"Некоторые формы работ на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ"дши | Светлана Трофимовна Ли. Работа №306588
Моя статья "Некоторые формы работ на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ" о наиболее часто применяемых преподавателями формах работ на уроках сольфеджио для развития музыкального слуха, чистого интонирования, памяти, ритма и других музыкальных навыков у детей младшего возраста. Дети рождаются с разными музыкальными способностями, у кого-то их больше, у кого-то меньше. Задача преподавателя развить тот творческий потенциал, который заложен в ребенке, привить любовь и интерес к музыке, заинтересовать музыкальными впечатлениями, заложить музыкально-теоретические основы, выявить и развить его способности. В процессе занятий сольфеджио педагог знакомит учащихся с большим колличеством разнообразной музыки с одной стороны, а с другой у них развивается мелодический и гармонический слух, память, чувство метроритма, и т.д. Несмотря на сложность освоения музыкального материала, в моей статье есть рекомендации, как преподать доступным образом понятно и интересно, ибо внимание детей младшего возраста очень коротко и немотивировано обязательностью образования. Также, несмотря на то, что это групповые занятия к детям нужен индивидуальный подход.
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Санкт-Петербургская детская школа искусств им. Д.С. Бортнянского»
Тема:
«Некоторые формы работ на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
Составитель: преподаватель теоретических дисциплин Ли С. Т.
27.11.2022г.
Предмет сольфеджио является одним из основных музыкальных дисциплин, предназначенных для развития музыкального слуха, памяти, голоса, ритма и других музыкальных навыков. К сожалению, в настоящее время даже многие профессионалы отводят этому предмету второстепенное место.
Большое значение в процессе обучения на уроках сольфеджио имеет начальный период. Задача преподавателя увлечь ученика музыкальными впечатлениями, заложить основы для развития любви и глубокого интереса к музыке, познакомить с теоретическими основами музыкального искусства, помогать выявлению и развитию творческих способностей учащихся.
Предмет сольфеджио, как учебная дисциплина напрямую связана с психо-логией. У большинства детей младшего возраста мотивационная готовность к обучению еще слабо развита, поэтому в начале обучения музыкальные знания лучше предлагать в игровой форме с активным участием каждого ребенка. Младшие школьники не могут долго задерживаться на одном задании, они быстро устают. Поэтому задания на проработку определенной темы должны быть недолгими и разными. Игровая деятельность требует от них сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение. Игра создает соревновательную атмосферу, в которой весь учебный материал усваивается быстрее и активнее. Но игра на уро ках сольфеджио не должна является самоцелью.
Программа по сольфеджио предполагает использование следующих форм работ на уроке:
Пение по нотам
.
Интонационные упражнения
;
Чтение с листа.
М
етроритмическое освоение изучаемого материала
. Ритмиче
с
кие
упражнения;
4. Усвоение теоретических понятий;
5. Слуховой анализ;
6. Музыкальный диктант;
7. Творческие задания.
Пение по нотам.
Интонационные упражнения.
Пению по нотам принадлежит ведущая роль в воспитании музыкального
слуха. В.Ф. Одоевский, придавая особое значение сольфеджированию, писал:
«Наша задача довести ученика до того, чтобы его глаз понимал то, что слышит ухо, и ухо понимало то, что глаз видит». При пении по нотам к слухо-вокальным задачам подключается и зрительный, что развивает ассоциативное восприятие музыки. Оно развивает и такие музыкальные способности, как развитие мелоди-ческого и гармонического слуха, ладового и ритмического чувства, воспитывает чувство стиля, формы, жанра и т.д.
Одной из необходимых форм работы на уроках сольфеджио являются интонационные упражнения.
