Нетрадиционный урок литературного чтения | Глазунова Ирина Здиславовна. Работа №329697
"Урок с сюрпризами" был подготовлен и показан на семинаре учителей начальных классов г. Великие Луки. Урок подготовили и провели два педагога (учитель начальных классов и учитель литературы). Была продемонстрирована модель наставничества "Учитель 4 класса - учитель - предметник".
https://docs.google.com/document/d/1B7nPaw5zONMsPMg156hxFp0shs1wKRo2GIj26X7Lciw/edit?usp=sharing конспект урока
https://docs.google.com/presentation/d/153HZamwmODnozSTEaEBuVKO-C_wSB_ut8bQD3QAScnM/edit?usp=sharing презентация к уроку
https://drive.google.com/file/d/1uZSq5bptyaqUq0u83Z1HaFaOcweAliHx/view?usp=sharing видео для озвучки
https://docs.google.com/document/d/1D3xnI3kGT4dYNy2xFiW6BqHckjDU4pNQk-6Te3-BPnc/edit?usp=sharing тексты карточек
https://docs.google.com/document/d/1IgY7rgWI-4IGbLP7keOgVlcH36GSfDmVqFSpGdsrA3Q/edit?usp=sharing текст доклада ученицы
Урок с сюрпризами.
Что мы слышим в прочитанном?
Литературное чтение. 4 класс. А. П. Чехов. МальчикиЦель урока- формирование начального уровня анализа текста посредством погружения в стилистические черты рассказа А. П. Чехова «Мальчики».
Задачи урока:-
воспитание чувства ответственности, любви к родителям, умения раскаиваться,
-
обучение приёмам анализа текста,
-
знакомство с литературоведческими терминами,
-
развитие выразительного чтения,
-
воспитание потребности в чтении,
-
развитие интереса к личности Чехова, желания познакомиться с его произведениями, биографией.
Я. - Вот первый сюрприз, ребята. Сегодня у нас в гостях учителя из школ города. Давайте будем гостеприимными и культурными хозяевами.
Входит второй учитель.
- Вот и второй сюрприз. Сегодня урок литературного чтения по рассказу А. П. Чехова «Мальчики» (слайд) проведут два учителя: я и директор гимназии, учитель русского языка и литературы, возможно, ваш педагог в следующем учебном году, Фомченкова Татьяна Александровна. Начнём урок, урок с сюрпризами.
А назвали мы его так: «Что мы слышим в прочитанном?»
Т. А. Картины Н. П. Крымова «Розовая зима» и «Зимний пейзаж»
- Что слышите, смотря на картины? Опишите.
О приёмах А. П. Чехова в литературных произведениях. (Звуки, запахи, говорящие фамилии героев, не даёт оценок поступкам, тишина- символ чего-то)
-Какие рассказы читали? (выставка книг)
История создания рассказа «Мальчики».
Однажды два мальчика, оба гимназисты, встретились с Чеховым, тогда молодым начинающим писателем, в Нескучном саду, в Москве. Мальчики ловили рыбу и сушили ее на костре, подражая индейцам. Чехов, включившись в игру, обратился к друзьям с предложением: «Не выкурят ли мои краснокожие братья со мною трубку мира?» Он даже получил от мальчиков подарок — поплавок для ловли карасей — «дикобразово перо». Потом в 1887 году в «Петербургской газете» был опубликован рассказ А. П. Чехова «Мальчики», о двух товарищах, начитавшихся книг Майн Рида об индейцах и решивших бежать в Америку.
Я. - Ребята, давайте вспомним содержание рассказа. Расположите пункты плана последовательно. Слайд (неверный план написан на доске).
- Скажите, а могли ли дети одни добраться из Москвы в Калифорнию в конце 19 века?
Об этом расскажет вам __Серебрянская Дарина______________ Слайды.
Т. А. Работа с иллюстрациями (на магнитах)
- Сюрпризы продолжаются….Давайте распределим рисунки к произведению, которые выполнила учитель изобразительного искусства Рычкова Ульяна Сергеевна, по столбикам «Громко» и «Тихо».
-Какую возьмём первую?
Я. Карточки (16 штук). Работа с 1 иллюстрацией.
-Давайте проверим все ли звуки вы услышали в рассказе?
Вы (в парах) должны вставить слова, которые вносят в текст звуки, их громкость, а если найдёте, то и запахи. (1 минута)
Слова написаны на слайде:
завопила, крикнул, подняли визг, повалилась, хлопали, срипели, закричал, радостный, сплошной, шёпотом, ревел, вкусный морозный запах.Проверяем. Читает 1 ученик. Если делает ошибку, остальные хлопают.
Т. А. Продолжение работы с иллюстрациями.
2. Пересказ
3. Чтение по ролям
4. Чтение учителей
5. Пересказ
6. Чтение по ролям
7. Озвучиваем фильм
Видео без звука
Дети озвучивают эпизод. (Можно повторить)
- Я уверена, что эта работа стала для всех сюрпризом.
8. Пересказ
9. Чтение по ролям
Я. - А. П. Чехов никогда не судил своих персонажей за их поступки. Это наша с вами задача. Чему же учит рассказ А.П.Чехова «Мальчики»?
-
Беречь родителей и близких людей.
-
Не подвергать свою жизнь опасности.
-
Уметь отвечать за свои поступки, уметь раскаяться, извиниться.
-
Взрослые должны любить, быть внимательнее к своим детям, интересоваться их жизнью.
-
Не идти на поводу, не подчиняться, иметь своё мнение.
- Для кого из мальчиков это происшествие стало уроком, а для кого не стало?
Домашнее задание
Письменно ответьте на вопрос:
«Почему Чечевицын хотел убежать в Америку?»
- Давайте в конце урока сделаем сюрприз нашим гостям и подарим им закладки в виде такс. У Чехова было две таксы: Хина и Бром. Им даже памятник в доме — музее Чехова поставлен.