Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Некоторые виды скрипичных штрихов.Техника и приемы исполнения. | Дарья Олеговна Кузнецова. Работа №346681

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Существенно расширяется в современной музыке сфера применения различных смычковых штрихов одного из важнейших выразительных средств в смычковом исполнительстве.

С характером смычковых штрихов связана музыкальная фразировка в целом, артикуляция музыкальной речи; не случайно в исполнительской практике, теории и критике узаконился термин «дыхание смычка», который относится преимущественно к исполнению выразительной кантилены, но имеет определенный смысл в приложении и к виртуозной технике.

МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 1 им.

Г. В. Свиридова»

 

 

 

 

 

 

Методический доклад

на тему:

«Некоторые виды скрипичных штрихов. Техника и приемы исполнения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподавателя по классу скрипки Кузнецово Д.О.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Курск

Существенно расширяется в современной музыке сфера применения различных смычковых штрихов одного из важнейших выразительных средств в смычковом исполнительстве.

С характером смычковых штрихов связана музыкальная фразировка в целом, артикуляция музыкальной речи; не случайно в исполнительской практике, теории и критике узаконился термин «дыхание смычка», который относится преимущественно к исполнению выразительной кантилены, но имеет определенный смысл в приложении и к виртуозной технике.

От характера примененного штриха в большой мере зависит и характер воплощенного музыкального образа, то есть органичная связь характера штриха с содержанием музыкального произведения.

Овладение штриховой техникой — это одно из главных слагаемых профессиональной подготовки музыканта. Владение штрихами обеспечивает высокую культуру звучания, дает возможность при помощи штрихов подчеркнуть выразительность и сухость, взволнованность и холодность, остроту и мягкость музыкальной речи.

Ниже рассматриваются технология и приемы работы над некоторыми из основных видов штрихов.

Деташе

Штрих деташе является самым распространенным штрихом смычковой техники и составляет ее основу. Деташе исполняется раздельными движениями смычка вверх и вниз, как целым смычком, так и отдельными его частями.

Смычок должен двигаться параллельно подставке, примерно в середине между грифом и подставкой. В этом случае звучание получается наиболее качественным. Смену смычка, как у колодки, так и в конце, следует осуществлять плавными движениями правой руки, избегая перерывов звучания.

Извлечение качественного тона связано с достаточно плотным соприкосновением (контактом) смычка со струной и скоростью движения смычка. В зависимости от силы звука, нажим смычка на струну следует постоянно координировать, не допуская перенапряжения правой руки, приводящему к резкому, форсированному звучанию.

Педагоги специальных классов требуют от учащихся широкого штриха, особенно в отдельных частях смычка. Это в основном касается тех случаев, когда ученик применяет этот штрих в сольном исполнении. Но если же деташе применяется в ансамблевом исполнении (оркестре, квартете и т.д.), то он должен быть более экономным. В данном случае штрих деташе часто играется в середине и верхней части смычка.

Работая над этим штрихом, нужно употреблять всю длину смычка при игре в умеренном темпе, стремиться получить звук одинаковой силы при штрихах вниз и вверх, то есть звук должен быть идеально ровным.

Каждый штрих начинается с кисти, продолжается с помощью вступающего в игру предплечья и достигает головки смычка при штрихе вниз и его колодки при штрихе вверх. При работе над штрихом деташе важно следить за мягкостью, плавностью смены смычка. Здесь особая роль принадлежит пальцам правой руки, их гибкости.

 

ЛЕГАТО

Легато является одним из наиболее употребительных штрихов и при хорошем исполнении отличается большой выразительностью. Для того чтобы оно звучало чисто, нужно переходить с одной струны на другую с помощью кисти, поддерживаемой движением предплечья. Это должно происходить совершенно незаметно, без каких-либо толчков и резкости.

