Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

некоторые аспекты профессиональной подготовки пожарных и спасателей | Семиглазов Сергей Николаевич. Работа №231493

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Семиглазов Сергей Николаевич
Некоторые особенности  профессиональной подготовки пожарных и спасателей, исходя из специфики выполнения задач при выполнении задач по предназначению.

<Object: word/embeddings/_________Microsoft_Word1.docx>Вступительная часть

В большинстве случаев у людей, подверженных «болезням века» – неврозам, гипертонии и ишемической болезни сердца, – врачи и психологи фиксируют неумение владеть своими эмоциями, слабую волю, повышенную напряженность мускулатуры, утрату навыка к произвольному расслаблению мышц.
В настоящее время приемы самоуправления прочно вошли в систему подготовки спортсменов и спасателей, а также широко применяются в производственных коллективах и на транспорте в виде психогигиенических эмоционально- разгрузочных процедур.
Саморегуляцияцелесообразная самоорганизация поведения: формирование значимых целей, учет условий деятельности, реализация последовательной программы действий, ориентация на объективные критерии успешности деятельности, объективная оценка реально достигаемых результатов.
Все методы саморегуляции базируются на трех основных способах воздействия на внутреннее состояние организма. Суть саморегуляции состоит в активизации уже знакомых психических явлений.
Первое и наиболее важное свойство связано с возможностью влияния тонуса скелетных мышц и дыхания на центральную нервную систему. Связи между состоянием нервной системы и мышцами тела позволяет нам, сознательно изменяя тонус мышц, влиять на уровень своей психической активности. Бодрое состояние человека всегда связано с поддержанием достаточно высокого мышечного тонуса. Чем напряженнее деятельность, тем больше импульсов поступает от мышц в нервную систему, активизируя ее. И наоборот, полное расслабление всех мышц снижает уровень активности нервной системы до минимума, ведет к развитию сонливости. Эта важная физиологическая закономерность лежит в основе любой системы саморегуляции.
Второй путь воздействия на нервную систему связан с использованием активной роли представлений, чувственных образов (зрительных, слуховых и т.д.). Нередко мы недооцениваем важную роль мысленных образов в нашей повседневной жизни.
Негативные представления имеют способность накапливаться и поэтому рано или поздно подтачивают здоровье. И совершенно противоположным, оздоравливающим образом действуют светлые, оптимистические образы и представления. Состояние мышечной расслабленности значительно повышает действенность мысленных образов. Этот эффект продуктивно используется в саморегуляции эмоциональных состояний.
Третий путь воздействия на нашу психику определяется возможностями самоуправляющей роли слова, произносимого не только вслух, но и мысленно. Это свойство внутренней речи (в форме самоприказов, самоуговоров и т.п.) давно используется в спорте для повышения эффективности тренировок, мобилизации на победный настрой.

Как бы ни были важны экстремальные способности, только их недостаточно, чтобы обеспечить уверенные действия человека в экстремальных ситуациях. Мало быть подготовленным ко всему в жизни. Важно быть еще особо подготовленным к экстремальным ситуациям, учитывая их высокие требования к человеку и те неприятные, тяжелые, а порой и трагические последствия, которые почти неизбежны при недостаточной подготовленности к ним (Столяренко и др., 2004). А для этого человеку необходимо:
• знать с какими экстремальными ситуациями можно столкнуться, в чем их особенности, какие трудности они в себе таят;
• знать и уметь выполнять обычные, например профессиональные, действия, не ухудшая их качество под влиянием своих психических состояний и необычных обстоятельств экстремальных ситуаций;
• уметь выполнять особые действия, адекватные специфике конкретных экстремальных ситуаций;
обладать специально развитыми качествами, повышающими специальную способность к успешным действиям в специфичных, наиболее вероятных в жизни и деятельности в экстремальных ситуациях;

• обладать повышенной экстремальной устойчивостью, чтобы безопасно выходить из экстремальных испытаний без негативных последствий для дела, жизни и здоровья;
• быть способным настойчиво, невзирая на трудности, реализовать свои намерения, наступательно преобразуя обстоятельства экстремальной ситуации и гибко управляя своим поведением.
Хорошо подготовленный к экстремальным ситуациям человек более уверен в себе, чем неподготовленный. Сознание собственной неподготовленности, неумелости — источник трусости и волнений там, где для них нет оснований. Подготовленный человек лучше разбирается в особенностях возникающих ситуаций, более правильно оценивает их, предвидит развитие событий, что делает возникновение трудностей понятными, ожидаемыми, исключает если не все, то многие неожиданности, не позволяет застать себя врасплох и действовать впопыхах. Подготовленный человек меньше нервничает, волнуется, действует спокойнее, допускает меньше ошибок и промахов, не создает себе дополнительные трудности. Профессионализм товарища, находящегося в экстремальной ситуации рядом, усиливает «чувство локтя», благотворно сказывается на психическом состоянии даже слабо подготовленного. Уверенность в профессионализме руководителя, командира придает силы всем, кто действует под его началом.
Нет таких экстремальных ситуаций, в которых подготовленность человека не имела бы значение. Чем сложнее экстремальные ситуации, чем они опаснее, разнообразнее, чем больше в них неожиданного, тем значимее роль подготовленности в устойчивости и успехе действий.
Экстремальная подготовленность — особая подготовленность человека к успешным действиям и обеспечению безопасности в экстремальных ситуациях. Она делится на общую экстремальную подготовленность и специальную экстремальную подготовленность.
Общая экстремальная подготовленность человека заключается:

в знании о существовании проблемы экстремальности в жизни и деятельности и тенденций ее усложнения;

в знании сущности, типов, видов экстремальных ситуаций и их характеристик;

в понимании основных требований экстремальных ситуаций к человеку, трудностей и опасностей, возникающих перед ним, их влиянии на него, возможных последствий позитивного и негативного характера;

в понимании зависимости воздействий экстремальных ситуаций и его успеха от личной подготовленности к ним;

в понимании структуры и содержания личных общих экстремальных способностей и экстремальной подготовленности;

в убежденности в необходимости тщательной и полноценной Подготовки себя к экстремальным ситуациям в жизни и деятельности и обеспечения, таким образом, личной безопасности;

в знании педагогической системы экстремальной подготовки (целей, задач, содержания, условий, организации, форм, методов, технологий, средств, личных возможностей и др.);

в сформированном и проявляющемся стремлении человека к непрерывному повышению собственной экстремальной подготовленности.

Специальная экстремальная подготовленность личности — комплексное образование и имеет свою психолого-педагогическую структуру.
Морально-психологическая подготовленность человека к экстремальным ситуациям — специфическая воспитанность, обеспечивающая высокоморальное поведение при столкновении с трудностями жизни и профессиональной деятельности. Морально подготовлен тот, кто ведет себя всегда и везде по долгу, ответственности и совести, верен моральным ценностям, сверяет свои отношения и поведение по ним, защищает добро и справедливость, борется со злом и несправедливостью.

 

Психологическая подготовка спасателей

Воспитательная работа в коллективе спасателей


С целью оперативного решения поставленных задач в поисково-спасательных службах, поисково-спасательных отрядах МЧС России организуется дежурство. Его форма устанавливается руководителем подразделения в зависимости от конкретных условий. Он же утверждает график дежурства.
Организация и несение дежурства в поисково-спасательных формированиях МЧС России должны осуществляться в соответствии с требованиями методических рекомендаций по организации несения дежурства в АСФ, которые разработаны в соответствии с федеральными законами «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21.12.1994г., «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» №151-ФЗ от 22.08.1995г., постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами МЧС России и другими нормативными документами.
Одним из основных принципов деятельности аварийно-спасательных формирований и спасателей является постоянная готовность их к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведение работ по их ликвидации.
Данный принцип реализуется в период между аварийно- спасательными работами путем специальной подготовки, занятий, организацией дежурства и иных организационно-технических мероприятий.
Заблаговременная подготовка, быстрая организация и эффективное проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайной ситуации является важной задачей деятельности начальников и органов управления АСФ.
Организация дежурства обеспечивает постоянную готовность поисково-спасательного формирования (ПСФ) к экстренному выдвижению в зону ЧС.
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС):

режим повседневной деятельности

– при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, бактериологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий;

режим повышенной готовности

– при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, бактериологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке и при получении прогнозов о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;

режим чрезвычайной ситуации

– при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.

При соответствующих режимах функционирования со спасательными формированиями проводятся следующие мероприятия:

в режиме повседневной деятельности

– совершенствование подготовки сил и сре

дств к д

ействиям при чрезвычайных ситуациях;

в режиме повышенной готовности

– усиление диспетчерско-дежурной службы, приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район чрезвычайной ситуации;

в режиме чрезвычайной ситуации

– выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации, проведение первоочередных работ и ликвидации ЧС.

В зависимости от характера чрезвычайной ситуации, сложившейся обстановки, характера, объема и условий ведения аварийно-спасательных работ аварийно-спасательное формирование может привлекаться для их выполнения в полном составе или в составе дежурной смены (оперативной группы).
Дежурная смена – оперативная единица АСФ, создаваемая на определенный период времени из сотрудников этого же формирования, оснащенная специальной техникой, оборудованием, снаряжением и способная выполнять работы по ликвидации ЧС. а в ряде случаев и ликвидировать ее.
Основная задача дежурной смены – оперативное выдвижение к месту ЧС в соответствии с установленными временными нормативами и проведение мероприятий по ее предотвращению и ликвидации.
При приведении аварийно-спасательных формирований в режимы повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на личный состав дежурной смены возлагаются следующие задачи:

подготовка техники, оборудования, снаряжения, продуктов питания;

загрузка оборудования, имущества в транспортные средства; проведение разведки зоны (объекта) чрезвычайной ситуации;

обустройство временного лагеря основных сил аварийно-спасательного формирования.

