Нейроигры с детьми с ОВЗ на занятиях учителя-логопеда | шилкова алевтина васильевна. Работа №324321
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма. В детском саду необходимо включать ежедневно игры для развития межполушарных связей мозга ребенка.Чем больше нейронных связей образуется в мозге ребенка в детстве, особенно в дошкольном, чем шире спектр деятельности, в которую вовлечён ребёнок, тем продуктивнее работаютвысшие психические функции.Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему.
Нейроигры с детьми с ОВЗ на занятиях учителя-логопеда
«Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный».
Мишель де Монтень
По данным образования и здравоохранения России состояние психического и физического здоровья детей уже на стадии дошкольного возраста ухудшается по сравнению с предыдущими поколениями сверстников, поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобретает глобальный характер. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат. Последнее время учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письма: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв. Ребёнок не укладывается в общий темп работы. Кроме того, увеличивается количество детей дошкольного и младшего школьного возраста с ЗПР и с синдромом дефицита внимания, сочетающимся, как правило, с гиперактивностью. В связи с этим в последние годы в логопедии широко применяется здоровьесберегающая практика. Результативность работы с каждым отдельным ребенком всегда разная. С одним ребенком процесс коррекции идет достаточно легко, эффективно, а у другого ребенка происходит «застревание» на различных этапах логопедической работы. Эффективной работа учителя-логопеда будет тогда, когда будет выстроена дифференцированно, с учётом логики развития мозговых структур и комплексного подхода к коррекции речевых нарушений.
В настоящее время в образовательной среде достаточное распространение получило наиболее эффективное направление – нейропсихологический подход, базирующийся на современных (по А.Р. Лурии) представлениях о генезе и сложном строении высших психических функций. Этот подход дал возможность создать ряд высокоэффективных технологий коррекционной работы, в основе которых лежит системный подход к коррекции развития ребёнка. Известно, что мозг ребенка анатомо-морфологически мало отличается от мозга взрослого человека, однако в функциональном отношении различия велики. Детский мозг, имея те же блоки и зоны, что и «взрослый», включает их в работу постепенно. Иными словами, многие мозговые структуры у ребенка, присутствуя, не «работают» или «работают» не в полном объеме. При этом необходимо знать, что не получив определенных стимулов внешней среды, они могут вообще остаться бездействующими, несмотря на отсутствие каких-либо анатомических повреждений. В этом и состоит главная опасность для развивающейся психики. Большая часть участков мозга способна включиться в функционирование только в детстве. В зрелом возрасте они лишь дозревают, опираясь на приобретенное в детские годы. То, что упущено в детстве, закрывает путь к овладению многим.
Чем больше нейронных связей образуется в мозге ребенка в детстве, особенно в дошкольном, чем шире спектр деятельности, в которую вовлечён ребёнок, тем продуктивнее работаютвысшие психические функции.
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка. Дети развиваются играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки. Игровые технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию. Ведь игра — это естественное состояние и потребность любого ребенка. Абсолютно у любой игры есть развивающий потенциал. Нейропсихологические упражнения (нейроигры) − это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при нескольких видах нарушений. Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией.
Кому полезно играть в нейропсихологические игры? Если ваш ребенок:
-гиперактивен,
-плохо ориентируется в пространстве,
-быстро переключается с одного действия на другое,
-плохо развита моторика,
-проблемы с речью, памятью,
-быстро утомляется,
-присутствуют навязчивые движения,
-наблюдается слабая познавательная активность, резкие перепады настроения, синдром дефицита внимания. Нейрокоррекция может проводиться в форме игровых занятий, комплекса двигательных упражнений, дыхательных упражнений, упражнений на развитие речи и артикуляции.
В структуре логопедического занятия я использую следующие упражнения:
· дыхательная гимнастика;
· комплекс артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластики;
· пальчиковые игры, самомассаж пальцев, кистей рук, в том числе по методике Су-Джок;
· кинезиологические упражнения (в том числе перекрестные движения);
· элементы логоритмики.
В своей работе я широко применяю нейропсихологические упражнения (нейроигры), направленные на развитие межполушарного взаимодействия, в том числе при автоматизации звуков речи и хочу поделиться с вами некоторыми нейропсихологическими играми и приёмами, которые использую как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми.
