Некоторые приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков | Оксана Александровна Цибизова. Работа №350698
Воспитание у детей навыков правильного произношения звуков является важной задачей педагогической работы, так как четкая и правильная речь способствует успешному общению и обучению. Чтобы достичь этих целей, педагоги используют различные приёмы и методы. Прежде всего, основное внимание уделяется игровой форме занятий, которая позволяет детям с удовольствим обучаться и повторять звуки, не ощущая при этом давления.Использование артикуляционной гимнастики становится ещё одним эффективным методом. Дети учатся правильно двигать губами и языком, что способствует формированию точного произношения. Логопедические игры и песенки также играют значительную роль в процессе обучения, так как они привлекают внимание и вызывают интерес у детей. Важно также сочетать словесное объяснение с наглядными материалами – картинками и жестами, что помогает детям лучше воспринимать и запоминать информацию.Кроме того, регулярная практика и повторение звуков в различных контекстах, таких как стихи или считалки, укрепляют навыки произношения. Индивидуальный подход к каждому ребёнку и создание комфортной, поддерживающей атмосферы способствуют более эффективному освоению навыков правильного произношения. В результате, целенаправленные занятия формируют у детей уверенность в своих силах и желание общаться, что является основой успешного развития их речевых способностей.
Консультация для педагогов на тему:
«Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»
Цель: повысить уровень компетентности воспитателей в вопросе работы над правильным звукопроизношением дошкольников.
Нормативное произношение.
Правильное звукопроизношение играет решающую роль в формировании полноценной речи и подготовке детей к школьному обучению. Для эффективной работы в этом направлении воспитатели должны обладать необходимыми знаниями и навыками.
Усвоение звуковой стороны языка детьми дошкольного возраста
Таблица 1.
Возраст
Звуки
0-2 года
А О Э П Б М
2-3 года
И Ы У Ф В Т Д Н К Г Х Й
3-4 года
С З Ц
4-5 лет
Ш Ж Ч Щ
5-6 лет
Л Р
Для формирования правильного произношения звуков важно: (слад 3)
развивать артикуляционный аппарат;
речевое дыхание;
фонематический слух
Правильное произношение слов напрямую связано с развитием речевого дыхания, которое играет важную роль в формировании звуков и общего голоса. Например, некоторые дети в дошкольном возрасте могут неправильно произносить звук [р], так как испытывают трудности с созданием достаточного выдоха, необходимого для вибрации кончика языка, что критично для правильного звучания этого звука.
Оптимальное речевое дыхание способствует лучшему звучанию голоса, позволяя осуществлять своевременные вдохи и плавные выдохи, что, в свою очередь, создает условия для непрерывного, гармоничного произнесения речи, а также для свободного изменения высоты голоса — от тихой к громкой и обратно.
Если речевое дыхание нарушено, например, если выдох короткий или слабый, или если речь происходит на вдохе, это может привести к недостаточной громкости произношения, снижению плавности и другим проблемам.
Для успешного развития речевого дыхания применяются различные методики и упражнения.Дыхательные упражнения
«Чей одуванчик раньше улетит?»;
«Чей паровоз лучше гудит»;
упражнения дыхательной гимнастики («Крылышки», «Поймаем бабочку», «Забей мяч в ворота»);
пропевание
гласных звуков со сменой высоты голоса.
Развитие фонематического слуха и восприятия играет ключевую роль в обучении детей правильному произношению. Задания, направленные на формирование умений различать звуки, выделять их в потоке речи и отличать акустически и артикуляционно схожие звуки, а также упражнения для элементарного звукового анализа и синтеза являются важными в корректировке недостатков в звукопроизношении. Благодаря этим занятиям дети учатся различать слова, которые звучат похоже, такие как 'мал-мял', 'рак-лак' и 'том-дом'. Игры со звуками и внимательное слушание помогают развивать слух, укреплять артикуляционный аппарат и улучшать произношение.