Для достижения действительно совершенного легато нужно следить за тем, чтобы пальцы, находящиеся на обеих струнах, продолжали оставаться в этом положении до тех пор, пока смычок переходит с одной струны на другую. Поднимая какой-нибудь из этих пальцев, мы нарушаем непрерывность звука, и тогда получится нечто вроде заикания или «квакания». Легато в своей сущности есть уничтожение углов в скрипичной игре. Это извлечение мягкого, округленного потока непрерывного звучания. При освоении скрипачом в значительной степени техники легато, появляется в результате прекрасный певучий звук, то есть естественный тон скрипки:

без него пение скрипки невозможно. Если даже легато редко сменяется другими штрихами, оно не производит монотонного впечатления.

Скрипка мелодический, поющий инструмент. Ее главным экспрессивным качеством всегда остается кантиленная мелодическая линия. И никакие виртуозные превосходные штрихи не заменят ее. Вот почему смычковый штрих легато, создающий мелодию, останется одним из наиболее употребимых и единственным штрихом, который должен быть развит каждым скрипачом до совершенства, если он хочет, чтобы пение его инструмента не прерывалось, а звук был всегда ровным и плавным.

Исполнительские лиги выражают прежде всего смысловую сторону фразы, логику музыкальной речи. В то же время они должны быть согласованы с техническим удобством исполнения и устанавливаться с учетом направления движения смычка. Недопустимо изменение лиг лишь согласно техническому удобству исполнения. Так, в местах плавной, распевной кантилены необходимо стремиться к сохранению широты дыхания мелодии. Даже очень искусная смена смычка часто нарушает непрерывность мелодической линии.

Здесь можно привести пример из вокальной литературы: можно рассмотреть некоторые из больших арий в кантатах Баха. Им по существующим правилам должен предшествовать речитатив. Но великий Бах знал, что ничто так не утомительно для музыкального слуха, как длинные речитативы — нечто вроде вокального деташе — и писал поэтому короткие речитативы и длинные арии.

Л. Ауэр писал: « Я желал бы, чтобы в сознание каждого скрипача, стремящегося обрести хорошее легато, врезалось следующее общее правило: не поднимайте пальца со струны, пока не услышите, что уже зазвучала другая».

МАРТЛЕ

Штрих мартле придает звучанию волевой, энергичный характер, но при соответствующей окраске и приеме исполнения может подчеркивать изящество и легкость, особенно при динамическом нюансе piano.

Описываемый штрих исполняется раздельными движениями смычка вверх и вниз (преимущественно в верхней части смычка, реже всем смычком), с остановками между нотами. Этот штрих, исполняемый у конца смычка, очень важен сам по себе, а его применение способствует увеличению мускульной силы кисти. Он служит основанием двум другим формам штриха: staccato и так называемым «пунктирным нотам», которые, подобно мартле, играются у конца смычка.

Для достижения мартле производится крепкое нажатие на струну головкой смычка, используя при этом лишь кисть руки для извлечения желаемого звука. В случае, если вы почувствуете, что не в состоянии овладеть этим штрихом с помощью одной кисти, можете прибегнуть к легкому нажиму предплечья, но никогда нельзя применять нажим плеча.

При исполнении мартле нередко страдает качество звука. Происходит это от того, что неопытные исполнители сначала производят нажим смычка на струну и только после этого приводят в движение правую руку. Между тем нажим и движение смычка должны происходить одновременно. Следует помнить, что после акцентированной атаки звука нажим смычка на струну необходимо уменьшить для того, чтобы остановки между разделенными звуками были чистыми, без призвуков. Мартле является штрихом акцентированным, острым, но при этом не должен быть сухим. Применение вибрации придает звуку красивый оттенок.

Spiccato Работу над овладением штрихом spiccato рекомендуется начинать с деташе, небольшими отрезками смычка в середине трости. Играя его по возможности короче, без какого бы то ни было усилия, пользуясь одной кистью и в умеренном темпе.

Упражняться нужно начинать в среднем темпе, постепенно его увеличивая, доводя до быстрого. При этом в момент ускорения темпа нажим пальцев на трость смычка должен ослабевать. Но не настолько, чтобы движение смычка становилось «разболтанным», нарушающим плотное его соприкосновение со струной, что чревато искажением качества звучания. Трость смычка несколько отклонена от себя. Вести смычок необходимо между грифом и подставкой, параллельно подставке.

