НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ | Захарова Ольга Николаевна. Работа №335838. Номер работы: №335838
Наш детский сад сотрудничает в проекте Родительский университет с 2014 года. За это время было проведено более 40 встреч с родителями по различным актуальным темам («Дети – наше будущее и оно в наших руках», «Мир детский – мир взрослый», «Ребенок в информационном мире», «Организация досуга в семье», «О речевом развитии дошкольников серьезно» и др.), с привлечением специалистов (доцент, кандидат психологических наук Педагогического института ИГУ, учителя МБОУ СОШ №2, врач ОГАУЗ «ИГКБ №10», педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели ДОО) и с использованием различных форм организации.
Самой интересной, активной, включенной, на наш взгляд, прошла встреча с родителями по теме «В поисках прав детей» в форме квеста. Квест (англ. quest) или приключенческая игра (англ. adventure game) – один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и исследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играет решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий.
Сценарий детско-взрослого квеста «В поисках прав детей»
Захарова, О.Н.,
МБДОУ г. Иркутска детский сад №142,
г. Иркутск
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Наш детский сад сотрудничает в проекте Родительский университет с 2014 года. За это время было проведено более 40 встреч с родителями по различным актуальным темам («Дети – наше будущее и оно в наших руках», «Мир детский – мир взрослый», «Ребенок в информационном мире», «Организация досуга в семье», «О речевом развитии дошкольников серьезно» и др.), с привлечением специалистов (доцент, кандидат психологических наук Педагогического института ИГУ, учителя МБОУ СОШ №2, врач ОГАУЗ «ИГКБ №10», педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели ДОО) и с использованием различных форм организации.
Самой интересной, активной, включенной, на наш взгляд, прошла встреча с родителями по теме «В поисках прав детей» в форме квеста. Квест (англ. quest) или приключенческая игра (англ. adventure game) – один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и исследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играет решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий.
Сценарий детско-взрослого квеста «В поисках прав детей»
Цель: объединение усилий и ресурсов ДОО и семьи в интересах дошкольника, создание системы просвещения родителей.
Задачи: способствовать обобщению и расширению знаний родителей и детей об их гражданских правах; способствовать развитию правового мировоззрения; воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека; содействовать формированию благоприятного микроклимата в семье; способствовать формированию у дошкольников любви и уважения к своей семье.
Оборудование: книги-сказки, аудиозапись, муляжи полезных и вредных продуктов, пупсик, коляска, ксерокопия свидетельства о рождении, обручи, маска волка, разрезные картинки, маршрутный лист, книга сказок, бейджи с именами участников, наградные медали и грамоты.
Участники: игра проводится между 2 командами, которые сформированы заранее из взрослых (родителей) и их детей. Каждая из команд передвигается по своему маршруту и не пересекается.
1.Организационный этап.
Ведущий-модератор:
- Здравствуйте, уважаемые родители и дети! Мы вас пригласили на квест-игру, наша игра посвящается правам детей. Но для начала познакомимся с участниками. Надо назвать своё имя и коротко охарактеризовать себя, например, меня зовут Елена, я умная, хорошая, люблю отгадывать ребусы. А вы кто? Далее все участники по очереди дают себе короткое представление и знакомятся.
Ведущий-модератор:
- А теперь командам необходимо придумать название команды, девиз и выбрать капитана, которого бы все слушали.
2.Разминка.
Ведущий-модератор:
- Теперь предлагаю немного размяться, на разминку становись! (коллективная музыкальная разминка).
3.Ведущий-модератор:
- Дорогие участники сейчас вы получите маршрутный лист и план детского сада, листы бумаги, где вы должны вписать ответы (права детей). Глядя в маршрутный лист и план детского сада, вам необходимо найти группы (помещения), в которых вы найдете подсказки к заданиям. Задание надо выполнить и получить ответ. Правильный ответ – это одно из прав детей, его и надо будет записать в лист ответов.
4.1 станция – группа «Звездочки»
Ведущий-модератор:
- Смотрите, в центре группы стоят коляски, на стульчиках сидят куклы. Давайте попробуем отгадать, к какому праву ребёнка это относится?
Правильный ответ: «Право на жизнь» (1 право).
Ведущий-модератор:
- На столе лежат листочки. Что это?
Участники:
- Это документ. Свидетельство о рождении.
Ведущий-модератор:
- Молодцы, ребята! Теперь давайте разберёмся для чего нужно нам свидетельство о рождении! Но что-то здесь не так. Что? (свидетельства без имен)
Участники:
- Нет имен.
Ведущий-модератор:
- Правильно! Обращаться друг к другу надо по имени. Какое нарушается право?
Участники:
- «Право на имя» (2 право).
Ведущий-модератор:
- Надо что-то делать? Помочь малышам! Как? (вписать имена в свидетельства о рождении).
5.Ведущий-модератор:
- Молодцы, вы справились с первым испытанием, не забудьте вписать права детей. Где же находится следующее испытание? Все смотрят маршрутный лист (нарисован повар).
Участники:
- В пищеблоке!
В пищеблоке детей встречает повар:
- Здравствуйте! Вы проголодались?
Участники:
- Нет, мы ищем права детей. Нам нужна подсказка.
Повар:
- Я могу вам помочь, но вы должны помочь мне. Для начала нужно рассортировать продукты на полезные и вредные.