Ребёнок, полагаясь на свой слух, может контролировать свою артикуляцию и стремится приблизить свою речь к тому, как говорят окружающие его взрослые. Речь взрослых служит образцом для подражания, поэтому важно, чтобы они уделяли внимание своей речи: говорили медленно, чётко произнося слова и соблюдая нормы литературного произношения.
Качество и ясность произношения зависят от множества факторов. В первую очередь это связано с анатомическим строением артикуляционного аппарата, а также с оркестровкой работы языка, губ и челюстей. Умение осознавать и чувствовать движения этих органов, а также развитость речевых зон коры головного мозга также играют значительную роль. Неправильное строение аппарата артикуляции, неразвитость или вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого нёба и губ могут привести к трудностям в произношении. В этом контексте язык, как основной инструмент для формирования звуков и произнесения слов, требует особого внимания. Поэтому важно включать в занятия с детьми упражнения артикуляционной гимнастики для повышения подвижности языка. Поэтапное формирование звуковой культуры речи.
Учитывая возрастные особенности развития речи детей, формирование звуковой культуры можно распределить на III основных этапа. (слайд 4)
I этап – до 3-х лет – проводится работа, направленная на уточнение и закрепление простых в артикуляционном отношении звуков, на выработку четкого и внятного произнесения слов.
Используются методические приемы: повторение по речевому образцу, использование различного дидактического материала, игрушек.
Игры: «Как мычит корова, кричит петух, пищит мышка и т.д.», «Пароход гудит», «Капли капают», «Ветер», «Аукаем в лесу» и т.д., «Волшебный мешочек», использование различных потешек и т.д. Для развития слухового внимания используются игры: «Кто пришёл?» (волк, петух, паровоз, колокольчик).
II этап – от 3 до 5 лет (2 младшая и средняя группы). (слайд 5)
Ведущие методические приемы – речевой образец, заучивание наизусть, беседы, дидактические игры и т.д.
I вид работы – игровые упражнения, способствующие выработки правильной артикуляции («Качели», «Горки», «Лошадки» и т.д.), воспитание плавного выдоха («Забей в ворота гол» и т.д.), развитие громкости голоса («Собака и щенок», «Ветер в лесу»)
II вид работы – уточнение произношения изолированного звука и развитие речевого слуха («Насос» - звук С, «Жуки летают» - звук Ж, «Поезд» - звук Ч и т.д.).
III вид работы – воспитание правильного произношения в словах и развитие фонематического слуха (Подвижные игры «Воробушки», игры с мячом, «Назови картинку»)
IV вид работы – воспитание правильного произношения звуков во фразовой речи и развитие речевого слуха. Используется специально подобранный речевой материал: словесные игры, подвижные игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки, стихи, сказки и т.д. Проводится работа над темпом и интонационной выразительностью речи.
III этап – от 5 до 7 лет – работа по дифференциации звуков, четкой артикуляции звуков, над дикцией, темпом, интонационной выразительностью речи.
Методические приемы – речевой образец дидактические игры, пересказ, рассказывание, заучивание наизусть и др.
Для воспитания звуковой культуры речи типичны следующие методы:
дидактические игры («Чей домик?»);
подвижные или хороводные игры с текстом («Каравай»);
дидактические рассказы с включением учебных задании детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.);
метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.)
Педагогические приемы, влияющие на произносительную сторону речи детей.
К основным приемам относятся следующие:
образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог;
краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата;
утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова);
образное называние звука или звукосочетания (з-з-з - песенка комара, ква-ква-ква-квакает лягушка);
хоровые и индивидуальные повторения;
обоснование необходимости выполнить задание педагога;
индивидуальная мотивировка задания;
совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца);
оценка ответа или действия и исправления;
показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.
