Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Нейроигры с нетрадиционным оборудованием в работе логопеда | Бабаева надежда Анатольевна, Лопухинова Татьяна Сергеевна. Работа №340194

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье вы узнаете, как можно применять нейроигры с использованием нетраиционного ооборудованияв работе логопеда по устранению ТНР. К качестве нетрадиционного оборудования мы предлагаем использовать обычные бхгалтерские счёты. Их можно применять в различных нарпавлениях по работе в рамках развития речи летей с ТНР.

«Нейроигры с применением нестандартного оборудования в работе учителя – логопеда с детьми с ОВЗ, в т.ч. с ТНР».

Авторы:

Учитель – логопед Бабаева надежда Анатольевна,

Учитель – логопед Лопухинова Татьяна Сергеевна.

Дети с ТНР – особая категория дошкольников, требующая особых условий для успешной работы учителя – логопеда. Одним из таких условий является использование многообразных и нетрадиционных приспособлений, инновационных технологий.

Дети с ТНР наряду с множественными проявлениями речевого недоразвития, часто имеют недоразвития когнитивной и эмоционально – волевой сферы. В следствие этого снижается мотивационная способность к занятиям, в т. ч. и с учителем – логопедом.

Такая ситуация побуждает специалиста к поиску новых способов увлечь и заинтересовать детей, повысить их заинтересванность в получении положительных видимых результатов. Сегодня стало очень популярным такое направление в работе логопеда, как нейроигры.

Механизм формирования речи как одной из высших психических функций, свойственных человеку, был представлен А. Р. Лурия. Он показал механизм формирования речи как единое целое, построенное на работе трёх функциональных блоков мозга (I - энергетический – ствол, II – прием, переработка и хранение информации – задние отделы коры, III – программирование, регуляция и контроль – передние отделы). Чёткое взаимодействие в работе трёх богов Головного мозга обеспечивает правильное и полноценное развитие речи у детей.

Также речь является нейро- моторной функцией, чтобы она появилась и стала качественной должна быть сформирована база, проработана пирамида нейромоторного развития.

У всех детей с ОВЗ наблюдается  незрелость нейромоторной  сферы, т.е. движений, которые управляются головным мозгом (произвольных движений), не сформирован праксис – способность к произвольному выполнению  целенаправленных двигательных актов по выработанному плану.

Работа по формированию праксиса начинается параллельно с логопедической работой, а иногда и намного заранее. Здесь используются нейроигры. Ребенок учится от тела, т.е. двигательный праксис всегда предшествует интеллектуальному развитию, способности мысленному планированию. Тело стимуулирует, мозг обрабатывает, полученный опыт перерабатывает, анализирует, программирует и использует в последующем. Мозг, используя полученный опыт, управляет телом: крупной моторикой, мелкой моторикой, артикуляцией. Впоследствие способность воспроизводить звуки соединяется с мышлением, и ребенок овладевает  речью.

Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушений речевых и психических процессов ребёнка через движение.

Нейропсихологические игры – это специальные игровые комплексы, способствующие развитию:

психических процессов: памяти, внимания, мышления;

развитию зрительно-моторной пространственной координации, умения чувствовать своё тело;

мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве;

взаимодействия полушарий головного мозга;

активизации речи;

эмоциональной устойчивости, повышение внимания и т.д.

В качестве нетрадиционного оборудования мы решили адаптировать и применить обычные бухгалтерские счёты. Счёты - простое механическое устройство (счётная доска с костями) для выполнения арифметических расчётов. Но, если приложить старание и включить фантазию, счёты можно преобразовать в интересный многофункциональный логопедический – нейро-тренажёр.

Такое пособие – тренажёр можно применять в работе с детьми любой категории ОВЗ, но особенно актуально в работе с детьми с ТНР, причём любой возрастной категории. Использовать счёты можно в работе по развитию всех сторон речи.

Рассмотрим варианты работы по развитию фонетической, фонематической и грамматической сторон речи.

Для удобства оформления пособия рекомендуем использовать самоклеющиеся липучки. Их прикрепляем на деревянной части счёт с обеих сторон напротив каждого ряда косточек. В зависимости от задания на них прикрепляются картинки, соответствующие либо звуку, либо лексической теме.

Фонетическая сторона речи. Каждый ряд с косточками на счётах соответствует отдельному звуку. Ребёнок по заданию логопеда передвигает косточку правой слева направо, левой рукой справа налево, проговаривает автоматизированный звук (слог, слово с отрабатываемым звуком). Таким

образом

ведётся работа по автоматизации звука во всех позициях.

Фонематическая сторона.

Ребёнку показывается картинка с заданным звуком. На счётах прикреплены символы звуков. Заданной рукой определить наличие или отсутствие заданного звука в слове. Необходимо на соответствующем ряду показать, где слышится заданный звук – определить позицию звука в слове.

Грамматическая сторона речи. На счётах прикрепляются картинки, соответствующие изучаемой лексической теме. По заданию логопеда ребёнок заданной рукой в заданном направлении переставляет кости счёт, выполняя речевое задание – подбери признак, сосчитай, назови предмет и пр.

Вариантов заданий множество. Главное в применении данного оборудования – показало свою эффективность и очень полюбилось детям с ТНР. Применить его можно как в индивидуальной работе, так и в работе с малыми подгруппами (2-3 человека). Также хотим отметить его многофункциональность, мобильность, нетрадиционность и безграничность в вариантах применения. Главное – ваша фантазия и активность, желание получения высоких результатов в коррекционной практике.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×