Научно-исследовательская работа "Смайлы. Быть или не быть"" | Макеева Ольга Александровна. Работа №291591
Автор: Макеева Ольга Александровна
Тема нашей исследовательской работы «Смайлы. Быть или не быть».
Современный Интернет - это не только великое скопище информации, это и средство для общения. Миллионы людей устремляются в Глобальную сеть в поисках друзей, единомышленников, партнеров и собеседников. Здесь, как и в реальной жизни, бушуют страсти. Для их выражения, казалось бы, невозможного в условиях виртуальности, существует простое и гениальное средство, имя которому - смайлик.
Страна зарождения смайла – Соединенные Штаты Америки, а популяризация смайла началась в Нью-Йорке. Само слово «смайл» происходит от английского «smile», что означает улыбаться.
Цель: рассмотрение смыслового значения некоторых смайлов и выяснение влияния языка смайлов на современный язык.
Задачи:
1. Дать определение понятию «смайл».
2. Узнать историю происхождения смайлов.
2.Выявить значение самых употребляемых смайлов.
3.Выяснить отношение людей к языку смайлов.
Объект исследования: смайл.
Предмет исследования: язык смайлов, как новый речевой жанр.
Актуальность: мы считаем, что выбранная нами тема актуальна. Она рассматривается с учетом современности, поскольку затрагивает новый речевой жанр.Смайл, будучи явлением, появившимся сравнительно недавно, быстроосваивает пространство графической коммуникации не только среди подростков, но и старшего поколения.
Методы исследования: изучение литературы, анкетирование, исследование семантического значения смайлов.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №9» города Рославля Смоленской области
Исследовательская работа на тему «Смайлы. Быть или не быть»
Выполнила учащаяся 6 б класса
Деменкова Анастасия
Руководитель: Макеева О. А.
Учитель английского, немецкого языков
2016 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Что такое смайл. Положение смайла в современной
коммуникации………………………………………………………...4
Глава 2. От истоков к современности ………………………… …………..6
История происхождения
смайла
………………………
….………….6
Популяризация
смайла
……………………………………………
…
…
7
От холста к цифре…………………………………………………
.
…..8
Разновидности
смайлов
……………………………………………
.
….9
Глава 3. Практическая часть ……………………………………………….10
Исследование степени актуализации смайла в письменной
коммуникации…………………………………………………………10
Заключение …………………………………………………………………..13
Список используемой литературы………………………………………….15
Приложения ………………………………………………………………….16
ВВЕДЕНИЕ
Тема нашей исследовательской работы «Смайлы. Быть или не быть».
Современный Интернет - это не только великое скопище информации, это и средство для общения. Миллионы людей устремляются в Глобальную сеть в поисках друзей, единомышленников, партнеров и собеседников. Здесь, как и в реальной жизни, бушуют страсти. Для их выражения, казалось бы, невозможного в условиях виртуальности, существует простое и гениальное средство, имя которому - смайлик.
Страна зарождения смайла – Соединенные Штаты Америки, а популяризация смайла началась в Нью-Йорке. Само слово «смайл» происходит от английского «smile», что означает улыбаться.
Цель: рассмотрение смыслового значения некоторых смайлов и выяснение влияния языка смайлов на современный язык.
Задачи:
1. Дать определение понятию «смайл».
2. Узнать историю происхождения смайлов.
2.Выявить значение самых употребляемых смайлов.
3.Выяснить отношение людей к языку смайлов.
Объект исследования: смайл.
Предмет исследования: язык смайлов, как новый речевой жанр.
Актуальность: мы считаем, что выбранная нами тема актуальна. Она рассматривается с учетом современности, поскольку затрагивает новый речевой жанр. Смайл, будучи явлением, появившимся сравнительно недавно, быстро осваивает пространство графической коммуникации не только среди подростков, но и старшего поколения.
Методы исследования: изучение литературы, анкетирование, исследование семантического значения смайлов.
Глава 1. ЧТО ТАКОЕ СМАЙЛ. ПОЛОЖЕНИЕ СМАЙЛА В СОВРЕМЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ
Ещё в 1969 году Владимир Набоков в одном из своих интервью упоминал о том, что стоит создать специальный знак пунктуации для графического отображения эмоций:
"Мне часто приходит на ум, что надо придумать какой-нибудь типографический знак, обозначающий улыбку, — какую-нибудь закорючку или упавшую навзничь скобку, которой я бы мог сопроводить ответ на ваш вопрос".
