Нетрадиционный подход в развитии речи в подготовительной группе ДОУ | Губицына Анна Павловна. Работа №229261
Автор: Губицына Анна Павловна
Индивидуальный подход в развитии речи у детей 6-7 лет с привлечением родителей.
Цель. Развивать умение свободно выступать перед группой детей, не стесняться, выражать мысль своими словами.
Задачи. Формировать целостную картину мира. Развивать речевую и познавательную активность детей. Развивать сообразительность, мышление. Воспитывать положительное отношение к выступающим, умение слушать товарища. Создать условия для приобщения родителей к педагогическому процессу.
Интеграция областей. Развитие речи – окружающий мир – познание.
Проблема.
Часто у детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного наблюдаются трудности в публичных выступлениях перед группой детей, классом, на праздниках. Дети теряются, стесняются, не могу подобрать необходимые слова для выражения своих мыслей. Выучить стихотворение легко и рассказать заранее заученный фрагмент, но когда дело доходит до монологовой речи, где требуется большой объем словарного запаса, умение подбирать нужные словосочетания, грамотно строить предложения вот тут и начинаются проблемы. Зачастую многие дети даже имея знания по тому или иному предмету, но не умея говорить и выступать не могут ответить на уроке, что создает в свою очередь большие трудности с обучением в дальнейшем. Самые большие трудности возникают со стеснением и скованностью детей.
Описание формы работы.
Чтобы избежать подобных проблем в начальной школе и подготовить детей к ответам на уроках, мною была разработана форма обучения, которая предусматривает выступление детей на занятиях по развитию речи, перед группой. Темы были разные: Животные, Путешествие в прошлое, Профессии. Общая тема выбиралась мной исходя из интереса детей, под темы выбирали сами родители с детьми, ни одна тема не повторялась. Например, при общей теме «Животные», каждый родитель с ребенком выбирал животное, о котором в последствии рассказывал ребенок. При подготовке к занятию дети дома совместно с родителями собирают информацию, готовят опорный материал (шпаргалка) и ребенок презентует свой рассказ перед группой. По завершению рассказа, дети – слушатели задают интересующие их вопросы, если у детей нет вопросов, то вопрос могу задать я с целью показать ребенку, что слушали его внимательно и тема его рассказа нас заинтересовала, тем самым повысить его уровень уверенности в себе.
Выходя к доске с рассказом дети учатся преодолевать стеснение, страх, неловкость, учатся выступать и самое главное говорить! Так же готовясь дома с родителями дети узнают много нового о теме которую они готовят, проводят время с родителями занимаясь подготовкой материала.
На занятиях так же прослеживается интеграция областей, затрагивается окружающий мир, познание. Например одно занятие было посвящено «Путешествию в прошлое», дети рассказывала, о первых счетах, откуда пошла мебель, как люди общались до появления телефона, как хранили продукты и многое многое другое. Отдельное внимание уделяется работе с родителями. Обычно родители с интересом и увлеченностью реагируют на такие занятия, им нравится проводить время с детьми, готовить опорный материал, изучать ту или иную тему. Родители с детьми подходят очень творчески к подготовке, находят много интересной информации, красиво и познавательно оформляют шпаргалки, которые потом в течении нескольких дней, висят в группе и дети к ним не раз подходят и смотрят, обсуждают интересуются.
В старшей группе подобные занятия я проводила 3 раза, примерно раз в квартал, они носили дополнительных характер, иногда проводились во второй половине дня , что позволяло не нарушать планирование образовательного процесса, но такой формат занятий очень интересен детям, помогает им раскрепоститься и спокойно выступать – рассказывать.
В подготовительной группе так же планируется провести 4 занятия, тема первого занятия «Интересные места, которые я посетил», остальные темы пока не определены.
Результат.
По опыту проведенных занятий могу сказать, что результат не заставил себя ждать, уже после 2-3 выступлений дети стали выступать гораздо лучше, меньше волнуются, легче находят необходимы е слова если забыли текст, пытаются выражать мысли своими словами, грамотно строят предложения. Чувствуют себя уверенно и свободно.