Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Нетрадиционные методы работы" | Кувик Елена Владимировна. Работа №275333

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Кувик Елена Владимировна
В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и  изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что  детскую изобразительную деятельность нельзя назвать творчеством. Однако ученые придерживались других взглядов, и утверждали,  что детское творчество совершенно.

Н.П. Сакулина говорила, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Т.е. надо использовать на занятии разные техники рисования: традиционную (карандаши, краски) и нетрадиционную (мыльной пеной, свечой и т.д, ).

"Нетрадиционные методы работы по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития" (Опыт работы)

 Информация об опыте

1.1Актуальность

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и  изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что  детскую изобразительную деятельность нельзя назвать творчеством. Однако ученые придерживались других взглядов, и утверждали,  что детское творчество совершенно.

Н.П. Сакулина говорила, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Т.е. надо использовать на занятии разные техники рисования: традиционную (карандаши, краски) и нетрадиционную (мыльной пеной, свечой и т.д, ).

     В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития в целом. Намечаются новые пути в развитии изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленные на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании. Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через показ детям именно способов рисования, которые дают толчок развитию как творческому потенциалу ребенка, так  и развитию личности ребенка в целом.

      Л.С. Выготский говорил, что задержка в развитии речи знаменует собой и задержку развития воображения. Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова, Э.Л. Фигередо, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина отмечают, что для детей с речевым недоразвитием характерны: недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения; недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности; отставание в развитии словесно-логического мышления; недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения; общая психофизиологическая расторможенность; недоразвитие общей и мелкой моторики.

      Перед логопедами, психологами, воспитателями, родителями остро встает вопрос не только о преодолении и устранении речевого нарушения и связанных с ним различных отклонений в психофизиологической сфере, но и создание психологами и педагогами оптимальных условий, позволяющих всесторонне воздействовать на «нарушенное» развитие ребенка. Продуктивные виды деятельности (изобразительная, трудовая, музыкальная и др.) имеют большой потенциал в преодолении задержки психического развития у детей дошкольного возраста.

Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности, в том числе и изобразительной. Отсюда следует отметить, что изобразительная деятельность детей с различными  нарушениями во многом отличается от изобразительной деятельности детей в норме. Так, у детей с афазией наблюдаются нарушения тонких, дифференцированных движений пальцев, что отрицательно сказывается на овладении техникой рисования. При акустико-мнестической афазии отмечается ослабление и обеднение зрительных представлений о предмете, трудности в соотнесении воспринятого на слух слова с его зрительным предоставлением. При рисовании тех или иных предметов опускаются, недорисовываются значимые для их опознания детали (например, носик у чайника, гребешок у петуха и т.д.). У детей с дизартрией, нарушения речи сочетаются с двигательными нарушениями различного характера и степени выраженности. С задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию. У детей с подкорковой дизартрией отмечается общая моторная неловкость, недостаточная координированность движений руки и пальцев. Наблюдается замедленное формирование пространственных представлений. При корковой дизартрии отмечается зеркальное воспроизведение частей рисунка, отображение только одного или нескольких пространственных признаков, отсутствие некоторых (иногда значимых) деталей, наблюдение пропорций, отклонение линий от заданного направления, разрывы между линиями в местах соединения, пересечение линий. В ряде случаев при дизартрии наблюдаются легкие двигательные расстройства (тремор пальцев рук). Дети не могут правильно держать карандаш, кисть, регулировать силу нажима. Все это затрудняет полноценную изобразительную деятельность.

