Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Нейрогимнастика на уроках с детьми с ОВЗ в начальной школе | Монгуш Марта Борбакаевна. Работа №344442. Номер работы: №344442

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению нейрогимнастики как эффективного метода работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в начальной школе. Описаны основные принципы нейрогимнастики, ее влияние на развитие когнитивных и двигательных навыков, а также роль учителя в ее внедрении на уроках. Приведены примеры упражнений, подходящих для детей с различными видами ОВЗ, и раскрыты преимущества применения нейрогимнастики в условиях образовательного процесса.

Ключевые слова: нейрогимнастика, дети с ОВЗ, начальная школа, двигательная активность, когнитивное развитие, коррекционно-развивающая работа.

НЕЙРОГИМНАСТИКА НА УРОКАХ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Монгуш Марта Борбакаевна,

учитель начальных классов МБОУ «Средняя

общеобразовательная школа №12» г. Кызыл

 

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению нейрогимнастики как эффективного метода работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в начальной школе. Описаны основные принципы нейрогимнастики, ее влияние на развитие когнитивных и двигательных навыков, а также роль учителя в ее внедрении на уроках. Приведены примеры упражнений, подходящих для детей с различными видами ОВЗ, и раскрыты преимущества применения нейрогимнастики в условиях образовательного процесса.

Ключевые слова: нейрогимнастика, дети с ОВЗ, начальная школа, двигательная активность, когнитивное развитие, коррекционно-развивающая работа.

 

Образовательная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в начальной школе требует использования специальных методов, которые направлены не только на освоение учебного материала, но и на коррекцию и развитие их психофизических функций. Одним из таких методов является нейрогимнастика — комплекс упражнений, направленных на активизацию работы мозга и улучшение когнитивных и двигательных навыков через физическую активность.

Нейрогимнастика включает простые и доступные упражнения, которые стимулируют работу мозга через взаимодействие полушарий, укрепление координации движений, улучшение внимания и памяти. Она также помогает снизить эмоциональное напряжение, развивать концентрацию и повысить общую готовность ребенка к учебной деятельности.

Нейрогимнастика основывается на принципе активизации нейронных связей в мозге через физические упражнения. В детском возрасте нервная система развивается особенно активно, и правильная физическая активность способствует улучшению когнитивных функций, таких как память, внимание и мышление. Для детей с ОВЗ нейрогимнастика может быть особенно полезной, так как помогает преодолевать трудности в обучении и социализации.

Основная идея нейрогимнастики заключается в том, что физическая активность тесно связана с работой мозга. Простые упражнения, например, перекрещивающие движения, вовлекают оба полушария мозга, что способствует их взаимодействию. Это важно для детей с ОВЗ, так как многие из них испытывают трудности с координацией и концентрацией внимания.

Упражнения нейрогимнастики помогают детям развивать навыки, необходимые для учебного процесса, такие как зрительно-моторная координация, пространственное восприятие, логическое мышление. Для детей с нарушениями развития моторные упражнения становятся мощным инструментом для улучшения общего состояния и успехов в учебе.

Для многих детей с ОВЗ характерна повышенная тревожность, трудности в социальной адаптации и эмоциональная неустойчивость. Нейрогимнастика помогает снять напряжение и стресс, улучшает эмоциональное состояние, что положительно сказывается на учебной активности.

Учителю, работающему с детьми с ОВЗ, важно правильно интегрировать нейрогимнастику в образовательный процесс. Упражнения могут быть использованы как на регулярных уроках, так и на специальных занятиях, направленных на коррекцию и развитие психофизических функций.

Для каждого типа нарушений можно подобрать определенные упражнения. Например, для детей с нарушениями слуха важны упражнения на координацию движений и внимание, тогда как для детей с нарушениями зрения особое внимание уделяется развитию пространственного восприятия и двигательной активности.

Упражнения нейрогимнастики должны быть простыми и доступными для детей. Важно начинать с легких упражнений и постепенно усложнять их, чтобы дети не испытывали трудностей и могли постепенно развивать свои способности.

Нейрогимнастика требует регулярного выполнения. Ежедневные короткие занятия (5-10 минут) помогут закрепить эффект и улучшить результаты обучения. Учителю важно систематически включать нейрогимнастику в учебный план.

Эффективность нейрогимнастики может значительно возрасти, если родители и специалисты (психологи, дефектологи) будут участвовать в образовательном процессе. Учитель может рекомендовать выполнение нейрогимнастических упражнений дома и на дополнительных занятиях.

Приведем примеры нейрогимнастических упражнений для детей с ОВЗ:

1. "Ленивые восьмерки". Упражнение, в котором ребенок рисует глазами или руками знак бесконечности (восьмерку). Оно развивает зрительно-моторную координацию и внимание, способствует активизации обоих полушарий мозга.

2. "Крест-накрест". В упражнении ребенок поднимает правую руку и одновременно поднимает левую ногу, затем меняет сторону. Такое перекрестное движение стимулирует взаимодействие полушарий и улучшает координацию.

3. "Зеркальные рисунки". Ребенок рисует обеими руками одновременно зеркальные изображения. Это упражнение помогает развивать синхронизацию движений и зрительное восприятие.

4. "Ножницы". Ребенок выполняет движения ногами, имитируя разрезание ножницами, лежа на полу. Упражнение способствует развитию моторики и координации.

Рассмотрим преимущества нейрогимнастики для детей с ОВЗ:

Регулярные занятия

нейрогимнастикой

стимулируют работу мозга и улучшают когнитивные процессы, такие как память, внимание и мышление. Это особенно важно для детей с ОВЗ, которые часто сталкиваются с трудностями в этих областях.

Упражнения помогают развивать мелкую и крупную моторику, координацию движений, что положительно сказывается на учебной деятельности, особенно на письме и решении математических задач.

Нейрогимнастика

помогает детям расслабляться, снижает уровень стресса и тревожности, что создает комфортные условия для обучения и общения.

Комплексный подход к развитию мозга через физические упражнения способствует повышению учебной активности и улучшению успеваемости детей с ОВЗ.

В заключение отметим, что нейрогимнастика является мощным инструментом в обучении и коррекции детей с ОВЗ в начальной школе. Она помогает развивать когнитивные и двигательные навыки, улучшать координацию и повышать успеваемость учеников. Регулярные занятия с применением нейрогимнастических упражнений способствуют социальной и эмоциональной адаптации детей с ОВЗ, улучшая их общую готовность к учебному процессу. Учителям начальных классов рекомендуется активно использовать нейрогимнастику в своей практике, привлекая к этому процессу родителей и специалистов.

 

Список литературы

 

Александрова, И. А. (2023). Нейропсихологические подходы в обучении детей с ОВЗ. Москва: Просвещение.

Орлов, Т. С. (2018). Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ. Специальное образование, 7(2), 41-47.

Петрова, Л. М. (2021). Физическая активность и развитие когнитивных функций у детей с ОВЗ. Начальное образование, 5(2), 59-66.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×