Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Нетрадиционные техники рисования | Бакиева Луиза Ильшатовна. Работа №316649. Номер работы: №316649

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Нетрадиционные техники рисования

Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Заданий может быть несколько, в зависимости от возраста: Нанесение краски в хаотичном порядке на лист бумаги. Родители получают первые шедевры ребенка, а малыш – удовольствие обмазаться с ног до головы в краске, смешивать кляксы разных цветов, оставлять отпечатки. Опытные мамы говорят, что вместо листа бумаги для первых уроков рисования больше подходит ванная. Малыш рисует на ее стенках, а потом купается – смываются не только рисунки, но и вся краска с рук, ног и лица. Отпечаток ладони. Когда отпечаток подсохнет, из него можно нарисовать много разных зверушек и предметов. Кстати, можно также сделать отпечатки ступней, из них тоже получаются интересные картинки. Нанесение краски точечно, только пальцами. Для точечного рисования пальцами можно использовать вот такие простые раскраски.

Кляксография Если развести гуашь с водой, можно рисовать способом кляксографии, или выдуванием из трубочки для напитков. Размешайте гуашь с водой в пропорции 1:1, нанесите на бумагу жидкую кляксу с помощью пипетки или кисточки и дайте ребёнку трубочку для напитков. Задача художника – дуть в трубочку, управляя движением кляксы. Клякса будет передвигаться, оставляя след из краски.

Такая техника очень развивает воображение малыша, а также способствует развитию силы дыхания. Обычно при рисовании таким способом заранее участники не догадываются, какой рисунок получится. Можно сказать, как клякса ляжет. Но можно задать идею рисунка, например, нарисовать пейзаж осеннего или зимнего леса, тогда кляксы нужно накладывать на нижнюю часть холста и дуть их вверх, а линии станут деревьями. Или вот отличная идея: нарисуйте несколько забавных мордашек без волос – девочек, мальчиков, не важно. Разноцветные кляксы нужно класть на макушку и дуть вверх, чтобы получились прически. А если нарисовать разноцветную кляксу и дать ей подсохнуть, можно сверху фломастером сделать мордашку – забавную или сердитую.

Задачи:

Чувствовать: развивать у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках.

Познавать: способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.

Творить: побуждать творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.

Сущность художественного воспитания состоит в формировании у детей эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы. Художественный образ лежит в основе передаваемого детям опыта и является центральным, связующим понятием в системе знаний.

Общение с искусством дает ребенку положительно окрашенное эмоционально-ценностное содержание. К 2-3-летнему возрасту дошкольник при благоприятных условиях уже имеет элементарные представления об искусстве и его видах, может воспринимать и чувствовать прекрасное на оптимальном для его возраста уровне развития, способен к активному, самостоятельному творчеству на основе усвоенных средств художественного выражения развития продуктивного воображения.

В процессе рисования формируются:

- способность эмоционального переживания. Ребенок не только видит, но и ощущает, чувствует художественный образ, являясь соучастником событий и явлений, передаваемых художественным произведением.

- способность к активному усвоению художественного опыта, к самостоятельной творческой деятельности, к саморазвитию и экспериментированию (поисковым действиям).

Ребенок приобретает основы знаний и представлений о различных видах искусства, начинает осваивать их «язык» - изобразительно-выразительные средства. На этой основе у ребенка формируются практические художественные умения и в результате – складывается опыт художественно-творческой деятельности.

Ребенок осваивает художественные материалы и самостоятельно делает «открытия»: бумага легкая, плоская, она мнется, рвется, скручивается, ее можно смять в комок и бросить. Если же нарисовать на бумаге, остаются «следы», их не удается удалить. Таким образом, ребенок исследует на только свойства художественных материалов, но и сферу возможностей своего воздействия на материал (спектр пробующих действий расширяется). В экспериментировании ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их познания и освоения.

Проведение занятий по нетрадиционному рисованию имеет большое значение как для физического, так и для психического развития.