Интонационные упражнения используются для достижения чистого пения каждой ноты. Работа начинается с разучивания, нужно услышать, разучить, спеть и выучить. Эти упражнения в учебнике короткие, достаточно сложные, которые нужно научиться правильно и удобно петь. Знакомые обороты в упражнениях отрабатываются на пении тетрахордов, гамм, ступеней, попевок, интервалов, аккордов, различных мелодических оборотах, последовательностей, секвенций тональных и модулирующих, пение в ладу и от звука. Эти же интонационные упражнения должны помочь узнаванию этих элементов при анализе на слух, при записи диктантов. Но основная их цель – создать базу для воспитания навыков чтения с листа. Учить можно, как хором, группами, индивидуально, так и «цепочкой», чередуя пропевания вслух и про себя, сольфеджируя, с закрытым ртом, с текстом и т.д. Пение каждого упражнения можно сочетать с гармоничес-кой поддержкой, затем постепенно переходить к пению а cappella. При пении a cappella следует не торопить ученика, а дать ему возможность услышать звучание внутренним слухом, а затем уже воспроизвести голосом. Многоголосные упражнения следует включать в работу, как можно раньше и вести работу параллельно.
2. Чтение с листа.
Чтение с листа в практике обучения занимает особое место, т.к. научиться быстрому и беглому пению по нотам главная цель уроков по сольфеджио.
Чтение с листа-мгновенное осознание и воспроизведение внутренним слухом по памяти знакомых мелодических оборотов и вариантов ритмических фигур. И одним из основных заданий на уроках сольфеджио является работа над интони-
руемыми упражнениями. Ритм должен быть простым, упражнения небольшими, запоминающимися, удобными для пения. Лучше, если в младших классах попевки или упражнения построены на интонациях тетрахорда, трезвучего, опевания, предлагаются исполнить текстом, сольфеджио, в транспорте.
Таким образом в чтении с листа ведется работа над следующими задачами:
Развитие ладового слуха: на начальном этапе освоение ступеней лада, обороты с
поступе
н
ным
движением вверх и вниз, повтор
ными звуками
;
Развитие навыков мгновенного узнавания или осмысления ритмических групп и их сочетаний
;
Развитие
звуковысотного
слуха на основе пения интервалов-скачков.
Освоение отдельных мелодических оборотов мажорного и минорного ладов может быть одинаковым. Но в миноре следует проработать верхний тетрахорд во всех тональностях (натуральный, гармонический, мелодический), чередуя все его варианты в восходящем и нисходящем движениях.
Формы чтения с листа весьма разнообразны:
пение с тактированием;
пение мелодии c одновременным проигрыванием её на фортепиано;
пение с транспонированием;
пение индивидуально, дуэтом, группами;
Метроритмическое освоение изучаемого материала.
Ритмические упражнения
.
Чувство ритма состоит из ощущения метра - равномерно пульсирующих
долей, на который наслаивается ритмический рисунок. Метроритм присутст-
вует в различных формах работ: в диктанте, пении по нотам, анализе на слух
и т.д. Для успешного усвоения материала метроритмические обороты следует
прорабатывать отдельно, а также применять специальные ритмические упраж-
нения. На ритмичность исполнения в любом темпе и размере следует обращать
с самого начала большое внимание. Ученик должен играть, петь, хлопать рит-
мично, точно уметь считать.
У младших школьников пока недостаточно хорошо развиты двигательные и координационные навыки, поэтому надо включать простейшие музыкально-ритмические движения: ходьбу, хлопки, дирижирование, а также игру на фортепиано и других музыкальных инструментах.
В течении занятий учащиеся постепенно знакомятся с новыми ритмичес-
кими закономерностями, например движение с чередующимися четвертными,
восьмыми, половинными нотами, с различными размерами, затактами, чет-
вертью с точкой и восьмой, синкопированным ритмическим рисунком и т.д.
В процессе обучения внимание детей нужно обращать на характерные черты,
свойственные музыке того или иного народа. Например: для польской и
венгерской музыки характерный ритм - пунктир, триоли, синкопы; для цы-
ганской это та же синкопа и т. д.
В понятии чувства метроритма следует различать несколько сторон:
1)ощущение равномерности движения в разных темпах;
2)ощущение размера, то есть сочетание и чередование ударных и
безударных долей
3) осознание и определение ритмического рисунка на слух.
Вот несколько упражнений для развития ритмических навыков:
У
читель называет длительность или
коротки
й
ритм
и дети хлопают,
опираясь на метр до тех пор, пока не будет следующей команды.
И
гра «Отгадай песенку»
развивает и укрепляет ритмическую память
.
Нужно прохлопать ритм знакомой песни и попросить детей отгадать ее.
ритмическое «эхо». Учитель хлопает ритм, а дети повторяют его, учитель играет короткую мелодию, а дети определяют ритмический рисунок.
