Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 16.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ для развития мелкой моторики и закрепления звукопроизношения на логопедических занятиях ДОУ | Елизарова Альбина Сергеевна. Работа №268721

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Елизарова Альбина Сергеевна
В статье рассматриваются нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ на логопедических занятиях ДОУ для развития мелкой моторики и закрепления звукопроизношения.

«Нетрадиционные методы

в коррекционной работе с детьми ОВЗ

для развития мелкой моторики и закрепления звукопроизношения на логопедических занятиях ДОУ»

 

Автор: Елизарова Альбина Сергеевна,

учитель-логопед

МДОУ «ЦРР – д/с №156»

 

Аннотация: В статье рассматривается нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми ОВЗ на логопедических занятиях в ДОУ для развития мелкой моторики и закрепления звукопроизношения.

Ключевые слова: речевое развитие, среда, нетрадиционные методы, игры с фасолью, словарный запас, внимание, память, воображение, мышление, творчество.

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.
Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…»

Е.И. Тихеева

 

С каждым годом растет число детей с нарушениями речи. Причин этому несколько: это и высокая заболеваемость новорожденных, связанная с неблагоприятным течением беременности и родов; и низкая активность родителей из-за большой загруженности на работе и многое другое. В свою очередь сложность различных речевых нарушений приводит и к другим нарушениям, а именно к нарушению эмоционально-волевой, коммуникативной сферы.

Многие дети с возрастом начинают осознавать свой речевой дефект и стесняться его. Ребенок становится чрезмерно агрессивным, или, наоборот, замкнутым и подавленным. Зачастую в общении со сверстниками такие дети могут бояться быть несостоятельным. Поэтому они стараются избегать общения, а иногда даже и вступают в конфликты.

У многих детей с нарушениями развития речи чаще всего проявляются такие симптомы, как неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, восприятия, низкое развитие мелкой моторики рук, нарушение координации движений, сопутствующие движения во время разговора (моргание, непроизвольные движения руками, постукивание ногой по стулу и др.), более позднее формирование словесно-логического мышления, чем у детей того же возраста без нарушений в развитии речи и т.д.

Еще в дошкольном возрасте мозг ребенка еще очень гибок и подвержен внешнему воздействию. Поэтому та информация, которая получена в этом возрасте, воспринимается априори как единственная и не подлежит сомнению.

В педагогике используются такие нетрадиционные методы коррекционного воздействия, как:

ф

итотерапия – лечение

лекарственными растениями.

Особенно рекомендуется

при различных формах

дизартрии и

неврозоподобном

заикании.

имаготерапия

– театрализация. Включает в себя

куклотерапию

и

сказкотерапию

.

мелотерапия

– воздействие музыки

на человека в лечебных целях.

хромотерапия

– терапевтическое воздействие цвета на организм человека.

ароматерапия

– лечение

фитокомпозициями

ароматов цветов

и растений.

литотерапия

- терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.

пескотерапия

- игра с песком

как способ

развития ребенка.

Нетрадиционное оборудование в детском саду можно создавать из любых подручных средств, которые казались уже бесполезными и устаревшими: мелкие игрушки из «Киндер-сюрприза», пробки от соков, коробочки, разноцветные веревки, и пр.

К нетрадиционному оборудованию предъявляются следующие требования: безопасность в эксплуатации, соблюдение гигиенических требований (обработка различными способами), эстетическая привлекательность, универсальность и простота использования.

Для каждого ребенка игры с песком являются естественной и доступной формой деятельности. Но для некоторых категорий детей песочная терапия в детском саду противопоказана. Это дети с эпилепсией, с аллергическими заболеваниями, с болезнями кожи или легких, гиперактивные дети.

В качестве альтернативы песочной терапии на своих занятиях я использую фасоль.

Самым важным отличием и абсолютным преимуществом при использовании фасоли является отсутствие аллергических реакций у детей при ее использовании, а также более легкая обработка и хранение, чем содержание песочницы в небольшом кабинете с очень активными детьми. Фасоль долго хранится, а когда она приходит в негодность, мы используем ее в качестве корма для птиц.

Игры с фасолью содержат определенные цели:

развивают тактильно-кинетическую

чувствительность и мелкую моторику рук;

снимают мышечное напряжение

;

стабил

изируют эмоциональные

состояния путем

поглащения

негативной энергии

;

позволяют ребёнку

соотносить и

гры с реальной жизнью, понимать

происходящее, находить пути

решения проблемной ситуации

;

помогают освоить навыки

звуко-слогового

анализа и синтеза;

улучшение зрительной

и пространственной

ориентации,

речевых способностей;

позволяют развивать

фонематический слух и восприятие;

способствуют развитию связ

ной речи,

лексико-грамматического строя;

способствуют расширению словарного

запаса.

Фасоль хранится в 5-ти литровой банке с закрытой крышкой, промытая и прокаленная в духовке около 3-5 минут, при 200С. Перед занятиями фасоль высыпаю в деревянный ящик с невысокими краями, на передвижной подставке, на уровне пояса детей, для облегчения доступа и возможности работать в паре. Используемая фасоль время от времени очищается и дополняется. Очищение производится не реже одного раза в месяц.

Частичный перенос логопедических занятий в уголок с фасолью, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, чем стандартные формы обучения:

у детей усиливается желание узнавать

что-то новое, экспериментировать

и работать

самостоятельно;

при игре с фасолью развивается тактильная чувствительность

как основа

«ручного интеллекта»;

все

когнитивные функции (восприятие, внимание, память, мышление) развиваются более гармонично и интенсивно, а главное

для нас -

речь и моторика;

совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует

развитию сюжетно-ролевой

игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Я стараюсь сделать традиционный метод, который направлен на расширение словарного запаса и развитие связной речи, формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста более интересным, увлекательным и продуктивным, опираясь на приемы работы с фасолью.