Исходя из технологии выполнения наиболее характерных видов аварийно-спасательных работ, а также обеспечения безопасных условий при их проведении, дежурная смена должна состоять из оперативного дежурного, 3-6 спасателей, медицинского работника, водителя.
Таким образом, совершенствование психологической подготовки спасателей проводится в режиме повседневной деятельности и в режиме повышенной готовности.
Психологическая подготовка спасателя к действиям в чрезвычайных ситуациях неразрывно связана с воспитательной работой, тактико-специальной, медицинской и физической подготовкой. Какова же роль воспитательной работы со спасателями при подготовке их к действиям в чрезвычайной обстановке?
Целью воспитательной работы со спасателями является – формирование у них гражданской ответственности перед обществом, воспитание чувства долга, готовности выполнить задачу, невзирая ни на какие трудности и даже угрозу жизни.
Воспитательные мероприятия активно воздействуют на процесс формирования у личного состава поисково-спасательного формирования высокой сознательности, повышения ответственности каждого спасателя за постоянную готовность и за успех коллектива.
Хорошие результаты дают индивидуальные и коллективные беседы руководителей формирований со спасателями. В личной беседе руководитель формирования может ставить различные вопросы, которые касаются конкретного человека, его профессиональной и психологической подготовки.
При проведении коллективной беседы со спасателями руководитель аварийно-спасательного формирования характеризует в целом деятельность своего коллектива. Может анализировать слабые и сильные стороны в подготовке и деятельности спасателей при проведении спасательных работ.
Одновременно с целенаправленной воспитательной работой необходимо постоянно поддерживать строгие требования к соблюдению порядка дисциплины. В ходе планового дежурства не должны допускаться никакие условности. Жесткий контроль за выполнением графика дежурства позволяет спасателям сохранять собранность, высокую активность, т.е. находиться в постоянной готовности к возможным предстоящим действиям в ЧС.
Большое значение в воспитательной работе со спасателями имеет коллектив и его традиции. Под влиянием коллектива человек вырабатывает свои убеждения и взгляды. Вот почему воспитание коллектива – одна из главных задач руководителя аварийно-спасательного формирования.
Немаловажная роль в воспитании спасателей принадлежит самовоспитанию. Заниматься самовоспитанием – значит требовать от себя повседневного проявления настойчивости, принципиальности, решительности, смелости.
Спасатели должны научиться анализировать и оценивать свое поведение, свои решения, находить результаты успехов и закреплять их, выяснять причины неудач, чтобы не повторять их в будущем. Формы самовоспитания могут быть самыми различными: самокритика, самоубеждение (самооценка), самопринуждение.
Важной задачей психологической подготовки личного состава спасателей является развитие и совершенствование важных психологических качеств и, прежде всего волевых качеств.
Управлять своим поведением в экстремальной ситуации значительно труднее, чем в обычной. Вот почему спасателям необходимо развитие таких волевых качеств, как настойчивость и упорство, смелость и решительность, самообладание и выдержка.
Настойчивость и упорство – волевые качества, проявляющиеся в способности человека к волевому усилию, направленному на достижение намеченной цели в условиях длительно или повторно возникающих трудностей. Эти качества необходимы спасателю для успешного выполнения работы в экстремальной ситуации.
Смелость и решительность выражается в способности при трудных обстоятельствах принимать обоснованные решения и без колебаний и задержек претворять их в жизнь. Нередко о решительности спасателей судят только по тому, насколько быстро они предпринимают какие-либо действия в критической ситуации.
Самообладание и выдержка характеризуют способность человека управлять своим поведением. При проведении аварийно- спасательных работ спасатели сталкиваются с условиями, которые могут вызывать растерянность, чрезмерное волнение, несдержанность, подавленность.
Спасатели, умеющие контролировать свои действия и поступки, всегда проявляют выдержку, хладнокровие, стойкость. Они находят правильный выход из самого трудного положения.
Волевые качества не являются врожденными. Они проявляются и развиваются только в процессе преодоления трудностей. При подготовке спасателей такие трудности могут быть созданы на занятиях на тактико-специальной подготовке и учениях.
Для стимулирования активных действий спасателей на тренировочных занятиях можно применить правила А. Ц. Пуни, предлагаемые им для развития волевых качеств:

всегда владей собой, делай не то, что хочешь, а то, что необходимо;

постоянно следи за собой, делай не то, что хочешь, а то, что необходимо;

постоянно следи за собой и ищи причины промахов и неудач, прежде всего, в самом себе;

знай

свои недостатки (слабые стороны воли, дурные привычки, отрицательные черты характера) и имей программу действий для их устранения.