4)Учитель играет на фортепиано разные мотивы с одинаковым ритмическим
рисунком, а дети должны угадать этот ритм и выложить карточками.
5)Учитель играет короткое, несложное произведение, а дети непрерывно
хлопают заданный короткий ритм или длительность на протяжении всего произведения.
6)Можно поделить детей на группы, где у каждой группы свой короткий ритм
и под игру произведения, которое играет учитель или в записи, группы детей
непрерывно стучат каждый свой ритм. Интереснее это упражнение будет,
если дети будут стучать на таких инструментах, как барабан, треугольник,
кастаньеты и т.д.
Многие преподаватели такие, как Г.Ф. Калинина, Н.Ф. Нестерова, Е.М. Золина предлагают для облегчения изучения длительностей и ритма на начальном этапе обучения использовать вспомогательные упражнения, основанные на параллелях между словесной речью и музыкальной, показывая детям, как можно связать ритм и имена.
Можно попросить ученика придумать слова к простейшим ритмическим
рисункам:
Тра - ва ( та - та ), сол - ныш - ко (та ти - ти).
са - мо - лет (ти - ти та), цве - то - чек (ти та - та)
Детям для определения метра в двух и трехсложных словах нужно хорошее ощущение пульсации и акцентирования. Задача преподавателя обратить их внимание и научить выявлять акцентные слоги в словах и чувствовать доли.
Такая форма работы начинается с того момента, когда ученик еще не знаком с нотным станом и дает возможность проработать различные ритмические особенности, соблюдая принцип от простого к сложному. В работе над ритмом педагогу помогают ритмослоги. За каждой длительностью закрепляется определенное слоговое название:
Целая нота - та - а- а- а
Половинная нота - та - а
Четвертная нота - та
Восьмые ноты - ти - ти
Шестнадцатые ноты - ти - ри - ти - ри
На первом году обучения с помощью системы ритмослогов можно включить в программу более сложный ритм такой, как четверть с точкой, синкопа, пунктирный ритм.
Немаловажную роль в развитии чувства метроритма играет дирижирова-
ние. В ходе таких занятий у учащихся улучшается координация, дети раскре-
пощаются, в зависимости от размера и характера музыки учатся правильно
формировать ритм, сильные и слабые доли в пространстве схемы дирижирова-
ния. Процесс обучения обязательно базируется на прочно выученных номерах
и песнях.
4. Слуховой анализ. Работа над диктантом.
Анализ на слух важная и систематическая форма работы. Она способст-
вует активизации всех знаний и умений музыкального слуха, которые были
заложены на уроках сольфеджио.
Важной формой анализа на слух, которая требует способности разбирать-
ся в услышанном, тренирует навык слышания и осознания мелодии, воспиты-
вает слуховую память, организует внимание на ладовые, интонационные, мет-
роритмические особенности является диктант.
Работа над диктантом.
Запись музыкального диктанта одна из самых сложных форм работ над
развитием слуха и памяти, так как воспринимается только слухом. Это лучшая
форма воспитания внутренних музыкальных представлений, внутреннего
слуха. Для успешного выполнения этой задачи нужно узнавание учащимися
всех мелодических оборотов и ритмического рисунка. Мелодия диктанта
должна соответствовать уровню возможностей данной группы. Работа с дик-
тантами в младших классах ДШИ предполагает различные формы: ритмичес-
кий диктант, диктант по памяти (запись выученной в классе или дома мело-
дии), музыкальный диктант с предварительным разбором, устные диктанты.
Самый важный вид работы в первом классе – ритмический диктант: он
позволяет ученику освоить первоначальную технику записи нот, приобрести
отчетливое понимание в различии между длительностями, привыкнуть к их
определенному сочетанию, то есть служит хорошей подготовкой к письмен-
ному мелодическому диктанту.
Эффективным и наиболее простым способом записи ритмического диктанта в начальных классах, когда ученики не владеют техникой письма, является запись ритма на пяти или десяти вертикальных палочках. Педагог хлопает или играет заданный ритм, а дети соединяют вертикальные палочки так, как они понимают заданный ритм.
В младших классах эффективная форма записи диктанта - по памяти.
