Нетрадиционные техники для развития творческих способностей старшей группы компенсирующей ЗПР | Плотникова Татьяна Владимировна. Работа №350188
Аннотация. Развитие творческих способностей у детей с задержкой психического развития (ЗПР) представляет собой важную задачу в работе воспитателей. Творчество позволяет детям выражать свои чувства, мысли и идеи, что, в свою очередь, способствует их социальному и эмоциональному развитию. В данной статье рассматриваются нетрадиционные техники и методы, которые помогут воспитателям стимулировать творческое мышление старших детей из компенсирующей группы ЗПР. Особое внимание уделяется играм и занятиям, направленным на развитие фантазии, креативности и самовыражения.
Ключевые слова: нетрадиционные техники, творческие способности, задержка психического развития, компенсирующая группа, воспитатель, развитие.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ ЗПР
Плотникова Татьяна Владимировна, воспитатель
МБДОУ д/с №7 "Журавушка", Сахалинская область г. Оха
Аннотация. Развитие творческих способностей у детей с задержкой психического развития (ЗПР) представляет собой важную задачу в работе воспитателей. Творчество позволяет детям выражать свои чувства, мысли и идеи, что, в свою очередь, способствует их социальному и эмоциональному развитию. В данной статье рассматриваются нетрадиционные техники и методы, которые помогут воспитателям стимулировать творческое мышление старших детей из компенсирующей группы ЗПР. Особое внимание уделяется играм и занятиям, направленным на развитие фантазии, креативности и самовыражения.
Ключевые слова: нетрадиционные техники, творческие способности, задержка психического развития, компенсирующая группа, воспитатель, развитие.
Задержка психического развития – это особенность, требующая стрессового подхода, направленного на комплексное развитие личности ребенка. Воспитатели старших групп компенсирующих учреждений сталкиваются с необходимостью не только обучать детей базовым навыкам, но и развивать их креативные способности, что способствует формированию уверенности в себе и социальных навыков. Творческое выражение – один из ключевых аспектов, который помогает детям справляться с трудностями, а также развивать свою индивидуальность. В этой статье мы рассмотрим несколько нетрадиционных техник, которые могут использовать воспитатели для достижения этих целей.
1. Арт-терапия как средство выражения
Арт-терапия – это метод, который позволяет детям передавать свои эмоции и переживания через художественное творчество. Рисование, лепка и другие виды рукоделия могут стать отличным способом для самовыражения детей с ЗПР. Упражнения могут включать:
Рисование эмоций: Дети рисуют, как они себя чувствуют, используя разные цвета и формы. Это помогает не только в самовыражении, но и в осознании собственных эмоций.
Создание масок: Дети могут создавать маски, отражающие различные чувства. Этот процесс дает возможность поговорить о эмоциях и научиться их распознавать.
Пример занятия: "Эмоциональные маски"
Цель: Научить детей распознавать свои эмоции.
Материалы: Бумага, краски, клей, различные украшения.
Объясните детям, что они будут создавать маски, отражающие различные эмоции.
Предложите им выбрать эмоцию (радость, грусть, страх и т. д.) и изобразить ее на маске.
После завершения работы пригласите детей поделиться своими чувствами и мыслями относительно созданных масок.
2. Драматизация и ролевые игры
Драматизация помогает детям развивать воображение, а также улучшать навыки общения. Воспитатели могут использовать ролевые игры, чтобы стимулировать детей к взаимодействию друг с другом и выразить свои мысли и чувства.
Пример занятия: "Сказочный мир"
Цель: Развивать воображение и навыки взаимодействия.
Выберите несколько известных сказок и предложите детям самостоятельно инсценировать их.
Роли можно распределить между детьми, учитывая их предпочтения и сильные стороны.
Позвольте детям добавить свои элементы в сказку, что помогает развивать креативное мышление.
3. Музыкальные и ритмические игры
Музыка – мощный инструмент для развития креативности. Использование ритмических игр помогает детям выражать себя через звук и движение, что, в свою очередь, развивает их координацию и внимание.
Пример занятия: "Музыкальные эмоции"
Цель: Развивать чувство ритма и эмоциональную выразительность.
Подберите несколько музыкальных произведений с разными настроениями.
Попросите детей выразить эмоции через движения под музыку.
Обсудите с детьми, какое чувство им передает каждый музыкальный фрагмент.
4. Творческие мастерские
Создание творческих мастерских в рамках образовательного процесса – это еще один эффективный подход. В таких мастерских дети могут экспериментировать с различными материалами и техниками, развивая инновационный подход к творчеству.
Пример занятия: "Угадай-ка!"
Цель: Стимулировать креативность и взаимодействие.
Предложите детям наглядные материалы (ткань, бумагу, блестки и т. д.) и обсудите, что они могут создать.
Организуйте конкурс, где дети должны создать нечто уникальное из предложенных материалов.
Позвольте всем детям представить свои работы и объяснить, что они хотели выразить.
Развитие творческих способностей у детей с задержкой психического развития – задача, требующая внимания, терпения и нестандартного подхода. Нетрадиционные техники могут стать мощным инструментом для воспитателей, помогающим детям раскрывать свою индивидуальность и находить способы самовыражения. Применение арт-терапии, драматизации, музыкальных игр и творческих мастерских создаёт пространство для творчества и общения, что в конечном счёте способствует не только творческому, но и общему развитию ребёнка. Важно помнить, что каждый ребёнок уникален, и индивидуальный подход к его потребностям поможет получить наилучшие результаты.
Список литературы
Ибрагимова Галина Георгиевна, Муратова Марианна Алексеевна Нетрадиционные технологии в коррекционно-педагогической работе с обучающимися, воспитанниками с задержкой психического развития // Проблемы Науки. 2015. №7 (37).
URL: https://cyberleninka.ru/articl
e/n/netraditsionnye-tehnologii-v-korrektsionno-pedagogicheskoy-rabote-s-obuchayuschimisya-vospitannikami-s-zaderzhkoy-psihicheskogo
Кисова Вероника Вячеславовна, Воронова Анастасия Дмитриевна Экспериментальное исследование изобразительной деятельности ста
рших дошкольников с задержкой психического развития // АНИ: педагогика и психология. 2021. №1 (34).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentalnoe-issledovanie-izobrazitelnoy-deyatelnosti-starshih-doshkolnikov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya
Копылова Н. Ю. Использование современных арт-технологий в работе с дошкольниками с ЗПР // Наука и образование.
2022. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-sovremennyh-art-tehnologiy-v-rabote-s-doshkolnikami-s-zpr