Важнейшим методом формирования правильного произношения является демонстрация образца звучания. Воспитатель обязан сопровождать этот метод краткими объяснениями или более детальными разъяснениями характеристик произношения или движений артикуляционного аппарата. Например, он может сказать: «Вы слышите, что я произношу звук [р] не просто в слове, а специально выделяю его, произнося долго и протяжно: а-[р-р-р]-буз». Для того чтобы развивать фонематический слух и навыки произношения, рекомендуется использовать утрированное произношение звуков с чёткой дикцией или акцентирование ударных слогов. В младших группах часто используется образное название для определённых звуков или звукосочетаний, таких как [ззз] — песенка комара, или туп-туп-туп — топает козлёнок. Показ и объяснение артикуляции в этих группах нередко включаются в игровые сюжеты, например, в «Сказке Весёлого Язычка».
Одним из активных методов является повторение, который обеспечивает тренировку речедвигательного аппарата — важного элемента формирования звуковой культуры речи. Полезно также организовывать негромкие проговаривания звуков малыми подгруппами, когда дети могут слушать и сравнивать свои произношения с произношениями товарищей. Эффективность ответов повышает способ обоснования необходимости выполнения задания от педагога, который может представлен в развлекательной или серьёзной форме: «Давай научим индюка весёлой песенке!» или «Важно запомнить правильное произношение слова шофёр, иначе легко оказаться в неловкой ситуации».
Также к этому способу относится мотивировка заданий и предшествующая поддержка перед ответом ребёнка, например: «Я уверена, что у тебя получится спеть колыбельную очень хорошо, ведь ты умеешь быть ласковым и заботливым». В случае ошибочных ответов можно предложить активные методы, основанные на имитации, такие как совместное произношение с воспитателем или немедленное повторение образца речи ребёнком.
Формирование правильного звукопроизношения требует последовательного подхода, учитывающего возрастные особенности детей. В дошкольном возрасте речь проходит несколько этапов:
* До 3 лет: развитие артикуляционного аппарата и основных звуков.
* От 3 до 5 лет: закрепление звуков, развитие фонематического слуха и правильного произношения в словах и фразах.
* От 5 до 7 лет: дифференциация звуков, отработка дикции и выразительности речи.
Педагогические приемы
Для совершенствования произносительных навыков используются различные педагогические приемы:
* Образец правильного произношения: Воспитатель четко и выразительно произносит звуки и слова, демонстрируя правильную артикуляцию.
* Объяснение: Кратко и доступно объясняются особенности произнесения звуков, движения артикуляционного аппарата.
* Утрированное произношение: Звуки произносятся с подчеркнутой дикцией, чтобы дети лучше улавливали их акустические характеристики.
* Образное название: Звукам и звукосочетаниям даются образные названия, облегчающие их запоминание (например, [з] - "песенка комара").
* Повторение: Дети многократно повторяют звуки, слова и фразы, закрепляя правильное произношение.
* Мотивировка: Воспитатель объясняет детям, почему важно правильно говорить, и создает положительную мотивацию для выполнения заданий.
* Совместная речь: Дети и воспитатель произносят звуки и слова вместе, что помогает детям подражать правильной речи.
* Показ артикуляции: Воспитатель демонстрирует движения артикуляционного аппарата, показывая, как правильно произносить звуки.
* Наглядные пособия: Используются картинки, игрушки и другие наглядные материалы, которые помогают детям усваивать звуковую сторону речи.
Эти педагогические приемы способствуют развитию артикуляционного аппарата, фонематического слуха и правильного произношения у дошкольников. Их умелое использование позволяет формировать у детей четкую, выразительную и грамотную речь, что является основой успешного общения и обучения.
Игры и игровые упражнения
.
Предложенные игры так же будут способствовать расширению словарного запаса, подготовят к усвоению грамоты, предупредят ошибки чтения и письма, научат правильно строить предложения, разовьют логику мышления и связную речь.
