Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 16.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Нетрадиционные материалы на уроках технологии | Ирина Евгеньевна Капаева. Работа №310772

Дата публикации:
Автор:
Описание:

       Работа с нетрадиционным материалом интересна как педагогу,

    так и детям разного возраста тем, что она предлагает нечто новое ранее не используемое на занятиях.      Использование нетрадиционного материала дает возможность ребенку включать в работу не только свои умения и навыки, но и творческое воображение. Тем более, что в наше время нужны люди, которые способны принимать не стандартные решения, умеющие творчески мыслить. Именно работа с нетрадиционным материалом на занятиях по ручному труду позволит развивать выше указанные качества.

А развивать творческое воображение необходимо в любом  возрасте.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Остроглядовская средняя общеобразовательная школа»

Стародубского муниципального района

 

 

 

 

Мастер-класс

 

«Нетрадиционные

материалы на уроках технологии»

 

Подготовила: Капаева И.Е

учитель ИЗО, технологии

высшей квалификационной категории

 

.

 

 

 

Нетрадиционные материалы на уроках технологии

Работа с нетрадиционным материалом интересна как педагогу,

так и детям разного возраста тем, что она предлагает нечто новое ранее не используемое на занятиях. Использование нетрадиционного материала дает возможность ребенку включать в работу не только свои умения и навыки, но и творческое воображение. Тем более, что в наше время нужны люди, которые способны принимать не стандартные решения, умеющие творчески мыслить. Именно работа с нетрадиционным материалом на занятиях по ручному труду позволит развивать выше указанные качества.

А развивать творческое воображение необходимо в любом возрасте.

Творческое воображение в своих работах рассматривали такие известные психологи, как Теплов, Репина, Выготский, Запорожец, Белкина.

Запорожец утверждал, что детское «художественное творчество» существует и обращал внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями и его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество.

Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности – организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей детей, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация творческой атмосферы и мотивация задания.

Для развития активного творческого воображения детей можно использовать нетрадиционные материалы.

Понятие нетрадиционный материал является условным педагогическим термином, то есть для каждого определённого времени те или иные материалы считались необычными.

Под термином «нетрадиционные» подразумеваются такие материалы, которые можно заменить в работе обычно используемые на занятиях по ручному труду.

Существует классификация нетрадиционных материалов.

Его классифицируют по следующим категориям:

1. Бумага и картон:

-техническая бумага (наждачная);

- картон

а) упаковочный тарный;

б) упаковочный кондитерский.

2. Природные материалы:

– растительного происхождения (пух растений, семена, сухие листья и цветы, орехи и т. д.)

-минерального происхождения (камни, глина, песок, ракушки.)

- животного происхождения (перо, мех, кожа, скорлупа)

3. Бросовые материалы:

-металл (проволока, жестяные банки, тюбики из под крема)

- картон (коробочки, стаканчики, упаковки)

- дерево (опилки, стружка, шпон)

- пластмасса (трубочки от фломастеров, стержней, изоляция от телефонных проводов, пластиковые упаковки с ячейками от конфет, от таблеток, пенопласт)

4. Волокнистые материалы:

- натуральные (вата, марля, шпагат, нитки)

- синтетические (синтепон, паралон, фоамиран).

Завершенной классификации нет так как она может пополняться в зависимости от современных условий.

Все эти материалы можно и нужно включать в работу по ручному труду и пополнять классификацию новыми материалами, так как они помогут разнообразить творческий процесс и развить творческое воображение детей.

Ниже приведены некоторые нетрадиционные техники аппликации:

СКАТЫВАНИЕ БУМАГИ (комочки)

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу (небольшой кусочек салфетки, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

СКАТЫВАНИЕ БУМАГИ (жгуты)

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок скатывает из салфетки жгут и приклеивает его по контуру изображения. Можно весь образ заполнить жгутами из салфеток.

ОБРЫВАНИЕ БУМАГИ

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки или цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, кисть, плотная бумага либо цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок отрывает от листа бумаги кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисует клеем то, что хочет изобразить (малышам педагог выполняет один рисунок на всех, накладывает кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объемным. Путем обрывания можно также изготовить крупные части изображения.

«ЗНАКОМАЯ ФОРМА — НОВЫЙ ОБРАЗ»

Средства выразительности: изменчивость знакомой формы.