И вскоре появился смайл, который необычайно быстро приобрел популярность. Так что же такое смайл? Лучше всего это явление описано в популярной детской считалочке. "Точка, точка, запятая, вышла рожица кривая". Смайлик изображает эмоции с помощью символов алфавита, цифр и знаков препинания. Смайлик (англ.smile - улыбка, улыбаться) умеет не только улыбаться. Он может быть грустным, строгим, суровым, хитрым, заискивающим, дразнящим.
У С.М. Локшиной смайл - это возможность на письме передать определенную эмоцию посредством использования нескольких знаков препинания или соответствующую картинку.
Несмотря на огромное количество определений, все авторы приходят к единому мнению, что смайл представляет собой графическое изображение, передающее ту или иную эмоцию.
Однако, популярность смайлов возрастает не только в Глобальной сети, но и как средство маркетинга. Некоторые компании уже вовсю внедряют смайлы в процесс общения с клиентами.
Например, компания «Oreo» (производитель печенья) проводит в Китае мобильную эмодзи-ориентированную кампанию посредством программы WeChat. Суть ее в том, чтобы люди фотографировали своих друзей и членов семьи, а затем вставляли их лица в подходящие смайлы. Согласно данным, опубликованным на сайте www.mobilemarketer.com, клиенты Oreo создали свыше 99 миллионов таких картинок за 11 недель.
Разработчики виртуальной клавиатуры SwiftKey провели исследование на предмет частоты использования смайлов в разных регионах мира.
Выяснилось, что например британцы особо не разбрасываются своими эмоциями, ограничиваясь стандартным смайликом. "Лицо с улыбочкой" составляет почти 50% от всего количества используемых эмоций в сообщениях.
Французы в разы больше других стран ставят в своих текстах сердечки.
Канадцы чаще других добавляют в сообщения значки спорта, насилия и денег.
Австралийцы используют на 65% больше любой другой нации смайлики, связанные с алкогольными напитками. Те же австралийцы чаще всех ставят эмотиконы обозначающие фаст-фуд.
Россияне чаще чем кто-либо другой в мире используют значок плохой погоды.
Глава 2. ОТ ИСТОКОВ К СОВРЕМЕННОСТИ.
2. 1 ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ СМАЙЛОВ
Общаясь в интернете с собеседником, мы используем смайлы – изображения забавных улыбающихся или выражающих другую эмоцию стилизованных лиц. И даже не задумываемся, откуда они появились, как вошли в нашу историю. А ведь смайлы существовали еще до появления интернета.
Впервые жёлтую улыбающуюся рожицу нарисовал американскисй художник Харви Бэлл (Harvey Ball).
В начале 60-х в Америке начался процесс слияния крупных страховых компаний. Процесс шёл болезненно и начал сказываться на так называемой корпоративной морали сотрудников. Иными словами, неуверенность служащих в завтрашнем дне сделала их более раздражительными, растерянными и грустными.
Представители компании решили поднять “боевой дух” своих сотрудников, то есть “заставить” служащих улыбаться всякий раз, когда они встречаются с клиентами, подходят к телефону или работают с документами.
Для достижения поставленной цели решено было провести не совсем обычную рекламную акцию, нужен был яркий запоминающийся символ, и в декабре 1963 года страховщики пришли к Харви Бэллу.
Как позже признался Бэлл, на всю разработку у него ушло не более 10 минут. За работу ему заплатили 45 долларов, и это была вся прибыль, которую художник получил за столь гениальное изобретение: он даже не хотел регистрировать его как торговую марку, не защищал своё авторское право и, по словам его сына никогда не жалел об этом.
Первый смайлик был прикреплен к булавке, то есть, сделан в виде значка и выдан служащим и клиентам компании.
Значки со смайликами завоевали невероятный успех. Они настолько понравились клиентам и агентам, что компания вскоре заказала 10 тысяч таких значков.
2.2 ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СМАЙЛОВ
Впервые в искусстве стилизованное изображение человеческого лица для выражения эмоций использовал режиссёр Ингмар Бергман в фильме «Портовый город», но это изображение выражало страдание. Позже уже счастливое лицо использовалось в рекламных кампаниях фильмов «Лили» в 1953 году и «Жижи» в 1958 году. Счастливое лицо впервые было введено в популярную культуру в 1958 году, когда радиостанция WMCA в Нью-Йорке провела конкурс по самому популярному радиошоу того времени «Кузен Брюси». Слушатели, ответившие по телефону на вопросы, награждались толстовкой «Хорошие парни!», рисунок, который включал изображение счастливого лица. Тысячи таких толстовок были розданы в конце 1950-х годов.
