НЕЙРОИГРЫ С КАРАНДАШАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. | Баранова Наталья Михайловна. Работа №346349
Нейроигры с карандашами для дошкольников — это специальные игровые комплексы, направленные на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, зрительно-моторной пространственной координации, активизацию речи.
Такие игры способствуют развитию разных видов восприятия, внимания, памяти, формированию пространственных представлений, умения прогнозировать свои результаты.
НЕЙРОИГРЫ С КАРАНДАШАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Актуальность темы нейрокарандаша связана с необходимостью сохранения и укрепления психического здоровья подрастающего поколения. В последние годы наблюдается тенденция роста заболеваемости различными нейропсихическими расстройствами, что приводит к нарушению психического развития детей дошкольного возраста.
Игры с нейрокарандашом актуальны, так как они способствуют:
- развитию всех видов восприятия;
- развитию внимания;
- формированию слуховой, зрительной и тактильной памяти;
- развитию пространственных представлений;
- формированию умения прогнозировать результаты своей деятельности.
Кроме того, нейропсихологические упражнения и игры с нейрокарандашом способствуют нормальному функционированию мозолистого тела, увеличивают стрессоустойчивость организма, облегчают процесс обучения дошкольника чтению и письму.
Некоторые трудности, с которыми сталкиваются многие дошкольники:
Низкий объём и концентрация внимания. Дошкольникам сложно сосредоточить внимание на чём-то непонятном и трудном для них, поэтому они быстро отвлекаются.
Снижение уровня развития слуховой памяти. Дети часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий.
Недостаточно сформированные графомоторные навыки. Наблюдается плохая координация пальцев, кисти руки, несформированность мелкой моторики.
Нарушение поведения и речевого развития. У детей может быть недостаточно сформирован грамматический строй речи и ограничен словарный запас. Они не всегда могут с точностью охарактеризовать какой-либо объект и чаще всего заменяют слова близкими по смыслу.
Межполушарное взаимодействие играет важную роль в познавательном развитии дошкольников. Оно обеспечивает целостность и координацию работы мозга, передачу информации из одного полушария в другое.
Нарушение развития мозолистого тела, контролирующего создание межполушарных связей, приводит к проблемам у дошкольников, связанным с познавательным развитием. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берёт на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. 3
Некоторые признаки недостаточного развития межполушарного взаимодействия у детей 5–8 лет:
- несформированная ведущая рука (обоерукость или псевдолеворукость);
- нескоординированная работа рук;
- соскальзывание глаз со строки текста;
- низкий уровень фонематического слуха (неточное восприятие слов и звуков, непонимание смысла речи);
- «краевые» эффекты памяти (воспроизводятся первый и последний эталоны, середина информации забывается);
- интеллектуальная недостаточность;
- низкая стрессоустойчивость: тревожность, плаксивость, плохое настроение.
Для развития межполушарного взаимодействия у дошкольников рекомендуется использовать нейроупражнения. Они развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма
Преимущества нейропсихологических упражнений и игр:
Способствуют нормальному функционированию мозолистого тела
. Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность.
Повышают
стрессоустойчивость
.
Синхронизируют работу полушарий
.
Улучшают мыслительную деятельность
и речь.
Способствуют улучшению памяти и внимания
.
Развивают пространственные представления
.
Облегчают процесс чтения и письма
.
Позволяют снизить утомляемость и повысить способность к произвольному контролю
.
Наиболее эффективны нейроупражнения в возрасте до восьми лет — в этот период у детей активно формируются межполушарные связи и закладывается основа интеллекта.
Влияние игр с карандашом заключается в том, что они способствуют развитию всех видов восприятия, внимания, формированию слуховой, зрительной и тактильной памяти, развитию пространственных представлений и умения прогнозировать результаты своей деятельности.
Несколько эффективных и простых в выполнении упражнений с нейрокарандашом:
«Пианино»
. Карандаш находится на столе. Нужно дотрагиваться до него поочередно каждым пальчиком, как будто играя на пианино.
4
«Добывание огня»
.
2
Карандаш кладут вертикально между ладонями и мягко перекатывают от кончиков пальцев к запястью и обратно. Начинать нужно медленно, затем постепенно ускоряться.
3
«Удочка»
. Карандаш лежит на краю стола таким образом, что один конец висит в воздухе. Нужно поднять и подцепить карандаш одним указательным пальцем, как бы «
словить
на крючок».
4
«Вертушка»
. Ребёнок держит карандаш двумя пальцами: большим и указательным. Затем он начинает плавно вращать карандаш по часовой стрелке и против часовой стрелки, помогая себе при этом средним пальцем.
4
«Змейка»
. Ребёнок берёт карандаш за верхушку тремя пальцами — щепотью. Вращая карандаш по часовой стрелке, он начинает опускать пальцы (щепоть) вниз (карандаш извивается, как змейка). Упражнение выполняется сначала в воздухе, а затем с упором в лист бумаги.