Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Нетрадиционное рисование в развитии творческих способностей дошкольников | Погосян Елена Араратовна. Работа №350006. Номер работы: №350006

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников. Представлены основные методы и приемы нетрадиционного рисования, такие как рисование пальцами, отпечатками различных предметов, мыльными пузырями, рисование на мокрой бумаге и другие. Описаны преимущества этих техник для стимулирования воображения и творческой активности детей. Сделан акцент на необходимости создания условий для свободного самовыражения и развития эстетического восприятия у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: нетрадиционное рисование, творчество, дошкольное образование, развитие способностей, художественное самовыражение.

НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Погосян Елена Араратовна, воспитатель

МБДОУ детский сад № 28 «Радуга» муниципального образования

город-курорт Анапа

 

Аннотация. В статье рассматривается использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников. Представлены основные методы и приемы нетрадиционного рисования, такие как рисование пальцами, отпечатками различных предметов, мыльными пузырями, рисование на мокрой бумаге и другие. Описаны преимущества этих техник для стимулирования воображения и творческой активности детей. Сделан акцент на необходимости создания условий для свободного самовыражения и развития эстетического восприятия у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: нетрадиционное рисование, творчество, дошкольное образование, развитие способностей, художественное самовыражение.

Развитие творческих способностей — одна из важнейших задач дошкольного образования. Рисование играет значительную роль в формировании эстетического восприятия мира, развитии мелкой моторики, воображения и креативности у детей. Традиционные методы рисования (кисть, карандаш, краски) эффективны, однако они могут ограничивать фантазию ребенка. Нетрадиционные техники рисования позволяют детям экспериментировать, проявлять индивидуальность и расширять представления о том, как можно выражать свои мысли и эмоции через искусство.

 

Нетрадиционные методы рисования дают детям свободу выбора, создают условия для экспериментов и стимулируют интерес к изобразительной деятельности. Использование различных техник расширяет восприятие детей и помогает им выйти за рамки стандартного подхода. Основные особенности, которые делают нетрадиционное рисование эффективным для развития творческих способностей:

1. Свобода самовыражения. Нетрадиционные методы предполагают разнообразие материалов и инструментов, что способствует свободному проявлению фантазии и воображения у детей.

2. Развитие сенсорных навыков. Работа с различными материалами, такими как песок, губки, вата, позволяет детям развивать тактильные ощущения и мелкую моторику.

3. Эмоциональная выразительность. Нетрадиционные техники позволяют детям лучше передать свои эмоции и настроение в рисунке, так как они менее формализованы и более свободны.

4. Формирование устойчивого интереса к творчеству. Новые, необычные методы побуждают детей к исследованию, пробуждают их любопытство и желание создавать что-то новое.

Нетрадиционное рисование включает множество техник, каждая из которых имеет свои особенности и может быть использована в зависимости от возрастных и индивидуальных потребностей ребенка.

1. Рисование пальцами и ладонями. Это одна из самых популярных и доступных техник для детей. Рисование пальцами помогает развивать моторику и дает детям возможность использовать руки как инструмент. С помощью этой техники дети могут создавать уникальные узоры и формы, развивая свое воображение.

2. Рисование отпечатками предметов. Для этого используются губки, листья, штампы из картофеля и других предметов. Эта техника позволяет детям увидеть, как разные текстуры и формы отпечатываются на бумаге, что развивает их пространственное восприятие и умение находить новые способы изображения.

3. Рисование мыльными пузырями. Используя цветную мыльную воду, дети могут создавать интересные узоры, дуя в раствор через трубочку. Это необычная техника помогает детям развивать чувство цвета, формы и композиции.

4. Рисование на мокрой бумаге. Этот метод предполагает нанесение красок на предварительно увлажненную бумагу. Рисунки получаются мягкими, с размытыми краями, что создает эффект акварели. Эта техника помогает детям развивать чувство плавности линий и цвета, учит наблюдать за изменениями, происходящими на бумаге.

5. Монотипия.

В этой технике ребенок наносит краску на поверхность (например, стекло), а затем отпечатывает ее на бумагу. Полученный рисунок уникален и его невозможно повторить. Монотипия помогает детям развивать спонтанность, чувство композиции и экспериментировать с цветом.

Для успешного внедрения нетрадиционных методов рисования в образовательный процесс важно создать условия для самостоятельной творческой деятельности детей. Педагогам рекомендуется:

- Организовать рабочее пространство. Площадка для рисования должна быть удобной и безопасной, с легким доступом к материалам.

- Предлагать разнообразные материалы. Важно предоставить детям возможность выбора среди различных инструментов и материалов, таких как губки, кисти, ватные палочки, листья, камни, пластиковые бутылки и т. д.

- Наблюдать, но не вмешиваться. Роль педагога — направлять, но не ограничивать ребенка. Ребенок должен чувствовать, что его творчество не оценивается с точки зрения «правильности», а ценится само по себе.

Нетрадиционное рисование также может стать основой для тематических проектов и занятий, посвященных определенной теме. Например, педагог может предложить детям создать рисунки на тему природы, используя листья и другие природные материалы для отпечатков.

Для того чтобы развивать творческие способности ребенка в домашних условиях, родителям рекомендуется:

1. Создавать атмосферу творческой свободы. Предлагать ребенку рисовать без строгих инструкций, не ограничивая его фантазию.

2. Использовать доступные материалы. В домашних условиях можно применять губки, ватные палочки, фольгу, манку и другие материалы, которые легко найти дома.

3. Хвалить за самовыражение, а не за результат. Поддержка родителей в стремлении ребенка к творчеству играет важную роль в формировании у него уверенности в своих способностях.

4. Рисовать вместе с ребенком. Совместное творчество позволяет ребенку наблюдать за действиями взрослых и экспериментировать, пробуя новые техники.

В заключение можно отметить, что нетрадиционное рисование является важным инструментом для развития творческих способностей дошкольников. Эти техники позволяют детям экспериментировать, выражать свои эмоции, наблюдать за процессом создания рисунка и видеть его результат. Включение нетрадиционных методов рисования в процесс обучения помогает детям раскрыть свои творческие способности, развить фантазию и чувство прекрасного. Взаимодействие воспитателей и родителей, а также организация пространства для свободного творчества способствуют формированию интереса к искусству и развивают уверенность детей в собственных силах.

 

Список литературы

1. Антонова Л.В. Нетрадиционные техники рисования в работе с дошкольниками: методическое пособие. — М.: Академия, 2018. — 102 с.

2. Боровкова И.А. Развитие творческих способностей у дошкольников через нетрадиционное рисование // Дошкольное образование. — 2019. — № 6. — С. 34–39.

3. Комарова А.В. Методические рекомендации по нетрадиционному рисованию в ДОУ. — СПб.: Питер, 2020. — 87 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×