Но по-настоящему популярность к смайлику пришла лишь в 70-е, когда двое братьев из Испании придумала для смайлика слоган “Have a Happy Day!”- Хорошего Дня!.
Улыбка с таким девизом сразу стала хитом, и вскоре смайлик появился на эмблемах, открытках, футболках и бейсболках — одним словом, на всём, что может быть быстро продано.
Естественно, ни о каком авторском праве никто и не задумывался, а Почтовая служба США даже выпустила марку со смайликом Бэлла.
В 1971 году французский предприниматель по имени Франклин Лоуфрани (Franklin Loufrani) зарегистрировал улыбающееся лицо как торговую марку в более чем 80 странах. Лоуфрани утверждал, что это он изобрёл символ в 1968 году в Париже.
Лоуфрани основал корпорацию Smiley Licensing и за несколько лет сколотил приличное состояние по всему миру, обходя стороной Соединенные Штаты.
В 1999 году Харви Болл с опозданием сформировал свою собственную компанию World Smile Corporation. Прибыль использовалась на благотворительные цели по линии Всемирного фонда Харви Болла Болла, начавшегося в 1999 году с целью поощрения «добрых дел».
2.3. ОТ ХОЛСТА К ЦИФРЕ
Первые электронные смайлики, зашитые в компьютеры, были замечены в конце 60-х – начале 70-х годов на специализированных платформах под названием PLATO. Смайлики PLATO представляли собой хитрое наложение символов друг на друга. Их набор осуществлялся посредством нажатия клавиш Shift+пробел, которое вызывало смещение курсора на один шаг влево. Результат напоминал собой угловатую улыбающуюся рожицу образца Харви Болла.
Эти рожицы ради развлечения печатались программистами на перфолентах и перфокартах, а также использовались при создании простейших компьютерных игр, однако их целью еще не было выражение положительных эмоций при виртуальном общении. Впоследствии смайлики PLATO, так и не получившие широкого распространения, послужили толчком для включения в набор символов псевдографики для PC нескольких эмоциональных значков со схематическими физиономиями.
Ну а ответственность за разоблачение истинного изобретателя ASCII-смайлика (то есть смайлика, составленного букв, цифр и знаков препинания, входящих в набор символов ASCII) взяла на себя Корпорация Microsoft.
В 1982 году в учебном заведении имени Карнеги Меллона компьютерные доски объявлений – будущие прообразы современных форумов и конференций, пользовались большим успехом и популярностью. Обсуждения велись на самые разные темы и носили эмоциональный, в том числе и шуточный характер. Однако различное чувство и понимание юмора у читателей порой приводило к казусам. А нужно, чтобы это было понятно и доступно всем. Варианты предлагались самые разные. Однако все эти предложения не встречали одобрения общественности до той поры, пока не был предложен столь популярный сегодня смайлик “:-)”. Его начали активно использовать на доске объявлений университета, а впоследствии выпускники продолжили употреблять его в своих электронных переписках.
2.4. РАЗНОВИДНОСТИ СМАЙЛОВ
Изначально в сети появилось около тридцати смайлов, но через некоторое время были добавлено еще сто, на которых изображались не только эмоции, но и действия людей, а также еда, животные. В Библиотеке Конгресса в Вашингтоне зарегистрировано более 1200 «смайликов», находящихся под защитой Всемирной конвенции об авторском праве.
В общей совокупности можно выделить 2 основные категории смайлов: смысловые и интонационные. Смысловые смайлы являются обычными условными обозначениями и кратко передают различные понятия (объекты, процессы, свойства и т.д.).
Рис. 1
Интонационные смайлы являются способом передачи на письме гримасы человеческого лица.
Рис. 2
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ИССЛЕДОВАНИЕ СТЕПЕНИ АКТУАЛИЗАЦИИ СМАЙЛА В ПИСЬМЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ
Наша практическая часть разделена на два временных отрезка: 2014-2015 и 2015- 2016 года. В процессе нашей работы в 2014-2015 г. мы рассмотрели три возрастные группы по 25 чел.: 8-14, 15-25, 26-50 лет; в 2015 – 2016 г. три группы по 40 чел.: 8-14, 15-25, 26-50 лет.
Первая часть нашего исследования - выявление наиболее распространенных смайлов среди трех возрастных групп. Опрос данных групп в 2014-2015 г. показал, что самыми популярными являются следующие:
1 место-) smiley – основная улыбка, – выражение положительного отношения к событию, сообщению
(встречаются различные по ширине улыбки :) :-) :-)) :-)))… )
2 место - wink;-) – подмигивание, хитрость
3 место - sad:-( – недовольство, огорчение, печаль (разные степени глубины – :-(( :-(((… )
4 место:-I – сonfused смущение
5 место evil >:-| – по-настоящему грозный комментарий
6 место kiss >8-E – поцелуй.