В процессе этих занятий ребенок овладевает согласованностью движений пальцев, тренирует кисть руки, все увереннее рисует штрихи и линии.

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству — желание получить результат, создать определенное изображение. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Согласитесь, разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению знаний.

Рисование способствует развитию мышления и воображения ребенка; развитию речи. Во время этих занятий у детей является потребность общаться с другими детьми и со взрослыми. Случайно подмеченное сходство в штрихах с каким-нибудь предметом вызывает радость и желание поделиться с другими.

Эти занятия воспитывают у детей ряд положительных качеств характера: настойчивость, усидчивость и сообразительность. Ребенок настойчиво рисует, заранее ставя перед собой цель. Стремясь нарисовать какой-то предмет, он должен сообразить, как это сделать.

Дети приучаются к аккуратности, т.к. во время работы им не разрешается пачкать на столе, а после окончания работы они должны убирать краски, бумагу.

 

 

Использование методик нетрадиционного рисования имеет ряд преимуществ:

Способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия

Пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости

Уточняют свои представления о цвете, форме, и размере предметов и их частей

Развивается мышление, речь, воображение

Способствует обогащению знаний об окружающем и приобщению к фольклору и литературе, та как темы занятий предусматривают использование загадок, стихов

Волшебное возникновение изображения доставляет детям удовольствие. Вызывает положительные эмоции

Ребёнок видит результат своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.

Опыт работы показывает, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник

Способствует снятию детских страхов;

Развивает уверенность в своих силах;

Развивает пространственное мышление;

Учит детей свободно выражать свой замысел;

Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

Учит детей работать с разнообразным материалом;

Развивает чувство композиции, ритма,  колорита,  цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

Развивает мелкую моторику рук;

Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии.

Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счёт изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счёт работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребёнка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе – можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик берёзы). Происходит развитие наглядно-образного, и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной и речевой деятельности детей. (Чем я ещё могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать?) За счёт использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику «кляксография». Созданию сложного симметричного изображения способствует техника «монотипия».

В процессе такой работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей. Формированию психофизиологической основы речи способствует и совместная деятельность детей и педагога. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребёнка, мы корректируем его эмоционально-волевую сферу, что также положительно сказывается на динамике речевого развития. Кроме того, совместная деятельность, увлечённость общим делом способствуют речевому развитию ребёнка и через межличностное взаимодействие. На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник мы решаем и частные задачи развития речи, такие как развитие артикуляционной моторики и правильного речевого дыхания. Так, в старшем дошкольном возрасте, создавая изображение с помощью выдувания красок («рисование мыльными пузырями», техника «кляксография»), дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ, а мы имеем возможность осуществлять своеобразную дыхательную гимнастику, необходимую при некоторых речевых нарушениях. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счёт использования слов, обозначающих предметы, действия и признаки с учётом грамматически правильного согласования слов в роде, числе и падеже, что способствует коррекции грамматического строя речи.

     Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми

способствует преодолению моторной неловкости (а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности);

по-новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный запас;

даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи.

Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы все условия, которые используются в полной мере. Такие условия, как:

широкий подход к решению проблемы;

проявление творчества в художественной деятельности;

атмосфера творчества;

единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребёнка в взаимодействия между ними;

комплексное и системное использование методов и приёмов;

бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;

овладение детьми способами изображения

обучение;

индивидуальный подход к каждому ребёнку;

использование нетрадиционных способов и приёмов изображения

Как известно, дети часто копируют предлагаемый им  образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

 

Н.П. Сакулина говорила, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Т.е. надо использовать на занятии разные техники рисования: традиционную (карандаши, краски) и нетрадиционную (мыльной пеной, свечой и т.д, ).

Задачи нетрадиционного рисования

Организовать наблюдения в природе и уголке живой природы для уточнения представлений детей о внешнем виде растений, а также для обогащения и уточнения зрительных впечатлений.

