Нейрогимнастика в коррекционно-развивающей деятельности для детей с ОВЗ | Алексеева Надежда Петровна. Работа №336274
Нейродинамическая гимнастика является одним из направлений работы по развитию интегрированного межполушарного взаимодействия. Используя в работе с детьми специально подобранные игры и упражнения, выполняя которые ребенок задействует правую руку, левую руку или выполняет задание двумя руками одновременно, мы создаем условия для улучшения взаимодействия работы правого и левого полушария, каждое из которых постигает внешний мир по - своему. Нейрогимнастика – это доступный комплект упражнений, выполнение которых не привязано к какому-нибудь месту или времени, т.е. выполнять их можно тогда, когда вам удобно.
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Адаптивная школа-интернат №28", городского округа "Город Якутск"
677015 г. Якутск, ул. Якутская д. 37. Директор Слепцова Ирена Дидимовна
Тел. 44-71-18, 44-70-64
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Педагогический проект
Тема: "Нейрогимнастика в коррекционно-развивающей деятельности для детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью"
Воспитатели: Татаринова О.А., Алексеева Н.П.
___________________________
г. Якутск
Использование метода нейрогимнастики для детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Актуальность
Нейродинамическая гимнастика является одним из направлений работы по развитию интегрированного межполушарного взаимодействия. Используя в работе с детьми специально подобранные игры и упражнения, выполняя которые ребенок задействует правую руку, левую руку или выполняет задание двумя руками одновременно, мы создаем условия для улучшения взаимодействия работы правого и левого полушария, каждое из которых постигает внешний мир по - своему.
Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствует развитию координации движений и психофизических функции.
Под влиянием таких тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности и расширить границы возможности деятельности мозга.
Нейрогимнастика - это универсальная система упражнений, она эффективна для детей и для взрослых в любом возрасте. Но особенно актуально применение кинезиологических упражнений у детей с проблемами в развитии. Гимнастика для мозга для детей - это простые упражнения, которые направлены на повышение навыка целостного развития мозга. Комплекс упражнений эффективно оптимизирует интеллектуальный процесс, а также повышает умственную работоспособность ребенка.
Нейрогимнастика - это комплекс упражнений, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. Ключевой принцип гимнастики заключается в одновременной синхронной работе обеих рук, каждая из которых выполняет свое задание. Именно при таких упражнениях тренируется согласованная работа полушарий головного мозга. Систематическое выполнение таких упражнений повышает общую работоспособность и продуктивность работы головного мозга, предотвращает раннее появление когнитивных расстройств, либо корректирует уже имеющиеся когнитивные изменения.
Нейрогимнастику можно начинать с раннего возраста – с 4-5 лет.
Нейрогимнастика оказывает следующее благоприятное воздействие:
Улучшение состояния нервной системы.
Улучшение восприятия и запоминания новой информации.
Развитие когнитивных способностей (память, мышление, внимание).
Раскрытие скрытых способностей мозга.
Синхронизация работы обоих полушарий головного мозга.
Улучшение настроения.
Избавление от страхов, тревог и переживаний.
Управление собственными эмоциями: борьба с раздражительностью, контроль за проявлениями агрессии.
Нейрогимнастика – это доступный комплект упражнений, выполнение которых не привязано к какому-нибудь месту или времени, т.е. выполнять их можно тогда, когда вам удобно. Но, чтобы добиться хороших результатов, тренироваться нужно каждый день хотя бы по 5-7 минут.
Цель проекта: Развитие умственных способностей и физического здоровья детей, через определенную систему двигательных упражнений.
Задачи проекта:
- развитие межполушарного взаимодействия
- синхронизация работы полушарий
- снятие эмоциональной напряженности
- развитие мелкой моторики
- развитие памяти, внимания, мышления.
Взаимодействие с родителями:
- беседы
- консультации
- изготовление д/и, пособий
Срок реализации:
сентябрь 2023г. по май 2025г.
Программа реализации проекта предполагает поэтапное выполнение работ:
- подготовительный этап: определение темы, цели, задач, содержание проекта
-основной этап: выполнение работы по плану
- заключительный этап: подведение итогов работы над проектом
Участники проекта:
- воспитатели
- дети
- родители
Ожидаемые результаты:
- повысится стрессоустойчивость организма
- разовьется координация движения, точное выполнение движений
- активируется познавательная деятельность
- разовьется память, внимание, творческое мышление.
ПЛАН РАБОТЫ
№
Тема
Источники
Практическая часть
Дата
1
Формирование пространственных представлений
СемагоН.Я. Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст: Методическое пособие и комплект демонстрационных материалов. -М., 2005.