В целом, у детей с различными  нарушениями из-за несовершенства моторики наблюдается несформированность техники рисования. Это приводит к однообразию способов изображения предметов, наличию "заученных" изображений (шаблонов), которые повторяются из рисунка в рисунок с небольшими изменениями и дополнениями. Отсюда, узость тематики рисунков, их схематизм. На качество изображения оказывают влияние также нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость нервной системы). Для таких детей часто важен процесс рисования, а не его результат.  Дошкольники с ЗПР не умеют создавать сюжетное изображение. Изображение отдельных предметов они не связывают в единый сюжет или из множества нарисованных предметов только 2-3 могут объединить в небольшой эпизод. Дополнительные детали предметов в рисунках встречаются крайне редко, работы примитивны.   Наблюдается подмена изображений предметов изображениями геометрических фигур, неадекватное использование цвета (например, снеговик изображен красным цветом.

    Дети с ЗПР испытывают затруднения при выборе темы для сюжетного рисования. Проявляют «бездумный» стиль рисовании, не могут придумать название своему рисунку, не задают себе в процессе рисования вопросов, не проявляют каких-либо эмоций, рассказывая об изображенном на бумаге.

  При штриховке предметов наблюдается выход за границы обозначенного контура, недостаточная сила нажима на карандаш, неравномерность закрашивания.

   Отмечается сниженный интерес или вообще его отсутствие к процессу и результату деятельности; дошкольники не всегда понимают, что от них требует педагог.

   При работе с акварелью, гуашью рисунки часто выглядят неаккуратно.

    У детей с ЗПР отмечается недостаточная сформированность навыков рисования. Технические умения и навыки не соответствуют показателям возрастного развития. Но, несмотря на то, что рисунки могут быть выполнены на недостаточно высоком уровне, дети, как правило, оценивают их положительно.

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определило выбор темы исследования: использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности со старшими дошкольниками.

2.2 Новизна.

Для развития воображения, творческого мышления (его гибкости, оригинальности), творческой активности как составляющих творческого потенциала личности в практике дошкольного художественного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов. Несомненным достоинством таких техник является универсальность использования. Технология их выполнения интересна детям дошкольного возраста. Поэтому рассматриваемые техники вводятся в практику дошкольного художественного образования с целью актуализации и развития их творческих возможностей как сущностной характеристики педагогической деятельности.

   Таким образом, педагогическая практика показывает, что большие возможности для формирования творческих и изобразительных способностей предоставляют занятия с использованием нетрадиционных техник рисования. При этом анализ педагогического опыта показывает, что не все педагоги осознают значимость проблемы развития творческой личности дошкольника, не владеют приемами использования нетрадиционных техник рисования и поэтому не могут научить детей этим техникам.   Возникает противоречие между необходимостью развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию и недостаточной теоретической и методической разработкой проблемы использования нетрадиционных техник рисования.

    В данное время мы работаем в группе компенсирующей направленности с детьми задержкой психического развития по программе С. Г. Шевченко.   Мы стараемся строить свою работу на основе современных подходов к организации преемственных связей между дошкольным и начальным звеньями системы непрерывного образования, учитывая индивидуальные возрастные, психофизические, личностные особенности и возможности

 Дети с ЗПР - многочисленная категория, разнородная по своему составу. Часть из них имеет негрубые нарушения со стороны центральной нервной системы, вследствие ее раннего органического поражения. У других детей ЗПР возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС. Соматическая ослабленность, наличие хронического заболевания также могут стать причиной отставания в нервно-психическом развитии. Неблагоприятные микросоциальные условия, психотравмирующие ситуации являются еще одной причиной ЗПР у детей.

  Итак, изобразительная деятельность для таких детей  нуждается в целенаправленном развитии. Однако поступательное движение в данном направлении будет невозможным, если не стимулировать развитие познавательных процессов мелкой моторики, а конечном счете, интереса к самой деятельности. Необходимо работать с причиной, а не со следствием. Совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений с совершенствованием изобразительных умений и навыков можно, используя нетрадиционные техники рисования.

       Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей (Чем еще я могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать?) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики руки. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику "кляксография". Созданию сложного симметричного изображения способствует техника "монотипия".

