Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Нетрадиционные формы работы педагога-психолога с леворукими детьми | Кривченко Елена Анатольевна. Работа №330423

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Современная психология предлагает психологу разнообразные методические и содержательные подходы к проведению коррекционной и развивающей работы с детьми. Развития требуют интеллектуальная сфера, внимание, память, воображение, поведенческие аспекты, личностные, эмоциональные проблемы и т. д. Способности, психологические навыки, психические новообразования не появляются сами по себе. Они возникают, развиваются, формируются только в том случае, если создана особая среда, особая система отношений между людьми, и эта среда и система отношений формируют желание, потребность, интеллектуальную готовность.

 

 

 

 

«Нетрадиционные формы работы педагога-психолога ДОО

с леворукими детьми»

 

Современная психология предлагает психологу разнообразные методические и содержательные подходы к проведению коррекционной и развивающей работы с детьми. Развития требуют интеллектуальная сфера, внимание, память, воображение, поведенческие аспекты, личностные, эмоциональные проблемы и т. д.

Способности, психологические навыки, психические новообразования не появляются сами по себе. Они возникают, развиваются, формируются только в том случае, если создана особая среда, особая система отношений между людьми, и эта среда и система отношений формируют желание, потребность, интеллектуальную готовность.

Данные качества и процессы приобретают ценность только в системах отношений с миром, другими людьми, самим собой. Соответственно, проблемы в обучении, общении, психологическом развитии возникают у человека тогда, когда ему не были созданы условия, в которых он мог бы развить определенные качества, либо если в дальнейшем эти качества оказались невостребованными. Такая «ущербность» условий может состоять как в их низком мотивирующем потенциале, так и в эмоциональной непривлекательности или в несоответствии интеллектуальным возможностям человека в конкретный момент развития.

Условия коррекционной и развивающей работы не могут сводиться к тренингу, «дрессуре» определенных компонентов психического мира человека. Они должны включать в себя все необходимые элементы полноценной формирующей среды: эмоциональный, рефлексивный, мотивационный, смыслообразующий и т. д.

Условия, создаваемые в психокоррекционной и развивающей работе, – это условия формирования потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации.

При организации работы в выбранном направлении психологу следует воспользоваться системой психолого-педагогических требований и определиться в содержании работы. Например, у будущих первоклассников необходимо прежде всего сформировать умение работать по образцу и правилу взрослого, ориентироваться на всю систему предлагаемых условий, вырабатывать интеллектуальные навыки обобщения, сравнения, нахождения главного признака и т. д. В ходе упражнений и задач, требующих от будущего школьника сосредоточения внимания и контроля за поведением, формируются регуляторные навыки.

Этот рабочий принцип может значительно облегчить процесс подготовки психолога к тем или иным формам развивающей работы и сделать ее более осмысленной.

Ранее много было сказано об особенностях развития леворуких детей. Очевидно, что работа по подготовке такого ребенка к школе должна строиться с учетом его особенностей. Режим работы должен быть щадящим. Заниматься такой ребенок может по 10-15 минут, затем перерыв и еще 10-15 минут. Каждое занятие должно быть тщательно спланировано. Необходима специальная, совместная работа логопеда и педагога-психолога. Не стоит настраивать ребенка только на успехи в школе, так как проблем, по-видимому, избежать не удастся, и они могут стать большим разочарованием для ребенка. Неудачи могут сломать его, вызвать отрицательное отношение к учебе. Все это не только нарушит процесс адаптации ребенка в школе, но и приведет к срыву — школьному неврозу.

Подготовка к школе леворуких детей может проводиться в разных формах. Это могут быть и мини-уроки (специально организованные 10-15-минутные занятия), и различного рода игры, и любые другие варианты повседневного общения ребенка со взрослыми.

И если для формирования специальных знаний и умений детей лучше организовать мини-уроки, то развитие коммуникативных умений наиболее эффективно проходит и совершенствуется в сюжетно-ролевых играх с определенными правилами («можно-нельзя», «хорошо-плохо») и т. п. Игры по правилам не только помогают сформировать определенные коммуникативные навыки, но и развивают умения планировать свою деятельность, координировать ее с действиями других детей, способствуют осознанию себя среди сверстников, формируют определенное отношение к себе, своим действиям и поступкам. Однако решающее значение в формировании самооценки ребенка имеет оценка взрослых. От ее адекватности очень многое зависит. Представим себе, что в процессе подготовки к школе ребенку постоянно дают понять, что он неудачник, «неумеха». Рано или поздно он действительно станет таким.