Критерий оценки уровня психологической подготовки спасателей
При определении критерия оценки уровня психологической подготовки спасателей могут использоваться различные методы: анкетирование, наблюдение, тестирование (тесты-опросники, тесты-задания, проективные тесты).
В качестве основных критериев оценки психологической подготовки используются показатели эмоциональной лабильности, возбудимости и реактивности спасателей. Эти показатели определяются по внешним эмоционально-волевым проявлениям после воздействия раздражителя.
Уровень психологической подготовки спасателей оценивается по 3-х бальной системе (высокий, средний, низкий), которому соответствует определенная оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»).
Мимика
Высокий уровень – обычное выражение лица, заметных изменений не наблюдается.
Средний уровень – незначительное движение губ, подергивание щек, сморщивание кожи на лбу.
Низкий уровень – частое моргание, подергивание головой, сильное раскрывание рта и глаз, выражение испуга на лице.
IIантомимика
Высокий уровень – дыхание ровное, дрожание рук отсутствует, нет лишних движений тела.
Средний уровень – периодически дергает руками или производит лишние движения, дыхание несколько учащенное или замедленное, неестественные движения плечами, стремление занять неудобную позу.
Низкий уровень – постоянно дергает и размахивает руками, дыхание резко учащено или наблюдаются длительные его задержки, постоянно присутствуют посторонние движения.
Вегетативно – сосудистые реакции
Высокий уровень – окраска слизистых и видимых частей тела обычная, температура и влажность тела в норме, дрожание пальцев отсутствует.
Средний уровень – заметное покраснение или побледнение лица, лоб и пальцы рук и ладони вспотевшие, веки подергиваются
Низкий уровень – сильно выраженное дрожание пальцев и век, выраженная бледность или покраснение кожного покрова, в отдельных случаях – крапивница (сыпь, зуд), сухость кожи.
Изменение голоса и речи
Высокий уровень – разговаривает обычным и спокойным голосом.
Средний уровень – разговаривает громче или тише обычного, наблюдаются запинания и заикание. Характерно длительное молчание или «поток» слов, повторение одного и того же, дрожание голоса.
Низкий уровень – отдельные выкрики или переход на шепот, неразборчивость речи, сквернословие.
Напряженность
Высокий уровень – внешне спокоен, тонус мышц соответствует ситуации и адекватен выполняемой задаче.
Средний уровень – чувствуется и видна напряженность мышц, ответственных за выполнение задания; напряженность значительно уменьшается по ходу выполнения задания.
Низкий уровень – сильно напряжены практически все мышцы тела, задание выполняется с большим трудом.
Спасатели с низким уровнем психологической подготовки не могут быть допущены к проведению аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Одних профессиональных навыков и умений для успешных действий в экстремальной обстановке недостаточно. Важно не допускать ухудшения их под влиянием психического перенапряжения, ярких и сильных эмоций, которые нередко возникаю! в такой обстановке. Например, работоспособность спасателей от психологического перенапряжения может снизиться на 40-60%, а иногда и на 80-90%. Вот почему в ходе профессиональной подготовки, а также специальных занятий по психологической подготовке важно повышать психологическую устойчивость у спасателей с целью поддержания их работоспособности.

Психологическая устойчивость.

Оценка уровня нервно-психической устойчивости

В ходе проведения мероприятий по психологической подготовке происходит формирование у спасателей психологической устойчивости. Что это означает па практике?
Психологическая устойчивость это устойчивое состояние психической сферы человека, которая обеспечивает регулирование сознательно-волевых и коммуникативно-оценочных проявлений личности в ее деятельности.
Формирование психологической устойчивости осуществляется в режиме повседневной деятельности. Задача руководителя состоит в том, чтобы заблаговременно, еще в ходе обучения смоделировать обстановку возможной аварии, катастрофы и поставить обучаемого в такие условия, при которых будут выработаны необходимые для профессиональной деятельности психологические качества. Другими словами, в ходе проведения занятий до минимума сократить все то новое, неизвестное, с чем человек может встретиться при выполнении аварийно-спасательных работ.
Основными формами и методами работы по формированию психологической устойчивости у спасателей являются:

включение элементов психологической подготовки в систему профессиональной подготовки;

определение среди личного состава спасателей, круга лиц, которые по своим личностным и профессиональным качествам могут оказать помощь менее опытным спасателям;

выявление среди спасателей круга лиц, нуждающихся в индивидуальной помощи и поддержке;

выпуск и распространение оперативных полиграфических материалов, оказывающих психологическое воздействие на спасателей;

организация встреч со специалистами, имеющих опыт решения профессиональных задач в экстремальных условиях;

разбор и обсуждение конкретных ситуаций, связанных с выполнением аварийно-спасательных работ;

проведение групповых бесед со спасателями на морально-этические темы;

индивидуальная работа руководителя АСФ с личным составом спасателей;

оперативное информирование личного состава аварийно-спасательных формирований о положительных примерах в деятельности спасателей;

проведение воспитательной работы с личным составом спасательных формирований.

