Нетрадиционные техники рисования
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружковая работа по изобразительной деятельности
"Радужка"
Нетрадиционные техники рисования
Иванова Айталина Кузьминична
Пояснительная записка
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.
Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «От рождения до школы» и др. авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно – эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности ребенка.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.
Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изо деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов.
Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
На практике эти задачи реализуются мной через занятия кружка «Волшебные краски». В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Используемые методы:
– Позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка ;
– Дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– Формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– Способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Цель: Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.
Задачи:
– Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
– Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
– Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.
– Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.
– Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.
– Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
Методическое обеспечение.
Нетрадиционные техники:
Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск пенопластом. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Черно-белый граттаж. Цветной граттаж. Кляксография. Кляксография с трубочкой. Набрызг. Отпечатки листьев. Тиснение. Монотипия пейзажная.
Организация занятий кружка.
Занятие проводится 1 раз в неделю по 15 минут.
Материал:
– Акварельные краски, гуашь;
– Ватные палочки;
– Поролоновые печатки;
– Коктельные трубочки;
– Палочки или старые стержни для процарапывания;
– Матерчатые салфетки;
– Стаканы для воды;
– Подставки под кисти;
– Кисти.
Ожидаемый результат работы кружка:
Организация выставок детских работ для родителей.
Тематические выставки в ДОУ.
Участие в различных выставках и конкурсах в течение года и т д.
Планирование работы
СЕНТЯБРЬ
1 Неделя.
Тема занятия Программное содержание
Печать листьев
«Осень на опушке краски разводила»
Цель :1. Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
2. Ознакомить с новым видом изобразительной техники - «печать растений».
3. Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы.
4. Развивать чувства композиции, цветовосприятия.
2 Неделя.» Рисование пальчиками»
«Ветка рябины» Цель:
1. Помочь детям осознать ритм как изобразительно-выразительное средство.
2. Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности.
3. Закрепить прием вливания одного цвета в другой.
4. Учить технике пальчикового рисования, развивать мелкую моторику рук
3 Неделя «Рисование (Ладошкой, кулачком)»
«Унылая пора! Очей очарованье.»Цель : 1. Учить детей умению отражать в рисунке признаки осени, соответствующие поэтическим строкам. 2. Использовать различные способы рисования деревьев (пятно, замкнутое контуром, подробная деталировка, дерево, изображенное кулачком, ладошкой).
3. Развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение. Закреплять умение отличать пейзаж от картин другого содержания.
4 Неделя «Монотипия»
« Город» (отражение в воде)Цель: 1. Познакомить детей с понятием «архитектурный пейзаж»;
2. Учить передавать в рисунке впечатления от экскурсии по родному городу: украшенные дома, детские площадки;
3. Учить детей работать всей кистью и ее концом: применять метод «монотипия»: развивать творчество.
ОКТЯБРЬ
1 Неделя
«Рисование методом тычка»
«Береза» Цель:. Воспитывать эстетически-нравственное отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве.
2. Расширять знания и представления детей об окружающем мире, познакомить с внешним видом дикорастущей черемухи, ее цветущих веток.
3. Познакомить с техникой рисования тычком.
4. Формировать чувство композиции и ритма.
2 Неделя «Смешивание цветов»
«Цветик-разноцветик»_ Цель 1. Закрепить представления детей о цветовом многообразии, ознакомить с хроматическими (основными) и ахроматическими цветами.
2. Расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения.
3. Закрепить навык закрашивания внутри контура.
4. Развивать чувственно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
3 Неделя
«Кляксография
«Веселые кляксы» Цель:1. Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности.
2. Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами.
3. Поощрять детское творчество, инициативу.
4 Неделя
«Раздувание краски»
«Осенние мотивы»
Цель:
1. Познакомить с новым способом изображения — раздуванием краски, показать его выразительные возможности.
2. Помочь детям освоить новый способ спонтанного рисования, когда изображаемый объект получается путем свободного нанесения пятен краски и воздействия на них посредством активной работы легких (выдувание рисунка, что дает случайный, непредсказуемый эффект.
3. Развивать мышцы рта, тренировать дыхание.
4. Развивать воображение, фантазию, интерес к нетрадиционным способам рисования.
5 Неделя
Монотипия
«Пейзаж у озера» Цель: 1. Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства.
2. Познакомить с нетрадиционной техникой изображения пейзажа — монотипией, показать ее изобразительные особенности, закрепить понятие о симметрии.
3. Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, а придумать его самому.
4. Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом.
НОЯБРЬ Ожившие предметы
1 Неделя «Ожившая сказка»
Цель:
1. Развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном.
2. Формировать умение работать над замыслом, мысленно представлять содержание своего рисунка, продолжать развивать пространственное воображение и композиционные навыки.
3. Развивать творческую фантазию, умение передавать характер рисуемого объекта, добиваясь выразительности с помощью цвета, движения, мимики, дополнительных деталей.
2 Неделя: Шаблонография
«Рисуем по шаблону»
Цель: 1. Расширять представление детей о строении сложных предметов, развивать способность находить взаимосвязь главного и второстепенного.
2. Научить детей смотреть на одну и ту же форму с разных сторон, помочь увидеть многообразие предметов, развивать воображение.
3. Обучать способам изображения разных объектов приемом обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических форм.
4. Развивать координацию движений, мелкую моторику рук.
3 Неделя «Граттаж»
«Волшебный карандашик» Цель:1. Развивать логическое мышление, представление, воображение, зрительную память.
2. Познакомить с таким способом рисования, как граттаж поупражнять в изображении недостающих деталей объекта, преобразуя его в единое целое.(Рисование простым карандашом)
3. Закрепить навык проведения линий с соблюдением контура дорисовываемых предметов.
4. Развивать усидчивость, желание довести начатое дело до конца, чтобы увидеть конечный результат.
4 Неделя «Рисование на мокром листе»
«Поплыли по небу облака» Цель: 1. Упражнять детей в рисовании по мокрой бумаге. 2. Развивать чувство цвета , формы и композиции.
3. Воспитывать желание восхищаться явлениями природы
ДЕКАБРЬ
1 Неделя « Набрызги»
«Зимние напевы Цель:» 1. Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы.
2. Помочь почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии.
3. Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа.
4. Познакомить с новым способом изображения снега - «набрызга».
5. Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими терминами.
2 Неделя «Расчесывание краски»
«Леопард пятнистый» Цель:1. Воспитание у детей интереса к природе разных климатических зон. Расширение представлений о пустыне, развитие умения передавать свои впечатления в рисунке.
2. Ознакомление с новым приемом рисования - «расчесывание» краски.
3. Освоение нового графического знака — волнистая линия, отработка плавного, непрерывного движения руки.
4. Закрепление умения передавать колорит, характерный для пустыни, подбирая нужные цвета.
3 Неделя «Рисование поролоном»
«Плюшевый медвежонок» Цель 1. Помочь детям освоить новый способ изображения – рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объем, пушистость).
2. Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой с детства игрушки; закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет.
3. Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей.
4 Неделя «Рисование с лепкой»
«Дед Мороз» Цель : 1. Осуществлять социально-эмоциональное развитие детей путем введения в ситуацию, в разрешении которой они принимают непосредственное участие; развивать эмоциональную отзывчивость детей, готовность к взаимопомощи с использованием накопленного личного опыта.
2. Научить новому приему оформления изображения (Рисование и лепка)
3. Закрепить умение рисовать фигуру изображаемого персонажа, передавая форму частей, их расположение, относительную величину.
4. Закрепить навыки рисования гуашью, умение смешивать на палитре краску, разбеливая основной тон для получения более светлого оттенка.
5 Неделя Рисование нитками
«В лесу родилась елочка» Цель : 1. Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новым необычным изобразительным материалом.
2. Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания.
3. Учить аккуратно пользоваться клеем, наносить его на контур рисунка тонкой струйкой.
4. Научить выкладывать нить точно по нарисованному контуру, развивать координацию движений, мелкую моторику кистей рук.
ЯНВАРЬ
1 Неделя « Рисование музыки»
«Музыкальный рисунок» Цель 1. Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования.
2. Совершенствовать умение соотносить цвет с музыкой, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм и др.)
3. Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном.
4. Развивать композиционные навыки в компоновке общего пано. 1
Монотипия(Работа с применением различых материалов)
2 Неделя «Морозный узор»
Цель : 1. Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы.
2. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.
3. Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования.
3 Неделя «Рисование штрихом»
«Колючая сказка »Цель 1. Развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях, учить накладывать штрихи в одном направлении, без просветов.
2. Обучение ритмичному нанесению штриховки, отработка легкости движения и свободного перемещения руки по всему листу.
3. Показать выразительные возможности простого карандаша.