Материалы: простой карандаш, бумага, различные предметы, которые можно обводить (ножницы, подносы, стаканчики, ложки, кукольная одежда).Можно обводить также ладошки, ступни, кулачки, фигуру.

Способ получения изображения: ребенок обводит карандашом выбранный предмет. Затем превращает его во что-то другое путем подрезания деталей. При обведении ступни ребенок снимает обувь и ставит ногу на лист. Если обводится фигура, к стене крепится ватман, один ребенок прислоняется к нему, другой его обводит.

ТЫЧКОВАНИЕ

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером 2х2см, карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы он не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вынимает карандаш, а свернутый квадратик остается на основе. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем листа.

МОКРАЯ БУМАГА

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги для пастели , карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы, шаблоны ,вода.

КВИЛЛИНГ (англ. quilling; от quill «птичье перо»), также известен как бумагокручение — искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

История квиллинга

«Новое — это хорошо забытое старое», — данное высказывание как нельзя лучше демонстрирует историю квиллинга, ведь завоевывающее сегодня популярность искусство пришло к нам из Средневековья.

В конце XIV — начале XV века в Европе монахини создавали оригинальные и изящные медальоны, закручивая бумагу с позолоченными краями на кончике птичьего пера. Даже при близком рассмотрении эти бумажные миниатюрные шедевры создавали полную иллюзию того, что они сделаны из тонких золотых пластинок.

Уже через некоторое время хранительницы домашнего очага придумали таким образом украшать свои дома и наряды. Однако материалы для квиллинга стоили очень дорого, поэтому были по карману лишь обеспеченным слоям населения. В качестве инструмента для скручивания бумажных полосок тогда применяли птичьи перья, откуда и пошло слово квиллинг — по-английски «quilling» («quill» — птичье перо).

Но это искусство не стало национальным достоянием — оно отправилось покорять восточные территории.

Так, в Корее бумагокручение приобрело некоторые качества, присущие искусству Востока. Местные мастерицы полагали, что красота произведения напрямую связана с потраченным на его создание временем, поэтому каждая работа начала отличаться величайшей тщательностью и большим количеством деталей. Стоит отметить, что эта страна до сих пор славится своими выставками работ по квиллингу, а дети уже в школе постигают азы бумагокручения. К тому же в Южной Корее создана Ассоциация любителей бумажной пластики, которая объединяет последователей самых различных направлений бумажного творчества.

В наши дни квиллинг широко известен не только на Востоке, но и популярен как хобби в государствах Западной Европы, особенно у хозяек Англии и Германии. Как правило, ширину полосок разноцветной бумаги делают от 1,5 до 10 миллиметров. Есть несколько способов аккуратно и быстро нарезать бумагу полосками.

. Инструменты для квиллинга .Ножницы, пинцет с заостренными концами Длинная ручка с раздвоенным металлическим концом Клей ПВА Канцелярский нож со сменными лезвиями Линейка-трафарет с окружностями разного диаметра Пробковый коврик для моделирования Бумажные полоски для квиллинга Английские булавки с цветными ушками

Виды техник квиллинга:

1.Плоские или необъемные работы – это те, высота/толщина которых равна ширине бумажной полоски, используемой для изготовления квиллинг-элементов. «Кирпичики» из цветной бумаги в этом случае наклеиваются ребром на плоскость в один ярус.

2. Трехмерные изделия

Несмотря на то, что бумага считается достаточно хрупким материалом, из нее вполне можно изготавливать 3Д детали, украшения и даже вполне себе практичные вещи (конфетницы, декоративные вазы, стаканчики для салфеток, шкатулки и многое другое). Отличаться работы в технике бумагокручения могут не только по объемности, но и по цветовой гамме. Так, изделия могут быть монохромными – с использованием оттенков одного цвета, контрастными (черно-белыми), либо цветными или радужными

ВЫКЛАДЫВАНИЕ ИЗ МАКАРОННЫХ ИЗДЕЛИЙ

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: различные виды макаронных изделий, клей ПВА, плотная бумага или картон.

Способ получения изображения: макаронные изделия выкладываются в определенном направлении на предварительно смазанную клеем область листа. После высыхания наклеенные макароны можно раскрасить гуашью.

