Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Непрерывное профессиональное образование Современный педагог в условиях обновления содержания образования. | Нурмагамбетова Анна Дмитриевна. Работа №263958

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Нурмагамбетова Анна Дмитриевна
Непрерывное профессиональное образование:

Современный педагог в условиях обновления содержания образования.

Научная статья:

Непрерывное профессиональное образование:

Современный педагог в условиях обновления содержания образования.

Система образования в Республике Казахстан включает следующие уровни образования- дошкольное воспитание и обучение. Дошкольное обучение детей до шести(семи) лет осуществляется в семье с одного года до достижения школьного возраста в дошкольных организациях. Дошкольное обучение осуществляется с пяти лет в виде предшкольные подготовки детей к обучению школе. Предшкольная подготовка детей к обучению к школе. Предшкольная подготовка обязательна и осуществляется в семье, дошкольных организациях, предшкольными классами общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. Среднее общее образование гарантировано и является обязательным для всех граждан. Помимо этого, приоритетами среднего общего образования являются информатизация и обновление содержания образования. Перед системой среднего общего образования стоят следующие задачи: охват обучением всех детей школьного возраста реализация государственных общеобязательных стандартов среднего общего образования; повышение качества образования в школах путем усовершенствования содержания и методов обучения, введения объективных критериев и подходов к оценке знаний учащихся и деятельности педагогов; обеспечение мер по охране здоровья учащихся и педагогов. Среднее общее образование приобретается поэтапно путем усвоения образовательных программ трех ступеней:

- начальной (1-4 классы)

- основной (5-9)

- старшей (10-11, или 12 классы)

Основные задачи профессионально- технического образования: разработка и внедрение государственных общеобразовательных стандартов профессионального образования, их обновление с учетом ситуации на рынке труда и структурных изменений в экономике; создание условий для повышения доступности профессионального образования; поддержка не государственного сектора профессионального образования: организация и развитие социального партнерства к системе профессионального образования; расширение международного сотрудничества по вопросам подготовки и переподготовки кадров в учебных заведениях профессионального образования. Государственные стандарты педагогического образования не в полной мере реализует принцип преемственности различных его уровней и ступеней, реальные потребности развития системы педагогического образования все далее отходят от заявленных в стандартах нормативов. При этом реальные рычаги приведения программ в соответствии со стандартами отсутствуют, что существенно затрудняет отслеживание результатов образования и оценку качества подготовки специалистов. Требования, предъявляемые обществом к педагогу новой функции, за последние годы существенно повысились. Учитель новой формации – это духовно развитая творческая личность, обладающая способностью к рефлексии, профессиональными навыками, педагогическим даром и стремление к новому. В идеале сам учитель должен понимать само ценность образования, быть «человеком в культуре», прекрасно знать собственный предмет, педагогику и психологию, использовать личностно-ориентированные педагогические методы и обладать мотивацией к дальнейшему росту и развитию у своей личности. Учитель - профессионал должен не только в совершенстве владеть своим предметом, но и видеть каждого участника в педагогическом процессе, уметь организовать деятельность учащихся, предвидеть ее результаты, корректировать возможные отклонения, то есть должен быть компетентной личностью. Компетентность педагога зависит от уровня форсированности трех групп компетенций, которыми должен владеть учитель новой формации: методологические (психолого- педагогические) компетенции; общекультурные ( МИРОВОЗЗРЕЧЕНСКИЕ) компетенции; предметно ориентированные компетенции, Профессиональная деятельность учителя связана с конкретной предметной областью педагогической реальностью. Объектом его профессиональной деятельности является целостный педагогический процесс, следовательно, учитель новой формации должен уметь действовать в системе «человек-человек» («педагог-учащийся»). Чрезвычайно важно, осознание учителем роли гуманистических отношений в педагогическом процессе учебного заведения. Идейно-нравственная позиция педагога должна отражаться на методике его воспитательной работы, требующей наличия определенных профессиональных качеств личности, отвечающих целям его деятельности, и иного взгляда на ученика, вытекающего из современных теоретических исследований- школьник из объекта воздействия должен стать субъектом деятельности.