Если обучение проводится слишком просто, то интерес к нему падает. Иное дело, когда на учениях спасатели ощущают значительное нервно- психическое напряжение.
Поэтому очень важно, чтобы занятия были насыщены элементами внезапности, непрерывной динамики, высокой скорости, неясности, новизны, опасности и риска, предельной сложности, длительных максимальных нагрузок. Эти факторы требуют от спасателей па занятиях и учениях активной работы мысли, напряжения ума и воли.
Каким же образом формируется психологическая устойчивость у спасателей?
Любая сложная ситуация, с точки зрения психологии, может быть представлена в виде трех «простых» элементов: подготовительный этап, этап выполнения задачи и заключительный этап.
Сущность подготовительного этапа, начинающегося с поступления сигнала о необходимости действовать, состоит в приведении в психологическую готовность эмоционально-волевых, умственных и физических компонентов. До спасателей необходимо довести суть и значимость их действий, общий план мероприятий, нацелить людей на предстоящее выполнение задачи.
Залог успеха – это вселение уверенности в спасателей, укрепление авторитета их руководителей, создание общего положительного настроя.
Вместе с тем нельзя допускать излишней самоуверенности. Оценка ситуации должна быть по возможности объективной.
О психологическом «вхождении в работу» еще до начала непосредственного ее выполнения говорят такие внешние данные, как определенное возбуждение, повышенное настроение, собранность, сосредоточенность, быстрое, точное реагирование на окружающую обстановку и поступающие распоряжения, энергичные движения.
И, напротив, на психологическую неподготовленность указывают вялость, отсутствие энтузиазма и плохое настроение, скованность движений, замедленное реагирование на команды и замечания, равнодушие, молчаливость, раздражительность и т.п.
Разновидностью подобного явления может быть и «предстартовая лихорадка», излишнее волнение, показная веселость, суетливость, говорливость, невнимательность.
В этой ситуации многое зависит от эффективности инструктажа. При его проведении следует избегать формализма, который нередко создает у спасателей отрицательный настрой, подавленное настроение, нежелание исполнять служебный долг.
Формирование групп спасателей должно базироваться на знании индивидуальных особенностей людей.
В целях формирования психологической устойчивости на подготовительном этапе (в режиме повседневной деятельности) могут использоваться различные приемы, такие как создание условий внезапности, неопределенности, дефицита информации и времени, высокого темпа действий или монотонности, а также использование тошнотворных и других резких и неприятных запахов.
При действиях в экстремальных ситуациях слово руководителя приобретает большой вес для окружающих. Здесь имеют важное значение и тембр голоса, и дикция. Речь руководителя должна быть лаконичной и предельно ясной, всем понятной, вызывающей желание выполнить все, что сказано. Сбивчивые, невразумительные, высказанные раздражительным тоном, противоречивые указания руководителя создают обстановку психологического напряжения, вызывают аффективные вспышки подчиненных, могут послужить причиной неправильного истолкования слов руководителя, повлечь ошибочные действия.
Дадим краткую характеристику уровней нервно-психической устойчивости военнослужащих системы МЧС и спасателей, и соответствующие им результаты обследования в баллах 10-балльной шкалы.


Краткая характеристика уровней

нервно-психической устойчивости (НПУ)


Баллы

10-балльной шкалы


Неудовлетворительная НПУ – характеризуется склонностью к нарушениям психической деятельности при значительных психических и физических нагрузках


1

 


2


Удовлетворительная НПУ характеризуется возможностью в экстремальных ситуациях умеренных нарушений психической деятельности, сопровождающихся неадекватными поведением, самооценкой и (или) восприятием окружающей действительности


3

 


4

 


5


Хорошая НПУ – характеризуется низкой вероятностью нервно-психических срывов, адекватными самооценкой и оценкой окружающей действительности. Возможны единичные, кратковременные нарушения поведения в экстремальных ситуациях при значительных физических и эмоциональных нагрузках


6

 


7

 


8


Высокая НПУ – характеризуется низкой вероятностью нарушений психической деятельности, высоким уровнем поведенческой регуляции


9

 


10


Методы саморегуляции и психологической подготовки.

Аутогенная тренировка и ее роль в психологической подготовке

Одним из эффективных методов обретения навыка владения собой, несомненно, является аутогенная тренировка (сокращенно AT). Названное понятие было введено создателем этого метода – немецким психотерапевтом Иогансом Генрихом Шульцем.
После нескольких лет учебы Шульц некоторое время занимался исследовательской и преподавательской деятельностью в Институте психологии им. Пауля Эрлиха во Франкфурте, где он увлекался психотерапией и гипнозом. Спустя несколько лет Шульц получает диплом невропатолога и занимает место главного врача одного из санаториев под Дрезденом. В 1924 г. Шульц И. переехал в Берлин, где им были созданы практически все многочисленные труды по аутотренингу.
Аутогенная тренировка, предложенная Шульцем как самостоятельный метод в 1932г. по своему характеру является синтетическим методом, объединившим в себе ряд практических и теоретических открытий, сделанных в самых различных областях психотерапии.
Методика аутогенной тренировки позволяет быстро вызывать:

полное расслабление мышц тела;

ощущение тепла в конечностях с помощью произвольного влияния на тонус кровеносных сосудов;

произвольная регуляция ритма сердечной деятельности;

воздействие на глубину и ритм дыхания;

умение вызывать чувство тепла в области живота и прохлады в области лба.

