Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей с ОНР старшей группы детского сада | Плотникова Татьяна Владимировна. Работа №350187
Аннотация. Статья рассматривает использование нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики у детей старшей группы с общим недоразвитием речи (ОНР) в детском саду. Описаны преимущества нетрадиционных техник для стимуляции мелкой моторики и речевых функций, а также приведены примеры методов, таких как рисование пальцами, губкой, ладошками и другими нестандартными средствами. Даны рекомендации по применению данных техник в коррекционной работе с детьми с ОНР.
Ключевые слова: нетрадиционные техники рисования, развитие мелкой моторики, общее недоразвитие речи, дошкольное образование, старшая группа, коррекционная работа, детский сад.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА
Плотникова Татьяна Владимировна, воспитатель
МБДОУ д/с №7 "Журавушка", Сахалинская область г. Оха
Аннотация. Статья рассматривает использование нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики у детей старшей группы с общим недоразвитием речи (ОНР) в детском саду. Описаны преимущества нетрадиционных техник для стимуляции мелкой моторики и речевых функций, а также приведены примеры методов, таких как рисование пальцами, губкой, ладошками и другими нестандартными средствами. Даны рекомендации по применению данных техник в коррекционной работе с детьми с ОНР.
Ключевые слова: нетрадиционные техники рисования, развитие мелкой моторики, общее недоразвитие речи, дошкольное образование, старшая группа, коррекционная работа, детский сад.
Одной из приоритетных задач дошкольного образования является всестороннее развитие ребёнка, включая развитие мелкой моторики, которая оказывает значительное влияние на формирование речевых навыков. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) часто испытывают трудности с координацией мелких движений, что усложняет их адаптацию к образовательному процессу и социальной жизни. Одним из эффективных средств для коррекции и стимуляции мелкой моторики являются нетрадиционные техники рисования, которые не только развивают физические навыки, но и способствуют самовыражению, повышению уверенности в себе и стимулируют речевую активность.
Значение мелкой моторики для детей с ОНР
Мелкая моторика напрямую связана с развитием речевых навыков, так как мелкие движения пальцев активизируют зоны мозга, ответственные за речь. У детей с ОНР часто наблюдается слабая координация движений пальцев и кистей рук, что замедляет их речевое развитие. Систематическое применение упражнений и техник, направленных на тренировку мелкой моторики, позволяет развить у детей уверенность, улучшить координацию движений и укрепить мышцы кистей, что в конечном итоге способствует прогрессу в развитии речи.
Преимущества использования нетрадиционных техник рисования
Нетрадиционные техники рисования отличаются от традиционного рисования кистями и карандашами тем, что они предлагают детям использовать различные нестандартные материалы и приемы. Эти техники привлекают детей своей необычностью и позволяют снять психологические барьеры, так как даже дети с ограниченными навыками могут легко освоить такие методы и создать яркие, интересные работы. Среди основных преимуществ этих техник:
Стимуляция сенсорного восприятия: дети знакомятся с разными текстурами, поверхностями и материалами.
Развитие мелкой моторики и координации движений за счёт использования различных инструментов и движений пальцев.
Создание условий для свободного самовыражения и развития творческого мышления.
Примеры нетрадиционных техник рисования
Рисование пальчиками
Рисование пальцами и ладошками позволяет детям активно использовать кисти рук, что способствует укреплению мышц пальцев и кистей. Для детей с ОНР этот метод удобен тем, что не требует сложных навыков владения карандашами или кистями. Рисование пальцами помогает развить координацию и уверенность в себе, а также прививает интерес к творческим занятиям. Для этого можно использовать краски и предлагать детям создавать простые узоры, цветы, деревья или абстрактные рисунки.
Рисование губкой и поролоном
Использование губки или кусочков поролона для рисования позволяет детям экспериментировать с текстурой и интенсивностью мазков. Это упражнение развивает силу нажатия и координацию движений, так как ребёнок учится контролировать силу и плавность движений. Например, можно предложить детям наносить краску губкой на лист бумаги, создавая при этом рисунки, имитирующие природные явления — например, тучи, капли дождя или снег.
Рисование ватными палочками
Рисование ватными палочками требует от детей высокой концентрации и точности движений. Это полезно для тренировки координации и формирования мелких движений пальцев. Дети могут рисовать точками и небольшими штрихами, создавая рисунки из множества мелких элементов. Этот метод особенно полезен для развития терпения и усидчивости у детей с ОНР.
Техника «монотипия»
Монотипия — это способ создания уникальных отпечатков. Сначала ребёнок наносит краску на одну сторону листа бумаги, затем лист складывается пополам, и получается отпечаток. Это занятие развивает воображение и координацию движений, помогает детям понять связь между их действиями и результатом. Также монотипия привлекает внимание детей к симметрии, что способствует развитию пространственного мышления.
Рисование с использованием различных природных материалов
Дети могут использовать листья, веточки, камни, и даже песок для создания интересных рисунков. Эти материалы позволяют экспериментировать с текстурой и создают условия для знакомства с природными элементами. Например, можно приложить лист к бумаге и провести по нему краской, чтобы отпечатались его прожилки. Этот метод способствует развитию сенсорных навыков и мелкой моторики за счёт ощупывания и соприкосновения с различными поверхностями.
Практические рекомендации для воспитателей
Создание благоприятной атмосферы: Важно создать спокойную, комфортную обстановку, чтобы дети чувствовали себя свободно и уверенно.
Выбор безопасных материалов: Используйте только гипоаллергенные и безопасные для детей материалы.
Чёткие инструкции и поддержка: Воспитателю важно показывать, как выполнять задания, поддерживать каждого ребёнка и помогать в процессе.
Похвала и поощрение: Регулярная поддержка и похвала мотивируют детей участвовать в занятиях с энтузиазмом и интересом.
Нетрадиционные техники рисования являются важным и эффективным инструментом для коррекционной работы с детьми с ОНР. Они не только помогают развивать мелкую моторику, но и стимулируют речевую активность, способствуют самовыражению и прививают детям интерес к творчеству. Использование таких методов в дошкольной практике делает занятия более разнообразными, доступными и интересными для детей, что способствует их всестороннему развитию и успешной адаптации к образовательному процессу.
Список литературы
Алиева Л., Сухонина Н. С.
И
спользование нетрадиционных видов изобразительной деятельности с детьми
имеющими задержку психического развития // Экономика и социум. 2018. №6 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-netraditsionnyh-vidov-izobrazitelnoy-deyatelnosti-s-detmi-imeyuschimi-zaderzhku-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 06.11.2024).
Букина Ирина
Адольфовна
,
Гудина
Татьяна Викторовна, Букин Денис Андреевич Нетрадиционные техники рисования как средство развития воображения детей старшего дошкольно
го возраста с общим недоразвитием
речи // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология.
Социокинетика
. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/netraditsionnye-tehniki-risovaniya-kak-sredstvo-razvitiya-voobrazhe
niya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim
К
опылова
Н.Ю.
И
спользование современных арт-технологий в работе с дошкольниками с
ЗПР
//
Н
аука и образование. 2022.
№4. url: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-sovremennyh-art-tehnologiy-v-rabote-s-doshkolnikami-s-zpr