Статья Нетрадиционные формы работы по развитию речи детей дошкольного возраста. Автор: Близнюк Анна Витальевна

Автор: Близнюк Анна Витальевна
Семинар-практикум для родителей на тему

«Нетрадиционные формы работы по развитию речи детей

дошкольного возраста»

 

Цель: активизация образовательного потенциала родителей по развитию речи детей.

Задачи:

- познакомить родителей с нетрадиционными формами работы по развитию речи детей дошкольного возраста;

- нацелить родителей на создание условий для речевого развития своих детей в условиях семьи;

- познакомить родителей с игровыми приёмами, которые способствуют развитию речи детей.


Автор: Близнюк Анна Витальевна

Семинар-практикум для родителей на тему

«Нетрадиционные формы работы по развитию речи детей

дошкольного возраста»

 

Цель: активизация образовательного потенциала родителей по развитию речи детей.

Задачи:

- познакомить родителей с нетрадиционными формами работы по развитию речи детей дошкольного возраста;

- нацелить родителей на создание условий для речевого развития своих детей в условиях семьи;

- познакомить родителей с игровыми приёмами, которые способствуют развитию речи детей.

 

Материалы и оборудование: бумага, краски, кисти, трубочки для коктейля, пластилин, карандаши.

 

Ход семинара-практикума.

В настоящее время проблема развития речи детей актуальна и значима, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остаётся стабильно высоким. Нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на физическое и умственное развитие. В арсенале современной педагогической практики существует множество методов и приемов развития связной речи дошкольников. Но, как показывает практика, использование в работе с детьми обычных методов и приемов, не всегда является эффективным. Необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей и стимулирующие их речевую активность.

Использование нетрадиционных методов на логопедических занятиях в дошкольном образовательном учреждении позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Положительным моментом является и то, что применение нетрадиционных методов направлено на включение в работу всех анализаторных систем ребёнка.

В развитии речи важную роль играет развитие мелкой моторики, на что влияет рисование по представлению.

Игра «Страна фантазии».

Взрослый сообщает: «Мы оказались в волшебной стране. Здесь всё необычное и удивительное. Дома в этой стране самой разной формы. Один дом, как гриб на ножке, другой, как ёлка – треугольник на треугольнике. А окна все круглые. Дорога в этой стране жёлтого цвета, а на небе всегда две радуги. И повсюду летают разноцветные бабочки.» Ребёнок рисует по описанию взрослого.

И следом можно предложить игру «Назови ласково»:

Дом-домик, дорога-дорожка, солнце-солнышко, облако-облачко и т.д.

Таким образом происходит расширение словарного запаса ребёнка, мы работаем над грамматикой и развиваем связную речь. А на занятиях мы ещё и отрабатывает звуки, которые находятся в процессе автоматизации.

Игра «Что в мешочке?»

Взрослый говорит: «Сейчас я расскажу, что у меня спрятано в мешочке, а ты нарисуешь». Если предмет сложный – описание расчленяют.

Игра «Заселим аквариум»

На столе лист с изображением аквариума, заполненного водой. Взрослый описывает подводных обитателей: рыба-клоун, осьминог, черепашка и т.д., а ребёнок их рисует, соотнося форму, цвет, величину.

Аналогично можно играть в игру «Поселим птиц в клетку», «Сад», «Огород», «Террариум» и т.д.

С родителями проводится игра «Страна фантазий».

Пластилиновая сказка.

Использование сказки в дошкольном возрасте способствует целенаправленному развитию речевой сферы. В увлекательной форме и доступными для понимания словами, сказка показывает ребенку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы. Дает прочувствовать, к чему приведет тот или иной поступок героя. Это уникальная возможность пережить, проиграть жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы, ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми.

Итак, взрослый берет себе и дает ребенку несколько небольших кусочков пластилина. В ходе рассказывания сказки, быстрыми движениями способом вытягивания лепит сам и предлагает ребёнку лепить вместе с ним сказочных героев. В ходе таких игр дети могут сами придумывать сюжет сказки, одновременно лепить и озвучивать его.

Родителям предлагается попробовать вылепить сказку «Репка».

Достоинства этого метода в работе с детьми по развитию речи:

- во время работы над сказкой, дети расширяют словарный запас,

- идет работа над автоматизацией поставленных звуков,

- вводятся в самостоятельную речь поставленные звуки,

- тексты сказок помогают правильно организовать диалог, а, следовательно, влияют на развитие связной монологической речи,

- дети усваивают образность языка, его метафоричность,

- во время сказки дети чувствуют свою психологическую защищённость,

- работа со сказкой способствует развитию тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.

Также возможно использовать метод Изосказки, где вместо пластилина используются карандаши и бумага.

Мнемоника, или мнемотехника – это система различных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Это увеличение объема памяти путем образования ассоциаций.

Мнемотехника – помогает развивать:

- ассоциативное мышление,

- зрительную и слуховую память,

- зрительное и слуховое внимание,

- воображение,

- связную речь.

Мнемосхемы могут быть использованы в работе над всеми видами связного высказывания:

пересказ;

составление рассказов по картинке и серии картин;

описательный рассказ;

творческий рассказ;

разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок;

отгадывание и составление загадок.

Родителям предлагается отгадать загадки, которые изображены в виде мнемосхем, а также повторить чистоговорки по мнемосхемам.

Использование элементов арт-терапии в речевом развитии дошкольников.

Техника «Кляксография».

На влажный альбомный лист ребенок (возможно с помощью педагога) наносит кляксы. Затем с помощью трубочки для коктейля дует на них. В результате получаются затейливые узоры. По завершению работы ребенок рассказывает, что он нарисовал, что он увидел в своих кляксах.

Ребёнок (возможно совместно с педагогом) составляет описание предмета, придумываем историю или сказку по своему рисунку.

Таким образом идёт работа по расширению словарного запас ребёнка, автоматизация поставленных звуков в речи, а выдувание кляксы с помощью трубочки способствует формированию правильного дыхания, развитию силы выдоха.

Родителям предлагается познакомиться с техникой «кляксография» на практике.

Техника «Рисование на манной крупе»

В неглубокую ёмкость насыпается манная крупа, по которой ребенок рисует пальцами, комментируя свои действия.

Техника «Рисование мокрой нитью».

На разнос помещается мокрая нить, ребёнок нитью выкладывает определённую буквы, над которой в данный момент идёт работа (постановка, автоматизация, введение в речь).

 

 

Список использованной литературы

 

Галанов А.С., Галанова А.А., Галанова В.А., Полный курс игрового обучения детей; под ред. Ю.

Велюха

. – Издательство:

Букмастер

, 2014.

Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М, 2001.

Лынская

М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: [пособие для учителя-дефектолога] / М.И. 

Лынская

;

под ред. С.Н. Шаховской. -

М. :

ПАРАДИГМА, 2012.

Никитина, А.В. Рисование веревочкой. Практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста в логопедических

садах.-

КАРО, 2006.

Новиковская

О.А.

 

Ниткография

. Конспекты занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет). – СПб.: Паритет, 2008.

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x