 мин
24-27 мин
Данная схема распределения времени на различные виды заданий в тренировке является ориентировочной и, при необходимости, может быть изменена тренером.
В целях профилактики травматизма и подготовки опорно-двигательного аппарата с учетом требований спортивного единоборства рекомендуется включать в разминку на каждом занятии следующий минимальный комплекс специальных упражнений:
передвижение
из
упора
сзади:
лицом
вперед,
спиной,
левым,
правым
боком
(выполняется
в
ширину
зала);
из упора лежа
забегание
ногами по кругу (вправо-влево), проходя через
упор сзади по формуле: 1—1; 2—2 (т.е. один раз вправо, один — влево, два раза
вправо,
два
— влево
и т.д.);
из упора сзади, не отрывая руки от ковра, перейти в упор лежа (5—6 раз);
передвижение
на
коленях:
лицом
вперед,
спиной,
правым,
левым
боком
(выполняется в ширину зала);
ходьба
в
упоре
на
руках
с
помощью
партнера;
акробатика
(кувырки
из
разных
исходных
положений
вперед-назад,
вправо-влево);
упражнения
в
самостраховке
;
упражнения
для укрепления
мышц
шеи
(из
упора
головой
в
ковер
с
помощью
рук,
движения вперед-назад,
в
стороны,
кругообразные);
упражнения
на
«мосту»;
передвижения
на
«мосту»:
лицом
вперед,
ногами
вперед,
левым
боком,
правым
боком (выполняется в
ширину
зала);
забегание
на
«мосту»
вправо-влево;
упражнения
на
растягивание
для
укрепления
суставов
и
связок.
В процессе обучения комплексы упражнений в разминке необходимо постоянно обновлять и усложнять в целях совершенствования координационной подготовки.
Начиная с 3-го года обучения процесс подготовки юных борцов приобретает формы и содержание, отличающиеся от первых лет занятий.
Значительно возрастают тренировочные нагрузки, психическая напряженность занятий, учащиеся знакомятся с основами спортивного образа жизни. В связи с этим следует постоянно помнить, что интенсификацию нагрузки всегда необходимо подкреплять улучшением восстановительных мероприятий (сбалансированным питанием, созданием соответствующих психологических условий подготовки и т.п.)
Практические занятия (включая групповые, индивидуальные, самостоятельные, стажёрскую практику) предусматривают выполнение заданий тренера, участие в мастер-классах приглашенных специалистов (Заслуженных мастеров спорта, Заслуженных тренеров России), участие в тренерских, судейских семинарах и соревнованиях.
Лекционный материал призван сформировать у спортсменов теоретический базис, необходимый для: правильного понимания значения физической культуры в жизни каждого человека, понимания сути происходящих в организме процессов в результате физической активности и отдыха, освоения принятой терминологии, ознакомления с историей развития спортивной борьбы в России и за ее пределами, помощи в правильном выборе методов физического воспитания, оценки эффективности тренировочного процесса, исходя из поставленных целей и задач собственного совершенствования.
Тренировочные сборы - особая эффективная форма тренировочного процесса, связанная с максимальной концентрацией спортсмена на решении поставленных текущих тренировочных задач. Как правило, проведение сборов связано с выездом на удалённые тренировочные базы, обладающие необходимой для решения поставленных задач экологией и инфраструктурой. Но могут проводиться и на базе школы, при условии создания специальных условий для усиленной нагрузки или восстановления.
Тренировочное занятие является структурной единицей тренировочного процесса. Структура тренировочного занятия имеет три части:
Подготовительная
часть
(30-35%
от
всего
времени
занятия)
предусматривает
организацию,
мобилизацию
и
проверку
готовности
спортсменов, доведение до них стоящих задач и планов тренировки, общую и
(или)
специальную
разминку;
Основная часть (60-70 % от всего времени занятия) предназначена для
решения
конкретных
задач
спортивной
подготовки;
- Заключительная часть (5-10 % от общего времени занятия) способствует постепенному снижению нагрузки, проведению комплекса восстанавливающих упражнений и заданий.
Содержание подготовительной и заключительной частей зависит от построения основной части. В целях решения узких специальных задач, дополнительной разминки, психологической разгрузки и активного отдыха допускается использование в подготовке методик водных и игровых видов спорта, а также атлетических упражнений.
Психологическая подготовка спортсменов строится на правильно выбранной мотивации их деятельности, на примерах великих спортсменов и героев страны прошлых лет, на личном примере наставника, на комплексе заданий, связанных с преодолением существенных для спортсмена нагрузок. Психологическая подготовка призвана мобилизовать спортсмена для выполнения важной и объёмной работы и должна быть чётко соотнесена с его возможностями.
В ходе каждой тренировки тренер обязан:
провести
тщательный
предварительный
осмотр
места
проведения
занятий,
убедиться
в
исправности
спортивного
инвентаря,
надежности
установки
и
закрепления оборудования;
соблюдать
принципы
доступности
и
последовательности
в
освоении
физических упражнений;
ознакомить
занимающихся
с
правилами
техники
безопасности,
при
занятиях на тренажёрах;
знать
уровень
физических
возможностей
занимающихся
(по
данным
медицинского
осмотра)
и
следить
за
их
состоянием
в
процессе
занятий;
обеспечить
педагогический
обоснованный
выбор
форм,
средств
и
методов
тренировки,
исходя
из
психофизиологической
целесообразности;
составлять
планы
и
программы
занятий,
обеспечивать
их
выполнение;
выявлять
творческие
способности
спортсменов,
способствовать
их
развитию, формированию интересов и склонностей, поддерживать одаренных
учеников;
при
проведении
занятий
обеспечивать
соблюдение
правил
и
норм
техники
безопасности,
охраны
труда
и
противопожарной
защиты;
проводить
занятия
в
соответствии
с
расписанием;
контролировать
приход
занимающихся
на
спортивные
сооружения
и
уход после
окончания учебных
занятий.