Учить детей видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно – выразительных средств колористической, композиционной и смысловой трактовки. Формирование умения воспринимать художественный объект нерасчленённо, в гармоничном единстве всех составляющих компонентов.

Учить ориентироваться в таких понятиях, как форма, цвет, величина, количество. Адекватно применять полученные представления в конкретных творческих ситуациях (например, «нарисуем такую картинку: на веточке висит один листочек, а в воздухе кружатся много листочков» и др.).

Развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности, создавать условия для их активного познания.

Учить детей отображать  свои представления и впечатления об окружающем мире доступными живописными средствами, создавая оригинальные образы путём использования нетрадиционных методов рисования.

Учить детей переводить от рисования – подражания к самостоятельному творчеству.

Вызывать у детей интерес к сотрудничеству с воспитателем и  другими детьми при создании коллективной композици

Методы нетрадиционного рисования

Основной формой обучения детей рисованию являются занятия,  на         которых применяются различные методы работы: 

 

Методом наблюдения представляет собой « примеривание»  возможных действий,  осуществляемых в плане восприятия, к свойствам и отношениям объектов (форме, величине, цвете), позволяет выполнить реальное действие без  практического « нащупывания».  Обращая внимание на красоту природы, малыш выражает удивление и восхищение и проявляет больший интерес к изображаемым  предметам и явлениям.

 

Далее используется метод обследования предметов, который позволяет более тщательно изучить объекты природы и обратить внимание детей не только на общие формы, но и отдельные детали (например, форму и цвет каждой веточки дерева). Способность к анализу и умение видеть целое и части является своего рода толчком для перехода ребенка от ассоциаций и первых опытов на изобразительный этап. Благодаря этим нехитрым действиям формируется важнейшее интеллектуальное понятие о строении вещества, его одновременной цельности и дискретности. Путем проб и ошибок ребенок делает важнейшие открытия.

 

Последующий метод сравнения образов используется с целью установления идентичности или неидентичности каждого из предъявленных для выбора детям объектов. Начальные моменты процесса познания: «Сначала мелькают впечатления, затем выделяется нечто, - потом развиваются понятия качества и количества (определения предметов или явлений) » - способствуют развитию восприятия у ребёнка.

 

Выявить уровень знаний воспитанников поможет метод опроса. Это даёт возможность не спеша поговорить с детьми, выяснить, что привлекает их внимание, нравится.

 

Метод пояснения и вопросы воспитателя используются наряду с наглядными методами. Продумываются вопросы для беседы о предметах и явлениях природы во время их рассматривания, которые помогают выделить существенные особенности их в определённой последовательности. Вопросы направляют внимание детей не только на внешние признаки, но и на связи одних предметов с другими. 

 

Метод постановки задач проблемного характера требует нахождения самостоятельного решения. Необходимо создавать проблемные ситуации, чтобы активизировать поисковую деятельность ребенка. Например, можно показать пару различных по форме предметов. В самостоятельных занятиях у ребенка развиваются инициатива, умение преодолевать затруднения, настойчивость в достижении цели и другие ценные качества. Необходимо следить за тем, чтобы самостоятельная деятельность воспитанников была целенаправленной, чтобы они доводили начатую работу до конца.

 

Метод объяснения последовательности и способов выполнения работы. Показ и анализ образца, выполнение воспитателем всех действий получения композиции применяются, когда дети не имеют достаточного опыта рисования или впервые выполняют художественную композицию и способы действий им незнакомы.

 

Наглядность при объяснении задания расширяет кругозор ребенка, развивает его память, сосредоточенное внимание, умение рассматривать, подмечать детали, вызывает воспоминания (узнают в изображении то, что когда-то видели, повторяют, что им рассказывали).

 

При выполнении коллективной композиции метод сотворчества позволяет детям быстро « расти» и незаметно осваивать секреты художественного мастерства не по схеме « взрослый учит – ребёнка учится», а в интересной, увлекательной общей деятельности.

