Нестандартные формы организации уроков литературы как средство стимулирования творческой активности обучающихся | Харченко Ирина Александровна. Работа №354546
Нестандартные формы организации уроков литературы как средство стимулирования творческой активности обучающихся
(выступление на педагогическом совете)
Аудитория современных подростков, мало читающих, проводящих многие часы свободного времени в интернете, требует от преподавателя-словесника поиска иных форм воздействия на сознание молодых людей.
Педагогический опыт подсказывает, что положительные воздействия на эстетические чувства студентов оказывает классическая литература, она способна пробудить в них творческую активность. Неслучайно автор учебника литературы Ю. В. Лебедев полагает, что «классика – это не развлечение, а напряженный труд, она зовет человека вперед».
В сложившихся условиях преподаватель, владеющий набором различных педагогических инструментов, часто обращается к нестандартным формам организации уроков.
Нестандартные формы организации уроков литературы как средство стимулирования творческой активности обучающихся
(выступление на педагогическом совете)
Составила: учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №43, г. Ставрополя
Харченко И.А.
Аудитория современных подростков, мало читающих, проводящих многие часы свободного времени в интернете, требует от преподавателя-словесника поиска иных форм воздействия на сознание молодых людей.
Педагогический опыт подсказывает, что положительные воздействия на эстетические чувства студентов оказывает классическая литература, она способна пробудить в них творческую активность. Неслучайно автор учебника литературы Ю. В. Лебедев полагает, что «классика – это не развлечение, а напряженный труд, она зовет человека вперед».
В сложившихся условиях преподаватель, владеющий набором различных педагогических инструментов, часто обращается к нестандартным формам организации уроков.
Прежде чем рассматривать нестандартные формы организации уроков литературы, следует обратиться к определению «форма организации уроков», под которыми принято понимать следующее.
Форма организации уроков – это конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятия (урок, лекция, семинар, экскурсия, факультативное занятие, экзамен и т. д.).
Традиционная форма организации урока, предполагающая ведущую роль преподавателя, мало приспособлена для свободного обсуждения и осмысления языковых особенностей предлагаемых текстов, не способствует раскрытию личности каждого обучающегося, в том числе и их творческому развитию.
Нестандартная форма обучения – это оригинальная, творческая направленность уроков литературы, способная поднять у обучающихся и потребность в знаниях, и неподдельный интерес к предмету, и стремление расширить литературные горизонты.
Применение нестандартных (нетрадиционных) форм обучения позволяет преподавателю разнообразить учебную деятельность, повышать интеллектуальную активность учащихся, а, следовательно, и эффективность урока.
Однако не каждый урок может быть нестандартным, потому как такой урок требует тщательной подготовки. Нестандартный урок должен отличаться оригинальностью по замыслу, структуре, содержанию. В такой урок, как правило, на том или ином его этапе должен быть включен каждый обучающийся.
К числу нетрадиционных уроков литературы, проведенных в рамках суза, являются такие формы уроков, как «литературная гостиная», «литературные посиделки».
Первый урок «литературная гостиная» основан на принципе дифференцированного подхода к изучению предмета литературы. От взора неравнодушного преподавателя не ускользают никакие факты из жизни писателя, в том числе юбилейные и календарные даты, связанные с жизнью и творчеством писателей.
