Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста | Царук Анна Витальевна. Работа №345896. Номер работы: №345896

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В данной статье рассматриваются нетрадиционные техники рисования как важный инструмент в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста. Акцентируется внимание на том, что использование разнообразных методов рисования, таких как печатание, клеение, фольгирование и работа с природными материалами, не только развивает творческое мышление и фантазию, но и способствует развитию мелкой моторики, сенсорного восприятия и эмоциональной сферы ребенка. Статья предлагает методические рекомендации по внедрению нетрадиционных техник рисования в образовательный процесс дошкольного учреждения, а также подчеркивает важность индивидуального подхода к каждому ребенку.

Ключевые слова: нетрадиционные техники рисования, дети дошкольного возраста, художественное развитие, творчество, методы обучения.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Царук Анна Витальевна, воспитатель МДОУ ИРМО "Горячеключевской детский сад", Иркутская область

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются нетрадиционные техники рисования как важный инструмент в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста. Акцентируется внимание на том, что использование разнообразных методов рисования, таких как печатание, клеение, фольгирование и работа с природными материалами, не только развивает творческое мышление и фантазию, но и способствует развитию мелкой моторики, сенсорного восприятия и эмоциональной сферы ребенка. Статья предлагает методические рекомендации по внедрению нетрадиционных техник рисования в образовательный процесс дошкольного учреждения, а также подчеркивает важность индивидуального подхода к каждому ребенку.

Ключевые слова: нетрадиционные техники рисования, дети дошкольного возраста, художественное развитие, творчество, методы обучения.

 

Искусство рисования — это одна из самых доступных форм самовыражения для детей. Через рисунки дети передают свои мысли, чувства и переживания, а также исследуют окружающий мир. Важность развития художественного восприятия в дошкольном возрасте сложно переоценить. Оно не только способствует творческому развитию, но и развивает когнитивные и эмоциональные способности ребенка.

В последние годы наблюдается тенденция к внедрению нетрадиционных техник рисования в образовательный процесс. Эти техники позволяют детям раскрыть свой творческий потенциал, а также вносят разнообразие в занятия, делают их более увлекательными и интересными. В данной статье мы рассмотрим основные нетрадиционные техники рисования, их значимость для детей дошкольного возраста, а также предложим практические рекомендации по их использованию в детских садах.

Нетрадиционные техники рисования способствуют развитию творческого мышления у детей. В отличие от традиционного рисования, которое часто основывается на копировании готовых изображений, нетрадиционные методы предлагают детям возможность экспериментировать с формами, цветами и текстурами. Это помогает развивать воображение и креативность.

Например, использование печатных техник, таких как печать с помощью картона, губок или овощей, позволяет детям создавать оригинальные рисунки, которые не требуют навыков рисования. Такие техники открывают перед детьми новые горизонты, позволяя им свободно выражать свои идеи и эмоции.

Работа с различными материалами и инструментами в процессе рисования помогает развивать мелкую моторику рук. Мелкая моторика играет важную роль в подготовке к школе, так как она влияет на способность ребенка к письму, завязыванию шнурков и выполнению других мелких действий.

Например, техники рисования с использованием природных материалов (листья, семена, веточки) требуют от детей точности и аккуратности, что способствует укреплению мелкой моторики. При этом дети учатся координировать свои движения, что положительно сказывается на их общем физическом развитии.

Нетрадиционные техники рисования развивают сенсорное восприятие детей. Работа с различными текстурами, цветами и формами помогает детям лучше понимать окружающий мир и развивать свои чувства. Например, использование материалов с различной фактурой (бархат, шершавый картон, фольга) позволяет детям исследовать и ощущать мир через тактильные ощущения.

Дети, которые занимаются нетрадиционными техниками рисования, становятся более внимательными к деталям, учатся различать цвета, формы и текстуры, что в дальнейшем способствует их развитию в других областях.

Нетрадиционные техники рисования помогают детям выразить свои эмоции и чувства. Рисование — это отличный способ для детей справляться с внутренними переживаниями и стрессом. Использование различных материалов и методов позволяет детям создавать произведения, которые отражают их внутренний мир.

Кроме того, занятия рисованием способствуют развитию уверенности в себе. Когда дети видят результаты своих усилий и могут гордиться своим творением, это положительно сказывается на их самооценке.

