НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХОРЕОГРАФИИ | Дорохина Светлана Борисовна. Работа №352980
Значение музыкального сопровождения на занятиях по хореографии невозможно переоценить. Каждый концертмейстер пытается в процессе преподавательской деятельности подобрать, а затем систематически обогащать накопленный репертуар наиболее подходящими для хореографического исполнения музыкальными композициями, следуя их музыкально-выразительными особенностями, потребностями исполнителей и преподавателя по хореографии. Данная творческая работа является залогом успешной концертмейстерской и преподавательской деятельности в ДШИ.
Дорохина С.Б.,
концертмейстер образовательной программы
«Хореографическое творчество» МБУ ДО «Детская школа искусств»
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА
НА ЗАНЯТИЯХ ПОХОРЕОГРАФИИ
Музыка должна положительно влиять на эмоциональное состояние детей, способствовать развитию координации движений, слуха и музыкальной памяти. Она, как известно, сама по себе поднимает настроение и даже способна оказывать целебное воздействие. Музыка тесно связана с моторикой человеческого организма, задает темп и ритмическую организацию его движениям.
Вопрос о взаимодействии музыки и движения неоднократно раскрывался в педагогической и психологической литературе. Говоря о большом значении музыки в развитии движений, известный педагог Н.А. Ветлугина отмечает, что между музыкой и движением при одновременном их исполнении устанавливаются очень тесные взаимосвязи. Их объединяет одно и то же художественно-поэтическое содержание. Определяющую роль при этом играет музыка, особенности драматургического развития ее образов. Движения, соответствующие и сопутствующие музыке, способны выражать именно ее образное содержание [2].
В этой связи перед преподавателем хореографического класса и концертмейстером уже с первых шагов обучения детей в детской школе искусств возникает важный вопрос о единстве восприятия ребенком музыки, когда он движется, и движений, которыми он стремится выразить ее содержание. Ответ на этот вопрос во многом решается при организации занятий по хореографии благодаря правильному подбору музыкального сопровождения, не только улучшающему качество движений, но и придающему им особую выразительность.
Именно поэтому музыка, сопровождающая двигательную активность, должна содействовать расширению музыкально-образных представлений обучающихся хореографического класса, что способствует выбор музыки в соответствии с характером каждого танцевального упражнения и композиции в целом, а также с уровнем эстетической подготовленности детей.
Останавливаясь на критериях отбора музыкального содержания занятий, необходимо подчеркнуть, что музыка определяет и задает ритм и темп танцевального движения. Эта ее особенность определяет способы отбора музыкального сопровождения к упражнениям, определенным комплексам упражнений и танцевальным композициям. В первом случае эту задачу решает концертмейстер; во втором – такая возможность предоставляется обучающимся в классе по хореографии, которым предлагается мелодия для самостоятельного подбора уже освоенных упражнений с соответствующим ритмом и темпом.
По исследованиям Т.П. Мануйловой дети даже в раннем возрасте стремятся ритмично двигаться под музыку. Это связано с естественной потребностью детей в движениях. Любые движения дошкольники выполняют непринужденно, если они сочетаются с музыкой и элементами игр. Ритмическая музыка вызывает у детей радостные чувства способствует их эстетическому воспитанию. Как показывает практика, ритмичные движения доступны даже детям 3 – 4 лет [4].
Музыкального сопровождения на занятиях по хореографии имеет особенно важное значение. Музыка, используемая на занятиях, повышает не только интерес и желание заниматься, но и способствует более качественному исполнению движений, четкости, правильности, пластичности и выразительности передачи художественного образа.
Не случайно, Платон предлагал при помощи музыки воспитывать людей храбрых, выдержанных и всегда спокойных, изгоняя всякую жалобность, плаксивость и расслабленность состояния души и тела. Поэзия и музыка во времена Древней Греции должны были укрощать у воспитанников распущенность и страсти, превращать их в людей благонравных и непоколебимых.
Исследования ученых доказывают влияние музыки на хореографию, которое не может существовать без искусства звуков. Доказано, что, двигаясь под музыку, человек даже не самые любимые танцевальные упражнения выполняет с удовольствием, при этом выкладываясь и «не халтуря».
Особое внимание следует обратить на выразительные возможности народной музыки, которая обладает исключительным богатством жанров, художественных образов и выразительных средств. Здесь есть и медленные, плавные мелодии лирических протяжных песен и хороводов, танцевальные мелодии умеренных темпов, а также зажигательные плясовые образцы. Народная музыка способна создавать необходимый эмоциональный подъем у обучающихся в хореографическом класса и имеет большое воспитательное значение, пробуждая волнующий интерес к национальным музыкальным истокам и желание выразительно передавать музыкальную палитру чувств в хореографических движениях.