«ПОДБЕРИ ПРИЗНАК
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными»
Сапоги резиновые, по цвету красные, женскиее, мужские. Новенькие, генеральские, остроносые, замшевые, огромные блестящие, узкие
Рубашка белая, прозрачная, мужская, детская. Мятая, новая и тд
Варежки зимние, детские, шерстяные, пуховые,
туфли кожаные, черные, острые, замшевые,
«Назови ласково».
Цель: Закрепление в активном словаре детей существительных по теме, формирование навыка образования существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами.
Яблоко, Мяч, Ведро, Звезда платье, кукла, ложка, свекла, вода, вишня, коляска, кольцо, перо, мыло, шапка, огурец, дверь.
«Посчитай до пяти»
Цель логопедической игры «Один-два-пять» — согласование количественных числительных с именами существительными.
Груша- одна груша, две груши, три груши, четыре груши, 5 груш
Тюль мужского рода- один тюль, два тюля, три тюля, четыре тюля, пять тюлей
Окно завешенное тюлью, тюлем или тюлей. правильно тюлем
Зеркало- средний род …1 зеркало, 2 зеркало, 3 зеркало, 4 зеркало, 5 зеркала
Торт- один торт, два тОрта, три тОрта, 4 тОрта, 5 тОртов. Мужской род.
Дидактическая игра: «Похожие слова»
Цель: Расширить словарь синонимов, развивать умения определять схожие по смыслу слова.
Например, «смелый» — «храбрый», «холодный» — «студёный».
Подобрать синоним — слово, близкое по значению.
Жаркий -душный, знойный, палящий, жгучий. пламенный
Находчивый – бойкий, догадливый, изобретательный, смекалистый
Умный —неглупый, интеллигентный, сообразительный, здравомыслящий, рассудительный.
Красивый —прекрасный, благовидный, великолепный, видный, живописный
Злой — злобный, злостный, злопамятный, злорадный, злющий, лихой. Мстительный, раздражительный.
Трудолюбивый – прилежный, старательный, усердный, работящий, не ленивый
Добрый — благой, добродетельный, доблестный, благодушный, добросовестный, гуманный
Быстрый — беглый, борзый, проворный, прыткий, резвый, скорый, стремительный.
Дидактические упражнения: «Скажи одним словом»
Цель: Развитие памяти, внимания, мышления, сообразительности, речи
длинное ухо –длинноухий,
короткий хвост –короткохвостый,
длинные рога – длиннорогий,
рыжий хвост - рыжехвостый,
любит труд – трудолюбивый
ходит быстро – быстроход,
У сороки белые бока - белобокая
Это игра называется «Ассоциация».
Цель игры: приучение дошкольника при запоминании новой информации каждый раз включать воображение, перебирать в памяти то, с чем можно связать полученные сведения.
Говорим по очереди названия предметов, но так, чтобы каждый, последующий был как-то связан с предыдущим.
Сначала называем слово, а потом объясняем связь:
-Собака
-Будка
-Дерево
-Топор
-Молоток
-Молоко
-Сметана
Чей хвост
Цель логопедической игры «Чей хвост?» — научить ребёнка чётко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при образовании притяжательных прилагательных, а также расширить и активизировать словарный запас.
У льва хвост -львиный
У кошки – кошачий
У петуха- петушиный
У поросенка – свиной
У белки – БЕличий БЕЕЕЕличьим
У лисы- Лисий
У волка- волчий
У Крысы- крысиный
У зайца-заичий
Цель логопедической игры «Закончи предложение» — формирование умения правильно изменять по падежам имена существительные.
Заключение.
Таким образом, процесс формирования правильного звукопроизношения у детей является комплексной деятельностью, которая начинается с первых дней их нахождения в детском саду. Если взрослые не уделяют достаточного внимания этому аспекту, развитие звуковой структуры речи у малышей может значительно замедлиться. В результате у них могут возникнуть негативные речевые привычки, от которых будет сложно избавиться в будущем.