Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Некоторые формы работ на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ"дши | Светлана Трофимовна Ли. Работа №306588

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Моя статья "Некоторые формы работ на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ" о наиболее часто применяемых преподавателями формах работ на уроках сольфеджио  для развития  музыкального слуха, чистого интонирования, памяти, ритма и других музыкальных навыков у детей младшего  возраста. Дети рождаются с разными музыкальными способностями,  у кого-то их больше, у кого-то меньше.  Задача преподавателя развить тот творческий потенциал, который заложен в ребенке,  привить любовь и интерес к музыке,  заинтересовать музыкальными впечатлениями, заложить музыкально-теоретические основы, выявить и развить его способности.  В  процессе занятий  сольфеджио педагог знакомит учащихся  с большим колличеством разнообразной музыки с одной стороны, а с другой  у них развивается мелодический и гармонический слух,  память, чувство метроритма, и т.д.  Несмотря на сложность освоения музыкального материала, в моей статье есть рекомендации, как преподать   доступным образом   понятно  и интересно, ибо внимание детей младшего возраста очень коротко и немотивировано обязательностью образования. Также, несмотря на то, что это групповые занятия к детям нужен  индивидуальный подход.

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Санкт-Петербургская детская школа искусств им. Д.С. Бортнянского»

 

 

 

 

 

Тема:

«Некоторые формы работ на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: преподаватель теоретических дисциплин Ли С. Т.

 

 

27.11.2022г.

Предмет сольфеджио является одним из основных музыкальных дисциплин, предназначенных для развития музыкального слуха, памяти, голоса, ритма и других музыкальных навыков. К сожалению, в настоящее время даже многие профессионалы отводят этому предмету второстепенное место.

Большое значение в процессе обучения на уроках сольфеджио имеет начальный период. Задача преподавателя увлечь ученика музыкальными впечатлениями, заложить основы для развития любви и глубокого интереса к музыке, познакомить с теоретическими основами музыкального искусства, помогать выявлению и развитию творческих способностей учащихся.

Предмет сольфеджио, как учебная дисциплина напрямую связана с психо-логией. У большинства детей младшего возраста мотивационная готовность к обучению еще слабо развита, поэтому в начале обучения музыкальные знания лучше предлагать в игровой форме с активным участием каждого ребенка. Младшие школьники не могут долго задерживаться на одном задании, они быстро устают. Поэтому задания на проработку определенной темы должны быть недолгими и разными. Игровая деятельность требует от них сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение. Игра создает соревновательную атмосферу, в которой весь учебный материал усваивается быстрее и активнее. Но игра на уро ках сольфеджио не должна является самоцелью.

 

Программа по сольфеджио предполагает использование следующих форм работ на уроке:

 

Пение по нотам

.

Интонационные упражнения

;

Чтение с листа.

М

етроритмическое освоение изучаемого материала

. Ритмиче

с

кие

упражнения;

4. Усвоение теоретических понятий;  
5. Слуховой анализ;
6. Музыкальный диктант;
7. Творческие задания.

Пение по нотам.

Интонационные упражнения.

Пению по нотам принадлежит ведущая роль в воспитании музыкального

слуха. В.Ф. Одоевский, придавая особое значение сольфеджированию, писал:

«Наша задача довести ученика до того, чтобы его глаз понимал то, что слышит ухо, и ухо понимало то, что глаз видит». При пении по нотам к слухо-вокальным задачам подключается и зрительный, что развивает ассоциативное восприятие музыки. Оно развивает и такие музыкальные способности, как развитие мелоди-ческого и гармонического слуха, ладового и ритмического чувства, воспитывает чувство стиля, формы, жанра и т.д.

Одной из необходимых форм работы на уроках сольфеджио являются интонационные упражнения.