 

Метод анализа. При обсуждении детских работ используются стихи, игровые методы и приёмы. Рассматривая с детьми их рисунки, воспитатель использует метод поощрения – отмечает тех, у кого интересные темы, кто придумал что-то новое, свое. Доброжелательная оценка, поощрение творческих проявлений положительно влияют на развитие способностей детей.

 

В некоторых случаях используется  метод «пассивных движений»,    т. е. выполняет действия рукой ребёнка. При этом не следует торопиться, малыш должен усвоить отдельные движения, входящие в состав данных действий. Ведь ребёнку необходимо дать почувствовать радость достижения, которая возникает в результате удавшегося действия, правильно выполненного задания. Но они не всегда могут самостоятельно выполнить действие, показанное воспитателем.

 

Метод повторения - практическое овладение операцией. В процессе многократных упражнений ребёнок практически осваивает операцию (овладевает навыком). Происходит постепенная отработка моторной системы путём оттормаживания  лишних движений и фиксации правильных, адекватных.       

 

Чтобы детям было интересно выполнять задание, воспитатель использует игровые методы. Так, например, игрушечный котик в сапожках любит «грибной» дождик – нужно порадовать его и нарисовать дождик. Игровые моменты на занятиях (сюрпризные моменты, физ. минутки) имеют большое значение для физического и умственного развития ребенка. При этом он много двигается, разговаривает, действуя различными предметами, знакомится с их свойствами. В игре развиваются его память, внимание, воображение, сообразительность.

 

В играх-занятиях педагог целенаправленно воздействует на детей, придумывает содержание игр, методические приемы их проведения. Систематически усложняя материал и учитывая требования программы, воспитатель через игры-занятия сообщает доступные возрасту малышей знания, формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы (восприятие, мышление, речь и т.д.) Особенность занятий в игровой форме заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей, в практической, интересной деятельности и не требует приложения больших усилий, т.к. задействованными оказываются непроизвольное внимание и запоминание.

 

Таким образом, используя эти методы на каждом занятии ,в различных сочетаниях, подбор их определяет форму организации изобразительной деятельности на занятии: рисование по образцу, по замыслу, по теме, условиям, использование того или иного метода рисования обуславливается, во- первых, задачами обучения, во-вторых, опытом детей, их умениями. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нетрадиционные техники рисования

Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Заданий может быть несколько, в зависимости от возраста: Нанесение краски в хаотичном порядке на лист бумаги. Родители получают первые шедевры ребенка, а малыш – удовольствие обмазаться с ног до головы в краске, смешивать кляксы разных цветов, оставлять отпечатки. Опытные мамы говорят, что вместо листа бумаги для первых уроков рисования больше подходит ванная. Малыш рисует на ее стенках, а потом купается – смываются не только рисунки, но и вся краска с рук, ног и лица. Отпечаток ладони. Когда отпечаток подсохнет, из него можно нарисовать много разных зверушек и предметов. Кстати, можно также сделать отпечатки ступней, из них тоже получаются интересные картинки. Нанесение краски точечно, только пальцами. Для точечного рисования пальцами можно использовать вот такие простые раскраски.

Кляксография Если развести гуашь с водой, можно рисовать способом кляксографии, или выдуванием из трубочки для напитков. Размешайте гуашь с водой в пропорции 1:1, нанесите на бумагу жидкую кляксу с помощью пипетки или кисточки и дайте ребёнку трубочку для напитков. Задача художника – дуть в трубочку, управляя движением кляксы. Клякса будет передвигаться, оставляя след из краски.

Такая техника очень развивает воображение малыша, а также способствует развитию силы дыхания. Обычно при рисовании таким способом заранее участники не догадываются, какой рисунок получится. Можно сказать, как клякса ляжет. Но можно задать идею рисунка, например, нарисовать пейзаж осеннего или зимнего леса, тогда кляксы нужно накладывать на нижнюю часть холста и дуть их вверх, а линии станут деревьями. Или вот отличная идея: нарисуйте несколько забавных мордашек без волос – девочек, мальчиков, не важно. Разноцветные кляксы нужно класть на макушку и дуть вверх, чтобы получились прически. А если нарисовать разноцветную кляксу и дать ей подсохнуть, можно сверху фломастером сделать мордашку – забавную или сердитую.

