Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Научно – методические основы подготовки борцов | Рыбаков Сергей Алксеевич. Работа №352378

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Для достижения высоких и стабильных результатов в спортивной борьбе первостепенное значение имеет уровень физической подготовленности борца, развития двигательных качеств, под которыми принято понимать отдельные стороны двигательных возможностей человека – силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Это определение было дано более 30 лет назад, и с тех пор сколько-нибудь существенных изменений в представлениях исследователей не произошло.

Физическая подготовка борца проводится в единстве с процессом оздоровительной физкультуры, с изучением и совершенствованием техники и тактики борьбы. Эти стороны тренировочного процесса органически сочетаются и обуславливают друг друга.

Каждому виду спорта присущи свои особенности двигательных действий, определяемые его целевой направленностью, внешними условиями и правилами соревнований. Поэтому, поняв, как организовано и как реализуется конкретное спортивное действие, можно принять правильное решение в отношении того, как его совершенствовать, в том числе и с помощью средств физической подготовки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое пособие

 

по спортивной борьбе

Тема: «Научно методические основы подготовки борцов»

 

 

 

 

 

Тренер-преподаватель МБУ ДО «СШОР « АТЛЕТ»

по спортивной борьбе

дисциплина (спортивная борьба)

Рыбаков С.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Магнитогорск 2024 г.

 

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

 

Для достижения высоких и стабильных результатов в спортивной борьбе первостепенное значение имеет уровень физической подготовленности борца, развития двигательных качеств, под которыми принято понимать отдельные стороны двигательных возможностей человека силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Это определение было дано более 30 лет назад, и с тех пор сколько-нибудь существенных изменений в представлениях исследователей не произошло.

Физическая подготовка борца проводится в единстве с процессом оздоровительной физкультуры, с изучением и совершенствованием техники и тактики борьбы. Эти стороны тренировочного процесса органически сочетаются и обуславливают друг друга.

Каждому виду спорта присущи свои особенности двигательных действий, определяемые его целевой направленностью, внешними условиями и правилами соревнований. Поэтому, поняв, как организовано и как реализуется конкретное спортивное действие, можно принять правильное решение в отношении того, как его совершенствовать, в том числе и с помощью средств физической подготовки.

Общеизвестно, что физические качества органически взаимосвязаны между собой: совершенствование способствует лучшему проявлению других. Трудно выделить какое – либо физическое качество как ведущее для борца. Но вместе с тем, учитывая современные тенденции спортивной борьбы, можно утверждать, что наиболее высокие требования предъявляются сейчас к силовой выносливости учащегося.

Стремясь демонстрировать высокую активность на протяжении пяти, а часто восьми минут непрерывного единоборства, преодолевая силовые сопротивления противника, борец должен на фоне возрастающего утомления эффективно выполнять разнообразные технико тактические действия. Поэтому тренер должен постоянно совершенствовать разнообразные физические качества борца, обуславливающие создание той функциональной базы, которая позволит ему овладеть надежной и эффективной техникой и тактикой борьбы.

Вместе с тем нужно помнить о том, что двигательный потенциал – это совокупность качеств, поэтому борцы должны уделять внимания всем его составляющим, но особенно совершенствованию тех из них, которые развиты сильнее.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ

Процесс организации педагогического воздействия на формирование и развитие необходимых борцу качеств требует последовательности и постепенности в построении тренировочной работы с подростками. Эта старая педагогическая истина нашла свое подтверждение в моей работе, связанных с классификацией физических упражнений в борьбе.

Следует отметить, что классификации физических упражнений, полностью разработанной и удовлетворяющей всем требованиям, пока не создано. По моему мнению, главными разделами классификации являются общеразвивающие, специальные и соревновательные упражнения.

В качестве основного классификационного признака мною была выбрана форма упражнений (со снарядами, на тренажерах, с партнером и т.д.), которая обусловливает методику проведения занятий.