Значительное место на хореографических занятиях в детской школе искусств отводится и современной эстрадной музыке. Такая музыка отличается своей привлекательностью, танцевальностью и развлекательностью, для нее характерен четкий пульсирующий ритм и широкое использование электронных эффектов и синтезаторов. Музыка этого направления может использоваться для разминки и занятий ритмикой.
Но задача занятия не только в том, чтобы дать детям определенную нагрузку, а затем продолжить в «разогретом» мышечном состоянии освоение танцевальных композиций. Очень важно, чтобы занимающиеся ушли из хореографического зала в приподнятом настроении. В связи с этим, некоторые авторы считают, что целесообразно начинать и заканчивать занятие одним и тем же, непременно веселым и интересным музыкальным произведением.
Переходя к рассмотрению особенностей музыкального сопровождения занятий в классе по хореографии, следует выделить их структурные разделы, а именно, подготовительную, основную и заключительную части.
В подготовительной части концертмейстер и преподаватель с помощью правильного подбора сопровождающей музыки задается темп для выполнения хореографических движений с короткой амплитудой. Причем мелодии должны иметь двудольный метр, соответствующий четкому отсчету танцевальных движений в упражнениях на 2 или 4 четверти.
В основной части занятий используется музыкальное сопровождение умеренных или медленных темпов в разном, двух- и трехдольном метре.
В заключительной части, в которой упражнения направлены преимущественно на расслабление мышц либо на чередование напряжения с расслаблением и выполняются лежа или сидя, музыка должна быть плавной и особенно выразительной.
При построении танцевальных движений на занятиях концертмейстером может широко использоваться метод музыкальной интерпретации. В его реализации можно выделить два подхода: первый связан с конструированием конкретного упражнения, второй – с вариациями движений в соответствии с изменениями в содержании музыки.
В основе первого подхода лежит составление упражнения на заданную музыку с учетом содержания, формы, ритма, динамических оттенков, то есть конструирование упражнения с учетом основ, предоставляемых средствами музыкальной выразительности. Наиболее удобным для выполнения многих упражнений является музыкальный размер 2/4 или 4/4. С помощью музыки в двухдольном метре можно составить упражнение, в котором каждое движение приходится на одну или несколько долей такта, при этом начало и окончание упражнения должно совпадать с музыкальным тактом или музыкальной фразой.
Чаще всего танцевальные упражнения составляют на 2 или 4 счета / доли. Но могут быть и более сложные упражнения на 8 – 16 отсчитываемых долей. При определении количества повторений каждого упражнения нужно, чтобы переход на новое движение был произведен в соответствии с музыкальным квадратом – музыкальным предложением из 2 – 4 тактов, в зависимости от темпа и размера музыки. Так, упражнение, составленное на 4 счета / доли, нужно повторить 8 или 16 раз для того, чтобы окончание движения совпало с относительно законченным музыкальным фрагментом – музыкальным предложением или музыкальным периодом. Сильные и слабые доли такта также могут сопровождаться определенными движениями.
Реализация второго подхода, собственно, и является методом музыкальной интерпретации. Надо скомпоновать подобранные упражнение в соответствии с музыкальной темой. Во время припева (если такой присутствует) можно выполнять одинаковые композиции. При звучании куплета можно использовать разные наборы упражнений, а можно аналогичные, но с небольшим изменением ритма, движений рук, изменением амплитуды движений.
Подбирая музыку по темпу к танцевальным упражнениям, исходя из собственной практики, можно предложить следующие рекомендации:
медленный темп
(
40
–
60 движений в минуту
)
следует применять для
дыхательны
х
упражнени
й и
упражнени
й
на расслабление;
умеренный темп
(
70 движений в минуту
) – для
ходьб
ы
, взмах
ов
руками, мах
ов
ногами;
средний темп
(
80
–
90 движений в минуту
) – удобно использовать для сопровождения
большинств
а
танцевальных движений;
быстрый
темп
(
100
–
150 движений в минуту
) – для исполнения обучающимися
мах
ов и
бег
а;
о
чень быстрый темп
(
160 и более движений в минуту
) можно применять при сопровождении танцевального
бег
а и
быстры
х
танц
ев
.
Многолетний опыт работы концертмейстером на занятиях по хореографии в детской школе искусств показывает необходимость составления / разработки нотных сборников по каждому учебному предмету образовательной программы «Хореографическое творчество» с учетом их специфики.
К примеру, учебный предмет «Классический танец» направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание обучающихся, приобретение основ исполнения классического танца.
