Нетрадиционные материалы в аппликации, как средство художественной выразительности детей дошкольного возраста | Винник Ольга Петровна. Работа №351717
Аннотация. Нетрадиционные материалы в аппликации являются важным инструментом для развития художественной выразительности у детей дошкольного возраста. Использование нестандартных материалов помогает расширить творческие горизонты детей, стимулирует их фантазию и улучшает моторику. В статье рассматривается роль нетрадиционных материалов в процессе аппликации, их влияние на развитие креативности и эстетического восприятия у дошкольников. Также подчеркивается, как использование различных текстур, цветов и форм способствует формированию у детей индивидуального подхода в творческом процессе. В статье представлены примеры нетрадиционных материалов и рекомендации для воспитателей, как эффективно использовать их в работе с детьми дошкольного возраста.
Ключевые слова: нетрадиционные материалы, аппликация, художественная выразительность, дошкольное образование, творческое развитие, моторику, креативность.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ В АППЛИКАЦИИ, КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Винник Ольга Петровна воспитатель
ГБОУ " Школа-интернат с предоставлением дошкольного образования городского округа Горловка" ДНР
Аннотация. Нетрадиционные материалы в аппликации являются важным инструментом для развития художественной выразительности у детей дошкольного возраста. Использование нестандартных материалов помогает расширить творческие горизонты детей, стимулирует их фантазию и улучшает моторику. В статье рассматривается роль нетрадиционных материалов в процессе аппликации, их влияние на развитие креативности и эстетического восприятия у дошкольников. Также подчеркивается, как использование различных текстур, цветов и форм способствует формированию у детей индивидуального подхода в творческом процессе. В статье представлены примеры нетрадиционных материалов и рекомендации для воспитателей, как эффективно использовать их в работе с детьми дошкольного возраста.
Ключевые слова: нетрадиционные материалы, аппликация, художественная выразительность, дошкольное образование, творческое развитие, моторику, креативность.
Аппликация является одним из самых популярных видов художественной деятельности в дошкольном возрасте. Этот вид творчества помогает детям не только развивать художественные навыки, но и развивать фантазию, воображение, координацию движений, а также улучшать мелкую моторику рук. Традиционные материалы для аппликации, такие как цветная бумага, ткань, пуговицы и т. д., знакомы детям с самого раннего возраста. Однако использование нетрадиционных материалов открывает новые возможности для развития художественного восприятия и позволяет привнести в творческую деятельность элементы неожиданности и необычности.
Использование нетрадиционных материалов в аппликации способствует развитию уникальных навыков у детей. Оно помогает развить эстетическое восприятие, выразительность и креативность. В этой статье рассматривается роль нетрадиционных материалов в процессе аппликации и их влияние на художественную выразительность детей дошкольного возраста.
Нетрадиционные материалы — это любые материалы, которые выходят за рамки обычных (бумага, ткань, краски и прочее). К ним могут относиться природные материалы (шишки, листья, камушки, песок), различные текстуры (фольга, поролон, пластилин, нитки, пуговицы, обрывки старых журналов), а также материалы, полученные с помощью переработки (обрезки, упаковочные материалы и другие отходы). Эти материалы дают детям возможность не только работать с привычными материалами, но и экспериментировать, открывая новые способы создания художественных произведений.
Использование таких материалов стимулирует творчество, позволяет выразить идеи и эмоции, помогает детям научиться видеть необычное в обычном. В процессе работы с такими материалами у детей развивается мелкая моторика, восприятие текстур, а также появляется возможность для работы с образами, что расширяет их представления о мире.
Работа с нетрадиционными материалами способствует активному развитию мелкой моторики, что особенно важно в дошкольном возрасте. Мелкие элементы, такие как зерна, песок, пуговицы или тканевые обрезки, требуют от детей точности движений, что развивает координацию рук и пальцев. Использование таких материалов помогает детям улучшить свои тактильные ощущения — они могут почувствовать разные текстуры, плотность материалов, их упругость или мягкость. Это развивает сенсорное восприятие, что, в свою очередь, положительно сказывается на восприятии окружающего мира.