1. Д/у "Подними правую (левую) руку" 2.Нейроупражнение "Лезгинка"
сентябрь
2
Межполушарное взаимодействие
Интернет -ресурсы Рузина М.С.
1.Нейроупражнение."Кулак-ребро-ладонь"
2.Нейупражнение"Нос-ухо"
октябрь
3
Развитие мелкой моторики
Пальчиковые и телесные игры для малышей - СПб.: Речь, 2003
1.Нейроупражнение."Коза - корова"
2. Пальчиковая гимнастика
ноябрь
4
Самомассаж
Педагогика оздоровления. Т.В. Нестерюк. Игровой самомассаж
1. Нейроупражнение "Дом-ежик-замок"
2. Самомассаж рук.
декабрь
5
Перекрестные движения
Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие.-М.:АРКТИ, 2014.-60 с.
1."Горизонтальная восьмерка"
"Ходьба с похлапыванием себя по коленям, левой по правому, правой по левому
2.Нейроупражнение "Пальцы в кольцо"
январь
6
Дыхательные упражнения
Коновалова, Корниенко: Дыхательная гимнастика для детей дошкольного и школьного возраста. ФГОС ДО
1. Д/и. "Горячий чай"
2.Нейроупражнение "Лягушка"
февраль
7
Мимические движения
Интернет -ресурс. Игры на развитие мимики и пантомимы.
1. "Рожицы"
2. Нейроупражнение "Ладонь -локоть"
март
8
Тактильные упражнения
Рузина М.С. Пальчиковые и телесные игры для малышей - СПб.: Речь, 2003
1.Нейроупражнение. "Флажок - рыбка - лодочка"
2. Д/и "Волшебный мешочек"
апрель
9
Зеркальное рисование
Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие.-М.:АРКТИ, 2014.-60 с.
1.Н.гим."Капитан"
2.Вращать обеими кистями рук против часовой стрелке(одно направление)
май
Предлагается 8 нейроупражнений
Главное — практиковаться ежедневно. Каждое упражнение нужно повторять не менее 10 раз и по мере освоения техники увеличивать скорость выполнения.
Упражнение №1: «Лезгинка»
Складываем левую руку в кулак, разворачиваем пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в вертикальном положении прикасаемся к мизинцу левой. После этого одновременно меняем положение правой и левой рук. Увеличиваем скорость.
Упражнение №2 «Нос — ухо»
Одной рукой касаемся носа, а второй хватаемся за ухо, как показано на рисунке. После меняем руки. Если это упражнение получается легко, его стоит усложнить — при смене рук делайте хлопок ладонями.
Упражнение № 3 «Коза — корова»
Одной рукой показываем два пальца, другой — три. Меняем положение пальцев с «козы» на «корову», постепенно, увеличивая скорость.
Упражнение №4 «Пальцы в кольцо»
Соединяем на одной руке с большим пальцем поочередно от указательного, до мизинца, а на другой делаем наоборот — от мизинца к указательному. Не торопитесь, это сложное упражнение, так как мозг пытается синхронизировать руки.
Упражнение № 5 «Лестница»
Соединяем большой и указательный палец одной руки и большой указательный — второй. Поворачивая кисти, меняем положение пальцев, будто взбираемся по лестнице все быстрее и быстрее.
Упражнение № 6 «Дом-ежик-замок»
«Дом» - пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить.
«Ежик» - поставить ладони под углом друг к другу, Расположить пальцы одной руки между пальцами другой.
«Замок» - ладони прижать друг к другу, пальцы переплести.
Упражнение № 7 «Лягушка»
Руки лежат на столе. Одна показывает жест «кулак», вторая — ладонью вниз. Меняем руки, увеличивая скорость.
Упражнение № 8 «Флажок-рыбка-лодочка»
«Флажок» - ладонь ребро
«Рыбка» - пальцы вытянуты и прижаты друг к другу. Указательный палец опирается на большой палец
«Лодочка» - обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладони. Выполняем упражнение двумя руками.
Выводы:
Практическая значимость использования нейрогимнастики в системе знаний состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей, но и развивать, исправлять недостатки устной речи, а также, в последствии, предупредить нарушения чтения и письма.
Приложение 1
Упражнение «Лезгинка»
Приложение 2
Упражнение «Нос -ухо»
Приложение 3
Упражнение «Коза - корова»
Приложение 4
Упражнение «Пальцы и кольцо»
Приложение 5
Упражнение «Лестница»
Приложение 6
Упражнение «Дом - ежик - замок»
Приложение 7
Упражнение «Лягушка»
Приложение 8
Упражнение «Флажок - рыбка - лодочка»