Нелинейное расписание как один из вариантов организации интеграции основного и дополнительного образования ☼
Автор: Обедина Альбина Евгеньевна
В настоящее время большое внимание уделяется организации интеграции основного и дополнительного образования.
Основное и дополнительное образование должны быть звеньями одной цепи. Именно поэтому данное направление работы является ключевым в деятельности школы.
Основное - школьное и дополнительное образование взаимодополняют друг друга, при этом дополнительное образование расширяет и углубляет возможности школьника в его естественном саморазвитии.
Интеграция основного и дополнительного образования позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики.
Главной целью интеграции массовой общеобразовательной школы и образовательного учреждения дополнительного образования является гармоничное развитие личности ребенка и достижение нового качества целостного образовательного процесса.
Действительно пришла пора не ждать, пока дети придут и захотят учиться, а создать для этого условия и научить их учиться. Делать это надо в системе, вовлекать в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, учить выражать собственные мысли, принимать решения, помогать друг другу, осознавать свои возможности.
Цель такого взаимодействия – создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме – ближайшей среде жизнедеятельности ребенка. Это Детские дома творчества, школы искусства, музеи, библиотеки, стадионы, поликлиники и др.
Одним из вариантов такого взаимодействия является создание и апробация в общеобразовательном учреждении нелинейной модели школьного расписания.
Нелинейная модель школьного расписания подразумевает организацию работы образовательного учреждения в режиме, позволяющем объединить то, что традиционно определяется как учебная и внеучебная сферы деятельности ребенка, сформировать образовательное пространство учреждения, способствующее реализации индивидуальных образовательных потребностей обучающихся, объединить в единый функциональный комплекс образовательные, воспитательные и оздоровительные процессы.
По мнению генерального директора института «Развивающее образование» Алексея Борисовича Воронцова, одним из индикаторов качества образования является расписание.
Александр Изотович Адамский, ректор Института образовательной политики "Эврика", зам. председателя Комиссии по вопросам интеллектуального потенциала нации Общественной палаты РФ считает, что нелинейное расписание, в отличие от линейного, постоянного, предполагает организацию индивидуального расписания школьника, в различных видах деятельности.
«Переход к нелинейному расписанию, к нелинейной образовательной программе, где ни один класс не сидит в одном и том же месте в одно и то же время. Должны быть разные группы людей - кто-то идет на хор, кто-то на экскурсию. Образовательные путешествия тоже должны стать частью программы, легальными занятиями» (А. И. АДАМСКИЙ)
Эта идея находит поддержку и со стороны министерства: «это не будет день сплошных уроков - это комбинация уроков, театральных, спортивных, индивидуальных занятий, экскурсий и походов, социальных проектов. Разнообразие занятий - это и условие сохранения здоровья, и достижение необходимых результатов». (Исаак Иосифович КАЛИНА, заместитель министра образования и науки).
Так что же такое нелинейное (динамическое) расписание?
Под нелинейным расписанием школа понимает расписание, которое предусматривает реализацию учащимися различных видов и форм образовательной деятельности в группах переменного состава и изменяющегося режима обучения
Нелинейным (динамическим) называется расписание занятий в том случае, если оно является: подвижным т.е. меняется в течение года, есть возможность для педагогов разных учебных предметов объединять и интегрировать свои занятия, используя разновозрастные и разноуровневые учебные группы, для учащихся обеспечена возможность самим выбирать занятия как по интересам, так и возможность посещать разноуровневые занятия для повышения эффективности и качества освоения основных предметов.
Необходимое требование к расписанию – гибкость, вариативность и динамизм.
Особенностью нелинейного динамического расписания является отказ от урока как единственной формы организации образовательного процесса за счёт использования иных форм, предусматривающих индивидуализацию и дифференциацию образовательных программ в рамках основного учебного времени, использование внеурочных форм.
Виды деятельности и формы проведения занятий в данном расписании меняются в зависимости от изучаемого материала. Учебный день школьника – это комбинация уроков, театральных, спортивных, индивидуальных занятий, экскурсий и походов, социальных проектов. Ребенку предоставлена возможность активно двигаться, заниматься творчеством, работать индивидуально. Создаются условия, при которых обучающиеся имеют возможность самоопределяться по интересам.