При игре spiccato принимают участие кисть и предплечье правой руки. Чем крупнее штрих, тем более значительно участие предплечья в движении и уменьшена роль кисти. И наоборот: чем мельче штрих, тем больше усиливается значение кисти и уменьшается роль предплечья.

Крупное spiccato рекомендуется играть несколько ниже средней части смычка, но не у самой колодки. Мелкое spiccato лучше всего звучит в середине смычка, либо чуть выше середины. Необходимо также следить за тем, чтобы смычок не отскакивал высоко от струны. Как только кисть приобретает некоторую техническую ловкость, можно начать сочетание 2-х струн и т.д. Смычок непроизвольно будет отскакивать, если только исключены резкие движения руки.

Произвольные действия в этом направлении, стремление заставить смычок отскакивать как можно больше, благодаря силе руки, приводят к противоположным результатам. Трость делает неравномерные скачки, и вы будете не в состоянии контролировать движения трости и управлять ею. В данном случае для достижения большей звучности необходимо сделать следующее: не меняя положения кисти, держать смычок таким образом, чтобы пользоваться тремя четвертями ширины волоса смычка. Рука остается в покое и сохраняет обычное положение. Лишь третий палец находится в почти незаметном движении, поворачивая смычок так, чтобы большая часть волоса оказалась на струнах; иначе звук будет слабым, не будет резонировать, и волос, касающийся струны, начнет скользить с одного места на другое со свистящим звуком. Во избежание этого свиста вы должны стараться удержать смычок на одном месте, между подставкой и грифом.

Художественно-выразительные оттенки spiccato необычайно широки. Они способствуют передаче виртуозного блеска, стремительности движения, так же, как и выражению эмоциональной приподнятости.

SAUTILLE

Одной из разновидностей spiccato является штрих sautille, то есть мелкое spiccato. Штрих этот схож с деташе, исполняющимся в быстром темпе короткими отрезками смычка. Разница заключается лишь в том, что если при игре деташе трость смычка прижимается пальцами к струне, то в sautille нажим пальцев максимально ослабляется и в результате смычок по инерции отскакивает от струны.

RIСОСНЕТ

При выполнении этого штриха надо держать смычок по возможности легко, едва касаясь пальцами трости. Поднять смычок немного над струнами, в зависимости как от веса и эластичности трости, так и от искусства играющего. Дайте смычку упасть с помощью эластичного движения кисти, и вы заметите, что он отскочит ровно настолько, насколько вы ему это позволите.

Вначале вы извлечете несколько беспорядочных, торопливых звуков, но после работы указанным способом в течение некоторого времени вы добьетесь овладения беспорядочным движением и сможете абсолютно ритмично сыграть две, три, четыре, шесть, восемь нот на один штрих, в зависимости от того, будете ли вы укорачивать или удлинять его.

Овладение штриховой техникой есть одна из важнейших задач в становлении скрипача-исполнителя, один из важнейших элементов повышения его исполнительского мастерства. Недостаточно искусное владение штрихами отражается прежде всего на чистоте звучания и художественной выразительности игры исполнителя.

Основным условием в работе над штрихами является естественность всех игровых приемов: естественность звукоизвлечения в прилегающих штрихах (деташе, мартле, пунктирный штрих, стаккато), правильно использование естественной пружины смычка в прыгающих штрихах (спиккато, сотийе, летучее стаккато, рикошет).

Среди средств выразительности смычковые штрихи занимают одно из ведущих мест. В современной музыке существенно расширяется сфера их применения. И для каждого исполнителя особенно важно пополнение своего технического арсенала теми или иными видами штрихов.

ЛИТЕРАТУРА

Гинзбург Л. Современное музыкальное исполнительство.

Лесман

. Ю. Очерки о методике обучения игре на скрипке

З. Флеш К. Искусство скрипичной игры

4. Ямпольский Л. Русское скрипичное искусство.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×