Задачи:

Чувствовать: развивать у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках.

Познавать: способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.

Творить: побуждать творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.

Сущность художественного воспитания состоит в формировании у детей эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы. Художественный образ лежит в основе передаваемого детям опыта и является центральным, связующим понятием в системе знаний.

Общение с искусством дает ребенку положительно окрашенное эмоционально-ценностное содержание. К 2-3-летнему возрасту дошкольник при благоприятных условиях уже имеет элементарные представления об искусстве и его видах, может воспринимать и чувствовать прекрасное на оптимальном для его возраста уровне развития, способен к активному, самостоятельному творчеству на основе усвоенных средств художественного выражения развития продуктивного воображения.

В процессе рисования формируются:

- способность эмоционального переживания. Ребенок не только видит, но и ощущает, чувствует художественный образ, являясь соучастником событий и явлений, передаваемых художественным произведением.

- способность к активному усвоению художественного опыта, к самостоятельной творческой деятельности, к саморазвитию и экспериментированию (поисковым действиям).

Ребенок приобретает основы знаний и представлений о различных видах искусства, начинает осваивать их «язык» - изобразительно-выразительные средства. На этой основе у ребенка формируются практические художественные умения и в результате – складывается опыт художественно-творческой деятельности.

Ребенок осваивает художественные материалы и самостоятельно делает «открытия»: бумага легкая, плоская, она мнется, рвется, скручивается, ее можно смять в комок и бросить. Если же нарисовать на бумаге, остаются «следы», их не удается удалить. Таким образом, ребенок исследует на только свойства художественных материалов, но и сферу возможностей своего воздействия на материал (спектр пробующих действий расширяется). В экспериментировании ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их познания и освоения.

Проведение занятий по нетрадиционному рисованию имеет большое значение как для физического, так и для психического развития.

В процессе этих занятий ребенок овладевает согласованностью движений пальцев, тренирует кисть руки, все увереннее рисует штрихи и линии.

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству — желание получить результат, создать определенное изображение. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Согласитесь, разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению знаний.

Рисование способствует развитию мышления и воображения ребенка; развитию речи. Во время этих занятий у детей является потребность общаться с другими детьми и со взрослыми. Случайно подмеченное сходство в штрихах с каким-нибудь предметом вызывает радость и желание поделиться с другими.

Эти занятия воспитывают у детей ряд положительных качеств характера: настойчивость, усидчивость и сообразительность. Ребенок настойчиво рисует, заранее ставя перед собой цель. Стремясь нарисовать какой-то предмет, он должен сообразить, как это сделать.

Дети приучаются к аккуратности, т.к. во время работы им не разрешается пачкать на столе, а после окончания работы они должны убирать краски, бумагу.

 

 

Использование методик нетрадиционного рисования имеет ряд преимуществ:

Способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия

Пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости

Уточняют свои представления о цвете, форме, и размере предметов и их частей

Развивается мышление, речь, воображение

Способствует обогащению знаний об окружающем и приобщению к фольклору и литературе, та как темы занятий предусматривают использование загадок, стихов

Волшебное возникновение изображения доставляет детям удовольствие. Вызывает положительные эмоции

Ребёнок видит результат своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.

Опыт работы показывает, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник

Способствует снятию детских страхов;

Развивает уверенность в своих силах;

Развивает пространственное мышление;

Учит детей свободно выражать свой замысел;

Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

Учит детей работать с разнообразным материалом;

Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

Развивает мелкую моторику рук;

Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счёт изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счёт работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребёнка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе – можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик берёзы). Происходит развитие наглядно-образного, и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной и речевой деятельности детей. (Чем я ещё могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать?) За счёт использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику «кляксография». Созданию сложного симметричного изображения способствует техника «монотипия».

