Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Нетрадиционные техники рисования,как средство взаимодействия участников образовательного процесса | Барышева Светлпна Евгеньевна. Работа №345946

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Статья посвящена исследованию использования нетрадиционных техник рисования в образовательной деятельности дошкольных учреждений. Рассматривается, как через творчество и нестандартные подходы к рисованию можно наладить взаимодействие между детьми, воспитателями и родителями. Особое внимание уделено практическому значению таких техник, их влиянию на развитие креативного мышления, коммуникативных навыков и эмоциональной сферы у детей. Приведены примеры использования нетрадиционных методов рисования в образовательном процессе.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ, КАК СРЕДСТВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

Барышева Светлана Евгеньевна, воспитатель

МАОУ Домодедовский лицей №3 им. Героя Советского Союза Ю.П.Максимова

Аннотация. Статья посвящена исследованию использования нетрадиционных техник рисования в образовательной деятельности дошкольных учреждений. Рассматривается, как через творчество и нестандартные подходы к рисованию можно наладить взаимодействие между детьми, воспитателями и родителями. Особое внимание уделено практическому значению таких техник, их влиянию на развитие креативного мышления, коммуникативных навыков и эмоциональной сферы у детей. Приведены примеры использования нетрадиционных методов рисования в образовательном процессе.

Ключевые слова: нетрадиционные техники рисования, взаимодействие, творчество, дети, дошкольное образование, образовательный процесс.

 

Нетрадиционные техники рисования всё больше находят своё место в образовательной системе дошкольных учреждений. В отличие от классических методов, они предлагают детям и взрослым новый способ творческого самовыражения, который выходит за рамки традиционного восприятия искусства. Эти техники позволяют детям не только развивать своё воображение и моторику, но и учат их взаимодействовать с окружающими, открывая перед ними новые формы коммуникации.

Рисование – один из важнейших видов деятельности в детском саду, ведь через него ребёнок познаёт мир, выражает свои эмоции и мысли. Нетрадиционные техники рисования, такие как рисование пальцами, кляксография, использование различных природных материалов (листья, песок, веточки) или текстурных предметов (губки, ткани), позволяют детям экспериментировать с формами и цветами, не ограничивая их фантазию. Они предоставляют возможность выйти за рамки классических норм и развивают свободу самовыражения.

Основной плюс нетрадиционных техник заключается в их способности вовлекать детей в творческий процесс без строгих ограничений. Дети чувствуют себя свободнее и увереннее, ведь их работа не подлежит оценке в традиционном смысле. Они не боятся ошибиться, что способствует развитию их внутренней уверенности и снижению уровня тревожности. В процессе рисования они учатся лучше понимать свои чувства, выражать их через цветовые и текстурные решения, что в свою очередь укрепляет их эмоциональный интеллект.

Однако не менее важным аспектом является взаимодействие, которое возникает в процессе использования этих техник. Здесь задействованы все участники образовательного процесса – дети, воспитатели и даже родители. Например, коллективное рисование пальцами на больших листах бумаги способствует формированию групповой динамики среди детей. Работая над одним произведением, дети учатся договариваться, обмениваться идеями, помогать друг другу. В этот момент они не просто рисуют – они взаимодействуют, развивая свои коммуникативные навыки.

Роль воспитателя в данном процессе также особенная. Он не просто наблюдает за детьми, но активно участвует в творческом процессе, поддерживает их, помогает им раскрыть свой потенциал. Важно, чтобы воспитатель в процессе работы с нетрадиционными техниками не указывал детям на ошибки, а поощрял их находчивость и стремление к экспериментам. Такой подход помогает наладить доверительные отношения между воспитателем и ребёнком.

Кроме того, нетрадиционные техники рисования могут стать отличным способом вовлечения родителей в образовательный процесс. Организация совместных творческих мероприятий, где родители вместе с детьми создают художественные работы с использованием нетрадиционных методов, позволяет не только укрепить связь между родителями и детьми, но и между родителями и воспитателями. Такие мероприятия способствуют созданию единого образовательного пространства, где все участники процесса работают на благо развития ребёнка.

Примером подобного взаимодействия может быть проект "Цветы нашего сада". В рамках этого проекта воспитатель предлагает детям и их родителям создать общее полотно, используя различные природные материалы: листья, семена, камушки. Рисуя такие "цветы", родители и дети не только знакомятся с новыми техниками рисования, но и учатся работать вместе, находить решения для создания целостного изображения. Этот процесс помогает развить у детей чувство ответственности и привить навыки командной работы.

Ещё один яркий пример – использование техники "монотипия" (отпечатки рисунков). Этот метод позволяет детям создавать уникальные узоры, отпечатывая краску на бумаге, что стимулирует развитие мелкой моторики и координации движений. Воспитатель может предложить детям совместно создать большую "галерею отпечатков", где каждый ребёнок добавит свой элемент. В результате коллективной работы у детей формируется ощущение участия в общем проекте, что укрепляет их социальные навыки.

Помимо творческих задач, нетрадиционные техники рисования могут использоваться и для достижения воспитательных целей. Например, в процессе создания коллективных работ дети учатся уважать мнение друг друга, проявлять терпимость и принимать разнообразие идей. Эти качества важны для развития толерантности и умения жить в обществе.

Таким образом, нетрадиционные техники рисования становятся не просто инструментом для творческого самовыражения, но и средством формирования важных жизненных навыков у детей. Воспитатели, активно использующие эти методы, помогают детям развиваться всесторонне – не только как художникам, но и как личностям, способным эффективно взаимодействовать с окружающими. Этот подход открывает новые горизонты в образовании и взаимодействии участников образовательного процесса.

 

Список литературы

Васильева, Е. В. Нетрадиционные методы и приемы рисования в детском саду / Е. В. Васильева. -

М. :

Академия, 2018.

Ларина, О. В. Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционного рисования / О. В. Ларина, О. В. Лазаренко, О. Ю.

Гоманюк

. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 45 (440). — С. 379-384.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — СПб.: КАРО, 2016. – 96 с.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×