Чередование традиционных форм образовательного процесса с нетрадиционными, большое разнообразие занятий снижает утомляемость школьников, повышает интерес к изучаемым дисциплинам и способствует достижению необходимых результатов.
Мы попробовали составить такое нелинейное расписание по параллелям 3-х и 4-х классов. Так как занятия проводились в дни празднования Сагаалгана, то все виды деятельности были посвящены данной теме
Так, в третьих классах первым уроком был урок русского языка по своим кабинетам и классам.
Второй урок – математика по разноуровневым учебным группам. Все учащиеся разошлись по кабинетам в соответствии с кружочками цвета на парте. Сценарий урока был одинаков, но задания были дифференцированными в соответствии с уровнями.
Далее в расписании – динамическая перемена. Учащиеся старших классов провели флешмоп.
Затем все отправились в районную межпоселенческую библиотеку на библиотечный урок «Писатели родного края», где учащиеся познакомились с творчеством писателей Бурятии, прочитали стихи о родном крае, с ними провели литературную викторину по произведениям бурятских писателей.
Следующий час - занятия по интересам. Детям было предложено пять направлений:
ü Музыка –ДШИ, «Родные напевы» – знакомство с музыкой родного края и композиторами Бурятии
ü ИЗО – ДДТ, Изостудия «Бурятский национальный костюм».
ü Технология - ДДТ, студия Декор «Бурятские узоры»,
ü Технология - ДДТ, компьютерная графика «Конструирование и украшение юрты»
ü Окружающий мир – ДДТ экологический цент Исток «Земля в наследство»
И в заключение дня – Концертно-игровая программа «Цвети родная Бурятия», которую нам предложили участники ансамбля ДШИ села Корсаково Байгалай Шурэнууд.
В четвертых классах в нелинейном расписании - первый урок русский язык в своих кабинетах и классах.
Вторым уроком в 4 «А», 4 «В» и 4 «Г» классах - занятия по выбору учащихся. Предложено три направления: лаборатория юного физика, информатика – логоконструирование, виртуальная лаборатория.
Все занятия проводили учителя-предметники старших классов. Причем занятие по физике проводилось с разновозрастной группой учащихся: четвероклассники работали под контролем консультантов-семиклассников.
На информатике учащиеся работали с программой Перволого.
Занятие виртуальной лаборатории проводилось в сенсорной комнате, ребята были разделены на две подгруппы. Пока первая подгруппа знакомилась с возможностями интерактивного стола, со второй группой психолог провела тренинг. затем учащиеся поменялись местами, т.е. произошла смена деятельности.
В это время в 4 «Б» и 4 «Д» классах проходило занятие по английскому языку. Это занятие было интересно тем, что учащиеся этих классов с разным временным изучением английского языка: 4 «Б» класс- изучал язык третий год, 4 «Д» ( класс КРО) – первый год.
На третий урок все учащиеся 4-х классов собрались в актовом зале на литературно-музыкальную композицию «Моя Бурятия», где читали стихи бурятских поэтов, исполняли песни о родном крае.
Четвертый урок – спортивные состязания, которые начались с динамичного флэшмоба с учащимися 10 класса. На этом занятии ребята также познакомились с бурятскими национальными играми.
Все занятия в 3-х и 4-х классах прошли на хорошем методическом уровне, четко прослеживалось формирование УУД. Ребятам понравилось нетрадиционное проведение занятий т.к. для них это было ново, необычно, интересно
В результате проведенных занятий по нелинейному расписанию мы сделали выводы, что такая форма работы помогает:
-избежать риска возникновения перегрузки учащихся благодаря интеграции урочной и внеурочной деятельности;
-создать условия для более глубокого выявления и дальнейшего развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся;
-повысить мотивацию учащихся за счёт групповых и индивидуальных форм работы;
-организовать индивидуальную работу с учащимися разных категорий.
Нелинейное расписание является условием, обеспечивающим возможность каждому ученику достичь установленных ФГОС результатов.