 

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖЕНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ПО СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ

 

Общеразвивающие упражнения

Специальные подготовительные упражнения

Соревновательные упражнения

Строевы е

упражне ния

Гимнастиче ские

упражнения

Вспомогател ьные

упражнения из др. видов спорта

Координацио нные (подводящие упражнения)

Координацио нные (развивающие упражнения)

Отдельны е операции и их совокупн ости

Схватки

 

Со

Баскетбола,

Без снарядов

Без снарядов

С

Учебная

 

снарядами:

волейбола,

Со снарядами,

С манекеном

партнером

Учебно

 

гантелями,

регби,

манекеном,

На тренажерах

 

тренировочна

 

палками,

футбола

щтангой,

С партнером

 

я

 

гирями и т.д.

Тяжелой

гирями и т.д.

 

 

Тренировочна

 

Без снарядов

атлетики

На тренажерах

 

 

я

 

 

Акробатики

С партнером

 

 

Соревновател

 

 

Плавания

 

 

 

ьная

 

 

Спортивной

 

 

 

 

 

 

гимнастики

 

 

 

 

 

 

Легкой

 

 

 

 

 

 

атлетики:

 

 

 

 

 

 

метание

 

 

 

 

 

Влияние физических качеств и телосложения на результативность по виду спорта спортивная борьба

 

Физические качества и телосложение

Уровень влияния

Скоростные способности

3

Мышечная сила

3

Вестибулярная устойчивость

3

Выносливость

3

Гибкость

2

Координационные способности

2

Телосложение

1

Условные обозначения:

3 - значительное влияние; 2 - среднее влияние;

1 - незначительное влияние

 

Общеразвивающие упражнения

К этой группе относятся строевые, гимнастические и акробатические упражнения, а также вспомогательные упражнения из других видов спорта.

Общеразвивающие упражнения улучшают физическое развитие борца, расширяют диапазон его двигательных навыков и функциональных возможностей, способствуют повышению работоспособности организма.

Из всего разнообразия общеразвивающих упражнений следует отдавать предпочтение прежде всего тем, которые имеют некоторое сходство по характеру нервно мышечных усилий и режиму работы организма с упражнениями в борьбе. Общеразвивающие упражнения используются в основном в первой половине подготовительной и в заключительной части занятий. Кроме того, они выполняются в утренней зарядке и в специально организуемых занятиях по физической подготовке.

Гимнастические и акробатические упражнения являются основным средством физического воспитания борцов вольного стиля. Их назначение – развить у занимающихся такие качества, как сила, выносливость, быстрота, гибкость и ловкость. Естественно, что при выполнении гимнастических и акробатических упражнений эти качества формируются взаимосвязанно друг с другом, т.е. комплексно. Только в этом случае можно обеспечить хорошее состояние здоровья учащихся и их высокие функциональные возможности.

 

 

 

 

 

 

Общеразвивающие упражнения:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гимнастические упражнения со снарядами:

гантелями, палками, гирями и т.д.

 

Гимнастические упражнения без снарядов

Вспомогательные упражнения из других видов спорта:

Акробатика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тяжелая атлетика

 

Волейбол

 

Спортивная гимнастика

 

 

Специально подготовительные упражнения

 

Специальные упражнения подразделяются обычно на 2 группы: специально подготовительные (подводящие) и кондиционные (развивающие). Их отличия от общеразвивающих упражнений состоит в большей приближенности к условиям реального борцовского поединка.

Специальные упражнения очень разнообразны. Их структура зависит от целевой направленности тренировки и уровня подготовленности занимающихся. Эти упражнения носят, как правило локальный для групп рабочих мышц характер, а потому требуют при выполнении не только физической силы и ловкости, но и проявления воли.

Координационные (подводящие) упражнения направлены преимущественно на совершенствования координации движений борца при освоении их форм.

Кондиционные (развивающие) упражнения направлены преимущественно на развитие и совершенствование физических качеств, специфических для спортивной борьбы. Эти упражнения в зависимости от преимущественного воздействия на те или иные физические качества подразделяются на: собственно силовые; скоростно силовые; направленные на развитие силовой и скоростно силовой выносливости; гибкости.