НАСЫПКА( крупы, опилки, обрезки нитей,скорлупа яиц)

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: фактура, объем, цвет.

Материалы: сыпучие крупы (манная, гречневая, пшено, опилки, стружка от карандашей, обрезки нитей, скорлупа яиц, клей ПВА, плотная бумага или картон.

Способ получения изображения: сыпучие продукты насыпаются на область листа предварительно смазанную клеем. После подсыхания излишки насыпки аккуратно стряхиваются.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА (поролон,фоамиран)

Средства выразительности: фактура, объем, цвет.

Материалы: разноцветные поролоновые губки, ножницы, клей ПВА, плотная бумага или картон.

Способ получения изображения: цветные поролоновые губки ребенок нарезает на кусочки необходимого размера и приклеивает их на лист по отдельности или на всю подготовленную область.

МОЗАИКА

Средства выразительности: фактура, объем, цвет.

Материалы: цветная бумага, нарезанная на узкие полоски, клей, плотная бумага или картон с изображенным контуром предмета.

Способ получения изображения: ребенок отрывает от полоски бумаги кусочки небольшого размера. Затем наносит клей на необходимую область изображения и накладывает кусочки бумаги. В результате изображение получается объемным.

Известно, что художественная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому объекту. Ребенок в процессе творчества испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

Кроме того работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение и страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Обогащая мир умений ребенка, мы даем ему возможность выразить себя различными способами в самом оптимальный варианте. Кроме того, использование нетрадиционных технологий позволяет ребенку поверить в себя. Все это очень важно для наших малышей.

ФОАМИРАН

Фоамиран, он же пластичная замша, ревелюр, ФОМ ЭВА - это бархатистый мягкий листовой материал нового поколения.

Он является достаточно новым материалом, абсолютно безвреден и поэтому рекомендован даже для детского творчества.

Этот синтетический материал завозится в Россию из Ирана, Кореи и Китая. Кстати, название иранской компании, поставляющей этот материал, именно «FoamIran». Видимо поэтому мы в России привыкли так его называть.

Особенностью пластичной замши является то, что цветы из него можно сделать очень реалистичными и практичными для наших прекрасных заказчиц. Украшения и букеты для невест не страшно вынести в мороз,снег, слякоть и дождь . Живые цветы в таких условиях быстро завянут и почернеют. Цветы из шёлка могут потерять свою форму, а цветам из фоамирана ничего не будет!

Самым тонким и качественным считается иранский фоамиран.

Что нужно для работы с фоамираном?

Чтобы сделать из фоамирана какое-либо изделие, понадобится утюг и термопистолет: с их помощью можно формировать детали изделий и скреплять их между собой. Также понадобятся и другие, более стандартные инструменты: ножницы, дырокол, карандаш, схемы, выкройки и шаблоны будущих изделий.

Новые разновидности фоамирана – бархатный фоамиран, шелковый, зефирный, эстратонкий,глитерный, блестящий и даже клеевой.

Толщина фоамирана в зависимости от вида и производителя может варьироваться. Обычно это 0,8 – 1,2 миллиметра, но некоторые виды достигают и 2 миллиметра в толщину. В независимости от вида и происхождения, данный материал всегда имеет богатую палитру цветов, однородную структуру и одинаковую плотность по всей поверхности листа. Данный материал является нетоксичным, безопасным для здоровья и удобным в работе, благодаря чему, может смело применяться для совместного творчества с детьми или для изготовления детских аксессуаров.

Иранский фоамиран – это прекрасная разновидность классического фома, сочетающего в себе такие великолепные привилегии, как доступная стоимость и отличное качество. В нашем магазине такой фом можно купить листами разных размеров, он приятный и нежный на ощупь, словно прохладный лепесток живого цветочка и идеально подходит как раз для создания цветов.

 Экстратонкий фоамиран – это особая категория фоамирана, листы которого отличаются необычайной тонкостью, но вместе с тем, такой фоамиран является достаточно прочным. Моделировать такой материал очень просто даже без применения дополнительных приспособлений (молдов и вайнеров).

Зефирный фоамиран – это особенная разновидность фоамирана, обладающая особой легкостью и воздушностью. Зефирный фоамиран не имеет большой плотности, а наоборот, обладает очень пористой структурой. Такой вид фоамирана особенно хорош для создания ягод и пышных кудрявых цветочков с воздушными лепестками.