Умелое вплетение их в канву современного урока, требуют серьезной подготовки и тщательной разработки. Несомненно, одной из самых значимых дат в истории русской литературы является день открытия Царскосельского лицея – 19 октября. Эта дата связана с именем великого русского поэта А. С. Пушкина, и говорить о ней обыденно, когда многое воспитанникам уже известно, нельзя. Поэтому преподавателю приходится продумывать цепь многоэтапной совместной деятельности, которая имеет следующую структуру:
Предподготовительный
(эмоциональный) этап, когда преподаватель, используя богатый опыт и знания, рассказывает малоизвестные страницы биографии будущего поэта и его сверстников блистательного первого набора и видит отклик в глазах и душах воспитанников узнать ранее неизвестное и поделиться этим с другими;
Организационный
этап, когда (по желанию участников или по просьбе преподавателя) определяется творческая группа, и разрабатываются шаги творческого взаимодействия, форма проведения мероприятия (может быть подсказана преподавателем);
Подготовительный
этап, когда совместно подбирается материал, определяется степень участия воспитанников, распределяются роли;
Репетиционный
этап, когда расставляются акценты в подготовленном материале (стихотворении, эпизоде театрального действа, прозаическом монологе (рассказе о жизни лицеистов, их блистательных учителях и воспитателях), подбор необходимого реквизита;
Завершающий
этап – день проведения мероприятия (оформление тематической выставки и места проведения, мультимедийного сопровождения);
Мониторинговый
этап – когда преподаватель вместе с воспитанниками и приглашенными дает общую оценку итогового взаимодействия.
Преподавателю, работающему в нескольких группах по одной и той же программе, такой урок удалось провести одновременно, (в данном случае в трех группах – ЗЧС -117, ЗЧС-137, КС-117).
Проведенный мониторинг по итогам нестандартного урока показал, что подобного рода прием способствовал сближению еще незнакомых друг с другом студентов, возможности расширить поле деятельности и вне аудитории.
Продуманные преподавателем меры стимулирования интереса студентов к подобного рода формам совместной деятельности: одобрение и похвала участника преподавателем в присутствии однокурсников за преодоление собственной психологического барьера, высокая оценка по теме – способствовали тому, в дальнейшем студенты названных групп стали организаторами и участниками многих внеклассных мероприятий в стенах суза.
Проведение урока литературы в формате «Литературной гостиной» в нестандартной обстановке, с использованием элементов костюмов для воссоздания эпохи, импровизированной иллюстрированной выставки, мультимедийного сопровождения в атмосфере преодоления себя каждым из его участников позволило преподавателю не только достичь заявленной цели, но и вселить уверенность в тех, кто в силу индивидуальных особенностей не рискнул прочитать стихотворение или поделиться новыми знаниями, толерантно относиться к сокурсникам, тем самым повысить мотивацию всех обучающихся к изучению предмета
Как показывает педагогическая практика, объективной закономерностью образовательного процесса, в том числе и в сузе, является связь между обучением и воспитанием. Поэтому одной из основных функций обучения, кроме образовательной и развивающей, является воспитательная функция, роль которой в настоящее время трудно недооценивать. Именно в процессе обучения у студентов суза формируются нравственные и эстетические взгляды, закрепляются общепринятые нормы поведения в обществе.
В свое время известный русский педагог К. Д. Ушинский определил воспитательную роль образования следующим образом: обучение должно служить не только передаче знаний и развитию рассудка, но и духовному, нравственному развитию чувств и воли человека.
Процесс успешного воспитания, способствующего проявлению и развитию позитивных качеств, зависит, по мнению А.В. Мудрика, прежде всего, от создания благоприятных условий в ходе изучения литературы.
Литература обладает не только большим воспитательным потенциалом, но и является, благодаря своей специфике, нестандартному подходу преподавателя к организации уроков, средством творческой активности обучающихся, и задача преподавателя «заботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается в душу юноши, был хорошего качества».
А данным запросам больше всего отвечает русская классическая литература, глубокими корнями связанная с русскими традициями. Об этом свидетельствуют произведения А. С. Пушкина, И. А. Бунина, С. А. Есенина, И. С. Шмелева…
Именно русские традиции находят отклик в душах современных студентов, и преподавателю необходимо найти свои рычаги воздействия на них. По мнению А. С. Макаренко, преподавателю «нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики. – А. М) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность».
В соответствии с планом проведения декады предметов гуманитарного цикла, совпавшим по времени с Масленицей, обучающимся была заблаговременно предложена сквозная тема урока «Масленица в русской литературе». Форма проведения – «Литературные посиделки». Преподавателю важно помнить, что психологический климат будущего урока закладывается во внеурочной обстановке.