К координационным упражнениями следует отнести упражнения в самостраховке при падениях, в страховке и оказании помощи партнеру при проведении технических действий, акробатические упражнения, упражнения на

«мосту», упражнения с партнером, с манекеном и на тренажерах. В первую очередь следует уделить особое внимание освоению стойки на борцовском

«мосту». «Мост» должен быть освоен борцом в самом начале занятий и выполняться уверенно, поскольку он органически включается в соревновательный поединок на всех без исключения этапах спортивного мастерства.

 

Координационные (подводящие упражнения) без снарядов:

 

Забегание

 

Перевороты

 

 

Координационные (развивающие упражнения):

 

 

С партнером

Со снарядами

 

С гантелями, гирями, штангой

 

Соревновательные упражнения

К соревновательным упражнениям относятся упражнения, состоящие из технико – тактических действий с партнером (и их элементов) и различного характера схватки.

Упражнения с партнером дают возможность тонко прочувствовать все детали технико тактического действия, добиться четкого и оптимального быстрого его выполнения. Однако это удается только при правильном подборе партнера, когда он точно воспроизводит заданную ситуацию и оказывает необходимое в данный момент времени сопротивление. В зависимости от поставленной задачи партнер может сопротивляться слабо, вполсилы или в полную силу. Выполнение упражнений при абсолютном отсутствии сопротивления не проносит пользы в освоении борьбы в целом, так как приводит порой к искажению рациональной структуры сложного технико тактического действия.

Каждая из поставленных задач находит свое наиболее полное разрешение в определенных по характеру схватках: учебных, учебно тренировочных, тренировочных и соревновательных.

Учебная схватка направлена на усвоение нового материала по технике и тактике борьбы. Проводится она по заданию. Партнер сопротивляется не в полную силу и в ходе схватки периодически создает упражняющемуся благоприятные (согласно заданию) условия для выполнения определенного приема, контрприема или тактического действия.

Учебно – тренировочная схватка проводится с различными заданиями, направленными на дальнейшее освоение и закрепление технико – тактических действий, воспитание физических, волевых качеств и на выработку тех или иных тактических маневров ведения борьбы с конкретными противниками. Задание на схватку можно давать одновременно обоим борцам. Например, одному из них совершенствовать переводы в партер, а другому совершенствовать броски захватом за руки.

Тренировочная схватка способствует совершенствованию техники и тактики, воспитанию физических и волевых качеств в условиях, близких к соревновательным. Выполнение всех действий и операций проходит с повышенной ответственностью за их правильный исход, однако это не означает, что борец должен боятся проигрыша. Проведение схватки, когда борец находится только в защите, наносит ущерб совершенствованию излюбленных приемов, контрприемов и тактических комбинаций.

Соревновательная схватка нацелена на дальнейшее совершенствование технического и тактического мастерства и боевых качеств борца в наиболее трудных условиях. В ней каждый из борцов, используя свои технические, тактические, физические и волевые возможности, стремиться добиться преимущества перед соперником. Соревновательные схватки проводятся в соревновательном периоде (на этапе участия в соревнованиях). Они могут быть использованы и в качестве условий для подготовки к соревнованиям более высокой значимости как эффективное средство тренировки.

 

 

Учебно тренировочные схватки

 

Организация учебно-тренировочного процесса по спортивной борьбе и его содержание на первых двух годах обучения принципиальных различий не имеет. Естественное постепенное повышение тренировочных требований решает задачи укрепления здоровья, развития специфических качеств, необходимых в единоборстве, ознакомления с техническим арсеналом, привития любви к спорту и устойчивого интереса к дальнейшим занятиям борьбой. При расчете времени на каждый из основных видов заданий на тренировках продолжительностью 45, 90, 135 мин.

рекомендуется придерживаться следующей схемы его распределения:

Обязательный

комплекс

упражнений

разминке)-2-5

мин;

Игры

в

касания-4-7

мин;

 

 

Организация учебно-тренировочного процесса по спортивной борьбе и его содержание на первых двух годах обучения принципиальных различий не имеет. Естественное постепенное повышение тренировочных требований решает задачи укрепления здоровья, развития специфических качеств, необходимых в единоборстве, ознакомления с техническим арсеналом, привития любви к спорту и устойчивого интереса к дальнейшим занятиям борьбой. При расчете времени на каждый из основных видов заданий на тренировках продолжительностью 45, 90, 135 мин.

