Нейрокоррекционный подход к детям и подросткам с поведенческими нарушениями | Сусляева Наталья Викторовна. Работа №350091
Аннотация. Статья посвящена нейрокоррекционному подходу к работе с детьми и подростками, страдающими поведенческими нарушениями. В ней рассматриваются основные принципы нейрокоррекции, а также методы и техники, которые могут быть использованы педагогами-психологами для улучшения поведения и адаптации детей в образовательной среде. Приводятся примеры успешного применения нейрокоррекционных методов, что может служить практическим руководством для специалистов, работающих с данной категорией воспитанников.
Ключевые слова: нейрокоррекция, поведенческие нарушения, дети, подростки, педагогика, психология, коррекционные методы, эмоциональное развитие.
Нейрокоррекционный подход к детям и подросткам
с поведенческими нарушениями
Сусляева Наталья Викторовна, педагог-психолог
Муниципальное казённое учреждение
«Детский дом «Семья»
Аннотация. Статья посвящена нейрокоррекционному подходу к работе с детьми и подростками, страдающими поведенческими нарушениями. В ней рассматриваются основные принципы нейрокоррекции, а также методы и техники, которые могут быть использованы педагогами-психологами для улучшения поведения и адаптации детей в образовательной среде. Приводятся примеры успешного применения нейрокоррекционных методов, что может служить практическим руководством для специалистов, работающих с данной категорией воспитанников.
Ключевые слова: нейрокоррекция, поведенческие нарушения, дети, подростки, педагогика, психология, коррекционные методы, эмоциональное развитие.
Современное образование сталкивается с растущей проблемой поведенческих нарушений у детей и подростков. Эти нарушения могут проявляться в различных формах, включая агрессию, тревожность, гиперактивность и другие проблемы, которые затрудняют как обучение, так и социальную адаптацию. Нейрокоррекционный подход, основанный на принципах нейропсихологии и нейробиологии, предлагает ряд эффективных методов работы с такими детьми, позволяя не только скорректировать поведение, но и развить эмоциональную устойчивость и социальные навыки.
Нейрокоррекция основывается на понимании того, что многие поведенческие нарушения связаны с нарушениями в работе мозга и нервной системы. Это значит, что для успешного вмешательства необходимо учитывать нейробиологические и психофизиологические особенности каждого ребенка. Ключевым аспектом нейрокоррекционного подхода является индивидуализация коррекционных мероприятий. Педагоги и психологи должны внимательно оценивать личные особенности воспитанников, их эмоциональное состояние и уровень развития.
Один из методов нейрокоррекции — это использование сенсорной интеграции. Эта техника направлена на развитие восприятия и обработки сенсорной информации, что может помочь детям с нарушениями поведения. Например, сенсорные игры, такие как работа с различными текстурами, звуками и цветами, способствуют улучшению эмоционального состояния детей и их способности сосредоточиться. Эти активности могут быть включены в ежедневный распорядок, создавая возможности для детей обучаться через игру, что делает процесс более увлекательным и менее стрессовым.
Кроме того, важным компонентом нейрокоррекционного подхода является работа с эмоциональным интеллектом детей. Педагоги могут использовать различные техники для обучения детей распознаванию и управлению своими эмоциями. Например, можно применять метод «эмоциональной карты», где дети будут отмечать свое эмоциональное состояние в течение дня. Это позволит не только детям лучше понимать себя, но и педагогам — выявлять сложные моменты и адаптировать подход к каждому воспитаннику.
Нейрокоррекционный подход также предполагает использование арт-терапии как одного из эффективных инструментов. Искусство предоставляет детям возможность выразить свои чувства и переживания в безопасной форме. Рисование, лепка, музыка и театральные постановки могут стать каналом для самовыражения, что, в свою очередь, способствует снижению тревожности и агрессии. Педагог может организовать групповые занятия, где воспитанники будут работать над совместными проектами, что улучшает взаимодействие между ними и способствует формированию чувства принадлежности к группе.
Согласно нейрокоррекционному подходу, важно также развивать навыки саморегуляции. Дети должны научиться контролировать свои импульсы и эмоции, что является критически важным для предотвращения девиантного поведения. Педагоги могут использовать различные упражнения, направленные на развитие саморегуляции. Например, техники релаксации и дыхательные упражнения могут быть включены в учебный процесс, позволяя детям успокаиваться и сосредоточиться на своих чувствах. Важно, чтобы дети осознавали, что у них есть возможность управлять своими эмоциями и поведением.
Также стоит отметить, что нейрокоррекционный подход может быть использован в сочетании с другими методами. Например, когнитивно-поведенческая терапия может быть интегрирована в нейрокоррекционную программу для работы с детьми, страдающими от тревожных расстройств. Комбинация методов позволяет создать комплексную коррекционную программу, которая будет учитывать все аспекты развития ребенка, что существенно повышает шансы на успешное преодоление поведенческих нарушений.
Важно, чтобы педагоги были обучены нейрокоррекционным методам и техникам. Проведение семинаров и тренингов для специалистов позволит им получить необходимые знания и навыки для работы с детьми с поведенческими нарушениями. Наличие поддержки и информации поможет педагогам быть уверенными в своих действиях и способностях, что непосредственно сказывается на качестве образования и психологической поддержки воспитанников.
В заключение, нейрокоррекционный подход к работе с детьми и подростками с поведенческими нарушениями представляет собой мощный инструмент, способствующий их социальному и эмоциональному развитию. Применение сенсорной интеграции, арт-терапии, развития эмоционального интеллекта и навыков саморегуляции позволяет не только корректировать поведение, но и помогать детям адаптироваться в обществе. Комплексная работа обеспечивает целостный подход к решению проблемы, что в конечном итоге способствует созданию более гармоничной и продуктивной среды. Таким образом, нейрокоррекция становится важным этапом в обеспечении успешного будущего детей и подростков с поведенческими нарушениями.
Список литературы
Альшанская
М
.
В.
, Александрова
Н
.
В.
,
Вихорева
Е
.
В.
Личностные особенно
сти подростков с поведенческими нарушениями // Омский психиатрический журнал. 2017. №4 (14).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-osobennosti-podrostkov-s-povedencheskimi-narusheniyami
Косицына
Д. С.
О
собенности нарушений в поведенческой и эмоциональной сфере подростков // Форум молодых ученых. 2019. №2 (30).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-narusheniy-v-povedencheskoy-i-emotsionalnoy-sfere-podrostkov
Маринина
А. С.
А
рт-терапевтическая
нейрокоррекция
как своевременная интеграция подходов психологической помощи детям и подросткам // Вестник Московской международной академии. 2023.
№2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/art-terapevticheskaya-neyrokorrektsiya-kak-svoevremennaya-integratsiya-podhodov-psihologicheskoy-pomoschi-detyam-i-podrostkam