Переход на 12- летнюю модель обучения требует от современного учителя инновационного, творческого типа мышления, характеризующегося созданием объективно нового продукта и возникновением новообразований в ходе самой деятельности. Непрерывное образование представляет собой процесс постоянного развития способностей (общих и специальных) и потребностей (профессионально-познавательных, духовных) педагога как субъекта профессиональной деятельности на протяжении всей его жизнедеятельности. В соответствии с этим система непрерывного образования (СИПО) есть совокупность путей, способов и средств развития личности, деятельности педагога, преемственных, согласованных образовательных программ в сети взаимодействующих между собой учебных заведений среднего, после среднего, высшего и послевузовского образования, системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Система непрерывного педагогического образования должна быть многоуровневой, направленной на обеспечение многоступенчатости по вертикали, альтернативности по горизонтали, динамичности, гибкости подготовки, его фундаментальности и универсальности. Подготовка кадров в системе непрерывного педагогического образования станет адресной ориентированный на конкретные запросы образовательных организаций всех типов, субъектов рынка образовательных услуг при сохранения свободы выбора личностью образовательной траектории усиления практической направленности обучения. В условиях перехода на новую модель образования, ориентированного на результат, а также ввиду малочисленности малокомплектных школ особую актуальность приобретает подготовка учителя по нескольким специальностям. В этой связи, вузовская и послевузовская подготовка учителя должна предусмотреть возможность получения дополнительной специальности и осуществляться только на базе высших учебных заведений. Следует возродить сеть школ-интернатов для обучения детей из отдаленных населенных пунктов.

Предлагаемая система непрерывного педагогического образования Республики Казахстан разработала с учетом основных положений «Государственной программы развития образования Республики Казахстан до 2019 года», строится на основе преемственности всех его звеньев и представляет с собой единства пяти ступеней.

1 ступень – до вузовская профориентация на профессию учителя, учитывающая нововведения в Республике Казахстан 12-летнего обучения и представляющая в числе профильных классов наличие педагогических.

2 ступень- обучение в педагогических колледжах, возможно только после двенадцатилетнего образования, с правом поступления на 3 курс педагогического вуза.

3 ступень (базовая) – высшее педагогическое образование.

4 ступень- послевузовское образование, профильная магистратура (одно-, двухгодичная) и докторантура (3 года)

5 ступень-система повышения квалификации и переподготовка педагогических кадров.

Исходя из написанного можно сказать, что непрерывное образование признанно установить более тесные связи с жизнью, продолжить новые пути развития в области теории и методики обучения, обеспечить индивидуализацию обучения, использовать новые технологии, наиболее перспективные технические средства. Непрерывное образование является не только педагогической системой, характеризующийся определенными структурными особенностями, функциональными связями и технологиями обучения, но и специфической составной частью всего общества. Оно становится непрерывным, связанным с жизнью, а не просто окончательным, предписанным человеку в период его обучения в школе, ссуде или вузе. Развитие системы непрерывного образования позволяет создать все необходимые условия для реализации системы образования динамично изменяющиеся потребности личности, общества, экономики. Кроме того, многие ученые отмечают, что система непрерывного образования играет важную роль при формировании кадров для инновационного развития нашего регионов нашей страны.

В то же время наряду с разработкой эффективной государственной образовательной политики ключевое значение имеют применяемые в рамках образовательной системы передовые образовательные технологии, направленные на повышение качества образования и квалификации специалистов, а также обеспечение соответствия приобретаемых в процессе обучения навыков с потребностями рынка труда. Существенную роль в повышении качества образования играет разработка и внедрение новых прогрессивных образовательных технологий. Среди современных образовательных технологий, применяемых на сегодняшний день в Казахстане, следует отметить следующие: дистанционные образовательные технологии; проектные и игровые образовательные технологии; информационно-коммуникационные технологии обучения; личностно-ориентированное обучение.

На основе изученного передового международного опыта в сфере новых образовательных технологий целесообразно предложить следующие перспективные направления развития и повышения качества отечественной системы высшего образования Казахстана:

1) Изучение потенциала технологий онлайн образования в Казахстане по примеру таких стран как Великобритания, Норвегия, Россия. В дальнейшем рассмотрение возможности формирования единой национальной платформы которая будет базироваться накомпетентных исследованиях, и ориентироваться на развитии новых знаний, сотрудничестве между высшим образованием и промышленными областями в использовании массовых открытых онлайн-курсов для профессионального обучения. В частности, следует изучить опыт Великобритании по объединению всех онлайн-курсов, предлагаемых отечественными образовательными учреждениями, под единым брендом на государственном уровне;