В процессе такой работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей. Формированию психофизиологической основы речи способствует и совместная деятельность детей и педагога. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребенка, мы корректируем его эмоционально-волевую сферу, что также положительно оказывается на динамике речевого развития. Кроме того, совместная деятельность, увлеченность общим делом способствует речевому развитию ребенка и через межличностное взаимодействие.

На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник мы решаем и частные задачи развития речи. Так, создавая изображение с помощью выдувания красок ("рисование мыльными пузырями", техника "кляксография"), дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ, а мы имеем возможность осуществлять своеобразную дыхательную гимнастику, необходимую при некоторых речевых нарушениях. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счет использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и т.д.

  При работе с детьми с ЗПР обязательно осуществляется индивидуальный подход к детям, учитываются их желания, интерес.

При проведении занятий по изобразительной деятельности мы непременно учитываем возраст детей, требования программы. Темы занятий по рисованию нетрадиционными техниками изображения рационально связываю с разделами программы воспитания и обучения детей с ЗПР, ознакомлением с окружающим миром, развитием речи. Например, при прохождении тем: «Домашние животные», «Насекомые», «Рыбы» дети рисовали рыб ребром картона, бабочек техникой - монотипия, котенка – в технике гроттаж.

Для того чтобы заинтересовать детей, настроить их на предстоящую деятельность мы читаем стихи, загадываю загадки, придумываем различные сюрпризные и игровые моменты. При проведении занятий прослушиваю музыкальные произведения.

Для предупреждения утомления, невнимательности, профилактики нарушений осанки в структуру занятия включаю физминутки, игры на развитие мелкой моторики, психогимнастику. Содержание физкультминуток также перекликается с темой занятия.

Связь с трудовым обучение прослеживается в том, что дети подготавливают рабочее место для занятий, убирают материалы и оборудование после окончания работы. У них формируются навыки самообслуживания, умение работать аккуратно.

В группе создаем необходимую развивающую среду, обогащаем детей знаниями и представлениями об окружающем мире, организуем и проводим мероприятия: экскурсии, наблюдения, чтение  художественной литературы и т.п. И конечно контролируем, напоминаем, оказываем помощь при использовании той или иной нетрадиционной техники изображения, при подготовке рабочего места для занятий. Очень важно поощрять деятельность детей.

Важной составляющей деятельностью при работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, является организация работы с родителями. Провожу консультации, открытые и совместные занятия по рисованию нетрадиционных техник изображения для детей и родителей, привлекаю взрослых к оснащению уголка для рисования, к оформлению выставок детских работ, и другим мероприятиям. Благодаря тому, что родители вовлекаются в образовательный процесс, происходит комплексное воздействие на ребенка, создаются благоприятные возможности для развития творческих способностей ребенка, повышается эффективность всего воспитательного процесса.

Формируя и обогащая продуктивную детскую деятельность, а также  учитывая ее специфику и коррекционную направленность  мы, таким образом способствуем ослаблению и ликвидации многих нарушений психических процессов.

2.3 Научность

  Изобразительное искусство занимает особое место в развитии творческих способностей личности дошкольника, так как лежащая в ее основе предметно-практическая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом. Актуализация и развитие творческого потенциала личности предполагает ее включенность в творческий процесс, что приводит к появлению психических новообразований (многозначности мышления, произвольности психических процессов рефлексии, самоконтроля), и в итоге личность переходит на более высокую ступень развития.

 Дошкольное воспитание середины XX в., по существу, сводилось лишь к подготовке детей к школе, к оснащению их суммой конкретных знаний, умений, навыков, но при этом недостаточно учитывалась специфика развития детей дошкольного возраста, самоценность этого периода жизни ребенка. «Концепция дошкольного воспитания» (1989) наметила новые подходы к дошкольному воспитанию, основанные на принципах гуманизации и деидеологизации дошкольного образования, приоритета воспитания общечеловеческих ценностей (добра, красоты, самоценности дошкольного детства).