Проанализировав навыки и умения, нередко выявляется, что у леворуких детей, поступающих в школу, графическая моторика слабо развита, наблюдается нарушение ориентировки на листе бумаги, излишняя мышечная напряженность, неправильное положение руки во время письма, нарушена координация тонких движений рук. При этом степень недоразвития мелкой моторики зачастую коррелирует с наличием и степенью речевого дефекта у леворуких  детей. Многие дети пассивны и нуждаются в стимуляции педагога.

Результаты исследований ученых  показали тесную взаимосвязь между исходным уровнем развития тонких движений кисти и успеваемостью леворуких детей при поступлении в школу.

На основании полученных результатов в работе с леворукими детьми можно поставить следующие задачи:

Формировать графические навыки (подготовить руку леворукого ребенка к

овладению письмом)

Совершенствовать движения рук,

развивая психические процессы.

Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью.

Регулярно проводить упражнения по совершенствованию   пальчиковой   моторики, выделив для нее специальное время.

Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

Успех коррекционной работы зависит от продуманности системы коррекции, то есть от всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. Для этого используются разные формы работы: в блоке специально организованного обучения в форме индивидуальных занятий выделяется определенное время, в связи с тем, что темп развития у леворуких детей разный. Все формы работы используются как в совместной деятельности воспитателя с детьми, так и в самостоятельной деятельности леворуких детей.

Коррекционно-развивающая работа проводится педагогом-психологом по основным направлениям:

развитие сенсорных и моторных функций;

развитие интеллектуальных функций;

развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

формирование, критичности, оценки и самооценки.

Одной из проблем леворуких детей является феномен зеркальности, связанный с недостаточностью функционированиямозолистого тела.

Развивать мозолистое тело можно при помощи:

кинезиологических упражнений (полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно к 10 годам);

развивающих игр:

загадки;

найди отличия;

игры на развитию мелкой моторики;

конструкторы;

лепка;

аппликация.

Рассмотрим подробнее нетрадиционные методики, используемые в работе с леворукими детьми.

Кинезиологические упражнения - комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие.

В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями.

Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Упражнения по развитию общей и мелкой моторики. Развитие отдельных двигательных качеств и особенностей ребёнка (силы, ловкости, быстроты, координации, равновесия).

Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными. Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу

Упражнения по оптимизации тонуса и обучение необходимым приёмам релаксации.

Упражнения для релаксации: способствуют расслаблению, снятию напряжения. Нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость):

Кинезиологические упражнения

для адаптации леворукого

ребенка к школе

1.Положите на стол чистый лист. Возьмите в обе руки по карандашу. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально - симметрично рисунки, буквы. При выполнения задания почувствуйте, как расслабляются глаза, руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируются, увеличивается эффективность работы всего мозга.

2.Положите ладошки на стол. Поднимайте пальцы по одному (начиная с мизинца). Сначала на одной руке, затем на другой, затем на обеих. Повторите упражнение в обратном порядке.

3.Выпрямите кисть руки, плотно сожмите пальцы и поочередно прижимайте их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой.

4.Сожмите пальцы в кулак и вращайте кисть в разных направлениях. Упражнение выполняется одной, затем другой рукой.

5.Зажмите карандаш средним и указательным пальцами. Сгибайте и разгибайте эти пальцы так, чтобы карандаш не опускался ниже большого пальца.

6.Положите на стол 10-15 палочек. Необходимо собрать одной рукой в кулак все карандаши, беря по одному. Затем по одному выложить карандаши на стол.

7.Делайте 2 грецкими орехами круговые движения в каждой ладони.

8.Соедините руки на уровне глаз домиком. Наклоните голову к правому плечу. Нарисуйте в воздухе соединенными руками на весь возможный размах крыльев горизонтальную 8. повторите в другую сторону, положив голову на левое плечо.

Предложенные занятия позволяют научить детей:

а) различным действиям рукой и отдельными пальцами при выполнении мелких и крупных движений , выполнять целенаправленные действия руками;

б) переносить сенсорный опыт в самостоятельную деятельность;

в) узнавать и называть эталоны, выделять эталон из множества;

г) соотносить эталон с признаком предмета;

д) определять последовательность событий

Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Письмо – один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению.

На занятиях по подготовке к письму целесообразно использовать пластилин.Волшебный мир пластилина знаком нам с детства. Этот пластичный материал предоставляет прекрасную возможность для развития творчества и фантазии, тонкой моторики пальцев рук, а также усвоения ребенком практических навыков при изготовлении поделок. Работа с пластилином – занятие не только интересное, но и чрезвычайно полезное для детей дошкольного возраста на подготовительном этапе к обучению в школе.