Содержание данного учебного предмета тесно связано с содержанием учебных предметов «Ритмика», «Гимнастика» и «Подготовка концертных номеров». Является фундаментом обучения всему комплексу танцевальных учебных предметов, учебный предмет «Классический танец» ориентирован на развитие физических и хореографических данных воспитанников.
Для успешного ведения уроков по классическому танцу необходима согласованная работа преподавателя и концертмейстера, их совместная творческая взаимообогащающая подготовка к учебным занятиям. С первых уроков по освоению основных элементов классического танца до построения сложных танцевальных композиций опытные преподаватели по хореографическому искусству стремятся к тому, чтобы музыкальное сопровождение было высокохудожественным, включающим произведения современной и классической отечественной и зарубежной музыки.
Можно предложить наиболее распространенную последовательность упражнений и соответствующее музыкальное сопровождение.
Demi-plie – музыкальное сопровождение плавного характера, ¾ или 4/4.
Battement tendu, battement tendu jete – музыкальное сопровождение в характере польки.
Rond de jambe parterre, Battement fondu – музыкальное сопровождение плавного характера, 3/4.
Для сопровождения классического танца можно использовать следующие музыкальные произведения: «Три поросенка» Д. Уотта; «Мэкки-нож» К. Вайль; «Мамонтенок», «Чунга-чанга», «Антошка», «В траве сидел кузнечик», «Облака» В. Шаинского; русские народные песни «Ах вы, сени, мои сени», «Калинка-малинка»; Марш из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского; «Колыбельная медведицы» Е. Крылатова; фрагмент из сонаты № 8 Л. Бетховена; «Тысяча и одна ночь» С. Амирова; Вальс из оперетты «Летучая мышь» В. Штрауса; «Гран батман», «Вариация» Бадиля; «Вернись в Сорренто» Э. Куртниса; «Колыбельная» из к/ф «Цирк» И. Дунаевского; «Экоссез» Л. Бетховена; «Баядера», вариация Л. Минкуса [1; 3; 5; 6; 7].
Для музыкального сопровождения на занятиях по ритмике можно рекомендовать такие произведения, как: «Колокольный звон», английская народная песня; «Антошка», «Песня крокодила Гены» из м/ф «Чебурашка» В. Шаинского; «Лесной олень» из к/ф «Ох уж эта Настя»; «Колыбельная» И. Брамса; «Рождественский гимн» И. Мора; «Прекрасное далеко» Е. Крылатова; «Звезда сияет нам в ночи» (по мотивам немецкой народной песни); «Песенка Чебурашки» В. Шаинского; «Песенка друзей» Г. Гладкова; «Добрый жук» из к/ф «Золушка» Е. Шварца; «Песня кота Леопольда» М. Пляцковского; «Колокольчики звенят» В.А. Моцарта [1; 3; 5; 6; 7].
В заключение следует отметить, что значение музыкального сопровождения на занятиях по хореографии невозможно переоценить. Каждый концертмейстер пытается в процессе преподавательской деятельности подобрать, а затем систематически обогащать накопленный репертуар наиболее подходящими для хореографического исполнения музыкальными композициями, следуя их музыкально-выразительными особенностями, потребностями исполнителей и преподавателя по хореографии. Данная творческая работа является залогом успешной концертмейстерской и преподавательской деятельности в ДШИ.
Литература:
Бекина
С.
Н., Ломова, Т.
П. Соковнина Е.
И.
Музыка и движение
[
Ноты
]
.
–
М
осква
: Просвещение, 1983.
–
208
с.
Ветлугина
Н.
А.
Музыкальное воспитание и развитие ребенка [Электронный источник]
.
URL
:
https://studfile.net/preview/5850243/
.
Искусство концертмейстера
. Основные репертуарные произведения пианиста-концертмейстера
[
Ноты
]
/ Редактор
В.
Чачава.
–
Санкт-Петербург: Композитор, 2018.
– 88 с.
Мануйлова, Т.
П.
Ритмическая гимнастика для дошкольников
[
Текст
]
//
Дети и здоровье
:
с
б
орник
материалов науч.-практ
ической
конф
еренции
по пробл
емам
дош
кольного
физ
ического
воспитания.
–
Омск, 1993.
–
С. 100
–
102.
Никитина Н.
И.
В классе хореографии. Хрестоматия концертмейстера
[
Ноты
]
.
–
С
анкт
-П
етербург:
Композитор,
2017.
– 49 с.
Ревская
Н. Е. Классический танец. Музыка на уроке
[
Ноты
]
.
–
Санкт-Петербург: Композитор,
2005
.
– 64 с.
Хазанова С. Концертмейстер на уроках хореографии
[
Ноты
]
.
–
Санкт-Петербург: Композитор,
2015
.
– 40 с.