И необычная форма проведения занятия требует заблаговременного общения, цель которого состоит в выявлении сведений, насколько обучающиеся владеют информацией о Масленице, степень их интереса к проведению необычного урока и желание участвовать в нем.
Воспитательный потенциал такого урока заложен как в самом занятии, так и в процессе его подготовки, включающем в себя следующие направления творческого взаимодействия:
предварительное – выявление степени занятости каждого из пожелавших участвовать в посиделках: чтение стихотворений о Масленице, подбор фольклорных элементов – припевок, пословиц и поговорок о Масленице, атрибутов Масленицы (скатерть, самовар, блины, баранки, варенье, чай, материалы для изготовления чучела Масленицы, павловопосадские платки для девушек и т. п.);
литературно-иллюстративное – подбор стихотворений, отражающих традиционный праздник, выпуск газеты с одноименным названием «Масленица в русской литературе», определение содержания презентации и оформление ее;
творческо-познавательное – день проведения посиделок (оформление аудитории, подготовка мультимедийного сопровождения, наличие словарей: «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, толковый словарь С. И. Ожегова);
оценочно-мониторинговое – общая оценка проведенного урока, данная обучающимися, обратная связь – тест на определение закрепления в памяти обучающихся новых знаний о Масленице.
Сама подготовка к такому нестандартному уроку вызвала у обучающихся не только живой интерес, но и всплеск их творческой активности.
Необычность такого занятия заключалась в том, что студенты выступали одновременно в нескольких ролях: например, в начале занятия зазывала-скоморох, как и требовал того жанр посиделок, задорной присказкой вызвал красных девиц-песенниц в цветных платках, задавших тон и настроение веселой припевкой о Масленице; мастерицы-умелицы, быстро соорудившие главный атрибут праздника – чучело Масленицы.
Сопутствующее сопровождение не отвлекало от основной цели урока – показать, как в русской литературе отражена традиция проведения Масленицы, а лишь усиливало интерес присутствующих. В процессе занятия обращались и к фольклору (пословицы и поговорки), в котором запечатлены традиции Масленицы. Звучали отрывки из романа А. С. Пушкина о «привычках милой старины». Был прочитан рассказ Н. Тэффи «Блин», в процессе обсуждения которого студенты выразили гордость за наш народ, сильный, ненасытный, находчивый. Особое удивление вызвал рецепт блинов и особенности их приготовления, описанный в рассказе: так преподнести его непонятливым итальянцам мог только русский человек. Занятия такого плана требуют от преподавателя несколько заготовок, если обстановка требует импровизации. Так спонтанно возник среди студентов и гостей обмен рецептами блинов, приготовленных к этому дню.
На занятии звучало стихотворение П. А. Вяземского «Масленица на чужой стороне», строки которого известны нынешним студентам из программы начальной школы: «Здравствуй в белом сарафане из серебряной парчи!». Поскольку стихотворение было написано в середине 19 века и некоторые слова на слух оказались незнакомыми, то потребовалось обращение к «Толковому словарю живого великорусского языка» В. И. Даля для определения значения устаревших слов. Тема празднования Масленицы в России гордо звучит в стихотворении, и содержание его во многом перекликается с картиной русского художника Б. Кустодиева «Масленица», репродукция которой была представлена на слайде презентации. Эмоционально заряженные студенты уловили настроение и поэта, и художника – так лихо праздновать Масленицу можно только на родине!
Традиции посиделок на занятии были продолжены игровым моментом: игра в «Ручеек», не оставившая равнодушным ни одного из присутствующих. И хотя эта игра является традиционной для летнего времени года, задача состояла в том, чтобы познакомить с разными видами русской потехи. И показ небольшого фрагмента из кинофильма Н. Михалкова «Сибирский цирюльник» знакомит студентов с богатым традиционным угощением и русской забавой под гармонь «Стенка на стенку».