рекомендуется придерживаться следующей схемы его распределения:

Обязательный

комплекс

упражнений

разминке)-2-5

мин;

Игры

в

касания-4-7

мин;

Освоение

захватов-6-10

мин;

Упражнения

на

мосту-6-18

мин.

Оставшееся время урока может быть использовано на изучение и совершенствование элементов техники борьбы - оценочных приемов в стойке и партере в пропорции 3:1.

На занятиях различной продолжительности время на изучение приемов в минутах распределяется следующим образом

 

Примерное распределение учебного времени на занятиях по борьбе

тренировка

стойка

партер

45мин

14-15 мин

5-6 мин

90мин

38-50 мин

12-16 мин

135 мин

70-83 мин

24-27 мин

 

Данная схема распределения времени на различные виды заданий в тренировке является ориентировочной и, при необходимости, может быть изменена тренером.

В целях профилактики травматизма и подготовки опорно-двигательного аппарата с учетом требований спортивного единоборства рекомендуется включать в разминку на каждом занятии следующий минимальный комплекс специальных упражнений:

передвижение

из

упора

сзади:

лицом

вперед,

спиной,

левым,

правым

боком

(выполняется

в

ширину

зала);

из упора лежа

забегание

ногами по кругу (вправо-влево), проходя через

упор сзади по формуле: 1—1; 2—2 (т.е. один раз вправо, один — влево, два раза

вправо,

два

— влево

и т.д.);

из упора сзади, не отрывая руки от ковра, перейти в упор лежа (5—6 раз);

передвижение

на

коленях:

лицом

вперед,

спиной,

правым,

левым

боком

(выполняется в ширину зала);

ходьба

в

упоре

на

руках

с

помощью

партнера;

акробатика

(кувырки

из

разных

исходных

положений

вперед-назад,

вправо-влево);

упражнения

в

самостраховке

;

упражнения

для укрепления

мышц

шеи

(из

упора

головой

в

ковер

с

помощью

рук,

движения вперед-назад,

в

стороны,

кругообразные);

упражнения

на

«мосту»;

передвижения

на

«мосту»:

лицом

вперед,

ногами

вперед,

левым

боком,

правым

боком (выполняется в

ширину

зала);

забегание

на

«мосту»

вправо-влево;

упражнения

на

растягивание

для

укрепления

суставов

и

связок.

В процессе обучения комплексы упражнений в разминке необходимо постоянно обновлять и усложнять в целях совершенствования координационной подготовки.

 

Начиная с 3-го года обучения процесс подготовки юных борцов приобретает формы и содержание, отличающиеся от первых лет занятий.

Значительно возрастают тренировочные нагрузки, психическая напряженность занятий, учащиеся знакомятся с основами спортивного образа жизни. В связи с этим следует постоянно помнить, что интенсификацию нагрузки всегда необходимо подкреплять улучшением восстановительных мероприятий (сбалансированным питанием, созданием соответствующих психологических условий подготовки и т.п.)

Практические занятия (включая групповые, индивидуальные, самостоятельные, стажёрскую практику) предусматривают выполнение заданий тренера, участие в мастер-классах приглашенных специалистов (Заслуженных мастеров спорта, Заслуженных тренеров России), участие в тренерских, судейских семинарах и соревнованиях.

Лекционный материал призван сформировать у спортсменов теоретический базис, необходимый для: правильного понимания значения физической культуры в жизни каждого человека, понимания сути происходящих в организме процессов в результате физической активности и отдыха, освоения принятой терминологии, ознакомления с историей развития спортивной борьбы в России и за ее пределами, помощи в правильном выборе методов физического воспитания, оценки эффективности тренировочного процесса, исходя из поставленных целей и задач собственного совершенствования.