При этом, мы отмечаем, что результаты опроса групп в 2015-2016 г совпадают с предшествующими. Это свидетельствует о том, что положение смайлика с каждым годом укрепляется в письменной коммуникации.
Вторая часть нашего исследования состояла в изучении отношения к новому речевому жанру (смайлу).
Этим же трем возрастным группам мы задавали следующие вопросы:
Знаете ли вы, что такое смайлик?
Пользуетесь ли вы смайликами
в текстовых сообщениях
?
Считаете л
и вы, что смайлики необходимы в письменной коммуникации
?
Результаты опроса 2014-2015 г
Анализируя полученные данные, мы видим, что на первый вопрос в первой и во второй группах положительно ответили 100%, в третьей- 98%. На второй вопрос положительно ответили 100% - в первой группе, 98% - во второй, 87 % - в третьей. На третий вопрос положительно ответили 97% - в первой группе,91 - во второй, 77% - в третьей. Однако, большую популярность смайлы имеют среди возрастных групп от 8-14, от 15-20. Объясняет мы это тем, что интернет более популярен у молодых людей, чем у их родителей, соответственно, и смайлы быстрее взяты на вооружение именно этими группами. Причем третья возрастная группа также признает необходимость смайлов для выражения эмоций .
Результаты опроса 2015-2016 г.
В 2015-16 г. опрос проводился в трех возрастных группах 8-14, 15-25, 26-50 лет, однако по сравнению с предыдущим годом количество человек, принявших участие в опросе , возросло на 45 человек. Результаты отражены в диаграмме.
Анализируя полученные данные, мы видим, что на первый вопрос в первой и во второй группах положительно ответили 100%, в третьей- 99%. На второй вопрос положительно ответили 100% - в первой группе, 98% - во второй, 93 % - в третьей. На третий вопрос положительно ответили 97% - в первой группе,94 - во второй, 87% - в третьей.
Мы приходим к выводу, что среди людей от 8 до 25 лет смайл не только очень популярен, но и необходим в письменной коммуникации, возрос процент использования смайла и среди людей от 25 до 50 лет. Мы видим укрепление положения смайла среди всех возрастных групп , поскольку по сравнению с предыдущим годом, количество людей, давших положительные ответы на вопросы анкеты возросло на 3, 8 %.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном мире с развитием информационных и иных технологий во многих сферах человеческой деятельности произошли кардинальные изменения. Обмен информацией происходит с невероятной скоростью. Общение в Интернете для большинства пользователей стало ближе к устному разговору, нежели к переписке в традиционном понимании письма. Но для устной речи характерны различные эмоциональные оттенки, интонации. Как это сжато, точно, и главное быстро передать? Для этого придуманы смайлы (смайлики) – краткое изображение человеческих эмоций с помощью знаков пунктуации и специальных символов. Смайлики широко применяются для оживления виртуального общения - на онлайн конференциях, в чатах, на форумах, в блогах и гостевых книгах.
Смайлик сегодня стал одной из реалий нашего бытия, которое всё основательнее уходит в электронный «астрал». Думается, вовсе не случайно ему посвящена одна из номинаций ежегодного студенческого конкурса инновационных разработок в области высокотехнологичных коммуникаций «от человека – к человеку», учрежденного в Университете Карнеги Мэллон. Конкурс проводится при финансовой поддержке интернет-компании Yahoo Incorporated. Наиболее отличившиеся разработчики новых смайликов будут удостаиваться специального приза – Smiley Award.
Смайлы быстро осваивает пространство письменной коммуникации, о чем свидетельствуют результаты нашей работы. В 2014-2015 году в нашем эксперименте принимали участие 75 человек, в 2015-2016 г. 120 человек в возрасте от 8 до 50 лет. Проведя наше исследование и проанализировав полученные данные, мы видим, что с понятие смайла знакомо 99% всех опрошенных, им активно пользуются 96 %, а 91 % считает, что они просто необходимы для выражения своих эмоций. Наиболее активно смайлами пользуются люди от 8 до 15 лет, но процент использования увеличивается и в возрастной группе от 25 до 50.
Согласно результатам нашего исследования первенство по частоте использования получает смайл – улыбка, второе место – подмигивание, хитрость; третье - огорчение, смущение.
Большое количество разновидностей смайлов и простота их применения способны передать не все, но большинство человеческих эмоций и чувств. Именно поэтому в настоящее время их выделяют в отдельный речевой жанр.