Аутогенная тренировка применяется для восстановления трудоспособности после утомления, для регуляции эмоционального состояния и упражнения воли, для борьбы с бессонницей.
В основе аутогенной тренировки используется метод самовнушения. Наиболее благоприятным временем для самовнушения является период после ночного сна и перед засыпанием. Кроме утренних и вечерних часов, аутогенную тренировку можно проводить до 2-3 раз в течении дня в зависимости от распорядка вашей жизни. Чтобы достичь максимального эффекта, необходимо заниматься ежедневно независимо от самочувствия. Обучаться AT следует в позе, способствующей расслаблению. Наиболее удобным положением для тренировки является положение, лежа, второе положение – сидя в мягком кресле с подголовником и подлокотниками.
Наиболее доступной для занятий в любой ситуации может считаться так называемая «поза кучера». Чтобы принять ее нужно сесть на стул прямо, распрямить спину, а затем расслабить все скелетные мышцы. Голова опущена на грудь, глаза закрыты, ноги слегка расставлены и согнуты под тупым углом, руки лежат на коленях, не касаясь, друг друга, локти немного округлены – словом, характерная поза для извозчика, дремлющего в ожидании седока.
Овладению AT может препятствовать погружение в пассивное, неконтролируемое состояние дремоты и сна. Чтобы отогнать излишнюю сонливость, необходимо сделать 3 – 4 глубоких вдоха и выдоха и 3-4 раза сильно зажмурить глаза, не поднимая век. При этом необходимо убеждать себя, что сонливость проходит, наступает чувство покоя, расслабления, и продолжать тренировку.
Следует помнить, что, занимаясь AT, вы не вносите в себя ничего постороннего, а просто развиваете все лучшее и необходимое из того, что есть в вас самих.
Перед занятием необходимо проветрить помещение, устранить возможные помехи (шум, свет, сковывающая одежда и обувь).
Упражнение №1. Вызывание ощущения тяжести в теле.
Цель первого упражнения – добиться максимального расслабления произвольных мышц тела. Мысленно и последовательно произнесите следующие словесные формулы – внушения: «Я совершенно спокоен -1 раз. Моя правая (левая) рука (нога) тяжелая – 5 раз». Выполняется упражнение не менее 3 раз в день в течение недели. Затем «Обе мои руки (ноги) тяжелые. Все тело тяжелое». В заключении самовнушения мысленно произнесите формулу «Я совершенно спокоен и расслаблен» – 1 раз.
При освоении данного упражнения вы научитесь вызывать ощущение тяжести во всем теле или в любой его части. Со временем можно будет сократить число словесных формул и количество их повторений. Для вызывания ощущения тяжести в теле будет достаточно произнести упрощенную формулу: «Мои руки и ноги тяжелые, тело тяжелое».
Упражнение №2. Вызывание ощущения тепла в теле.
Цель второго упражнения – научиться управлять тонусом сосудов тела. Содержание упражнения: «Я совершенно спокоен – 1 раз. Моя правая (левая) рука (нога) очень теплая – 6 раз. Далее «обе мои руки (ноги) очень теплые. Все мое тело теплое». В заключении тренировки : «Я совершенно спокоен и расслаблен».
Освоение данного упражнения осуществляется обычно за 10 дней, после чего первое и второе упражнение объединяются одной формулой «Моя правая (левая) рука (нога) тяжелая и теплая», «мои руки (ноги) теплые и тяжелые», «я совершенно спокоен и расслаблен» – 1 раз.
Упражнение № 3. Регуляция ритма сердечной деятельности.
Данное упражнение позволяет улучшать кровоснабжение и функционирование сердечно-сосудистой системы. Содержание упражнения.
«Я совершенно спокоен – 1 раз. Сердце бьется мощно и ровно» – 6 раз. Я совершенно спокоен и расслаблен» – 1 раз. Степень овладения этим упражнением можно определить с помощью контроля пульса до и после занятий. Умение привести пульс в норму за короткое время после эмоционального возбуждения свидетельствует о достаточно высоко развитом навыке.
Упражнение №4. Регуляция дыхания.
По мере того, как наступает расслабление тела, успокаивается и нормализуется ваше дыхание. Этот процесс очень важен для организма, так как равномерное дыхание облегчает работу сердца, снимает состояние раздражения и гнева, приводит к общему успокоению, отвлекает от беспокоящих мыслей и чувств, нормализует сон. Каждая формула AT должна произносится на выдохе. При этом выдох должен быть несколько длиннее вдоха, превышая его по продолжительности примерно в 2 раза. Таким образом, регуляция дыхания присутствует во всех направлениях аутогенной тренировки.
Для овладения четвертым упражнением AT – регуляция дыхания необходимо выполнить все предыдущие задания: полностью успокоиться, расслабиться, почувствовать тепло рук и ног, представить ровную и спокойную работу сердца.
«Я совершенно спокоен» - 1 раз. « Мое дыхание совершенно спокойное» – 6 раз. «Я совершенно спокоен и расслаблен» – 1 раз. « Мне дышится легко и свободно, дыхание спокойное и равномерное» (основная формула этого упражнения).
Упражнение №5. Регуляция тонуса кровеносных сосудов брюшной полости.
Приступать к пятому упражнению можно только после выполнения всех предыдущих упражнений, и, прежде всего, необходимо расслабить мышцы живота. Расслабление мышц живота постепенно приводит в состояние расслабления и внутренние органы. Дышать животом нужно плавно и равномерно. «Я совершенно спокоен» – 1 раз. «Мой живот мягкий и теплый. Солнечное сплетение излучает тепло» – 6 раз. «Я совершенно спокоен и расслаблен» – 1 раз.
Упражнение для солнечного сплетения способствует снятию неприятных ощущений и болей в животе, обеспечивает нормальную работу органов брюшной полости, нормализует и регулирует кровообращение в гладкой мускулатуре желудочно-кишечного тракта.
После того как вы с легкостью сможете изменять тонус мышц живота, вызывать тепло в этой области, переходите к следующему упражнению. Оно является последним, завершающим в курсе AT для начинающих.
Упражнение №6. Регуляция работы сосудов головы.