Пластилин мягок, пластичен, имеет много цветов и оттенков. Его можно многократно использовать. Пластилин всегда есть под рукой, и он недорог. А созданные пластилиновые работы – это те же самые игрушки, только сделанные самим ребенком, и отношение к ним у него особенное, как к живым. Естественно, что после занятий лепкой, дети становятся добрее, умнее и более общительными.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

В результате поиска технологии, позволяющей решать спектр психологических проблем детей дошкольного возраста, я использую элементы метода сказкотерапиии. Ведь с помощью сказки маленький человек учится преодолевать различные жизненные преграды, познает многообразный окружающий мир, готовится к взрослой жизни.

В дошкольном учреждении сказка приобретает особую актуальность, ведь она напрямую связана с игрой – основной деятельностью в этом возрасте.

Что же отличает сказочную игротерапию? Прежде всего взаимосвязь с жизнью и общечеловеческими ценностями. Инструкции к играм часто берутся из народных сказок и преданий. Главное, построить сюжет игры, где одна игра плавно перетекает в другую, отражая жизненно важный опыт.

Игры с пуговицами, прищепками. Игры способствуют развитию сенсомоторной и познавательной сфер, мелкой моторики пальцев рук. Благодаря такому массажу, мы активизируем так называемый «мануальный интеллект», находящийся на кончиках пальцев рук и ладонях.

Игры со спичками. Пусть вас не пугает название. Конечно, мы все помним, что «спички детям не игрушка», однако, в умелых и ловких руках они являются прекрасным тренажером для пальцев, зрения, концентрации внимания, кратковременной памяти и творчества.

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. В том числе и с леворукими детьми. В контексте сказкотерапии песочница:

сред

а

для создания сказок и мифов;

посредник в установлении контакта с ребенком;

позволяет перенести не только свое эмоциональное состояние в песочный мир, но и найти созидательные пути его изменения.

помогает преодолеть комплекс «плохого художника»

позволяет почуствовать себя настоящим волшебником

позволяет глубоко постичь внутренний мир

другого

(при создании песочных картин)

всё это делает возможным использование сказкотерапевтической песочной терапии в четырех аспектах:

аспект проективной психодиагностики;

аспект психокоррекции и психотерапии;

аспект психопрофилактики

аспект обучения.

Все четыре аспекта проявляются как в индивидуальных занятиях, так и групповых, без ограничения возраста.

Коммуникативные игры в сказкотерапии. Позволяют произвольно чередовать напряжение и расслабление мышц тела, тем самым способствуют снятию чрезмерного напряжения, что свойтсвенно леворуким детям. Учат основам самоконтроля и саморегуляции. Развивают навыки общения со сверстниками и взрослыми.

Вопрос полноценного развития познавательных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Одним из приоритетных направлений в нашем учреждении является развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе.

Наиболее эффективным средством интеллектуального развития детей дошкольного возраста, которое мы открыли для себя, и которые используем в работе с леворукими детьми - развивающие игровые технологии, созданные В.В. Воскобовичем.

Для развития памяти, внимания, логического мышления, сформированности пространственных представлений я использую на занятиях методическое пособие “Геоконт”, логическую игру «Танграм»

“Геоконт” - представляет собой деревянное поле с закрепленными на нем “гвоздиками”, на которых в ходе игры натягиваются разноцветные резинки. Каждый “гвоздик” имеет свои координаты (например, Ж-2 – желтый “луч”, второй “гвоздик”). С помощью разноцветных резинок на игровом поле можно создавать геометрические фигуры различного размера, разнообразные контуры предметных форм окружающего мира, симметричные и несимметричные узоры.Игра дает возможность для:

1.практически неограниченного силуэтного конструирования на плоскости

2. учит работать с координатной сеткой

3. тренирует мелкую моторику и кисти и пальцев

4. а также воображение и логику.

Одним из важнейших моментом в работе с леворуким ребенком является развитие у него творчества, волю, ручных умений и трудовых навыков, чувства формы, глазомера и цветоощущения. Ловкие детские и взрослые руки, а так же фантазия способны привести детей в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств — радость созидания и творчества. Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребенка. Работа над композицией способствует воспитанию художественного вкуса.

Дети проявляют интерес к занятиям с нетрадиционными материалами, что является основой положительного отношения к труду.

Помните!
Ребенок не должен чувствовать негативное отношение к леворукости, и верить в то, что очень способен.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×