Неуправляемый ребенок. Что делать? | Мой кабинет. Работа №343605
Неуправляемость, непослушность ребенка — одна из типичных жалоб и учителей, и родителей. Чаще всего за такой жалобой стоят пять вариантов индивидуального развития.
Иногда так оценивают ребёнка, у которого вообще нет никаких отклонений, то есть он послушен, управляем ровно настолько, насколько вообще может быть управляем ребёнок его возраста. В таком случае мы имеем дело с одной из типичных ошибок взрослых, не умеющих учитывать возрастные особенности детей и принимающих желаемое за должное.
Другой вариант нормального (не требующего коррекции) развития ребенка — это случаи повышенной энергетики. Здесь родители обращаются в консультацию с совершенно адекватной жалобой: ребёнок в самом деле трудноуправляем.
Неуправляемый ребенок. Что делать?
Баева Т.Н.,
социальный педагог МАОУ «СОШ №11»
Неуправляемость, непослушность ребенка — одна из типичных жалоб и учителей, и родителей. Чаще всего за такой жалобой стоят следующие пять вариантов индивидуального развития.
(1) Иногда так оценивают ребёнка, у которого вообще нет никаких отклонений, то есть он послушен, управляем ровно настолько, насколько вообще может быть управляем ребёнок его возраста. В таком случае мы имеем дело с одной из типичных ошибок взрослых, не умеющих учитывать возрастные особенности детей и принимающих желаемое за должное. Например, отец обеспокоен «неуправляемостью» своего шестилетнего (!) сына: «Его невозможно приучить ежедневно, без напоминаний чистить зубы, самостоятельно убирать постель, следить за чистотой обуви... Приходится каждый раз напоминать. Он совершенно неуправляем!» В подобных случаях консультанту приходится рассказывать родителям о возрастных возможностях ребенка, о том, каковы нормы самостоятельности в младшем школьном возрасте, какие требования и ожидания взрослых являются завышенными, неуместными, и к каким последствиям в семейных отношениях они могут привести.
(2) Другой вариант нормального (не требующего коррекции) развития ребенка — это случаи повышенной энергетики. Здесь родители обращаются в консультацию с совершенно адекватной жалобой: ребёнок в самом деле трудноуправляем. Но в плане прогноза следует понимать, что мощная активность ребёнка при высоком уровне целенаправленности поведения — это благоприятный вариант развития (правда, если ребёнка не «затюкают» за проявления чрезмерной самостоятельности и склонности к рискованным экспериментам). Но, когда ребёнок сам ставит цели и, твёрдо зная, чего он хочет, умеет добиваться своего, то взрослым с ним, действительно, трудно.
На каком основании может быть поставлен диагноз «повышенная энергетика»? Во-первых, по рассказам родителей о бесконечных проказах ребёнка, носящих характер смелого экспериментирования, познавательного азарта, дерзости естествоиспытателя, постоянно переступающего грань дозволенного и желающего на собственном опыте узнать, что будет, если... (наполнить духовку газом и поднести спичку; соединить сразу все реактивы из набора «Юный химик»; устроить короткое замыкание во время грозы...). Во-вторых, по отсутствию сведений о каких-либо патологических отклонениях. В-третьих, на основании высокой активности и целенаправленности ребенка, проявленной в самом обследовании и, как правило, связанной с высокой познавательной мотивацией.
(3) «Негативистическая демонстративность» — частый вариант диагноза при жалобе на неуправляемость. В этом случае ребёнок постоянно сознательно нарушает нормы для того, чтобы хотя бы таким способом привлечь к себе внимание. Если учитель описывает классического классного «шута», то диагноз «негативистическая демонстративность» можно ставить почтя наверняка, без обследования ребёнка, (если, конечно, можно безоговорочно доверять описанию, что бывает крайне редко).
«Негативистическая демонстративность» бывает парциальной, например, она может проявляться только дома или только в школе, то есть в той сфере, где ребенок иными средствами не может добиться необходимой ему дозы внимания (а у этих детей потребность во внимании чрезвычайно высока). Школьная «негативистическая демонстративность» чаще всего обусловлена нарушениями отношений с учителем.
Основные показатели «негативистической демонстративноети» — сверхвысокая демонстративность в сочетании с переживанием дефицита общения, внимания, высоких оценок.
(4) Двигательная расторможенность тоже может вызвать жалобы родителей на неуправляемость ребенка. Этот диагноз следует, чётко дифференцировать с диагнозом «повышенная энергетика. Для ребёнка, страдающего двигательной расторможенностыо, характерна низкая целенаправленность поведения. При «повышенной энергетике» целенаправленность, напротив, весьма высока, много выше среднего. Различать эти два варианта поведения необходимо уже для того, чтобы правильно соривотировать дальнейшее поведение родителей. И в том, и в другом случае придётся взывать к их терпению, но ребёнку с двигательной расторможенностью целесообразно рекомендовать мягкие успокаивающие средства (типа валерьянки), тогда как от повышенной познавательной активности лекарствами не избавиться, более того—от этого драгоценного качества вообще не стоит избавляться, надо лишь научиться использовать его «в мирных целях».
(5) И, наконец, за жалобой на неуправляемость может стоять обыкновенная избалованность, наблюдаемая невооруженным глазом. У такого ребёнка все показатели развития, как правило, нормальны. Но отмечается некоторая демонстративность — идеальная почва, на которой пышно расцветают все воспитательные ошибки взрослых. Такой ребёнок чаще всего окружен большим количеством взрослых, посвятивших себя заботе о нём. Это может быть ребёнок из неполной семьи, на котором чрезмерно замкнута одинокая мать.
Какие же рекомендации можно дать родителям гиперактивного ребенка и тем самым помочь им в процессе его воспитания?
Первая группа рекомендаций относится к внешней стороне поведения близких ребенку взрослых людей.
• Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.
Избегайте категоричных
слов и выражений, жестких оце
нок, упреков, угроз, которые мо
гут создать напряженную обста
новку и вызвать конфликт в семье.
Старайтесь реже говорить "нет",
"нельзя", "прекрати" - лучше по
пробуйте переключить внимание
малыша, а если удастся, сделайте
это легко, с юмором.
Следите и своей речью, ста
райтесь говорить спокойным
го
лосом. Гнев, возмущение
плохо поддаются контролю. Выражая
недовольство, не манипулируйте
чувствами ребенка и не унижайте
его.
Вторая группа рекомендаций касается организации среды и окружающей обстановки в семье.
Если есть возможность, постарайтесь вы
делить для ребенка комнату или ее часть для
занятий, игр, уединения (то есть его собствен
ную "территорию"). В оформлении желатель
но избегать ярких цветов, сложных компози
ций. На столе и в ближайшем окружении ре
бенка не должно быть отвлекающих предме
тов.
Ги
п
ерактивный
ребенок сам не в состоя
нии сделать так, чтобы ничто постороннее его
не отвлекало.
Организация всей жизни должна дей
ствовать на ребенка успокаивающе. Для этого
вместе с ним составьте распорядок дня, сле
дуя которому, проявляйте одновременно гиб
кость и упорство.
Определите для ребенка круг обязанно
стей, а
и
х исполнение держите под постоян
ным наблюдением и контролем, но не слиш
ком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его уси
лия, даже если результаты далеки от совершен
ства.
Третья группа рекомендаций направлена на активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, на развитие способности как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.
И здесь совершенно незаменима самая важная для детей деятельность – игра, постольку она близка и понятна ребенку. Использование же эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса, Мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои действия и действия ребенка, доставит обоим участникам огромное удовольствие.