Здесь развивается память и накапливаются слуховые впечатления. Текст диктанта должен быть с понятной мелодической направленностью, четким ритмом, короткими и повторяющимися фразами, ясным по форме.
Способ записи мелодического диктанта, где ученики записывают мелодию
диктанта вслед за проигрыванием, предполагает мгновенное восприятие, анализ
высоты и направления звуков, но не охватывает формы диктанта в целом, выпа-
дает из поля зрения выразительность ритмического и мелодического рисунка.
Педагог начинает играть мелодию в замедленном темпе, не в нужном характере.
Также при неуверенности в звуке учащийся прекращает запись. Такой вид написания диктанта хорошо использовать для достижения только одной определенной задачи.
Перед началом работы над мелодическим диктантом необходима тща-
тельная настройка в тональности, для которой можно использовать интонацион-
ные упражнения, сольфеджирование, задания по слуховому анализу. Диктант
может быть успешно записан, если у детей воспитано стойкое внимание. Для этого педагог с детьми анализируют заданную мелодию. Перед каждым проигрыванием педагог ставит перед детьми определенные задачи: определить в мелодии количество фраз, сходство и различия, направление мелодии, определить размер и т.д.
Примерный план при разборе мелодического диктанта:
настр
ойка
на заданную тональность;
После первого проигрывания
:
определить
характер сыгранной мелодии, количество фраз, их сходство и различие;
Задача перед вторым проигрыванием: нужно почувствовать пульс мелодии, определить размер;
Задача п
еред третьим проигрыванием
:
определить движение, направление мелодии (постепенное гаммообразное, по звукам аккорда, восходящее и т.д.)
Можно перед записью проверить, как запомнилась мелодия, и предло-
жить спеть её на нейтральный слог, тактируя долю. После того, как ученики
начали записывать диктант, им можно напомнить мелодию, проиграв не боль-
ше двух-трех раз. Время, отведенное на диктант не должно превышать двад-
цати минут.
К этому диктанту предлагают выполнить дома следующие задания: определить
и отметить в диктанте новые или знакомые мелодические обороты, ритмичес-
кие фигуры, подобрать к диктанту второй голос или аккомпанемент, выучить
его наизусть, транспонировать письменно или устно в другие тональности.
При записи диктанта преподаватель должен обратить особое внимание на точ-
ность записи на бумаге учащимися того, что они слышали.
Учащиеся должны верно записать звуки и правильно сгруппировать их ритми-
чески.
Ученикам в первом классе следует систематически давать упражнения
по переписыванию нот или мелодий, как в классе, так и дома. Переписывание – очень полезное задание, прививающее навыки нотного письма. Преподаватель
должен обращать внимание на правильность записи нот. Главное условие в за-
даниях по переписыванию – всё переписываемое должно ясно представляться
внутренним слухом.
В заключении можно сказать, что роль уроков сольфеджио в формировании
музыкально-развитой личности невозможна без целостного подхода, включаю-
щих различные формы работ, применяемых педагогом в процессе обучения на
уроках сольфеджио. В условиях групповых занятий на любом этапе обучения, а
тем более на начальном, важной задачей на уроках сольфеджио - найти индиви-
дуальный подход к каждому ребенку и максимально раскрыть его возможности.
Методическая литература:
Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио в ДМШ. 1986.
2. Давыдова Е. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 3класса.
М., 1978.
3. Курина Г. В. «Мажорное и минорное сольфеджио». 2015.
4. Пресолова В.В. «Работа над ритмом в младших классах».
5. Нестерова Н.Ф. «Начинаем мы считать» 2008.
6. Барабошкина А. Методическое пособие к учебнику сольфеджио
для 1 класса ДМШ. – М.,1975.
7. Барабошкина А. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 2
класса ДМШ. – М.,1977.
8. Незванов Б. Интонирование в курсе сольфеджио. Ленинград «Музыка»
1985г.
9. Учебная и методическая работа в теоретических классах детских музыкаль-
ных школ. Москва -1997г.
10. Методическая разработка на тему «Формирование начальных навыков в
работе над мелодическим диктанта» Преподаватель Костицына О. Н.
11. Методическая разработка «Слуховой анализ на уроках сольфеджио», МБУ
ДО «ДШИ им. Г. Кукуевицкого» Сергеева Е. М.