 Гуманизация образования как одна из проблем современной науки предполагает сосредоточение внимания на становлении творческой индивидуальности каждого ребенка. Особое значение в этом процессе имеет определение наиболее эффективных условий развития детского изобразительного творчества, которые стали предметом изучения многих психологов и педагогов Н.С.Александровой, Б.Г.Ананьева, А.В.Бакушинского, Н.А.Ветлугиной, Л.С.Выготского, В.В.Домогацких, Е.И.Игнатьева, Р.Г.Казаковой, Т.Г.Казаковой, Т.С.Комаровой, Г.В.Лабунской, А.Н.Леонтьева, Б.Т.Лихачева, В.А.Петровского, С.Л.Рубинштейна, Н.П.Сакулиной, Б.М.Теплова, Е.А.Флериной, Р.М.Чумичевой и других.

Как известно, дети с ЗПР часто копируют образец, предъявленный им. Нетрадиционные техники изображения не позволяют этого сделать. А это дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, появлению индивидуальности.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской.

Нетрадиционные техники изображения способствуют ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Рисование  положительно влияет на  центральную нервную систему, оказывая психокоррекционное воздействие на ребенка.

     Поэтому недаром мы заинтересовались этой проблемой и занялись изучением «Нетрадиционных видов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей». Нашими проводниками в эту тематику стали исследования Бондарского, Л.В. Компанцевой, а также наших корифеев в изобразительной деятельности Флериной, Лубенской, которые помогли нам ознакомиться как с теорией, так и с практикой.

 В данное время мы работаем в группе компенсирующей направленности с детьми задержкой психического развития по программе С. Г. Шевченко.   Мы стараемся строить свою работу на основе современных подходов к организации преемственных связей между дошкольным и начальным звеньями системы непрерывного образования, учитывая индивидуальные возрастные, психофизические, личностные особенности и возможности

 Дети с ЗПР - многочисленная категория, разнородная по своему составу. Часть из них имеет негрубые нарушения со стороны центральной нервной системы, вследствие ее раннего органического поражения. У других детей ЗПР возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС. Соматическая ослабленность, наличие хронического заболевания также могут стать причиной отставания в нервно-психическом развитии. Неблагоприятные микросоциальные условия, психотравмирующие ситуации являются еще одной причиной ЗПР у детей.

В своей работе мы ставим перед собой следующие основные задачи:

        Дать детям необходимые знания, умения, навыки в области изобразительного искусства.

        Научить видеть, слышать и переживать увиденное и услышанное, научить отличать и фиксировать в своем воображении все прочувствованное, находить адекватный образ.

        Развивать приемы работы с разнообразными материалами, формировать основы художественного вкуса и аккуратности

2.4 Результативность

Какпоказывают результаты исследования, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости (а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности), а также создать психофизиологическую базу для развития речи.

Конечной целью является снижение роли наглядности, обучение самостоятельному созданию замысла. Наряду с решением главной задачи (формирование способности создавать сюжетное изображение нетрадиционными техниками), происходит обучение и таким элементам творчества, как определение темы рисунка, осуществление отбора персонажей будущего рисунка.

Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений  детей о предметах и их использовании, материалах, способах действия с ними. У детей развивается способность  переносить усвоенные знания в новые условия.

 На наших занятиях дети узнали, что рисовать можно не только красками и карандашами, но и подкрашенной пеной, свечой, клеем. Начали рисовать предметы руками, подручными средствами (нитками, трубочками).

 Дети начали задавать вопросы педагогу, друг другу, что обогащает и активизирует словарный запас.

2.5 Стабильность

Нетрадиционные техники изображения требуют точного соблюдения последовательности производимых действий.     Дети начали учиться планировать процесс рисования.

  Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении времени, отведенного на выполнение задания.

  Коллективная форма работы сближает детей единой целью, у них развиваются навыки культуры общения, происходит усвоение правил поведения.