Тренировочные сборы - особая эффективная форма тренировочного процесса, связанная с максимальной концентрацией спортсмена на решении поставленных текущих тренировочных задач. Как правило, проведение сборов связано с выездом на удалённые тренировочные базы, обладающие необходимой для решения поставленных задач экологией и инфраструктурой. Но могут проводиться и на базе школы, при условии создания специальных условий для усиленной нагрузки или восстановления.

Тренировочное занятие является структурной единицей тренировочного процесса. Структура тренировочного занятия имеет три части:

Подготовительная

часть

(30-35%

от

всего

времени

занятия)

предусматривает

организацию,

мобилизацию

и

проверку

готовности

спортсменов, доведение до них стоящих задач и планов тренировки, общую и

(или)

специальную

разминку;

Основная часть (60-70 % от всего времени занятия) предназначена для

решения

конкретных

задач

спортивной

подготовки;

- Заключительная часть (5-10 % от общего времени занятия) способствует постепенному снижению нагрузки, проведению комплекса восстанавливающих упражнений и заданий.

Содержание подготовительной и заключительной частей зависит от построения основной части. В целях решения узких специальных задач, дополнительной разминки, психологической разгрузки и активного отдыха допускается использование в подготовке методик водных и игровых видов спорта, а также атлетических упражнений.

 

Психологическая подготовка спортсменов строится на правильно выбранной мотивации их деятельности, на примерах великих спортсменов и героев страны прошлых лет, на личном примере наставника, на комплексе заданий, связанных с преодолением существенных для спортсмена нагрузок. Психологическая подготовка призвана мобилизовать спортсмена для выполнения важной и объёмной работы и должна быть чётко соотнесена с его возможностями.

В ходе каждой тренировки тренер обязан:

провести

тщательный

предварительный

осмотр

места

проведения

занятий,

убедиться

в

исправности

спортивного

инвентаря,

надежности

установки

и

закрепления оборудования;

соблюдать

принципы

доступности

и

последовательности

в

освоении

физических упражнений;

ознакомить

занимающихся

с

правилами

техники

безопасности,

при

занятиях на тренажёрах;

знать

уровень

физических

возможностей

занимающихся

(по

данным

медицинского

осмотра)

и

следить

за

их

состоянием

в

процессе

занятий;

обеспечить

педагогический

обоснованный

выбор

форм,

средств

и

методов

тренировки,

исходя

из

психофизиологической

целесообразности;

составлять

планы

и

программы

занятий,

обеспечивать

их

выполнение;

выявлять

творческие

способности

спортсменов,

способствовать

их

развитию, формированию интересов и склонностей, поддерживать одаренных

учеников;

при

проведении

занятий

обеспечивать

соблюдение

правил

и

норм

техники

безопасности,

охраны

труда

и

противопожарной

защиты;

проводить

занятия

в

соответствии

с

расписанием;

контролировать

приход

занимающихся

на

спортивные

сооружения

и

уход после

окончания учебных

занятий.

Для участия в соревнованиях тренер обязан подавать в заявке исключительно спортсменов, соответствующих по уровню квалификации, возрасту и требованиям отбора, указанным в официальном положении о проводимом соревновании, а также обладающих достаточным текущим уровнем физической, моральной и тактико-технической готовности.

Содержание разминки борца

Одной из важнейших задач на этапе предварительной подготовки является освоение комплекса обще подготовительных и специальных упражнений борца, овладение основами ведения единоборства. В связи с этим формы занятий, их построение в группах начальной подготовки должны быть похожи по своей сути на «большую разминку», охватывающую большую часть каждого урока и занятий в целом. Благодаря этому достигается постепенное повышение требований к психической сфере, личностным и физическим качествам учащихся 10—12 лет, обеспечивающее введение их в круг все возрастающих с годами специфических требований, спортивного единоборства.

С учетом этого разминка борца должна состоять из двух частей: общей (включающей в себя разнообразные общеподготовительные упражнения) и специальной (включающей в себя специально-подготовительные упражнения ).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Научное обоснование рационального построения многолетней подготовки юных борцов требует разработки реализации закономерностей и принципов этой подготовки, модельных характеристик и нормативов соревновательной деятельности и различных сторон подготовленности, структурных образований и форм построения тренировочного процесса, средств тренировки, адекватных индивидуальному стилю двигательной деятельности, разработки методологических и организационно-методических основ отбора перспективных юных борцов на различных уровнях многолетней подготовки.