Виртуальная коммуникация породила особый язык – язык виртуального общения. Этот графический язык становится неотъемлемой частью при написании текстовых сообщений. Сами по себе смайлики, без слов, не могут передать какое-то значение, кроме эмоционального. Но они помогают гораздо точнее декодировать значение вербального кода. У «языка» смайликов есть достаточно большой набор лексических единиц, который, ко всему прочему, постоянно расширяется. У него есть своеобразный алфавит – набор составных элементов, разные комбинации которых кодируют разные смыслы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дускаева Л. Р., Протопопова О. В. Язык сети Интернет // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М. Н. Кожиной. — М.: Флинта: Наука, 2003 — с. 648—651.
2. Комлев Н. Г. «Словарь иностранных слов». – Творческий центр Сфера, 2008 – с. 174.
3. Литневская Е. И. Психолингвистические особенности Интернета и некоторые языковые особенности чата как исконного сетевого жанра/ Е. И. Литневская, А. П. Бакланова// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. — 2005. — № 6. — С. 46-61 4.
4. Локшина С. М.«Словарь новых иностранных слов». – М.: Вако, 2010.- 139 с.
5. Рязанцева Т. И. Некоторые особенности реализации коммуникативных принципов и стратегий в условиях компьютерно-опосредованного общения/ Т. И. Рязанцева // Вестник Московского университета. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2007. — № 1. — С. 202—211 5.
6. Травин А. Н. Виртуальная коммуникация как синтез письменной и устной речи/ А. Травин// Мир Internet. — 1999. — № 7-8.-С.94-96
7. История смайлика — Membrana.ru
8. Стандартизированный словарь смайлов – Marinais.
9. www.mobilemarketer.com
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРАВИЛА ЯЗЫКА СМАЙЛОВ
Принцип «
отгадываемости
», т.е. визуального сходства смайлика с мимическим выражением кодируемой им эмоции.
Единообразие строения смайликов (т.е. порядка и состава конституирующих элементов))
Принцип совместного употребления: смайлики предпочитают не ставить рядом.
Образование сравнительной степени: чем сильнее эмоция, которую призван передать смайлик, тем больше в нем скобок
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Без Дедушки Мороза
Снежинки не летят,
Без Дедушки Мороза
Узоры не блестят...
Без Дедушки Мороза
И
елки не горят,
И нету без Мороза
Веселья для ребят.
Без
не летят
Б
ез
Узоры не
...
Без
И
не горят,
И нету без Мороза
Веселья для
.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Положение смайла в текстовом сообщении
Строгих правил здесь нет. Обычно смайлики ставят после шутки или в том месте текста, где речь идет о тех вещах, которые у автора текста вызывают конкретные эмоции.
Смайлики также помещают там, где хотят усилить эффект текстового сообщения.
Таким образом, смайлики придают «живость» общению в Интернете.
Смайлики лучше употреблять осторожно, особенно при общении в Интернете с незнакомыми людьми, ибо они могут вызвать совсем не ту эмоцию, на которую рассчитывает автор текста.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Классические смайлики
Особенность классических смайликов — в горизонтальном расположении вертикальных зон лица и тела. Эти смайлики обозначают эмоции, мимику, жесты, действия и состояния человека, а также различных персонажей.
Эмоциональные смайлики
Запись
Эмоция или состояние
:-) или =)или :)
улыбка, радость
:-( или =( или :(
грусть, печаль
:-|
задумчивость или нейтральность (лицо, не выражающее никаких эмоций)
:-D или :D
смех
*О* или *_* или**
восхищение
XD или xD
смех с зажмуренными глазами
:-C или :C
сильное огорчение
Действие
Запись
Действие
;-) или ;)
подмигивать
:-P или :-p или :-Ъ
показывать язык
:-*
целовать
{}
объятия, обнимашки (обнимающие руки)
:-{}
страстный поцелуй
:_( или :~( или :'( или :*(
плакать
:-@
кричать в гневе
:-X
держать рот на замке
Персонажи
Запись
Персонаж
8-) или B-)
человек в очках
?:-0
поёт Элвис Прэсли
O:-)
ангел
%)
сумасшедший (косые глаза и нос)
{:€ или :E или (;,;)
Ктулху
ГгY или \o/
Медвед или «Превед!»
:3
Кона-тян
:-E
оскаленный вампир
:-F
оскаленный вампир без одного клыка
::-)
мутант или пришелец (c четырьмя глазами)
[:]
робот
-=<:-)
волшебник