Итогом данной работы является то, что к выпуску из детского сада 60% - 70% детей овладевают всеми программными задачами по обучению рисованию. Остальные 30% - 40% детей имеют средний уровень (не выполняют 2-3 программные задачи), практически нет детей с низким уровнем (на момент поступления низкий уровень составлял 70%). Соответственно, это отражается и на других видах продуктивной деятельности: аппликации и конструировании.

Кроме этого, дети просто «заболевают» рисованием. Они рисуют везде и всюду: дома, в свободной деятельности, на прогулке. А когда ребенок регулярно занимается свободным творчеством, его фантазия находит выражение в материальной форме, на листе бумаги, что обеспечивает психологическое развитие, коррекцию некоторых психических функций, формирование новых образов и чувств. После такого рисования дети становились спокойнее, усидчивее, были менее возбуждены, дольше могли играть.

2.6 Практическая значимость

Многие виды нетрадиционного рисования,  способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.). Координации мелкой моторики пальцев рук, способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требуют точности быстроты движений.

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.

Учитывая значимость данного вида работы, организовали в группе художественную мастерскую, где есть все необходимое для самостоятельного творчества.

Бумага разного цвета, фактуры и формата, фломастеры, восковые мелки, краски (гуашь, акварель); инструменты для рисования (кисти тонкие и толстые), кусочки картона, различные  по толщине нитки и веревочки, печатки и шаблоны, кусочки поролона, зубные щетки, трубочки, разноцветный скотч, вата и ватные палочки, салфетки разной фактуры.

В уголке для рисования есть папки с репродукциями картин художников, предметными и сюжетными рисунками, иллюстрации к сказкам, рассказам.

Оформляется отдельная палка с образцами рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник изображения.

На занятиях по рисованию рекомендуется использовать и музыкальные произведения, поэтому в уголке должен быть магнитофон, магнитофонные записи с музыкой.

Практическая значимость заключается в использовании разработанных занятий в качестве методических рекомендаций в работе воспитателя, обобщение научной литературы способствует установлению содержания художественно-творческих способностей в рисовании.

Мы  поделились с коллегами опытом работы по данной теме. Провели семинар практикум по теме «Нетрадиционные способы рисования»

На основе опытно - экспериментальной работы были разработаны методические рекомендации воспитателей ДОУ.

 Рекомендуем:

Использовать в работе нетрадиционные способы рисования, с дошкольниками разных возрастных групп.

Целесообразно заранее спланировать систему занятий на весь учебный год по темам "от простого к сложному".

Тематика должна быть интересной, познавательной, посвященной знакомым игровым образом, событиям, персонажам, явлениям.

Проводить занятия в игровой форме, в форме беседы, в форме путешествия.

Создавать проблемную ситуацию для поиска творческих решений при работе с красками (гуашью) в нетрадиционной форме.

Важно сочетать на занятиях индивидуальную работу с коллективной.

Яркость и оригинальность работ будет зависеть от выбора цвета и способа рисования.

Разработку конспектов целесообразно планировать в форме таблицы, что способствует поэтапному проведению занятий.

В занятиях важно учитывать следующие этапы:

Эмоциональное начало;

Обследование образца;

Показ выполнения работы;

Двигательные упражнения;

Самостоятельная работа;

Анализ результата работы.

В анализе работ обращать внимание на выразительность образца: цветовое решение, оригинальность, аккуратность и качество выполнения техники.

Использовать самооценку и самоанализ выполненных работ детьми.

Целесообразно проводить выставки детских работ.

В рамках данной работы нами была выдвинута гипотеза о том, что нетрадиционные техники рисования могут оказать значительное влияние на развитие мотивации художественной деятельности, повышение уровня художественно-эстетического развития, креативности, мелкой моторики и на нормализацию эмоционального фона группы.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что использование нетрадиционных техник в обучении детей дошкольного возраста с задержкой психического развития рисованию, имеет всестороннее значение: как для развития изобразительной деятельности - в частности и коррекции личности и поведения – в целом.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×