Нетрадиционные способы лепки у дошкольников. . | Ветюгова Елена Андреевна. Работа №316950
Цели: Познакомить педагогов с нетрадиционными техниками лепки. Дать практические рекомендации по этим техникам (практикум для педагогов) Внедрение опыта в работе молодых специалистов. В изобразительной деятельности заключен большой потенциал, раскрывающий творческие способности детей. Целью моей работы стало: развитие интереса дошкольников к лепке. У меня сложилась определенная последовательность знакомства детей с нетрадиционными техниками, так как каждая из них опирается на возрастные, психологические особенности детей.
«Развитие у дошкольников интереса к изобразительной деятельности через нетрадиционные способы лепки»
Мастер-класс
Ветюгова Елена Андреевна, воспитатель 1 квалификационной категории
Цели: Познакомить педагогов с нетрадиционными техниками лепки. Дать практические рекомендации по этим техникам (практикум для педагогов) Внедрение опыта в работе молодых специалистов.
Современная действительность требует от молодежи активности, творческого подхода к решению поставленных задач. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к вопросам творческого развития детей.
Каждое новое творческое начинание для человека – это не просто умения, навыки, опыт, это еще и способ мыслительной деятельности.
В изобразительной деятельности заключен большой потенциал, раскрывающий творческие способности детей.
«Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем» (И. А. Лыкова)
Учитывая все сказанное, считаю актуальной тему «Развитие у дошкольников интереса к изобразительной деятельности через нетрадиционные способы лепки».
Наблюдая за детьми, я выявила, что у них недостаточно развиты технические навыки, слабо развита мелкая моторика рук (тонкие движения пальцев), поэтому интерес к лепке тоже не проявляется.
Таким образом, целью моей работы стало: развитие интереса дошкольников к лепке через нетрадиционные техники лепки.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
познакомить детей с нетрадиционными техниками лепки;
развивать технические навыки, сенсорную чувствительность (тонкое восприятие формы, цвета, пластики), изобразительные умения детей в подборе цвета, составление композиции;
воспитывать эстетические чувства к прекрасному;
развивать фантазию, воображение.
Изучая литературу, я выяснила, что кроме традиционных способов (конструктивной, скульптурной, комбинированной) существуют еще нетрадиционные способы лепки. Они меня заинтересовали. Я стала изучать и подбирать литературу, практические советы, пособия по данному вопросу.
В результате у меня сложилась определенная последовательность знакомства детей с нетрадиционными техниками, так как каждая из них опирается на возрастные, психологические особенности детей.
Работа проводилась поэтапно, учитывая принцип «от простого к сложному».
1 этап (2 младшая, средняя группы) – знакомство с «Пластилинографией» (автор Г. Н. Давыдова). Ее принцип: создание лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности – картинах, покрытых прозрачной пленкой, где прорисованы силуэты, которые дети равномерно заполняют пластилином, расплющивая по силуэту. В данной технике ребенок практикуется в делении кусочка пластилина на части, отщипывании, раскатывании мелких деталей, учится координировать силу надавливания на комочек. (Практические навыки: «Шары воздушные» - прорисованы силуэты на фонах, затянутых прозрачной пленкой, и цветной фон, на котором силуэты шаров. Делим кусок пластилина на части – руками, не стекой – раскатываем, расплющиваем на силуэтах.)
2 этап (средняя группа) – «Модульная лепка» (автор И. А. Лыкова). Этот способ напоминает составление объемной мозаики из одинаковых деталей (модулей). Они могут быть любой формы: бесформенные кусочки, шарики, валики. Модули наносят на силуэт (вырезанный или нарисованный), заполняя все пространство. В модульной лепке задействованы пальцевые мышцы для раскатывания множества модулей. Это делает пальцы детей более пластичными, подвижными. (Практические навыки: «Рыбка» (силуэт из картона) – раскатываем «колбаску», потом делим ее стекой на кусочки, раскатываем шарики (модули), заполняем силуэт, расплющивая эти модули пальцем на силуэте – «чешуя рыбки»).
Еще один вид нетрадиционной техники (автор И. О. Шкицкая) «Аппликация из пластилина». Здесь работа выполняется из тонких пластилиновых жгутиков, которые сворачивают спиралькой, формируя предмет, а затем располагают этот предмет на горизонтальной поверхности по обозначенному силуэту. В данной технике совершенствуются навыки раскатывания тонких жгутиков прямыми движениями, что развивает координацию движений и глазомер. (Практические навыки: «Яблоко» - прорисованный силуэт яблока, спиралькой).