Это упражнение направлено на получение ощущения прохлады лба и висков. Для овладения им необходимо, проделать все, что уже усвоено на прошлых занятиях и закончив пятым упражнением, продолжать медленное брюшное дыхание, постепенно переводя концентрацию внимания с брюшной полости на естественное ощущение движения воздуха по носовым ходам. Движение воздуха во время выдоха ощущается как тепло, во время вдоха – как прохлада.
«Я совершенно спокоен» – 1 раз. «Мой лоб слегка прохладен» - 6 раз. «Я совершенно спокоен и расслаблен» – 1 раз.
Повторяя формулу несколько раз, сопровождайте упражнение зрительными образами. Можно представить, что вы находитесь на морском берегу, лежите на теплом песке, а прохладный ветер с моря обдувает ваше лицо. Можно представить себя в теплой ванне и то, как небольшой сквозняк охлаждает ваше лицо. Не следует использовать это упражнение, если вы занимаетесь AT непосредственно перед сном, так как это может помешать засыпанию.
В дальнейшем, когда тело станет послушно вашим мыслям, количество формул и время занятий может быть сокращено.
Овладев навыками AT, вы сможете использовать их по различному назначению. Для кратковременного, но плодотворного отдыха достаточно провести релаксацию, снять остаточное мышечное напряжение, отрегулировать дыхание, и выполнить основные упражнения AT. Через 15-20 минут нахождения в таком состоянии вы достаточно хорошо отдохнете и восстановите силы.

При потребности в более глубоком отдыхе и наличии времени (1 – 2 часа), Вы сможете вызывать у себя сон и проснуться в строго заданное время. Для этого необходимо расслабиться, отрегулировать дыхание, выполнить 1 и 2 основные упражнения аутогенной тренировки, после чего внушить себе дремотное состояние и установить время пробуждения. Формула внушения может выглядеть следующим образом: «Я совершенно спокоен..., мне нужно хорошо отдохнуть..., проснусь я через столько-то часов (в такое-то время)..., сейчас я начну засыпать..., сон придает мне силы..., все заботы и проблемы оставляют меня..., я ни о чем не думаю..., я абсолютно спокоен и расслаблен..., сейчас я буду считать до 10..., по ходу счета мной будет овладевать сонное состояние..., на счет 10 я засну..., проснусь я ровно через столько-то часов...» и т.д.
Для успокоения в случае излишне взволнованного или возбужденного состояния достаточно провести релаксацию, снять остаточное мышечное напряжение и сделать 5 – 7 циклов полного дыхания, а иногда можно ограничиться только циклами полного дыхания.
Для более эффективного снятия эмоционального напряжения в основные упражнения AT можно дополнительно включить специально ориентированные формулы (например, «меня ничто не тревожит..., все переживания и мысли оставляют меня..., все мое тело полностью отдыхает...» и т.п.).
Аутогенная тренировка может также использоваться для мобилизации определенных органов или всего организма, для какой - либо напряженной деятельности. С этой целью могут использоваться следующие формулы: «Я полностью владею собой..., я абсолютно спокоен и хладнокровен..., я полностью собран и внимателен..., я владею своими чувствами и мыслями..., я смел и решителен..., я все могу сделать..., я добьюсь поставленной цели...» и др. Следует отметить, что для получения требуемого результата эти формулы целесообразно мысленно повторять по 20-30 раз.
Кроме того, в рамках аутогенной тренировки недопустимо употреблять отрицательные формулы и формулы будущего времени: «Я не слабый..., я не взволнован..., я буду, уверен в своих силах ..., я буду владеть своими мыслями и чувствами ...» и т.п.
Таким образом, самовнушение путем проведения аутогенной тренировки поможет Вам решить перечисленные и другие проблемы без помощи медицинских препаратов и алкогольных напитков, закалит вашу волю, научит контролировать себя и свою деятельность, позволит выполнять свои профессиональные функции более эффективно и в различных условиях деятельности.