 Интонационные упражнения используются для достижения чистого пения каждой ноты. Работа начинается с разучивания, нужно услышать, разучить, спеть и выучить. Эти упражнения в учебнике короткие, достаточно сложные, которые нужно научиться правильно и удобно петь. Знакомые обороты в упражнениях отрабатываются на пении тетрахордов, гамм, ступеней, попевок, интервалов, аккордов, различных мелодических оборотах, последовательностей, секвенций тональных и модулирующих, пение в ладу и от звука. Эти же интонационные упражнения должны помочь узнаванию этих элементов при анализе на слух, при записи диктантов. Но основная их цель – создать базу для воспитания навыков чтения с листа. Учить можно, как хором, группами, индивидуально, так и «цепочкой», чередуя пропевания вслух и про себя, сольфеджируя, с закрытым ртом, с текстом и т.д. Пение каждого упражнения можно сочетать с гармоничес-кой поддержкой, затем постепенно переходить к пению а cappella. При пении a cappella следует не торопить ученика, а дать ему возможность услышать звучание внутренним слухом, а затем уже воспроизвести голосом. Многоголосные упражнения следует включать в работу, как можно раньше и вести работу параллельно.

2. Чтение с листа

Чтение с листа в практике обучения занимает особое место, т.к. научиться быстрому и беглому пению по нотам главная цель уроков по сольфеджио.

Чтение с листа-мгновенное осознание и воспроизведение внутренним слухом по памяти знакомых мелодических оборотов и вариантов ритмических фигур. И одним из основных заданий на уроках сольфеджио является работа над интони-

руемыми упражнениями. Ритм должен быть простым, упражнения небольшими, запоминающимися, удобными для пения. Лучше, если в младших классах попевки или упражнения построены на интонациях тетрахорда, трезвучего, опевания, предлагаются исполнить текстом, сольфеджио, в транспорте.

Таким образом в чтении с листа ведется работа над следующими задачами:

Развитие ладового слуха: на начальном этапе освоение ступеней лада, обороты с

поступе

н

ным

движением вверх и вниз, повтор

ными звуками

;

Развитие навыков мгновенного узнавания или осмысления ритмических групп и их сочетаний

;

Развитие

звуковысотного

слуха на основе пения интервалов-скачков.

Освоение отдельных мелодических оборотов мажорного и минорного ладов может быть одинаковым. Но в миноре следует проработать верхний тетрахорд во всех тональностях (натуральный, гармонический, мелодический), чередуя все его варианты в восходящем и нисходящем движениях.

Формы чтения с листа весьма разнообразны:

пение с тактированием;

пение мелодии c одновременным проигрыванием её на фортепиано;

пение с транспонированием;

пение индивидуально, дуэтом, группами;

Метроритмическое освоение изучаемого материала.

Ритмические упражнения

.

Чувство ритма состоит из ощущения метра - равномерно пульсирующих

долей, на который наслаивается ритмический рисунок. Метроритм присутст-

вует в различных формах работ: в диктанте, пении по нотам, анализе на слух

и т.д. Для успешного усвоения материала метроритмические обороты следует

прорабатывать отдельно, а также применять специальные ритмические упраж-

нения. На ритмичность исполнения в любом темпе и размере следует обращать

с самого начала большое внимание. Ученик должен играть, петь, хлопать рит-

мично, точно уметь считать.

У младших школьников пока недостаточно хорошо развиты двигательные и координационные навыки, поэтому надо включать простейшие музыкально-ритмические движения: ходьбу, хлопки, дирижирование, а также игру на фортепиано и других музыкальных инструментах.

В течении занятий учащиеся постепенно знакомятся с новыми ритмичес-

кими закономерностями, например движение с чередующимися четвертными,

восьмыми, половинными нотами, с различными размерами, затактами, чет-

вертью с точкой и восьмой, синкопированным ритмическим рисунком и т.д.

В процессе обучения внимание детей нужно обращать на характерные черты,

свойственные музыке того или иного народа. Например: для польской и

венгерской музыки характерный ритм - пунктир, триоли, синкопы; для цы-

ганской это та же синкопа и т. д.

В понятии чувства метроритма следует различать несколько сторон:

1)ощущение равномерности движения в разных темпах;

2)ощущение размера, то есть сочетание и чередование ударных и

безударных долей

3) осознание и определение ритмического рисунка на слух.

Вот несколько упражнений для развития ритмических навыков:

У

читель называет длительность или

коротки

й

ритм

и дети хлопают,

опираясь на метр до тех пор, пока не будет следующей команды.

И

гра «Отгадай песенку»

развивает и укрепляет ритмическую память

.

Нужно прохлопать ритм знакомой песни и попросить детей отгадать ее.

ритмическое «эхо». Учитель хлопает ритм, а дети повторяют его, учитель играет короткую мелодию, а дети определяют ритмический рисунок.