Нетрадиционные материалы в аппликации дают детям широкий простор для креативности. Дети могут создавать объемные композиции, комбинировать материалы, из которых создаются неожиданные и оригинальные образы. Например, из пластилина можно лепить детали, а с помощью веточек и листьев — создавать стилизованные изображения природы. Нетрадиционные материалы позволяют развивать у детей способность к нестандартному мышлению, искать новые формы и способы работы. Это развивает не только художественные, но и интеллектуальные способности.
Использование нетрадиционных материалов в аппликации зависит от возрастных особенностей детей, их умений и интересов. Ниже приведены несколько примеров материалов и способов их применения.
Природные материалы, такие как листья, шишки, семена, травы, камушки, веточки, кора деревьев, — это отличный ресурс для создания аппликаций. Эти материалы имеют разнообразные формы, текстуры и цвета, что позволяет детям научиться работать с натуральными элементами. Например, листья можно использовать для создания объемных композиций осенних пейзажей, шишки — для изображения животных или деревьев. Камушки могут быть использованы для создания орнаментов, а зерна и семена — для создания текстурированных фонов или деталей.
Ткани разных цветов, текстур и плотностей также являются отличным материалом для аппликации. Мягкие ткани можно разрезать, складывать, пришивать, чтобы создать различные формы. Кроме того, дети могут использовать старые носки, фрагменты одежды, вышивки, чтобы создать необычные изображения. Например, из фетра можно вырезать фигуры животных или цветы, из ткани сделать объемные аппликации с вышивкой.
Старые журналы, упаковки, картон, пластиковые крышки и другие переработанные материалы также могут служить отличными инструментами для творчества. Детям можно предложить изготавливать аппликации из обрывков старых газет или журналов, создавать коллажи и декорировать различные предметы с помощью упаковки, картонных коробок и даже пластиковой бутылки. Это не только развивает творческие способности, но и помогает детям осознавать важность переработки и устойчивого потребления.
Порой подручные материалы, такие как фольга, нитки, резинки, пуговицы, пластиковые стаканчики и даже крупы, становятся основой для создания необычных аппликаций. Эти материалы можно использовать для создания различных текстур, объектов и декоративных элементов. Например, с помощью фольги можно создать блестящие поверхности для изображений, а нитки использовать для рисования или создания объемных элементов.
Использование нетрадиционных материалов требует от воспитателя особой внимательности и креативности. Он должен научить детей видеть и использовать эти материалы в процессе работы, дать им возможность свободно экспериментировать, подсказывать, как можно комбинировать материалы для достижения различных эффектов. Важно, чтобы воспитатель создавал безопасные условия для работы с материалами, контролировал процесс и поддерживал детей, помогая им не только в освоении новых навыков, но и в развитии их воображения.
Воспитатель также может организовать выставки или презентации детских работ, что поможет детям гордиться своими достижениями и развить уверенность в своих силах.
В заключение можно отметить, что использование нетрадиционных материалов в аппликации является важным средством развития художественной выразительности у детей дошкольного возраста. Эти материалы позволяют расширить горизонты творческой деятельности, стимулировать креативность, развивать мелкую моторику и сенсорные способности. Работая с такими материалами, дети учат себя нестандартному подходу, учат видеть красоту в повседневных предметах, а также развивают способность создавать уникальные, выразительные произведения искусства. Роль воспитателя в этом процессе заключается в организации безопасной и творческой среды, где каждый ребенок может раскрыть свой потенциал и создать нечто новое и красивое.
Список литературы
Агапова, И. А. Лучшие аппликации для детей / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. –
Москва :
ЛАДА, 201
9
. – 92 с
Выготский, Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский. –
Москва :
Наука,
2019
. – 455 с.
Глотова, Г. А. Творческая одаренность личности: проблемы и методы исследования / Г. А. Глотова. –
Екатеринбург :
[б. и.], 201
9
. – 287 с.