Для участия в соревнованиях тренер обязан подавать в заявке исключительно спортсменов, соответствующих по уровню квалификации, возрасту и требованиям отбора, указанным в официальном положении о проводимом соревновании, а также обладающих достаточным текущим уровнем физической, моральной и тактико-технической готовности.
Содержание разминки борца
Одной из важнейших задач на этапе предварительной подготовки является освоение комплекса обще подготовительных и специальных упражнений борца, овладение основами ведения единоборства. В связи с этим формы занятий, их построение в группах начальной подготовки должны быть похожи по своей сути на «большую разминку», охватывающую большую часть каждого урока и занятий в целом. Благодаря этому достигается постепенное повышение требований к психической сфере, личностным и физическим качествам учащихся 10—12 лет, обеспечивающее введение их в круг все возрастающих с годами специфических требований, спортивного единоборства.
С учетом этого разминка борца должна состоять из двух частей: общей (включающей в себя разнообразные общеподготовительные упражнения) и специальной (включающей в себя специально-подготовительные упражнения ).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Научное обоснование рационального построения многолетней подготовки юных борцов требует разработки реализации закономерностей и принципов этой подготовки, модельных характеристик и нормативов соревновательной деятельности и различных сторон подготовленности, структурных образований и форм построения тренировочного процесса, средств тренировки, адекватных индивидуальному стилю двигательной деятельности, разработки методологических и организационно-методических основ отбора перспективных юных борцов на различных уровнях многолетней подготовки.
Факторы оперативного мышления и антиципации являются ведущими при анализе тактического мастерства борцов и определяют уровень спортивных достижений. Для оперативного мышления характерна органическая связь со всеми психологическими особенностями личности и деятельности учащегося. Оперативное мышление в своих основных свойствах - наглядности, действенности, ситуативности, быстроте, гибкости, глубине и критичности - интегрирует все подструктуры личности и непосредственно реализует их в структуре деятельности.
Быстрота овладения основными приемами вольной борьбы на базовом уровне 1-2 года обучения зависит от уровня развития комплекса двигательных качеств. При этом выделяют следующие особенности этой зависимости: юные борцы с высоким и соразмерным уровнем развития двигательных качеств быстрее всех осваивают приемы до стадии умений, а самые простые из них - до стадии навыка; юные борцы с высоким уровнем максимальной и взрывной силы и недостаточным уровнем силовой выносливости осваивают приемы до стадии умений, но с большим количеством ошибок, устранение которых сдерживается невозможностью длительно воспроизводить нужную технику в повторных попытках; юные борцы с недостаточным уровнем максимальной силы и силовой выносливости медленно осваивают все приемы за исключением координационно простых. Быстрота овладения основными приемами вольной борьбы зависит от соотношения частных объемов специализированных и неспециализированных упражнений. Приоритетность тех или иных средств тренировки должна определяться по результатам тестирования двигательных возможностей и быстроте процесса формирования техники изучаемых приемов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Авдеев, Ю. В.
Перспективы поиска оптимальной системы проведения
тренировок по вольной и греко-римской борьбе / Ю. В. Авдеев, Б. И.
Тараканов,
В.
А.
Воробьев
;
СПб.
гос.
ун-т
физ.
культуры
им.
П.
Ф.
Лесгафта // Теория и практика физической культуры. — 2011. — № 10. — С. 32—33.
Аикин
,
В.
А.
Научные
основы
процесса
подготовки
борцов
грекоримского стиля / В. А. Аикин, Ю. Ю. Крикуха // Актуальные проблемы подготовки высококвалифицированных борцов : материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Омск, 2014. — С. 3—10.
Алиханов, И. И.
Техника и тактика вольной борьбы / И. И. Алиханов. —
М.
:
Физкультура и спорт,
2011.
Аллянов
, Ю. Н.
Физическая
культура :
учебник для СПО / Ю. Н.
Аллянов
,
И.
А.
Письменский
.
—
3-е
изд.,
испр
.,
2016. —
(Профессиональное образование).
Вольная
борьба
в
Санкт-Петербурге.
Теория,
достижения
и
ретроспективный аспект : учеб, пособие / А. Г. Семенов [и др.]. — СПб. : Искусство России, 2009.
Воробьев,
В.
А.
Основные
научно-методические
направления
модернизации программ многолетней подготовки юных борцов / В. А. Воробьев ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф.
Лесгафта ; Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, СПб.) // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2009. — № 10 (56). — С. 18—21.
Зебзеев
, В. В.
Современные направления подготовки, применяемые в
спортивной борьбе / Вик. В.
Зебзеев
, Вл. В.
Зебзеев
// Актуальные
проблемы подготовки высококвалифицированных
борцов :
материалы
Всероссийской научно-практической конференции. — Омск, 2014. — С.
75—81.
8. Игуменов, В. М. Методологические аспекты педагогического
исследования в спортивной борьбе / В. М. Игуменов, А. В. Швецов // Актуальные проблемы подготовки высококвалифицированных борцов : материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Омск, 2014. — С. 106—112.
Карелин,
А.
А.
Модель
высококвалифицированного
борца
:
монография
/ А. А. Карелин, Б. В. Иванюженков, В. В. Нелюбин. — Новосибирск : [б. и.], 2005.