Существует множество нетрадиционных техник рисования, которые можно использовать в дошкольных учреждениях. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

1. Печатание

Печатание — это одна из самых простых и доступных техник. Для этой техники можно использовать различные предметы: картофель, губки, пальцы, листья и другие. Печатание позволяет детям создавать интересные узоры и текстуры.

Пример: Использование картошки для печати. Дети могут вырезать из картошки различные формы и использовать их как штампы, погружая в краску и прижимая к бумаге. Это не только развивает творческое мышление, но и способствует развитию мелкой моторики.

2. Рисование с помощью природных материалов

Работа с природными материалами, такими как листья, цветы, семена и веточки, позволяет детям создавать уникальные произведения искусства. Эта техника не только развивает творческое мышление, но и помогает детям лучше узнать окружающий мир.

Пример: Дети могут собирать листья разной формы и размера, а затем использовать их для создания коллажей. Это занятие не только способствует художественному развитию, но и формирует у детей интерес к природе.

3. Рисование с помощью спреев и пульверизаторов

Использование спреев и пульверизаторов для рисования позволяет детям экспериментировать с цветом и текстурой. Эта техника создает интересные эффекты и может использоваться как для создания фонов, так и для нанесения узоров.

Пример: Дети могут налить краску в пульверизатор и распылять её на бумагу, создавая абстрактные композиции. Это занятие помогает развивать креативность и учит детей управлять движениями рук.

4. Рисование на воде

Эта техника рисования включает в себя использование воды и краски, чтобы создавать узоры на поверхности воды, а затем переносить их на бумагу. Рисование на воде развивает фантазию и воображение.

Пример: Дети могут налить краску в емкость с водой и использовать палочки или пальцы, чтобы создавать узоры. Затем они могут положить бумагу на поверхность воды и перенести рисунок на неё. Это занятие очень увлекательно и позволяет детям видеть, как цвет и форма взаимодействуют.

5. Лепка и рисование в одном

Сочетание лепки и рисования позволяет детям развивать свои творческие способности и мелкую моторику одновременно. Дети могут создавать объемные фигуры из пластилина, а затем рисовать на них.

Пример: Дети могут слепить животных из пластилина и затем рисовать на них детали, такие как глаза, носы и другие элементы. Это занятие помогает развивать как трехмерное, так и двухмерное восприятие.

Методические рекомендации по внедрению нетрадиционных техник рисования в ДОУ

1. Организация пространства

Для успешного проведения занятий по нетрадиционным техникам рисования важно создать удобное и безопасное пространство. Необходимо подготовить места для рисования, оборудованные всем необходимым: красками, кистями, бумагой, а также природными материалами и другими инструментами.

2. Постепенное введение техник

Воспитателям стоит начинать с простых техник и постепенно переходить к более сложным. Это позволит детям освоить базовые навыки и уверенно работать с различными материалами. Каждую технику можно вводить через игру или рассказ, чтобы вызвать интерес у детей.

3. Индивидуальный подход

Важно учитывать интересы и способности каждого ребенка. Некоторые дети могут быть более творческими и самостоятельными, в то время как другие могут нуждаться в большей поддержке и наставлении. Воспитатель должен быть готов адаптировать занятия в зависимости от потребностей детей.

4. Использование игры

Игровая форма обучения делает занятия более увлекательными и интересными для детей. Воспитатели могут использовать различные игровые элементы, такие как задания, конкурсы или совместные проекты, чтобы вовлечь детей в процесс рисования.

5. Оценка результатов

Важно оценивать достижения детей в процессе освоения нетрадиционных техник рисования. Это поможет воспитателям понять, какие методы и техники наиболее эффективны, а также выявить сильные стороны и интересы каждого ребенка. Периодическая обратная связь помогает детям осознавать свои успехи и мотивацию для дальнейшего развития.

В заключение можно отметить, что нетрадиционные техники рисования играют важную роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста. Они способствуют развитию творческого мышления, мелкой моторики, сенсорного восприятия и эмоционального интеллекта.

 

Список литературы

1.Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. О. Гонина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.

2.Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для вузов / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.

3.Цыкунова, Е. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста / Е. В. Цыкунова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3 (13). — С. 49-53.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×