Например: прежде чем начать игру в уголке с фасолью, мы проговариваем с детьми правила игры:

Раз,2,3,4,5,

Будем мы в фасоль играть.

Только нам нельзя толкаться,

Сыпать на пол, баловаться.

Если применить старанье

Сразу выполним заданье!

5,4,3,2, раз -

Начинаем мы сейчас.

 

Игры на автоматизацию звуков (изолированно)

«Дорожки из фасоли»

Цель: Закрепление правильного произношения звуков.

Материал: карточки с изображением различных животных и их домиками, фасоль.

Ход игры: Предложить ребенку проложить дорожки из фасоли от животного к его домику, при этом произнести определенный звук. Например: Гусь идет домой и шипит «Ш-Ш-Ш».

«Кто больше?»

Цель: Закрепление правильного произношения звуков.

Материал: счётный материал, фасоль.

Ход игры: Можно использовать любой счётный материал (собачки, грибочки, и т.д.), которые высыпаются в фасоль. За каждое правильное произнесение звука логопед и ребёнок берут себе по одной фигурке. Игру можно проводить с двумя-тремя детьми с однотипным нарушением произношения. В этом случае логопед оценивает его правильность и награждает участников. В конце игры подсчитывается количество фигурок у каждого.

«Маленькие ножки бегут по дорожке»

Цель: Закрепление правильного произношения звуков.

Ход игры: Ребёнок представляет, что указательный и средний пальцы - это ножки, большой палец прижимает безымянный и мизинец к середине ладони. Указательным и средним пальцами ребёнок «шагает» по столу, произнося на каждый «шажок» заданный звук.

«Ступеньки»

Цель: Закрепление правильного произношения звуков.

Материал: шаблон «Лесенка», фасоль.

Ход игры: Предложить ребенку на каждую ступеньку выкладывать фасоль, правильно повторяя заданный звук.

Игры на автоматизацию звуков в слогах, словах, фразах и предложениях

«Где спрятался звук?»

Цель: Упражнять в определении на слух позиции заданного звука в слове.

Материал: символ слова (вагончик), фасоль.

Ход игры: Предложить ребенку послушать внимательно слова и определить, где спрятался звук в слове (в начале, в середине или в конце), положить фасолинку в нужное окно вагончика.

«Подбери слово» (на примере автоматизации звука [с])

Цель: Автоматизация заданного звука в слогах, словах.

Материал: предметные картинки на автоматизируемый звук, фасоль.

Ход игры: В предложении потерялись слова, которые ребенок сможет найти среди фасолин. Педагог начинает предложение, а ребенок должен его закончить, только его слово должно быть со звуком [с. Например: Папа купил … (самовар, санки, сосну и т.д.) Грузовик привёз … (продукты, мебель и т.д.)

«Цветок»

Цель: Автоматизация заданного звука в словах. Упражнять в определении на слух позиции заданного звука в слове.

Материал: предметные картинки на прямоугольниках (лепестки) и на круге, фасоль.

Ход игры: Предложить ребёнку собрать лепестки для цветка, выбирая их в фасоли и только те, в названии которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, педагог просит ребёнка определить позицию звука в понравившихся картинках.

«Найди букву»

Цель: Упражнять в навыках звукового анализа.

Материал: объемные буквы, фасоль.

Ход игры: Спрятать буквы в фасоли. Предложить ребёнку пальчиками найти букву и назвать её. Если ребёнок знает гласные и согласные, то называет гласная она или согласная.

«Загадочная фасоль»

Цель: Упражнять в составлении описательных рассказов.

Материал: мелкие игрушки, фасоль.

Ход игры: Предложить ребенку отыскать в фасоли предметы, отгадать, что это. Составить описательный рассказ.

«Гости»

Цель: Упражнять в правильном употреблении существительных родительного падежа.

Материал: картинки с изображением разных животных и тарелок с угощениями для них, фасоль.

Ход игры: Предложить ребенку проложить дорожку из фасоли от животного к угощению и сказать, для кого оно предназначено. Например: Для белки приготовили орехи и т.д.

«Назови пары»

Цель: Упражнять в правильном употреблении существительных творительного падежа.

Материал: предметные картинки, фасоль.

Ход игры: Предложить ребенку проложить дорожки из фасоли и назвать пары: собака со щенятами, корзинка с яблоками, кружка с блюдцем и т.д.

«Посчитай, сколько»

Цель: Упражнять в согласовании имен существительных с числительными. Материал: предметные картинки, фасоль.

Ход игры: Предложить ребенку посчитать, сколько предметов изображено на картинке. Под каждый предмет положить столько фасолинок, сколько изображено на картинке.

«Раздели на слоги»

Цель: Учить детей делить слова на слоги.

Материал: фасоль.

Ход игры: Педагог называет слово. Ребенок выкладывает на столе столько фасолинок, сколько слогов в слове.

«Гласные и согласные»

Цель: Упражнять в навыках звукового анализа.

Материал: контурные картинки букв, красная и белая фасоль.

Ход игры: Положить перед ребёнком контурные картинки с изображением букв. Если гласная - на контур положить красную фасоль, если согласная - белую.

 

«Найди предмет»

Цель: Упражнять в правильном употреблении существительных именительного падежа.

Материал: мелкие игрушки, фасоль.

Ход игры: Предложить ребенку выбрать игрушки, которые соответствуют заданному звуку и назвать вслух каждый найденный предмет.

 

«Лабиринт»

Цель: Закрепление навыка чтения слогов.

Ход игры: С помощью фасоли можно создать лабиринт от буквы к букве.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×