«Нейротаблицы на внимание» В данных играх необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные, цифры, числа, русский и английский алфавит, слоги на автоматизацию звука. Нейроигры, направленные на развитие межполушарного взаимодействия при автоматизации звуков речи.
На этапе закрепления изолированного произнесения звуков я активно использую различные модификации межполушарных досок, а также линии разной направленности, когда дошкольник, проводя двумя руками по желобкам доски или линиям, произносит поставленный звук.
Игра «Соедини точки», цель которой соединить верхние и нижние точки по пунктирным линиям от края к середине или наоборот, и усложненный вариант (без них, затем нужно называть получившиеся сочетание с автоматизируемым звуком. Например: У Оли лилия, у Эли липа. Для развития межполушарных связей полезно играть со специальными тренажерами (межполушарными досками). Это приспособление сделано из дерева и выглядит как два зеркально отраженных лабиринта. Ребенку нужно передвигать два бегунка одновременно, автоматизируя нужный звук. Эта игра, кроме автоматизации звука, стимулирует работу обоих полушарий головного мозга, влияет на синхронизацию работы глаз и рук, а также развивает концентрацию, усидчивость, внимательность и мелкую моторику. Похожая игра «Умные дорожки», где нужно также провести одновременно пальцами обеих рук по дорожке. «Веселые кружки». Здесь ребенок называет картинку и поднимает кружок с нужным цветом. Сначала играем с одной картинкой на две руки, а затем на каждую руку используем разные картинки. «Найди такую же цифру, букву». Перед ребенком выкладываются цифры, вырезанные из разных материалов: дерева, ткани и других. Ему нужно найти одинаковые цифры, например, все 3, буквы, слоги. «Узнай цифру на ощупь». В мешочек складываются вырезанные цифры, ребенок в него запускает руку и ищет предложенную цифру. «Составь фигуру». Ребенку предлагают из нескольких частей сложить геометрическую фигуру: квадрат, круг, прямоугольник. «Большие, маленькие, средние». Перед ребенком раскладываются предметы разного размера, и предлагают ему на три кучки разложить их по размеру. Зеркальное рисование. Ребёнку даётся рисунок, усложнение - в перевёрнутом виде. Рисунок может быть любой, разного уровня сложности, в зависимости от возраста ребёнка. Желательно, чтобы присутствовало много мелких деталей. Ребёнку нужно внимательно посмотреть на рисунок и нарисовать такой же.
Особую эффективность при работе с детьми дают упражнения, направленные на развитие общей двигательной координации, формирование крупных содружественных движений двумя руками и ногами, развитие координации рук и ног, развитие крупной моторики, развитие межполушарных связей в упражнениях по развитию мелкой моторики рук, одновременное использование речи и движений. «Скакалка» Ребенок прыгает на одной ноге, проговаривая начало чистговорки, на другой – середину чистоговорки, обеими ногами – конец. «Коза-корова» Попеременно менять положение пальцев обоих рук с «козы» (указательный и средний палец не согнуты в кулак) на «корову». «Прикосновения» Для игры потребуются предметы, сделанные из различных материалов: стекла, дерева, меха и т. д. Их следует положить на стол возле ребенка, завязать ему глаза. Предложить определить, что именно за предмет у него в руках. Основоположник отечественной нейропсихологии Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление. В статье я представила лишь малую часть того объёма нейроигр и упражнений, которые я использую при проведении логопедических занятий. Варианты их применения, сочетания разнообразны и бесконечны, зависят от конкретных целей и задач, которые ставит перед собой педагог.
Игровая форма обучения, эмоциональная привлекательность, многофункциональность, автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом, формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов, формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом – это далеко не полный перечень преимущества использования нейроигр в образовательном процессе.
В завершении хочется отметить, что нейроигры будут полезны детям, развитие которых соответствует возрастной норме, а также могут использоваться как вторичная психопрофилактическая работа по сопровождению детей с ОВЗ при проведении логопедических, психокоррекционных, общеразвивающих занятий.
Источник: интернет.