Дидактическая игра «Полезные и вредные продукты» (перед детьми лежат муляжи продуктов, которые они раскладывают в 2 корзинки).
Повар:
- Молодцы! Сейчас в магазинах очень много разных продуктов, но среди них есть те, которые наносят вред организму. Нужно правильно питаться, употреблять лишь полезные продукты, и тогда вы вырастите большими и здоровыми. Ребята, а скажите, если человека лишают пищи, какие права нарушаются?
Участники: «Право на питание» (3 право).
6.Ведущий-модератор:
- Продолжим наш путь. Смотрят маршрутный лист и видят, что стрелочка указывает на медицинский кабинет (нарисована медсестра).
Медсестра:
- Здравствуйте ребята! Вы заболели?
Участники:
- Нет.
Медсестра:
- А, что случилось?
Участники:
- Нам нужно найти права детей. Маршрутный лист нам показал, что у вас есть подсказка.
Медсестра:
- Да у меня есть подсказка, но вы ее получите, если выполните вот такое задание. Дидактическое упражнение «Закончи пословицу»
В здоровом теле – … (здоровый дух)
Здоровье в порядке – … (спасибо зарядке)
Здоровьем слаб, так … (занимайся спортом брат!)
Сон - … (лучше всякого лекарства!)
Лук – … (здоровью друг)
Береги платье снову, а здоровье … (смолоду)
Здоровье - … (дороже богатства)
Медсестра:
- Вы молодцы! Справились с моим заданием. А теперь скажите, а каком праве мы говорим, когда попадаем в больницу?
Участники:
- «Право на бесплатную медицинскую помощь» (4 право).
7.Ведущий-модератор:
- Куда дальше? Смотрим в маршрутный лист. Группа «Знайки».
Аленушка:
- Здравствуйте, меня зовут Аленушка. У нас сейчас проходит выставка сказок. Вам необходимо выбрать книгу, назвать сказку и сказать, какое право в ней было нарушено.
«Волк и семеро козлят» - право на жизнь (5 право);
«Красная шапочка» - право на жизнь;
«Лиса и заяц» - право на имущество (6 право);
«Золотой ключик» - право на имущество;
«Дюймовочка» - право на свободу (7 право);
«Колобок» - право на жизнь;
«Маугли» - право на семью (8 право);
«Чипполино» - право на свободу (9 право).
Аленушка:
- Молодцы! Вижу, вы не только хорошо знаете сказки, но и права детей. Не забудьте вписать какие права вы назвали.
8.Ведущий-модератор:
- Пора продолжить путь. Где же нас ждет следующее испытание? Группа «Карандаши»
Встречает медведь:
- Здравствуйте, а у вас что случилось?
Участники:
- Нам нужно найти право ребенка. Маршрутный лист нам показал, что здесь есть подсказка.
Медведь:
- Вы ее получите, после того как сыграете со мной в игру «Три поросенка».
Игра: когда поросят в домике трое, волк трогать их не может. Под музыку поросята бегают по полянке и поют песенку: «Мы маленькие поросятки, на полянке мы гуляем, цветы собираем, песенки поем, волка в дом не ждем!» Когда выходит волк, музыка смолкает, и все поросята должны занять свои домики (обручи).
Проводится игра.
Медведь:
- Отлично поиграли. А скажите, какое право поросят нарушил серый волк?
Участники:
- Право на неприкосновенность жилища (10 право).
Медведь:
- Верно. Не забудьте записать.
9.Ведущий-модератор:
- Куда же мы дальше держим путь? (участники смотрят маршрутный лист)
Участники:
- В методический кабинет!
Старший воспитатель:
- Здравствуйте, ребята! Я слышала вам нужна подсказка? Я предлагаю вам из предложенных букв составить имена и из первых букв имен составить право. Имена: Оля, Боря, Роза, Аня, Зина, Оксана, Вова, Алина, Нина, Иван, Егор. Получается слово – «Образование» (11 право).
10.Ведущий-модератор: Куда путь держим? (в маршрутном листе музыкальный зал).
Музыкальный руководитель:
- Здравствуйте! Поиграем? Сейчас будут звучат отрывки из известных вам композиций. Вы должны отгадать, о каких правах говорится в наших любимых песенках, и тогда я отдам вам последнюю часть подсказки. Звучат отрывки из детских песен, ребята танцуют под музыку и угадывают, о каких правах говорится в песне:
«Песенка мамонтенка» - право ребенка не разлучаться с матерью (12 право);
«Чунга-чанга» - право на отдых (13 право);
Песня «Моя семья» - право на семью (8 право);
«Учат в школе» - право на образование (11 право);
«Танец маленьких утят» - право на досуг (12 право).
11.Рефлексия.
Ведущий-модератор:
- Молодцы! Вы справились с заданием, нашли права детей. Давайте же, перечислим права ребенка, о которых вы сможете рассказать своим друзьям. Начинаем со слов: «Ребенок имеет право…» Желаю вам, ребята, чтобы ваши права никогда не нарушались.
Награждение победителей.
В конце все участники танцуют под веселую музыку, обнимаются.
Список литературы:
1.https://ru.wikipedia.org/wiki/Квест
2.Конвенция о правах ребенка. - Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml. – Загл. с экрана
3.Удова О.В. Родительский университет – одна из форм повышения педагогической компетентности родителей // Общество: социология, психология, педагогика. Научный журнал №8 (52). 2018. С.119-123.