Регуляция эмоциональных состояний с помощью химических веществ

В настоящее время врачи обладают достаточно большим количеством препаратов, с помощью которых можно изменять психическое состояние: снимать тревогу, страх, бороться с депрессией, тоской, создавать хорошее настроение.
В обыденной жизни мы иногда осознанно, а иногда неосознанно также пользуемся различными веществами, стараясь улучшить свое состояние. Возьмем, например, чай: он содержит вещества, повышающие тонус организма, увеличивающие психическую активность. Валериана, наоборот, снижает активность, успокаивает, способствует более глубокому отдыху.
Одним из самых популярных веществ является кофе. Как показали опыты на животных, кофе действительно может воздействовать как яд, но только при его употреблении в больших дозах. Кофе может отрицательно действовать и на маленьких детей. Но для взрослых, пьющих кофе умеренно, оно не является ядом, и это известно точно.
Кофе оказывает стимулирующее воздействие на организм. Кровеносные сосуды мозга расширяются, улучшается кровообращение, а это способствует выведению из мозга так называемых токсинов усталости. После кофе лучше прослушивается пульс, что свидетельствует о стимуляции работы сердца. Кофе улучшает работу мускулов. Улучшается также работа кишечника, так как кофе имеет легкое слабительное действие. Лучше работает и система пищеварения.
Таким образом, для здоровых людей кофе полезен, особенно после обильной пищи, хотя иногда он может вызывать изжогу. Кофе также помогает организму очищать кровь.
В разное время суток кофе влияет на организм по-разному. Например, утренний кофе влияет на работу почек и помогает выводить шлаки, накопившиеся в организме за ночь. Дообеденный кофе больше действует на поджелудочную железу и стимулирует пищеварение. Обеденный кофе больше влияет на мышцы и помогает снять усталость. Вечерний кофе стимулирует умственную деятельность и творческую фантазию.
Некоторые отдают предпочтение лекарственным растениям, относящимся к группе адаптагенов. Они восстанавливают до нормы измененные функции организма, ускоряют адаптацию к физическим и умственным нагрузкам, наиболее эффективны при утомлении центральной нервной системы.
Наибольшим стимулирующим действием обладает женьшень, аралия, радиола. Несколько слабее действуют лимонник, левзея, заманиха. Промежуточное положение занимает элеутерококк.
Утром и в обед, по вашему выбору, можно добавить в чай 1/4 чайной ложки экстракта элеутерококка, либо золотого корня, либо левзеи, а также по 10-15 капель настойки заманихи или аралии.
Используют и такую смесь: берут по 20 капель корней радиолы розовой, заманихи, плодов шиповника, листьев крапивы двудомной, заливают 2 стаканами кипятка и кипятят 10-15 мин, затем настаивают в течение 1 часа. Принимают по 1/3-1/4 стакана настоя 2-3 раза в первой половине дня.
Однако может возникнуть вопрос: не лучше ли, не тратя время в стрессовых ситуациях, всегда принимать таблетку или другое успокаивающее средство. Принять, конечно, можно, иногда даже необходимо. Но полагаться только на лекарства – значит встать на путь бесперспективный. Организм начинает привыкать к лекарствам, требует повышения дозы, а это ведет к печальным последствиям.
Не стоит после эмоциональных переживаний курит одну за другой сигареты или «топить» горе в вине. Никотин успокаивает лишь в силу отравляющей наркотизации клеток головного мозга, а алкоголь, как правило, даже усугубляет психическое состояние, которое было до употребления спиртного: грустного, в частности, подвергает в еще более тоску.

 

Саморегуляция и музыка

Музыка в нашей жизни способна возбудить и успокоить, ободрить и развеселить, воодушевить и вдохновить. Она обладает большой силой психофизиологического воздействия, она способна придать нам в любой обстановке покой и движение, легкость и тяжесть, возбудить то или иное эмоциональное впечатление.

Большое значение имеет музыка как средство борьбы с переутомлением.
Используя музыку в качестве средства психорегуляции, необходимо учитывать соответствующие вкусы людей.
Для саморегуляции внутреннего состояния следует выбирать в первую очередь музыкальные композиции, в которых преобладает мелодия с выдержанным ритмом. Первой пусть звучит мелодия, отвечающая вашему душевному состоянию в данный момент.
Например, если вас мучает меланхолия, навязчивая тревога или страх, то сначала лучше прослушать грустную мелодию, которая является голосом страдания и сочувствия вашим подлинным или воображаемым невзгодам.
Звучание следующего произведения должно противостоять действию первой мелодии, как бы нейтрализуя его. В вашем случае это будет светлая воздушная мелодия, дарующая утешение и вселяющая надежду.
Третье произведение, завершающее данный комплекс, выбирается с таким расчетом, чтобы его звучание обладало наибольшей силой эмоционального воздействия, чтобы оно породило настроения, необходимое для оздоровления психического состояния.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психологическая подготовка спасателей организуется и проводится в аварийно-спасательных формированиях по планам их профессиональной подготовки.
Руководители аварийно-спасательных служб и начальники аварийно-спасательных формирований на основе знаний психологической науки обязаны проводить плановые занятия по психологической подготовке.
Все руководители АСФ и спасатели обязаны быть в готовности к участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, совершенствовать свою физическую, специальную, медицинскую и психологическую подготовку.
В целях быстрой адаптации спасателей к условиям чрезвычайной ситуации и сохранения здоровья и работоспособности необходимы продуманные мероприятия по психологической подготовке на каждом этапе выполнения аварийно- спасательных работ.
Спасатель, как специалист, прошедший обучение и аттестованный для проведения аварийно-спасательных работ обязан постоянно совершенствовать свои знания, умения и навыки по психологической подготовке. Он должен знать по психологической подготовке приемы снятия нервно-психического напряжения в экстремальных условиях и управлять своим психическим состоянием.

 

Преподаватель ГКУ ДПО СПб «УМЦ по ГО и ЧС»

С.Н.Семиглазов

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×