Настроение поддерживается и сообщением студента о романе И. С. Шмелева «Лето Господне», в котором одна из глав части «Праздники» посвящена Масленице. Читая отрывки из романа, студенты узнали, что такое «убогий блин» (блин, данный нищему), как в «блины играют»: «руки назад, блин в зубы, пытаются друг у друга зубами вырвать».
Удивление в процессе общения вызвал тот факт, что писатель, эмигрировав из страны, оставил в памяти воспоминания истинно русского праздника, дорогого русскому человеку, где пахнет русским духом, проявляется русский характер, видно русское раздолье.
Эстетический аспект урока был дополнен музыкальным сопровождением - прослушиванием произведения П. И. Чайковского из альбома «Времена года» - «Февраль. Масленица». На эмоциональной ноте после музыкальной паузы студенты легко справились с заданиями теста, в котором выразили и положительный настрой, и знания литературной и общекультурной направленности.
Каждый этап урока, носивший творческий характер, наполнен был эффективным воспитательным содержанием: поиск необходимой информации по заданной теме, знакомство с русскими традициями, получение новых знаний эстетической и нравственно-этической направленности, заметная активность студентов, неподдельный интерес к происходящему. Об этом финал урока – чтение преподавателем стихотворения А. Дементьева «Прощеное воскресенье». И чай у самовара после занятия – результат достижения «коммуникативной цели».
Организация нестандартных уроков литературы дала толчок к всплеску творческой активности обучающихся, который проявился в дальнейшем в коллективном творческом проекте «Инсценирование произведения Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» как эффективный прием проявления творческой активности обучающихся» группы ЗЧС-117, которая защитила его успешно.
Действо, начатое на уроке, а именно в процессе изучения повестей Н. В. Гоголя, смогло продолжиться и после занятий благодаря тому, что в процессе уроков были прочитаны короткие произведения по ролям, просмотрены фильмы, в основу которых положены литературные произведения. И неслучайно действенной формой повышения мотивации обучающихся к изучению литературы явилось инсценирование. Задание, данное обучающимся на уроке, – найти материал о времени написания произведения, истории его создания, месте действия, разворачиваемого в повести, было выполнено группой вне аудитории.
Инсценирование – длительный эмоциональный процесс. От определения темы, цели и задач до сдачи проекта проходит немало времени. В процессе коллективного прочитывания текста, распределения ролей, расставления акцентов, репетиций произошло сближение творческой группы, желание участников находить в тексте что-то новое, решать по-своему сценическое воплощение текста. В творческом процессе необходимо услышать каждого участника. Поскольку для инсценирования нами был взят готовый сценарий, то в процессе обсуждения постарались внести коррективы: количество играющих ограничено в предложенном тексте, в целях придания целостности тексту появились две новые роли – Саши и Миши, старшего и младшего братьев, читающих повесть Н. Гоголя, не связанные непосредственно с текстом. Но в процессе репетиций заметили, вставные эпизоды, прочитываемые вживую, снижают колорит постановки. Поэтому решили на вставные эпизоды использовать голос за кадром, чтобы вести повествование след за автором. Для воспроизведения голоса за кадром потребовался еще один участник для записи звукового сопровождения, подбора звукового эффекта, его вставки в процессе инсценировки, демонстрации презентации. А также возникла необходимость в помощнике по сцене – установки необходимой декорации.
Для того чтобы на площадке происходило постоянное действие, движение, участники неоднократно обращались к тексту, подсказывая и помогая друг другу.
На репетициях присутствовали и однокурсники, не участвующие в инсценировании, они с интересом прислушивались к обсуждению сценария. Они помогали в подборе картинок к презентации по тексту инсценировки. Отдельные студенты посмотрели экранизацию повести Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Таким образом, приобщение к инсценированию произведения мотивирует студентов к изучению литературы.