2) Рассмотрение возможности изучения отдельных предметов и сдачи зачета посредством образовательных платформ. Для студентов предоставляется возможность выбора для прохождения отдельных дисциплин дистанционно посредством проводимых на образовательных платформах онлайн-курсов именитых лекторов (Harvard, MIT и другие) и приравнивание зачета по ним к общей учебной программе;

3) Изучение опыта использования высшими учебными заведениями цифровых мини-дипломов «Open Badges», которые позволяют накапливать и объединять данные об окончании соответствующих онлайн-курсов и подтверждать надежность предоставленной информации;

Повышение экспорта услуг высшего образования. Следует отметить, что экспорт услуг высшего образования дает странам-лидерам в применении прорывных образовательных технологий значительные доходы.

Так, например, по некоторым оценкам доходы от экспорта высшего образования занимают в бюджете США пятое место среди отраслей экономики и превысили 20 млрд. долларов США в год, а в Австралии и Новой Зеландии доходы от предоставления услуг высшего образования гражданам других стран сопоставимы с доходами, полученными от экспорта шерсти – одного из главных экспортных товаров в этих странах. В то время как в Казахстане экспорт образовательных услуг составляет 0,46 млн. долларов США (менее 0,1 % в общем объеме экспорта услуг) или в 243 раза ниже объема импорта образовательных услуг [5].

Таким образом, в результате эффективного применения современных передовых образовательных технологий в практике преподавания отечественных высших учебных заведений в долгосрочной перспективе можно ожидать повышение качества образовательных услуг, увеличение количества высококвалифицированных кадров в экономике страны, и, следовательно, увеличение темпов экономического роста и повышение государственных доходов от экспорта услуг в сфере образования.

Выводы

Сфера высшего образования выступает важным фактором обеспечения качества человеческого капитала. 

Поэтому повышение качества человеческого капитала необходимо осуществлять за счет совершенствования и модернизации системы высшего образования.

Важную роль в обеспечении профессиональной подготовки компетентных и конкурентоспособных специалистов для всех отраслей экономики Республики Казахстан играет отечественное высшее образование. 

К сожалению, большинство работодателей не удовлетворены качеством подготовки специалистов, выпускаемых высшими учебными заведениями. Образовательные программы не всегда отвечают ожиданиям работодателей и не соответствуют потребностям национальной экономики.

Повышение качества высшего образования будет способствовать решению проблемы занятости населения и нехватки квалифицированных кадров. 

Высшее образование должно ориентироваться на максимальное удовлетворение текущих и перспективных потребностей национального рынка труда в выпускаемых специалистах.

Передовой мировой опыт свидетельствует о том, что интегрированные научно-образовательные структуры, обеспечивают подготовку качественно новых специалистов, востребованных на рынке труда.

Науку и образование необходимо рассматривать как национальное достояние, определяющее уровень развития и будущее страны и государственная поддержка в данном направлении является стратегической задачей.

Необходимо дальнейшее стимулирование притока в Казахстан иностранных студентов, преподавателей, и исследователей с целью развития высшего образования и благоприятного воздействия на экономику страны в целом.

Обеспечение мобильности профессорско-преподавательского состава и студентов будет способствовать обмену научными разработками и сотрудничеству в научно-исследовательской области.

Современные мировые тенденции определяют массовые онлайн-курсы, цифровые интерактивные обучающие программы и международные образовательные сообщества как новые тренды в процессе обучения – предвестники структурного изменения образовательного процесса. 

Несмотря на то, что данные технологии не способны полностью заменить классическое образование, однако уже сейчас этот формат обучения открыл множество новых путей и возможностей для получения качественного образования.

 

 

 

Литература:

Днепров Э.Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки, Э.Д. Днепров-М.Марнос, 2011,-455 с. , Зайцев О.В. Непрерывное образование: основные понятия и определения /О.В Зайцева //Вестник ТГГУ-2009-№7-с.106. Концепция непрерывного образования ( Электронный ресурс).- Режим доступа: Святов С. А. Ориентировано на предпринимательство. Современное состояние отечественного бизнес-образования: проблемы и перспективы развития // Журнал «Современное образование». – – № 1 (93). – С. 25-34.Байденко В. И. Некоторые тенденции развития систем высшего образования в странах СНГ [Электрон. ресурс] // Высшее образование в России. – – № 5. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ nekotorye-tendentsii-razvitiya-sistem-vysshego-obrazovaniya-v-stranah-sng (дата обращения: 25.02.2016)

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×