4)Учитель играет на фортепиано разные мотивы с одинаковым ритмическим

рисунком, а дети должны угадать этот ритм и выложить карточками.

5)Учитель играет короткое, несложное произведение, а дети непрерывно

хлопают заданный короткий ритм или длительность на протяжении всего произведения.

6)Можно поделить детей на группы, где у каждой группы свой короткий ритм

и под игру произведения, которое играет учитель или в записи, группы детей

непрерывно стучат каждый свой ритм. Интереснее это упражнение будет,

если дети будут стучать на таких инструментах, как барабан, треугольник,

кастаньеты и т.д.

Многие преподаватели такие, как Г.Ф. Калинина, Н.Ф. Нестерова, Е.М. Золина предлагают для облегчения изучения длительностей и ритма на начальном этапе обучения использовать вспомогательные упражнения, основанные на параллелях между словесной речью и музыкальной, показывая детям, как можно связать ритм и имена.

Можно попросить ученика придумать слова к простейшим ритмическим

рисункам:

  Тра   -   ва ( та - та ),  сол    -    ныш  -  ко (та ти - ти).

са  -   мо   -   лет (ти - ти та),       цве - то - чек (ти та - та)

Детям для определения метра в двух и трехсложных словах нужно хорошее ощущение пульсации и акцентирования. Задача преподавателя обратить их внимание и научить выявлять акцентные слоги в словах и чувствовать доли.

  Такая форма работы начинается с того момента, когда ученик еще не знаком с нотным станом и дает возможность проработать различные ритмические особенности, соблюдая принцип от простого к сложному. В работе над ритмом педагогу помогают ритмослоги. За каждой длительностью закрепляется определенное слоговое название:

Целая нота - та - а- а- а

  Половинная нота                                -  та - а

  Четвертная нота                                   та

Восьмые ноты                                    -  ти - ти

  Шестнадцатые ноты                         -   ти - ри - ти - ри

На первом году обучения с помощью системы ритмослогов можно включить в программу более сложный ритм такой, как четверть с точкой, синкопа, пунктирный ритм.

  Немаловажную роль в развитии чувства метроритма играет дирижирова-

ние. В ходе таких занятий у учащихся улучшается координация, дети раскре-

пощаются, в зависимости от размера и характера музыки учатся правильно

формировать ритм, сильные и слабые доли в пространстве схемы дирижирова-

ния. Процесс обучения обязательно базируется на прочно выученных номерах

и песнях.

 

  4. Слуховой анализ. Работа над диктантом.

Анализ на слух важная и систематическая форма работы. Она способст-

вует активизации всех знаний и умений музыкального слуха, которые были

заложены на уроках сольфеджио.

Важной формой анализа на слух, которая требует способности разбирать-

ся в услышанном, тренирует навык слышания и осознания мелодии, воспиты-

вает слуховую память, организует внимание на ладовые, интонационные, мет-

роритмические особенности является диктант.

Работа над диктантом.

Запись музыкального диктанта одна из самых сложных форм работ над

развитием слуха и памяти, так как воспринимается только слухом. Это лучшая

форма воспитания внутренних музыкальных представлений, внутреннего

слуха. Для успешного выполнения этой задачи нужно узнавание учащимися

всех мелодических оборотов и ритмического рисунка. Мелодия диктанта

должна соответствовать уровню возможностей данной группы. Работа с дик-

тантами в младших классах ДШИ предполагает различные формы: ритмичес-

кий диктант, диктант по памяти (запись выученной в классе или дома мело-

дии), музыкальный диктант с предварительным разбором, устные диктанты.

Самый важный вид работы в первом классе – ритмический диктант: он

позволяет ученику освоить первоначальную технику записи нот, приобрести

отчетливое понимание в различии между длительностями, привыкнуть к их

определенному сочетанию, то есть служит хорошей подготовкой к письмен-

ному мелодическому диктанту.

Эффективным и наиболее простым способом записи ритмического диктанта в начальных классах, когда ученики не владеют техникой письма, является запись ритма на пяти или десяти вертикальных палочках. Педагог хлопает или играет заданный ритм, а дети соединяют вертикальные палочки так, как они понимают заданный ритм.

В младших классах эффективная форма записи диктанта - по памяти.