Работая над проектом, творческая группа ставила задачу приобщить однокурсников к чтению, причем к такому чтению, когда хочется взять в руки книгу не потому, это необходимо прочитать по программе, а потому, что это интересно.
Главным в инсценировании все же оставалась работа с текстом. Через постоянное обращение к тексту выявили речевую характеристику героев, настроение, поведение на сцене. Глубокое знание текста достигалось его неоднократным прочтением.
Самым скептически настроенным студентам стало понятно следующее: то, что не нравится выполнять в рамках урока, а именно работа с текстом, превращается в творческий процесс во внеурочной деятельности.
Сценические роли требовали для придания им национального колорита, отражения эпохи использования элементов костюмов. К примеру, для четырех запорожцев были украшены сорочки самими участниками инсценировки лентой с рисунком – имитация вышиванки – и вместо поясных шарфов использованы шейные. Для девушек головным украшением послужили атласные ленты, имитация головного венка. Царица облачена была в длинное платье. Для костюма ведьмы не потребовалось особенной подготовки: длинная юбка, блуза, а на голове – по-особому завязанный цветной платок. Отличительной особенностью этого образа является метла – главный ролевой атрибут, взятый в технической службе учреждения. Там же и были взяты участниками и мешки для игрового момента, в котором ведьма прячет черта.
Пожалуй, самым ярким образом стал чёрт. Пришлось проявить смекалку и ловкость рук для изготовления хвоста, и шапочки.
Минимальный реквизит, например, кадушка, на которой стояла деревянная миска, нарисована участником инсценировки. За невозможностью изготовить интерьерный реквизит – все участники не являются хабаровчанами – заменен современными техническими возможностями: презентация, звуковое и шумовое сопровождение.
Таким образом, в процессе изготовления минимальных элементов декорации, костюмов, записи звукового, шумового, музыкального сопровождения проявилась неподдельная активность всех участников проекта.
Изучая русскую культуру, обращаясь к великим авторам и их произведениям, можно воспитать духовно нравственную личность. «В огне, оживляющем юность, отливается характер человека».
Литература:
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка:
В
4т. Т. 2: И – О /В. И. Даль. – М.: ТЕРРА, 1995. – 784 с. С. 91
Лебедев, Ю. В. Литература: 10
кл
.: Метод. Советы: пособие для учителя / Ю. В. Лебедев, М. Б. Кузнецова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 153 с.
Мудрик А. В. Психология и воспитание / А. В. Мудрик. – М: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 472 с.
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка:
ок
..
100000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И. Скворцова. – 27-е изд.,
испр
. – М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство
Астрель
»: ООО «Издательство Оникс»,
2012.-
2012. – 746 с. С.461
Педагогика: учебное пособие / под ред. П. И.
Пидкасистого
. – М.: Высшее образование, 2008. – 630 с.
Пушкин А. С. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 4: Евгений Онегин. Драматические произведения / А. С. Пушкин; Примеч. Д.
Благого,С
.
Бонди
. – М.: ТЕРРА, 1997. – 528 с. С. 45
Русский фольклор / Сост. и примеч. В. Аникина. – М.:
Худож
.
лит., 1986. – 367 с. С. 169
Ушинский К. Д. Избранные труды. В 4 кн. Кн. 3: Человек как предмет
воспитания.опыт
педагогической антропологии (1) /К. Д. Ушинский; сост., статья, примеч. и
коммент
. Э. Д. Днепрова. – М.: Дрофа, 2005. – 557 с.
Шмелев И. С. Лето Господне: Роман / И. С. Шмелев. – М.: Сибирская
Благозвонница
. 2011. – 540 с. С. 176- 192
Цейтлин
С. Н. Язык. Речь. Коммуникация: Междисциплинарный словарь: Лингвистам, преподавателям иностранных языков, методистам по развитию речи, учителям-словесникам, логопедам и студентам / С.Н.
Цейтлин
, В. А. Погосян, М. А.
Еливанова
, Е. И. Шапиро. – СПб.: КАРО, 2006. 128 с.