Навыки культурного поведения для детей раннего возраста | Елена Владимировна Ворончихина. Работа №311433
правила культурного поведения необходимо выполнять каждому современному человеку. прививать навыки такого поведения необходимо с раннего возраста. об этом моя статья. В детском саду маленькому ребенку прививают навыки культуры в повседневной жизни, во время режимных моментов, в естественных ситуациях пребывания, связанных с соблюдением чистоты, опрятности, поведения за столом, с правилами общения со сверстниками. важно, чтобы в семье выполнение этих же требований было обязательным. если родители требуют. чтобы ребенок благодарил за услуги, вежливо обращался с просьбой, убирал свои вещи, и т.д. то эти действия становятся привычными.
Рекомендации для родителей по совместной работе привития навыков культурного поведения у детей раннего возраста.
Вежливость и правила хорошего тона – важная составляющая успешного человека. Вот поэтому эти правила необходимо прививать ребенку, начиная с раннего возраста, т.е. с младшей группы детского сада. В течение пребывания ребенка в детском саду все необходимые навыки усваиваются в естественных ситуациях во время выполнения режимных моментов:
Первыми здороваться
со
взрослыми;
Вежливо прощаться;
Благодарить за оказанную помощь;
Говорить тихо, не привлекая к себе внимания;
Не мешать другим;
Вежливо обращаться с просьбой;
Не перебивать говорящего;
Не вмешиватьс
я
в разговор старших;
Соблюдать порядок, чистоту.
Дети знакомятся с данными правилами в течение дня: с соблюдением чистоты и опрятности, поведением за столом, во время общения со сверстниками.
Важно, чтобы в семье выполнение этих же правил было обязательным. Если родители требуют, чтобы ребенок благодарил за услуги, вежливо обращался с просьбой, убирал за собой вещи и игрушки, то эти действия, повторяясь ежедневно, из обязательных превращаются в привычные.
Чем меньше возраст ребенка, тем меньше он способен контролировать свое поведение, помнить и выполнять правило. Поэтому каждый взрослый должен постоянно напоминать ребенку об их соблюдении.
«Сейчас мы разденемся, аккуратно сложим вещи и пойдем спать» - подсказываем, как надо поступить.
Маленькие дети не всегда способны вникать в суть объяснений. Поэтому нужно использовать игровые приемы: потешки, стихи, сказки.
Дети воспринимают правила поведения только тогда, когда взрослые конкретно обосновывают их. Психологической особенностью дошкольника является его стремление к подражанию. Для прочного усвоения правил необходим систематический контроль а поведением ребенка в игровой, трудовой деятельности, но контроль не должен быть навязчивым с указаниями. Когда дети овладеют навыками правил культурного поведения, то будут вести себя так, как их учили в отсутствии взрослого.
Пример занятия:
Тема: «Мишка в гости к нам пришел».
Цель: продолжать учить детей употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность, приветствия и прощания.
Оборудование: игрушка мишки, тарелка с медом, чашка с чаем, ложка.
Ход занятия:
Воспитатель: к нам в гости пришел Мишка, который живет в лесу. Он умеет рычать, стоять на задних лапах, но не знает вежливых слов. Давайте ему подскажем какие есть вежливые слова и подружимся с ним.
- Мишка, поздоровайся с детьми.
Мишка: А я и не знал, что нужно здороваться. «Здравствуйте, ребята»
Воспитатель: Когда приходят к вам гости, что им говорят?
Дети: Проходите, пожалуйста.
Воспитатель: правильно, а еще подать стул. Хорошо бы сказать: «Садитесь, пожалуйста»
А ты, Мишка должен ответить детям: «Спасибо».
Мишка: «Спасибо, дети большое что пригласили и на стул посадили».
Воспитатель: «Ребята, Мишка у нас очень любит мед».
Мишка: «Да, очень люблю». (воспитатель ставит на стол миску с медом. Медведь лезет в нее лапой).
Воспитатель: Ребята, объясните Мишке, как нужно вести себя за столом»
Дети рассказывают, что нужно взять ложку и ей мед, припивая его чаем, при этом надо вежливо благодарить.
Мишка: «Ребята, большое вам спасибо, мне было очень интересно, можно я еще приду к вам в гости? Вы меня научили быть вежливым, вести себя правильно за столом».
Воспитатель: «Когда уходят гости, что нужно сказать?»
Дети: «До свидания!»
«Молодцы, вы все правильно сделали!»