«Нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на уроке иностранного языка ситуации успеха и условий для самореализации» | Светлана Николаевна Паршина. Работа №352497
Статья предназначена для учителей иностранного языка. В статье описываются традиционные и нетрадиционные методы работы , которые помогут создать на уроке иностранного языка ситуации успеха,помогут учителю активизировать внутренние силы ребенка,создать условия для самореализации обучающихся. Рассмотрена необходимость индивидуального подхода и разноуровневых заданий.
«Нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на уроке иностранного языка ситуации успеха и условий для самореализации»
Выступление на заседании районного МО учителя английского языка МБОУ Любовниковской СШ Паршиной С.Н.
Французский писатель Анатоль Франс сказал: «Учиться надо весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» .
В настоящее время значительно возрос интерес к иностранным языкам, в особенности к английскому языку. Сегодня английский язык выходит на первое место по международной значимости, он стал основным средством международного общения.
На уроках английского языка основой для преподавателя является создание ситуации успеха в коммуникативной деятельности учащихся. Испытывая чувство успеха в коммуникативной деятельности на уроках английского языка, обучаемый переживает радость, эмоциональный подъем. Переживание успеха в учебном общении внушает ему уверенность в собственных силах; повышается самооценка, появляется желание вновь достигнуть хороших результатов в коммуникативной деятельности, чтобы еще раз пережить радость успеха.
Учитель должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе, внутреннее удовлетворение. Учитель должен помнить, что ребенку нужно помогать добиваться успеха в учебной деятельности. А для этого нужно создавать ситуации успеха.
Поэтому нужно подбирать такие задания, с которыми учащиеся могли бы справиться без особых затруднений, и лишь потом переходить к более сложным упражнениям.
В опыте передовых учителей с этой целью используются так называемые сдвоенные задания ,где первое подготавливает к выполнению второго, более сложного задания.
Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех или иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям.
Итак, давайте рассмотрим некоторые традиционные и нетрадиционные методы , которые обеспечивают создание на уроке ситуации успеха.
Несомненно
,
в процессе
обучения иностранному языку большое значение имеют упражнения –
игры
как одни из важнейших форм развития фонематического слуха, восприятия речи, внимания, памяти. Кроме того, что важно для создания
ситуации успеха
, они повышают учебную мотивацию, самооценку обучаемых, способствуют их
релаксациии
.
Песня
на уроке – хороший вид релаксации,
который предоставляет
возможность
не только
отдохнуть
,
но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Также пение повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. Пение на уроках иностранного языка позволяет включить в активную деятельность каждого ребенка, создает предпосылки для дружной коллективной работы в атмосфере положительных эмоций.
Наличие
эмоциональных разрядок.
Это могут быть
поговорки,
скороговорки
,
веселые четверостишия
. Использование таких эмоциональных разрядок при изучении иностранного языка
не только формирует произносительные навыки
,
снимает напряжение школьника, стимулирует речевую деятельность , но и повышает интерес к предмету и эмоциональный настрой детей.
Еще один способ создания ситуаций успеха на уроке иностранного языка — это такие задания, которые стимулируют логическое и творческое мышление детей –
ребусы, головоломки, чайнворды
. Успешное выполнение таких нетрадиционных заданий вызывает у детей настоящую радость успеха.
Творческие задания
(проекты, оформление стенгазет, подготовка внеклассных мероприятий, презентации, иллюстрации, инсценировки, открытки и т.д.) помогают раскрыть потенциал каждого ребенка и, также, как и предыдущие приемы и задания, повышают мотивацию к изучению предмета.
Кроме того
, необходим
индивидуальный подход
к каждому ученику, его способностям к данному предмету,
разноуровневые
задания на уроке
и домашние
задания, а также
индивидуальная система оценивания.
Это позволяет каждому ребенку, даже ребенку с низкими способностями и знаниями по предмету, получить хорошую оценку и почувствовать радость успеха от удачно выполненного задания.
Для создания ситуации успеха на любом уроке также необходимы
стимулы
,
поощрения , помощь и поддержка
учеников,
испытывающих
трудности в изучении предмета, со стороны учителя и других детей.
Все вышеперечисленное помогает учителю активизировать внутренние силы ребенка, рождающие энергию для преодоления трудностей, желание учиться. Помогает создать такие условия, в которых ребенок испытывает уверенность в себе , внутреннее удовлетворение от своих успехов, т.е .помогает создать ситуацию успеха.
К нетрадиционным методам, обеспечивающим создание на уроке иностранного языка условий для самореализации можно отнести включение в учебный процесс нестандартных форм урока, которые способствуют повышению уровня мотивации изучения иностранного языка на разных этапах, связи учебного материала с жизненными ситуациями, развитию самостоятельности и творческой инициативы школьников.
Нетрадиционные формы урока английского языка реализуются ,как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля. Методически высокоэффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются: урок- спектакль, урок- праздник, видеоурок, урок- экскурсия, урок- интервью и другие формы занятий. В процессе подготовки к таким урокам ученики получают задания, адекватные их знаниям и способностям, что создает оптимальные условия для их самореализации, для создания на уроках ситуации успеха.
В связи с вышесказанным хотелось бы процитировать китайскую народную мудрость : « Скажи мне –и я забуду,
Покажи мне- и я запомню,
Вовлеки меня –и я научусь.»
Ведь увлеченный ребенок – это счастливый ребенок, успешный ребенок, способный к самореализации. А это именно то , к чему мы все с вами должны стремиться.
Используемая литература:
1.Миннахметова З.Н. «Создание ситуаций успеха на уроке иностранного языка.»
2.Труханова О.В. «Создание ситуации успеха на уроках иностранного языка как средство мотивации к его изучению»
3.Сосула И.Ю. « Нетрадиционные формы урока иностранного языка как один из способов повышения эффективности обучения и интереса к иностранному языку.»