В процессе такой работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей. Формированию психофизиологической основы речи способствует и совместная деятельность детей и педагога. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребёнка, мы корректируем его эмоционально-волевую сферу, что также положительно сказывается на динамике речевого развития. Кроме того, совместная деятельность, увлечённость общим делом способствуют речевому развитию ребёнка и через межличностное взаимодействие. На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник мы решаем и частные задачи развития речи, такие как развитие артикуляционной моторики и правильного речевого дыхания. Так, в старшем дошкольном возрасте, создавая изображение с помощью выдувания красок («рисование мыльными пузырями», техника «кляксография»), дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ, а мы имеем возможность осуществлять своеобразную дыхательную гимнастику, необходимую при некоторых речевых нарушениях. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счёт использования слов, обозначающих предметы, действия и признаки с учётом грамматически правильного согласования слов в роде, числе и падеже, что способствует коррекции грамматического строя речи.

Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми

способствует преодолению моторной неловкости (а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности);

по-новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный запас;

даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи.

Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы все условия, которые используются в полной мере. Такие условия, как:

широкий подход к решению проблемы;

проявление творчества в художественной деятельности;

атмосфера творчества;

единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребёнка в взаимодействия между ними;

комплексное и системное использование методов и приёмов;

бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;

овладение детьми способами изображения

обучение;

индивидуальный подход к каждому ребёнку;

использование нетрадиционных способов и приёмов изображения

Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

 

Н.П. Сакулина говорила, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Т.е. надо использовать на занятии разные техники рисования: традиционную (карандаши, краски) и нетрадиционную (мыльной пеной, свечой и т.д, ).

Задачи нетрадиционного рисования

Организовать наблюдения в природе и уголке живой природы для уточнения представлений детей о внешнем виде растений, а также для обогащения и уточнения зрительных впечатлений.

Учить детей видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно – выразительных средств колористической, композиционной и смысловой трактовки. Формирование умения воспринимать художественный объект нерасчленённо, в гармоничном единстве всех составляющих компонентов.

Учить ориентироваться в таких понятиях, как форма, цвет, величина, количество. Адекватно применять полученные представления в конкретных творческих ситуациях (например, «нарисуем такую картинку: на веточке висит один листочек, а в воздухе кружатся много листочков» и др.).

Развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности, создавать условия для их активного познания.

Учить детей отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными живописными средствами, создавая оригинальные образы путём использования нетрадиционных методов рисования.

Учить детей переводить от рисования – подражания к самостоятельному творчеству.

Вызывать у детей интерес к сотрудничеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективной композици

Методы нетрадиционного рисования

Основной формой обучения детей рисованию являются занятия, на которых применяются различные методы работы:

 

Методом наблюдения представляет собой « примеривание» возможных действий, осуществляемых в плане восприятия, к свойствам и отношениям объектов (форме, величине, цвете), позволяет выполнить реальное действие без практического « нащупывания». Обращая внимание на красоту природы, малыш выражает удивление и восхищение и проявляет больший интерес к изображаемым предметам и явлениям.

 

Далее используется метод обследования предметов, который позволяет более тщательно изучить объекты природы и обратить внимание детей не только на общие формы, но и отдельные детали (например, форму и цвет каждой веточки дерева). Способность к анализу и умение видеть целое и части является своего рода толчком для перехода ребенка от ассоциаций и первых опытов на изобразительный этап. Благодаря этим нехитрым действиям формируется важнейшее интеллектуальное понятие о строении вещества, его одновременной цельности и дискретности. Путем проб и ошибок ребенок делает важнейшие открытия.

 

Последующий метод сравнения образов используется с целью установления идентичности или неидентичности каждого из предъявленных для выбора детям объектов. Начальные моменты процесса познания: «Сначала мелькают впечатления, затем выделяется нечто, - потом развиваются понятия качества и количества (определения предметов или явлений) » - способствуют развитию восприятия у ребёнка.

