Нетрадиционные техники рисования | Шоломова Елизавета Алексеевна. Работа №342912. Номер работы: №342912
Актуальность статьи связана с тем, что жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого воображения. Поэтому в современном мире востребованы творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. И дети с тяжёлыми нарушениями речи не являются исключением.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТНР
"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок"
В.А. Сухомлинский.
Актуальность работы связана с тем, что жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого воображения. Поэтому в современном мире востребованы творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. И дети с тяжёлыми нарушениями речи не являются исключением.
Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте.
Воображение детей с ТНР отстает от нормально развивающихся сверстников. Отмечается недостаточная подвижность мышления, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения.
В свою очередь слабое воображение, препятствует развитию психических процессов, развитию познавательной деятельности, а также отрицательно влияет на формировании эмоций и личностных интересов в целом.
Л.С. Выготский считал, что дети с задержкой речевого развития оказываются отсталыми и в развитии своего воображения.
Выготский подчеркивал, что способность к воображению появляется у детей по мере приобретения опыта, знаний и совершенствования всех психических функций. Перед современными педагогами стоит непростая задача: дать ребёнку с ограниченными возможностями здоровья возможность в полной мере развить свои способности и помочь реализовать себя в жизни.
Задача сложная, и воплощать ее необходимо уже в младшем школьном возрасте. Воображение неразрывно связано с творчеством. Поэтому одним из приоритетных путей развития воображения школьников является творческая деятельность, которую можно воплощать на таких предметах, как ИЗО.
В последние годы для развития воображения младших школьников стали использовать нетрадиционные техники на уроках изобразительного искусства. Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского творчества не случаен. Современные исследования Никитиной А.В., Давыдовой Г.Н. показали, что нетрадиционные техники рисования способствуют развитию творческих способностей у детей, формируют у них воображение, приносят детям яркие эмоциональные впечатления и раскрывают возможность использования знакомых предметов в качестве художественных материалов. Доказано, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления школьника. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы, получают удовлетворение от творчества, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа творческого мышления, что особенно важно, в работе детей с ТНР.
К сожалению, на уроках изобразительного искусства недостаточно используют образовательные возможности нетрадиционных техник рисования для развития воображения. Дети не имеют представления, что существуют такие нетрадиционные техники рисования как «Кляксография», «Монотипия», «Набрызг» и др. Нетрадиционные техники рисования практически не востребованы в образовательном процессе. А ведь это простой и увлекательный способ развивать как художественные навыки так и механизмы воображения, фантазии. Существуют исследования по использованию нетрадиционных техник рисования С. К. Кожохиной, С. Погодиной, А. Ярыгина. Использование нетрадиционных техник рисования с детьми разработаны у зарубежных педагогов Мери Энн – Кол.
Целью уроков с использованием нетрадиционных техник является прежде всего развитие воображения младших школьников, а как следствие и творческого мышления.
Наблюдения за детьми во время организованной образовательной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования в учебное время, помогли выяснить, что они вызывают у детей интерес и служат высоким эмоциональным всплеском, надолго запоминаются, способствуют более близкому общению с учителем, создают комфорт общения.
Использование в работе со школьниками нетрадиционных материалов и техник рисования является мощным стимулом деятельности, к поиску способа создания образа, к подбору материалов, соответствующих характеристике изображаемого предмета. В детских работах применяемый материал, его разнообразие и сочетания помогали детям достигать выразительности образов. Проведённые в течение года диагностики развития воображения показали («Дорисуй по точкам», «Волшебный лес», «Весёлые фигуры» и т.д.) показали рост уровня воображения у 72% испытуемых. у некоторых учащихся воображение осталось на том же уровне, на каком было до проведения занятий с нетрадиционными техниками, хотя они выполнили неплохие работы во время данных уроков. Это говорит о том, что необходимо систематически внедрять нетрадиционные техники на протяжении всего курса обучения, тогда можно будет увидеть высокий результат.
При организации творческой деятельности связанной с нетрадиционными техниками рисования педагогу предлагаются следующие рекомендации.
А.Осборн предлагает 3 метода активизации творческой мысли:
-исключение критики, возможность высказывания любых мыслей без боязни;
-поощрение самого необузданного ассоциирования;
-количество идей должно быть как можно больше.
А. А. Волкова дает такие рекомендации для стимулирования творческого воображения детей:
развивать воображение у ребёнка нужно как можно раньше, желательно с раннего возраста;
при воспитании ориентироваться не на стандарт, а на индивидуальные особенности;
обеспечивать ребенку максимальную самостоятельность в творчестве,
не сдерживать инициативы детей;
наряду с воображением развивать восприятие, внимание, память
.
Д. Треффингер предлагает следующие рекомендации по выработке в детях творческих способностей (по книге «Одарённые дети»):
-не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься;
-не делайте скоропалительных допущений, на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей, не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми знаниями и навыками;
-не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно;
-научитесь не торопиться с вынесением суждения;
-научите детей прослеживать межпредметные связи;
-приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуаций;
-используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе или дома как область приложения полученных навыков в решении задач;
-помогайте детям научиться управлять процессами усвоения знаний;
-подходите ко всему творчески.
Ценность данной точки зрения в том, что авторы в методике развития творческого воображения опираются на возрастные особенности функционирования различных психических процессов у детей. Данные положения были использованы в экспериментальной работе в течение формирующего эксперимента и подтверждают их правомерность.
Полученные результаты контрольного этапа эксперимента позволили нам определить педагогические условия, влияющие на успешное приобретение детьми изобразительных навыков с целью развития творческого воображения, а именно:
1. Осуществлять грамотный педагогически обоснованный подбор художественной литературы для чтения и рассматривания иллюстраций.
2. Обеспечить наглядным иллюстративным материалом, содействующим определению различных способов изображения в передаче замысла изображения.
3. Знакомить со средствами выразительности при использовании различных изобразительных материалов, нетрадиционных техник рисования.
4. В целях формирования творчества, применять наблюдения, словесное воссоздание образа, показ способов изображения, указания последовательности изображения.
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что демонстрация нетрадиционных способов и приёмов изображения объекта при планомерной, последовательной и систематичной работе педагога на занятиях по изобразительному искусству, грамотная организация предметно-развивающей среды, способствует приобретению и развитию изобразительных знаний, умений и навыков детьми младшего школьного возраста, обучение детей младшего школьного возраста нетрадиционным приёмам рисования на занятиях по изобразительному искусству является эффективным средством развития воображения, что особенно важно для детей с ТНР.