4. Учить изображать качественные признаки рисуемых объектов –«колючесть», передавать штрихами фактуру веток ели.
ФЕВРАЛЬ
1 Неделя «Техника выполнения витражей – клеевые картинки»
«Витражи для окошек в избушке Зимушки-Зимы» Цель : 1. Формировать у детей интерес к зимней природе, помочь увидеть и почувствовать ее красоту в художественных образах прозы и поэзии.
2. Познакомить детей со словом «витраж» и техникой его выполнения.
3. Выработать навык проведения пересекающихся линий в разных направлениях.
4. Закрепить умение смешивать на палитре краску, разбеливая основной тон белой гуашью для получения более светлого оттенка.
2 Неделя «Рисование нитками»
«Красивые картинки из разноцветной фетры»
Цель: 1. Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новым необычным изобразительным материалом.
2. Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания.
3. Учить аккуратно пользоваться клеем, наносить его на контур работы тонкой струйкой.
4. Научить выкладывать материал точно по нарисованному контуру, развивать координацию движений, мелкую моторику кистей рук.
3 Неделя .Рисование техникой «Каллиграфии». «Пальчики-расовальчики» Цель 1. Учить рисовать задуманное, используя разные цвета. 2. Развивать творчество.
3. воспитывать аккуратность во время выполнения работы.
4 Неделя Рисование на стекле»
«Зимние фантазии» Цель:
1. Упражнять в рисовании методом размывания краски на стекле и оттиска стекла на лист бумаги.
2. Определить какими красками пользуется «Зима»; 3. Развивать фантазию, воображение.
Март
1 Неделя «Портрет мамы (Изображение портрета) »
Цель :Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закреплять умение изображать лицо человека, пользуясь различными приемами рисования сангиной, графически выразительными средствами. Развивать чувство композиции.
2 Неделя
« Мои любимые рыбки»
(Пластилин, акварель)
Цель :Познакомить с техникой сочетания пластилина и акварели. Учить тонировать лист акварелью разного цвета. Развивать цветоведение.
3 Неделя « Натюрморт» и «Цветочек в вазе»
(Ватные палочки)
Цель: Закреплять умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение. Упражнять в рисовании ватными палочками. Развивать чувство композиции.
Апрель
1 Неделя » Космические дали»
(Набрызг, печать поролоном по трафарету)
Цель: Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.
2 Неделя « Бабочки»
(Монотипия)
Цель: Познакомить с техникой монотипии. Познакомить с симметрией. Развивать пространственное мышление.
3 Неделя «Волшебные цветы»
(Пастель)
Цель:Закреплять умение рисовать необычные цветы, используя разные приемы работы пастелью. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие.
2 Занятие-Самостоятельное творчество.
4 Неделя «Вишня в цвету
(Тычкование)
Цель:Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Совершенствовать умение использовать способ рисования тычком для повышения выразительности рисунка.
Май
1 Неделя «День Победы»
(Техника «Граттаж»)
Цель:Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к героям Великой Отечественной войны,
закрепить технику рисования «граттаж»; знания о свойствах различных изобразительных материалов.
2 Неделя «Лето, здравствуй»
Цель:Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему.
3 Неделя «Мир, в котором мы живем»
Цель:Совершенствовать технические навыки рисования. Воспитывать интерес к родной природе, учить заботливому отношению к окружающему миру. Развивать наблюдательность, творчество, фантазию.
«Нетрадиционные техники рисования»
Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Скатывание бумаги
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Оттиск поролоном
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск пенопластом
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.
Оттиск смятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Монотипия предметная
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Черно-белый граттаж
(Грунтованный лист)
Средства выразительности: линия, штрих, контраст.
Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
Кляксография с трубочкой
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Набрызг
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Тиснение
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т. д., простой карандаш.
Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев, целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.
Цветной граттаж
Средства выразительности: линия, штрих, цвет.
Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.
Монотипия пейзажная
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Литература:
1. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
2. Колль М. -Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е. А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
3. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998.– 256с.
4. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
6. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
7. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.
8. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий. /Под ред. Грибовской А. А. – М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
9. Соломенникова О. А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
10. Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
11. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – С. -Пб. : «Детство Пресс», 2004. – 128с.
12. Казанова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
13. Алексеевская Н. А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
14. Колль М. -Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.
15. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
16. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
17. Урунтаева Г. А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника» - М. : ACADEMIA, - 1999. – 96с.