 

Выявить уровень знаний воспитанников поможет метод опроса. Это даёт возможность не спеша поговорить с детьми, выяснить, что привлекает их внимание, нравится.

 

Метод пояснения и вопросы воспитателя используются наряду с наглядными методами. Продумываются вопросы для беседы о предметах и явлениях природы во время их рассматривания, которые помогают выделить существенные особенности их в определённой последовательности. Вопросы направляют внимание детей не только на внешние признаки, но и на связи одних предметов с другими.

 

Метод постановки задач проблемного характера требует нахождения самостоятельного решения. Необходимо создавать проблемные ситуации, чтобы активизировать поисковую деятельность ребенка. Например, можно показать пару различных по форме предметов. В самостоятельных занятиях у ребенка развиваются инициатива, умение преодолевать затруднения, настойчивость в достижении цели и другие ценные качества. Необходимо следить за тем, чтобы самостоятельная деятельность воспитанников была целенаправленной, чтобы они доводили начатую работу до конца.

 

Метод объяснения последовательности и способов выполнения работы. Показ и анализ образца, выполнение воспитателем всех действий получения композиции применяются, когда дети не имеют достаточного опыта рисования или впервые выполняют художественную композицию и способы действий им незнакомы.

 

Наглядность при объяснении задания расширяет кругозор ребенка, развивает его память, сосредоточенное внимание, умение рассматривать, подмечать детали, вызывает воспоминания (узнают в изображении то, что когда-то видели, повторяют, что им рассказывали).

 

При выполнении коллективной композиции метод сотворчества позволяет детям быстро « расти» и незаметно осваивать секреты художественного мастерства не по схеме « взрослый учит – ребёнка учится», а в интересной, увлекательной общей деятельности.

 

Метод анализа. При обсуждении детских работ используются стихи, игровые методы и приёмы. Рассматривая с детьми их рисунки, воспитатель использует метод поощрения – отмечает тех, у кого интересные темы, кто придумал что-то новое, свое. Доброжелательная оценка, поощрение творческих проявлений положительно влияют на развитие способностей детей.

 

В некоторых случаях используется метод «пассивных движений», т. е. выполняет действия рукой ребёнка. При этом не следует торопиться, малыш должен усвоить отдельные движения, входящие в состав данных действий. Ведь ребёнку необходимо дать почувствовать радость достижения, которая возникает в результате удавшегося действия, правильно выполненного задания. Но они не всегда могут самостоятельно выполнить действие, показанное воспитателем.

 

Метод повторения - практическое овладение операцией. В процессе многократных упражнений ребёнок практически осваивает операцию (овладевает навыком). Происходит постепенная отработка моторной системы путём оттормаживания лишних движений и фиксации правильных, адекватных.

 

Чтобы детям было интересно выполнять задание, воспитатель использует игровые методы. Так, например, игрушечный котик в сапожках любит «грибной» дождик – нужно порадовать его и нарисовать дождик. Игровые моменты на занятиях (сюрпризные моменты, физ. минутки) имеют большое значение для физического и умственного развития ребенка. При этом он много двигается, разговаривает, действуя различными предметами, знакомится с их свойствами. В игре развиваются его память, внимание, воображение, сообразительность.

 

В играх-занятиях педагог целенаправленно воздействует на детей, придумывает содержание игр, методические приемы их проведения. Систематически усложняя материал и учитывая требования программы, воспитатель через игры-занятия сообщает доступные возрасту малышей знания, формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы (восприятие, мышление, речь и т.д.) Особенность занятий в игровой форме заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей, в практической, интересной деятельности и не требует приложения больших усилий, т.к. задействованными оказываются непроизвольное внимание и запоминание.

 

Таким образом, используя эти методы на каждом занятии ,в различных сочетаниях, подбор их определяет форму организации изобразительной деятельности на занятии: рисование по образцу, по замыслу, по теме, условиям, использование того или иного метода рисования обуславливается, во- первых, задачами обучения, во-вторых, опытом детей, их умениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×