Нейрогимнастика в образовательном учреждение для детей дошкольного возраста | Кузьмина Елена Александровна . Работа №346627. Номер работы: №346627
В статье рассматривается роль нейрогимнастики в образовательном процессе для детей дошкольного возраста. Нейрогимнастика представляет собой систему упражнений, направленных на активацию работы мозга и развитие когнитивных функций детей. Особое внимание уделяется тому, как эти упражнения могут помочь в укреплении связи между физическим и умственным развитием дошкольников, способствуя улучшению памяти, внимания и координации движений. Приводятся примеры упражнений и рекомендации для воспитателей по их применению в ежедневной деятельности.
НЕЙРОГИМНАСТИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Кузьмина Елена Александровна, воспитатель
Структурное подразделения -дошкольное отделение «Детский сад «Золотая рыбка»
Аннотация. В статье рассматривается роль нейрогимнастики в образовательном процессе для детей дошкольного возраста. Нейрогимнастика представляет собой систему упражнений, направленных на активацию работы мозга и развитие когнитивных функций детей. Особое внимание уделяется тому, как эти упражнения могут помочь в укреплении связи между физическим и умственным развитием дошкольников, способствуя улучшению памяти, внимания и координации движений. Приводятся примеры упражнений и рекомендации для воспитателей по их применению в ежедневной деятельности.
Ключевые слова: нейрогимнастика, дошкольный возраст, развитие мозга, когнитивные функции, физическое развитие.
Нейрогимнастика является относительно новым и перспективным направлением в работе с детьми дошкольного возраста. Её цель заключается в стимулировании активной работы мозга через физические упражнения, которые воздействуют на координацию, моторику и одновременно активизируют интеллектуальные процессы. Это особенно актуально для дошкольников, когда формирование основных нейронных связей мозга происходит наиболее интенсивно.
Нейрогимнастические упражнения помогают детям гармонично развиваться, соединяя физическую активность с умственной. Благодаря этому, у ребёнка развивается не только ловкость и гибкость, но и способность сосредотачиваться, решать задачи и адаптироваться к новым ситуациям. Применение нейрогимнастики в образовательных учреждениях для детей дошкольного возраста позволяет значительно улучшить их готовность к школе, развить навыки самоорганизации и повысить обучаемость.
Примером эффективного упражнения является так называемый "перекрёстный шаг". Для его выполнения ребёнок шагает на месте, касаясь противоположной рукой колена поднятой ноги. Это упражнение активирует оба полушария мозга и улучшает взаимодействие между ними, что положительно влияет на координацию движений, внимание и концентрацию. Оно особенно полезно для подготовки к школьному обучению, так как способствует улучшению чтения и письма.
Другим полезным упражнением является "уши-нос". Ребёнок одной рукой касается носа, а другой — противоположного уха, затем по команде воспитателя быстро меняет положение рук. Это упражнение развивает внимание и координацию, улучшает способность к переключению между задачами, что особенно важно для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Для внедрения нейрогимнастики в образовательный процесс не требуется значительных материальных ресурсов. Основной инструмент — это простые, но эффективные упражнения, которые легко можно выполнять в условиях детского сада. Важно включать такие упражнения в ежедневные утренние разминки, а также использовать их в процессе подготовки детей к занятиям, чтобы помочь активировать их мозговую деятельность и повысить продуктивность обучения.
Регулярное использование нейрогимнастических упражнений помогает детям стать более уверенными в себе, улучшить свои когнитивные способности и развить эмоциональную устойчивость. В процессе выполнения упражнений задействуются не только моторные, но и сенсорные системы ребёнка, что способствует развитию пространственного мышления, памяти и речи. Например, упражнения на баланс, такие как "поза аиста", когда ребёнок стоит на одной ноге, удерживая равновесие, помогают развивать уверенность, улучшать концентрацию и внимание.
Одним из важнейших аспектов нейрогимнастики является её позитивное влияние на эмоциональное состояние детей. Упражнения позволяют снять напряжение, улучшить настроение и создать благоприятный эмоциональный фон для дальнейшей деятельности. Дети становятся более спокойными, легче справляются с трудностями и быстрее восстанавливаются после эмоциональных перегрузок. Это особенно полезно для работы с детьми, испытывающими тревожность или гиперактивность.
Интеграция нейрогимнастики в ежедневную деятельность дошкольного учреждения может быть особенно эффективной при сочетании с другими методами работы. Например, такие упражнения можно сочетать с музыкальной гимнастикой, что добавляет элемент ритма и помогает детям развивать слуховое восприятие и чувство такта. Также нейрогимнастику можно использовать в ходе сюжетно-ролевых игр, что делает упражнения более увлекательными и способствует их выполнению детьми с большим энтузиазмом.
Нейрогимнастика оказывает положительное влияние на межличностные навыки детей. Выполнение упражнений в группе развивает чувство коллективизма, взаимопомощи и сотрудничества. Дети учатся работать в команде, подстраиваться под ритм и темп друг друга, что улучшает их коммуникативные способности.
Таким образом, нейрогимнастика в образовательных учреждениях для детей дошкольного возраста является эффективным средством для всестороннего развития детей. Она помогает не только улучшить физическое развитие детей, но и способствует формированию важных когнитивных навыков, необходимых для успешной учёбы и социального взаимодействия. Для воспитателей это открывает новые возможности для работы с детьми, делая образовательный процесс более разнообразным и продуктивным. Регулярное включение нейрогимнастики в режим дня детского сада окажет положительное влияние на общее развитие детей, их готовность к школе и способность адаптироваться к новым условиям жизни.
Список литературы
Андреева Е
.
В,
Войшева
Н
.
Р
.
И
спользование методов
нейрогимнастики
в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья
// Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2022. №XIX.
Батманова
М
.
С
.
Н
ейрогимнастика
как средство развития детей дошкольного возраста
// Вестник науки и образования. 2024. №8 (151)-2.