Здесь развивается память и накапливаются слуховые впечатления. Текст диктанта должен быть с понятной мелодической направленностью, четким ритмом, короткими и повторяющимися фразами, ясным по форме.

Способ записи мелодического диктанта, где ученики записывают мелодию

диктанта вслед за проигрыванием, предполагает мгновенное восприятие, анализ

высоты и направления звуков, но не охватывает формы диктанта в целом, выпа-

дает из поля зрения выразительность ритмического и мелодического рисунка.

Педагог начинает играть мелодию в замедленном темпе, не в нужном характере.

Также при неуверенности в звуке учащийся прекращает запись. Такой вид написания диктанта хорошо использовать для достижения только одной определенной задачи.

Перед началом работы над мелодическим диктантом необходима тща-

тельная настройка в тональности, для которой можно использовать интонацион-

ные упражнения, сольфеджирование, задания по слуховому анализу. Диктант

может быть успешно записан, если у детей воспитано стойкое внимание. Для этого педагог с детьми анализируют заданную мелодию. Перед каждым проигрыванием педагог ставит перед детьми определенные задачи: определить в мелодии количество фраз, сходство и различия, направление мелодии, определить размер и т.д.

Примерный план при разборе мелодического диктанта:

настр

ойка

на заданную тональность;

После первого проигрывания

:

определить

характер сыгранной мелодии, количество фраз, их сходство и различие;

Задача перед вторым проигрыванием: нужно почувствовать пульс мелодии, определить размер;

Задача п

еред третьим проигрыванием

:

определить движение, направление мелодии (постепенное гаммообразное, по звукам аккорда, восходящее и т.д.)

Можно перед записью проверить, как запомнилась мелодия, и предло-

жить спеть её на нейтральный слог, тактируя долю. После того, как ученики

начали записывать диктант, им можно напомнить мелодию, проиграв не боль-

ше двух-трех раз. Время, отведенное на диктант не должно превышать двад-

цати минут.

К этому диктанту предлагают выполнить дома следующие задания: определить

и отметить в диктанте новые или знакомые мелодические обороты, ритмичес-

кие фигуры, подобрать к диктанту второй голос или аккомпанемент, выучить

его наизусть, транспонировать письменно или устно в другие тональности.

При записи диктанта преподаватель должен обратить особое внимание на точ-

ность записи на бумаге учащимися того, что они слышали.

Учащиеся должны верно записать звуки и правильно сгруппировать их ритми-

чески.

Ученикам в первом классе следует систематически давать упражнения

по переписыванию нот или мелодий, как в классе, так и дома. Переписывание – очень полезное задание, прививающее навыки нотного письма. Преподаватель

должен обращать внимание на правильность записи нот. Главное условие в за-

даниях по переписыванию – всё переписываемое должно ясно представляться

внутренним слухом.

В заключении можно сказать, что роль уроков сольфеджио в формировании

музыкально-развитой личности невозможна без целостного подхода, включаю-

щих различные формы работ, применяемых педагогом в процессе обучения на

уроках сольфеджио. В условиях групповых занятий на любом этапе обучения, а

тем более на начальном, важной задачей на уроках сольфеджио - найти индиви-

дуальный подход к каждому ребенку и максимально раскрыть его возможности.

Методическая литература:

 

Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио в ДМШ. 1986.

2. Давыдова Е. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 3класса.

М., 1978.

3. Курина Г. В. «Мажорное и минорное сольфеджио». 2015.

4. Пресолова В.В. «Работа над ритмом в младших классах».

5. Нестерова Н.Ф. «Начинаем мы считать» 2008.

6. Барабошкина А. Методическое пособие к учебнику сольфеджио

для 1 класса ДМШ. – М.,1975.

7. Барабошкина А. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 2

класса ДМШ. – М.,1977.

8. Незванов Б. Интонирование в курсе сольфеджио. Ленинград «Музыка»

1985г.

9. Учебная и методическая работа в теоретических классах детских музыкаль-

ных школ. Москва -1997г.

10. Методическая разработка на тему «Формирование начальных навыков в

работе над мелодическим диктанта» Преподаватель Костицына О. Н.

11. Методическая разработка «Слуховой анализ на уроках сольфеджио», МБУ

ДО «ДШИ им. Г. Кукуевицкого» Сергеева Е. М.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×