Нейроигры в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья | Юрченко Татьяна Александровна. Работа №347299
Аннотация: Статья рассматривает использование нейроигр в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). В статье раскрывается значение нейроигр для развития речевых навыков, когнитивных функций и сенсомоторной координации. Подчеркивается важность комплексного подхода, позволяющего через игровые технологии активизировать развитие мозга и создать условия для более успешной коррекции речевых нарушений.
Ключевые слова: нейроигры, учитель-логопед, дошкольники, ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), когнитивное развитие, коррекция речи, развитие мозга, сенсомоторные навыки.
НЕЙРОИГРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Юрченко Татьяна Александровна, учитель-логопед
МБДОУ города Новосибирска "Детский сад №133"
Аннотация: Статья рассматривает использование нейроигр в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). В статье раскрывается значение нейроигр для развития речевых навыков, когнитивных функций и сенсомоторной координации. Подчеркивается важность комплексного подхода, позволяющего через игровые технологии активизировать развитие мозга и создать условия для более успешной коррекции речевых нарушений.
Ключевые слова: нейроигры, учитель-логопед, дошкольники, ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), когнитивное развитие, коррекция речи, развитие мозга, сенсомоторные навыки.
Использование инновационных методов в логопедической практике с детьми дошкольного возраста становится все более актуальным в связи с растущим числом детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Одним из таких инновационных методов является внедрение нейроигр, которые представляют собой комбинацию игровых и терапевтических техник, направленных на стимуляцию работы мозга. Нейроигры помогают развивать когнитивные способности, такие как внимание, память, восприятие, и одновременно работать над коррекцией речевых нарушений.
Нейроигры представляют собой особый вид упражнений, которые способствуют активизации работы головного мозга, развитию нейронных связей и улучшению координации движений. В основе таких игр лежит принцип нейропластичности – способности мозга изменяться и перестраиваться под воздействием различных стимулов. Для детей с ОВЗ такие игры становятся мощным инструментом для улучшения когнитивных и моторных функций, что способствует успешной логопедической коррекции.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно при наличии речевых нарушений, часто характерны и другие сопутствующие трудности – проблемы с вниманием, памятью, координацией движений, а также задержка психомоторного развития. Нейроигры, основанные на сенсорной и моторной стимуляции, помогают логопеду воздействовать на эти области, обеспечивая комплексный подход к коррекции речевых нарушений.
Использование нейроигр в логопедической практике способствует развитию ключевых когнитивных функций, необходимых для овладения речью. Игры с элементами нейростимуляции помогают активировать зоны мозга, отвечающие за речь, улучшить межполушарные взаимодействия и сенсомоторную координацию. Например, игры, в которых ребенку необходимо следить за движением объектов на экране или управлять персонажем с помощью жестов, помогают развивать внимание и зрительно-моторную координацию, что в конечном итоге положительно сказывается на речевом развитии.
Кроме того, нейроигры могут включать в себя задания, направленные на улучшение артикуляции и звукоразличения. Игры с визуальной и аудиостимуляцией, где ребенок должен повторять звуки или слова, следуя подсказкам на экране, помогают активировать речевые зоны мозга и улучшить произношение. Такие задания могут быть полезны при коррекции дислалий, заикания и других речевых нарушений.
Существует множество видов нейроигр, которые могут быть адаптированы для использования в логопедической работе с детьми дошкольного возраста. Одним из популярных инструментов являются компьютерные программы и мобильные приложения, разработанные для развития когнитивных функций и речи у детей с ОВЗ. Например, интерактивные игры, где ребенок должен управлять персонажем с помощью движений или голоса, помогают одновременно тренировать координацию и артикуляцию.
Важную роль в нейроиграх играют задания на развитие памяти и внимания. Игры, где ребенку нужно запомнить последовательность действий или расположение объектов на экране, способствуют улучшению оперативной памяти и внимания, что важно для успешного восприятия и воспроизведения речи. Также полезны игры, направленные на развитие слухового восприятия и фонематического слуха – задания на различение звуков, рифм, слов и фраз с похожим звучанием.
Некоторые нейроигры включают в себя элементы физической активности, что особенно полезно для детей с нарушениями сенсомоторной координации. Игры, в которых необходимо двигаться, прыгать, ловить предметы или выполнять другие физические действия, помогают развивать моторные навыки, что, в свою очередь, положительно сказывается на речевом развитии. Такие упражнения активизируют работу различных зон мозга и способствуют более эффективному овладению речью.
Нейроигры могут быть эффективно использованы не только на занятиях с логопедом, но и в домашних условиях. Вовлечение родителей в процесс выполнения упражнений с использованием нейроигр позволяет сделать коррекционную работу более систематичной и непрерывной. Родители могут вместе с ребенком выполнять задания на компьютере или планшете, что способствует более быстрому достижению результатов.
Важно, чтобы нейроигры подбирались с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Логопед должен рекомендовать родителям конкретные игры и упражнения, которые наиболее эффективно помогут развивать речевые и когнитивные навыки ребенка с учетом его состояния и текущих успехов. При этом важно соблюдать баланс между цифровыми играми и традиционными упражнениями, не допуская чрезмерного увлечения электронными устройствами.
Использование нейроигр в логопедической практике с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья открывает новые возможности для коррекции речевых нарушений. Интерактивные игры, основанные на принципах нейропластичности и сенсомоторной стимуляции, помогают развивать когнитивные функции, необходимые для успешного овладения речью, и улучшают общие речевые навыки. При правильном подборе игр и систематическом подходе нейроигры могут стать важным инструментом в арсенале учителя-логопеда, способствуя более эффективной коррекционной работе с детьми.
Список литературы
Гончарова К.Н. Нейропсихологические игры. 10 волшебных занятий на развитие речи, мышления, воображения, самоконтроля / К.Н. Гончарова – Феникс, 2020 – 55 с.
Каримова, Н. В. Применение нейропсихологических техник в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ / Н. В. Каримова. —
Текст :
непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 10 (58). — С. 35-38. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/234/7693/ (дата обращения: 14.10.2024).
Микадзе
Ю.В. Нейропсихология детского возраста / Ю.В.
Микадзе
– Питер, 2021 – 288 с.
Нимаева
Х.Д. Нейропсихологический подход в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ // Вестник науки. 2022. №12 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neyropsihologicheskiy-podhod-v-korrektsionno-razvivayuschey-rabote-uchitelya-logopeda-dou (дата обращения: 14.10.2024).