Факторы оперативного мышления и антиципации являются ведущими при анализе тактического мастерства борцов и определяют уровень спортивных достижений. Для оперативного мышления характерна органическая связь со всеми психологическими особенностями личности и деятельности учащегося. Оперативное мышление в своих основных свойствах - наглядности, действенности, ситуативности, быстроте, гибкости, глубине и критичности - интегрирует все подструктуры личности и непосредственно реализует их в структуре деятельности.

Быстрота овладения основными приемами вольной борьбы на базовом уровне 1-2 года обучения зависит от уровня развития комплекса двигательных качеств. При этом выделяют следующие особенности этой зависимости: юные борцы с высоким и соразмерным уровнем развития двигательных качеств быстрее всех осваивают приемы до стадии умений, а самые простые из них - до стадии навыка; юные борцы с высоким уровнем максимальной и взрывной силы и недостаточным уровнем силовой выносливости осваивают приемы до стадии умений, но с большим количеством ошибок, устранение которых сдерживается невозможностью длительно воспроизводить нужную технику в повторных попытках; юные борцы с недостаточным уровнем максимальной силы и силовой выносливости медленно осваивают все приемы за исключением координационно простых. Быстрота овладения основными приемами вольной борьбы зависит от соотношения частных объемов специализированных и неспециализированных упражнений. Приоритетность тех или иных средств тренировки должна определяться по результатам тестирования двигательных возможностей и быстроте процесса формирования техники изучаемых приемов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Авдеев, Ю. В.

Перспективы поиска оптимальной системы проведения

тренировок по вольной и греко-римской борьбе / Ю. В. Авдеев, Б. И.

Тараканов,

В.

А.

Воробьев

;

СПб.

гос.

ун-т

физ.

культуры

им.

П.

Ф.

Лесгафта // Теория и практика физической культуры. — 2011. — № 10. — С. 32—33.

Аикин

,

В.

А.

Научные

основы

процесса

подготовки

борцов

грекоримского стиля / В. А. Аикин, Ю. Ю. Крикуха // Актуальные проблемы подготовки высококвалифицированных борцов : материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Омск, 2014. — С. 3—10.

Алиханов, И. И.

Техника и тактика вольной борьбы / И. И. Алиханов. —

М.

:

Физкультура и спорт,

2011.

Аллянов

, Ю. Н.

Физическая

культура :

учебник для СПО / Ю. Н.

Аллянов

,

И.

А.

Письменский

.

3-е

изд.,

испр

.,

2016. —

(Профессиональное образование).

Вольная

борьба

в

Санкт-Петербурге.

Теория,

достижения

и

ретроспективный аспект : учеб, пособие / А. Г. Семенов [и др.]. — СПб. : Искусство России, 2009.

Воробьев,

В.

А.

Основные

научно-методические

направления

модернизации программ многолетней подготовки юных борцов / В. А. Воробьев ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф.

Лесгафта ; Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, СПб.) // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2009. — № 10 (56). — С. 18—21.

Зебзеев

, В. В.

Современные направления подготовки, применяемые в

спортивной борьбе / Вик. В.

Зебзеев

, Вл. В.

Зебзеев

// Актуальные

проблемы подготовки высококвалифицированных

борцов :

материалы

Всероссийской научно-практической конференции. — Омск, 2014. — С.

75—81.

8. Игуменов, В. М. Методологические аспекты педагогического

исследования в спортивной борьбе / В. М. Игуменов, А. В. Швецов // Актуальные проблемы подготовки высококвалифицированных борцов : материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Омск, 2014. — С. 106—112.

Карелин,

А.

А.

Модель

высококвалифицированного

борца

:

монография

/ А. А. Карелин, Б. В. Иванюженков, В. В. Нелюбин. — Новосибирск : [б. и.], 2005.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×