3 этап (старший возраст) – «Лепка на форме». В данной лепке удобно использовать готовые прочные формы. Это всевозможные крышечки, баночки, пластмассовые яйца, необычной формы коробочки, полые трубочки от туалетной бумаги. Слои пластилина можно нанести разными способами: раскатать тонкую пластинку, равномерно ею оборачивать основу, лишнее срезать стекой, шов соединения заглаживают; размазывать пластилин по основе «от колбаски» пластилина. В данном случае используются вспомогательные приемы при лепке деталей (оттягивание, сплющивание). Дополняют различными элементами из других материалов (бисер, бусинки, пайетки, ракушки, зернышки, семена и другое). (Практические навыки: показ работ на основе - «Тортики» (на крышечках), «Ваза» (на бутылочке от витаминов).
«Пластилиновая живопись» (или рисование пластилином) – уникальная техника в лепке. Ребенок самостоятельно создает новые цвета и оттенки. Принцип заключается в плавном, равномерном нанесении пластилина на горизонтальную поверхность тонкими, растягивающими движениями слева направо, сверху вниз, по кругу – в зависимости от того, что хочет изобразить ребенок. В данной технике основная нагрузка падает на кончики большого и указательного пальцев.
«Рисование на силуэте» - дети раскрашивают силуэтное изображение предмета, а затем прикрепляют его на фон. Фоны для пластилиновой живописи можно делать из пленки-самоклейки разных цветов или имитирующих воду, небо, траву, камни, облака и т.д. Чем хороши такие фоны? Если не удался образ, пластилин легко снимается стекой, такие фоны многоразового использования, практичны в использовании.
Как в рисовании красками, так и в пластилиновой живописи дети практикуются в смешивании цветов пластилина для получения других цветовых оттенков. (Практическое упражнение: «Листики» - способ смешивания пластилина: две колбаски разного цвета перекрутить «косичкой» и разминать до получения другого цвета; «мраморный» цвет получится при неполном смешивании двух цветов).
Работы будут только выигрывать, если использовать в лепке сочетание различных техник (образец: «Ветка ели с игрушкой» - барельеф + пластилин; «Открытка к 8 марта» - размазывание от столбика + пластилиновая живопись).
Декорирование работ. Для этого используют всевозможные бусинки, пайетки, бисер, ракушки, крупу, т.д. Можно зубочисткой или острым концом стеки процарапывать детали в работах: например, плавники, хвост, чешуя рыбки, перья у птицы, шерстка у животных и т. д.
В процессе работы были разработаны и апробированы занятия по ознакомлению дошкольников с нетрадиционными техниками лепки.
Эффективность проделанной работы подтверждают следующие показатели:
результаты детских работ по лепке заметно улучшились;
дети больше проявляют
самостоятельности в выборе темы для лепки, реже обращаются с просьбой помощи;
чаще изъявляют желание лепить в совместной деятельности, используя как основные приемы лепки, так и нетрадиционные;
дошкольники приносят из дома поделки, выполненные самостоятельно в нетрадиционных техниках;
возросла заинтересованность родителей: проведены консультации о
различных
способах лепки, о том, как правильно выбрать пластилин для лепки; обмен впечатлениями о
том, как дети проявляют свое творчество дома, какие способы лепки они больше всего применяют при самостоятельной работе с пластилином.
Вопрос-задание: «Назови технику лепки» (показ слайда с образцами работ, выполненных в различных нетрадиционных техниках).
А теперь приглашаю вас на полянку.
- Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки,
Желтые цыплятки.
Разбежались все цыплятки. Помогите курочке найти своих деток, слепите их. Мы с вами знаем разные способы. Посмотрите, каким способом сделан этот цыпленок? («пластилинография») А этот? («лепка жгутиками») А у мамы-курочки тоже необычные перышки. В какой технике выполнено оперение у курочки? («пластилиновая живопись»).
Вот теперь они могут и травку пощипать, и зернышки поклевать. Какой способ используем для лепки травки, зернышек? («модульная лепка»).
Мы познакомились с разными нетрадиционными техниками лепки. Надеюсь, они вас заинтересовали.
Считаю, что посредством этих техник возможно формировать у детей:
умение планировать работу;
реализовывать замысел;
развивать стремление к достижению положительного результата и получение нравственного удовлетворения от работы.