 Бархатный, шелковый фоамиран – это разновидность одного из самых новых видов фоамирана премиум-класса. В данном материале собраны все лучшие свойства других разновидностей фома. С применением такого фоамирана можно запросто получить очень качественные, профессиональные и реалистичные работы, правда, и стоимость на данный вид фома на порядок выше аналогов.

 Блестящий фоамиран – это самый нарядный, яркий, сверкающий фоамиран со щедрым напылением блесток. Если большинство видов фоамирана являются двусторонними, то с глиттерным фоамираном дела обстоят совсем иначе и такой ревелюр односторонний, то есть, с изнаночной стороны не блестит.

Такой фом радует сверкающей гладкой поверхностью и очень часто применяется для детского творчества, а также, для создания необычных элементов декора, детских и праздничных аксессуаров.

Блестки с листов глиттерного ревелюра не осыпаются и не липнут к рукам во время творческого процесса, а работы получаются действительно оригинальными.

 Клеевой фоамиран – это блестящий фоамиран, имеющий липкий клеевой слой с изнаночной стороны листа. Удобством такого фоамирана является то, что в работе нет нужды дополнительно применять клей, достаточно вырезать нужную фигурку, отлепить от листа защитную пленку и прикрепить элемент к основе.

Способов применения такого фоамирана немерено. С блестящим клеевым фоамираном получаются роскошные фоны, декор для скрапбукинга, подвески и магниты на холодильник, заколки, бантики, цветы, короны и многое другое.

Наверное, уже всем не терпится поработать и все свои творческие задумки реализовать в конкретных работах. Чтобы сэкономить наше время, я подготовила для вас основы. Вам осталось только декорировать и собрать изделия.

Практическая часть.

В этом мастер-классе вы научитесь делать один из самых известных символов весны – тюльпан из фоамирана. Из таких цветов можно сделать практически настоящий, будто живой букет. Вам будут нужны в работе: розовый ,желтый, красный фоамиран для лепестков; фоамиран для листьев; длинная зубочистка; шило; фольга; картон для шаблона; зелёная и розовая художественная пастель; утюг; поролоновая губка; ножницы; вода; клеевой пистолет. Печатаем шаблон на бумаге. Его размер вы можете регулировать самостоятельно, ведь от этого зависит размер цветка. тюльпан из фоамирана выкройки Для одного тюльпана понадобятся две таких заготовки. Обводим на фоамиране при помощи шила, но можно воспользоваться зубочисткой. Аккуратно вырезаем по контуру. Из фольги делаем капельку длиной около 2-2,5 см, что зависит от размера цветка. Она должна быть такого размера, чтобы лепесток свободного мог её окутать. В широкой части делаем отверстие вдоль изделия при помощи шила. Наносим клей внутрь отверстия и вставляем зубочистку тупым концом. Теперь тонируем лепестки. Работаем с влажной губкой и художественной пастелью. Серединку делаем зелёной, а края розовыми. Разогреваем утюг и обрабатываем по одному лепестку. Его нужно подержать на поверхности 2 секунды, затем скрутить и расправить, немного растягивая серединку. Нанизываем на зубочистку лепестки и собираем все в один бутон. Бутон этот не должен быть похожим на бутон розы, то есть, мы не приклеиваем верхний край к заготовке из фольги. Крепим второй слой лепестков, приклеивая их всего лишь за серединки к предыдущим лепесткам, чтобы они не распадались в разные стороны. Из зелёного фоамирана произвольно вырезаем длинные листья для тюльпана. Их всего лишь прикладываем к утюгу, чтобы придать объём. Затем прорисовываем при помощи шила прожилки. Стебель подгоняем под нужную длину и окутываем его в полосу зелёного фоамирана. Стараемся клеить аккуратно, чтобы клей не выступал. Украшаем стебель листьями. Получаем красивый, будто настоящий тюльпан. тюльпаны из фоамирана, фото

 

«Я понял одну нехитрую истину.

Она в том чтобы делать

так называемые чудеса

своими руками»

                                                                                                              А. Грин

ВСЕМ СПАСИБО!!!

Желаю Вам вдохновения, и пускай творчество будет только в радость!

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×