Нестандартный урок как современная форма реализации ФГОС | Казыханова Эльнара Фидусовна. Работа №348613
Аннотация. Статья посвящена нестандартным урокам как современным формам реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). В условиях стремительных изменений в образовательной сфере необходимо внедрять инновационные подходы, которые соответствуют требованиям ФГОС и способствуют активному обучению и всестороннему развитию учащихся. В статье рассматриваются типы нестандартных уроков, их преимущества, а также методические рекомендации по их организации. Особое внимание уделяется созданию мотивирующей и развивающей образовательной среды, которая способствует повышению интереса учащихся и улучшению качества образования.
Ключевые слова: нестандартный урок, ФГОС, инновационные подходы, активные методы обучения, образовательная среда.
НЕСТАНДАРТНЫЙ УРОК КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Казыханова Эльнара Фидусовна, учитель
МБОУ СОШ с. Иванаево, Республика Башкортостан
Аннотация. Статья посвящена нестандартным урокам как современным формам реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). В условиях стремительных изменений в образовательной сфере необходимо внедрять инновационные подходы, которые соответствуют требованиям ФГОС и способствуют активному обучению и всестороннему развитию учащихся. В статье рассматриваются типы нестандартных уроков, их преимущества, а также методические рекомендации по их организации. Особое внимание уделяется созданию мотивирующей и развивающей образовательной среды, которая способствует повышению интереса учащихся и улучшению качества образования.
Ключевые слова: нестандартный урок, ФГОС, инновационные подходы, активные методы обучения, образовательная среда.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) требуют от учителей использования различных форм и методов обучения, направленных на развитие критического мышления, коммуникативных навыков и самостоятельности учащихся. Нестандартные уроки становятся важным инструментом в достижении этих целей, так как они предполагают использование инновационных подходов, которые активизируют учебный процесс и способствуют более глубокому усвоению материала. В данной статье мы рассмотрим, что такое нестандартные уроки, их виды, преимущества и методические аспекты реализации в рамках ФГОС.
Нестандартный урок — это форма обучения, которая отличается от традиционных уроков и включает в себя элементы игры, проектной деятельности, исследования и других активных методов. Нестандартные уроки направлены на вовлечение учащихся в активный процесс обучения и создание условий для самостоятельной работы.
Рассмотрим признаки нестандартного урока
Креативность: Уроки должны быть нестандартными по своей структуре и содержанию, что стимулирует интерес и мотивацию учащихся.
Интерактивность: Использование инте
рактивных методов и технологий, позволяющих учащимся активно участвовать в учебном процессе.
Проектная деятельность: Включение элементов проектной работы, позволяющее учащимся применять знания на практике.
Виды нестандартных уроков
Уроки-игры
. Э
то форма
обучения, в которой учащиеся осваивают материал через игровые элементы. Эти уроки способствуют созданию положительной атмосферы и повышению интереса к обучению.
А) Ролевые игры: Учащиеся принимают на себя роли и взаимодействуют друг с другом, что помогает развивать коммуникативные навыки.
Б) Деловые игры: Уроки, в которых моделируются реальные ситуации, помогают учащимся применять знания на практике.
У
роки-проекты
. О
снованы на выполнении конкретного задания или проекта, что способствует более глубокому
пониманию темы.
А) Исследовательские проекты: Учащиеся проводят исследования по заданной теме и представляют результаты своей работы.
Б) Творческие проекты: Уроки, на которых учащиеся создают творческие работы, такие как презентации, постеры или видеоролики.
Уроки-диспуты
. Н
аправлены на развитие критического мышления и способности аргументировать свою позицию.
А) Дебаты: Учащиеся обсуждают спорные вопросы, что помогает развивать навыки аргументации и публичных выступлений.
Б) Обсуждения: Открытые обсуждения тем способствуют более глубокому осмыслению материала и обмену мнениями.
Проанализируем преимущества нестандартных уроков
Повышение мотивации
.
Нестандартные уроки способствуют повышению интереса учащихся к предмету, что в свою очередь увеличивает мотиваци
ю к обучению.
А) Эмоциональная вовлеченность: Игровые и проектные элементы помогают учащимся почувствовать себя частью учебного процесса.
Б) Удовлетворение от достижения: Выполнение нестандартных заданий приносит радость и удовлетворение от результатов.
Р
азвитие навыков
.
Нестандартные уроки способствуют развитию различных навыков, таких как критическое мышление, коммуникация и сотрудничество.
А) Командная работа: Учащиеся учатся работать в команде, что важно для их социальной адаптации.
Б) Самостоятельность: Нестандартные задания побуждают учащихся проявлять инициативу и принимать решения.
Методические рекомендации по организации нестандартных уроков
Подготовка
.
Тщательная подготовка к нестандартному уроку является залогом его успешного проведения.
А) Определение целей: Преподаватель должен четко понимать, какие цели и задачи он ставит перед собой и учащимися.
Б) Выбор формы и методов: Важно подобрать наиболее подходящие формы и методы обучения, которые будут соответствовать теме урока и интересам учащихся.
Проведение урока
.
Во время проведения нестандартного урока следует соблюдать определенные принципы.
А) Создание позитивной атмосферы: Важно создать атмосферу доверия и поддержки, чтобы учащиеся чувствовали себя комфортно и могли свободно выражать свои мысли.
Б) Активное вовлечение учащихся: Преподаватель должен активно вовлекать учащихся в процесс, задавая вопросы и поощряя их к обсуждению.
Оценка результатов
.
Оценка результатов нестандартного урока может проводиться различными способами.
А) Самооценка: Учащиеся могут оценивать свои достижения и уровень вовлеченности в процесс.
Б) Оценка со стороны преподавателя: Преподаватель может оценить как процесс, так и результаты работы учащихся, выделяя сильные и слабые стороны.
Приведем примеры нестандартных уроков
Урок-игра по литературе
.
На уроке по литературе учащиеся могут участвовать в ролевой игре, где они изображают персонажей произведения.
Это
позволяет
глубже
понять
сюжет
и
характеристики
героев
.
Проектный урок по истории
.
Учащиеся исследуют исторические соб
ытия и создают мультимедийные презентации, что способствует развитию навыков работы с информацией и технологиями.
Урок-диспут по обществознанию
.
На уроке-диспуте обсуждаются актуальные социальные вопросы.
Учащиеся
делятся
своими
мнениями
и
учатся
аргументировать
свою
позицию
.
В заключение можно отметить, что нестандартные уроки являются важной частью реализации ФГОС и способствуют активному обучению и всестороннему развитию учащихся. Использование инновационных подходов, таких как проектное обучение, игровые технологии и уроки-диспуты, помогает повысить мотивацию и интерес учащихся к обучению. Преподавателям необходимо активно внедрять нестандартные формы уроков в практику, что позволит создать более динамичную и увлекательную образовательную среду. В конечном итоге, это не только соответствует требованиям ФГОС, но и способствует формированию у учащихся необходимых навыков для успешной социализации и саморазвития.
Список литературы
Селевко
Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособи
е. – М., 2016.–
590
с.
Скаткин
М. Н. Проблемы современной
дидактики.-
М:Просвещение,2014.– 416 с.
Усова А. В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. – М.: Наука,
2015.–
4
2
с.